Четверг, 08.12.2016, 12:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Естественные науки

ТОПЛИВА СРЕДНЕЭТАНОЛЬНЫЕ ДЛЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ С ИСКРОВЫМ ЗАЖИГАНИЕМ С ГИБКИМ ВЫБОРОМ ТОПЛИВА

Предыдущая страница

6. Методика смешивания

 

6.1 Настоящий стандарт устанавливает методику смешивания среднеэтанольных топлив на распределительных терминалах, нефтебазах или в розничной сети с использованием смешивающей топливораздаточной колонки.

6.2 Разрабатывают программу смешивания топлива с описанием необходимых действий для получения среднеэтанольных топлив с заданными свойствами, соответствующих предполагаемым эксплуатационным характеристикам транспортных средств с гибким выбором топлива.

6.2.1 В зависимости от тщательности подготовки и планирования всей топливной системы программа смешивания может включать использование как нового оборудования, так и модификации имеющегося оборудования.

6.2.2 Исследование и проектирование топливной системы, контактирующей с топливом, начинается с анализа потока топлива от места получения до розничной поставки, при этом проверяют совместимость материалов со смешиваемыми компонентами и готовым среднеэтанольным топливом.

6.2.3 Системы хранения и смешивания топлива должны соответствовать законодательным требованиям и контролироваться органами, ответственными за резервуары для хранения, топливораздаточные колонки и сопутствующее оборудование.

6.2.4 При использовании смешивающей топливораздаточной колонки с одним шлангом она должна быть предназначена только для обслуживания транспортных средств с гибким выбором топлива. При использовании конфигурации колонки с несколькими шлангами один шланг может быть предназначен для топлива E0 или E10, а другой или дополнительные шланги могут быть предназначены для среднеэтанольных топлив.

6.2.5 Регистрация результатов и изменений при анализе системы может быть полезной для дальнейшего использования.

6.2.6 При планировании учитывают процедуры обращения с поставляемыми топливами с разными содержаниями этанола и бензина, проектные и эксплуатационные возможности используемых измерительных устройств для смешивания.

6.2.7 Проводят анализ, начиная с момента поступления компонентов в обращение на терминал, в систему распределения и транспортирования до розничной продажи.

6.3 Определение свойств смешиваемого компонента

6.3.1 Поставщик топлива, которое предполагается использовать для смешивания среднеэтанольных топлив, должен предоставить организации, осуществляющей смешивание, товаросопроводительные документы на продукт, содержащие полную информацию (описание продукта, определение класса автомобильного топлива и др.). Поставщик топлива несет ответственность за достоверность товаросопроводительных документов на продукт. Поскольку товаросопроводительные документы на продукт не всегда содержат информацию, необходимую организации, осуществляющей смешивание, для точного подтверждения соответствия полученной смеси организация должна запрашивать у поставщика (поставщиков) топлив протоколы испытаний. Затем она должна разработать и согласовать с поставщиком (поставщиками) спецификацию на продукт или периодически определять содержание этанола в образце каждого компонента по ASTM D 4815 или по ASTM D 5599 - для бензина или смесей бензина и этанола, по ASTM D 5501 - для смесей этанольных топлив по ASTM D 5798, денатурированного топливного этанола по ASTM D 4806 и готовых среднеэтанольных топлив. Организация, осуществляющая смешивание, также должна установить, что содержание неорганических хлоридов в денатурированном топливном этаноле по ASTM D 4806 не превышает уровень, который обеспечивает содержание хлоридов в готовом среднеэтанольном топливе не более 1 мг/кг по ASTM D 5798.

6.3.2 Организация, осуществляющая смешивание, должна учитывать, что используемое топливо для двигателей с искровым зажиганием (по ASTM D 4814) может содержать максимальную концентрацию этанола, допускаемую спецификациями и нормативами на топливо, которая может изменяться при хранении. Также содержание этанола в смесях топливного этанола (по ASTM D 5798) может изменяться в зависимости от времени года и места предполагаемой продажи этанольного топлива. Эти изменения следует учитывать при подготовке процедуры смешивания среднеэтанольных топлив.

6.3.3 Организация, осуществляющая смешивание, также должна учитывать, что денатурированный топливный этанол по ASTM D 4806 содержит в качестве денатуранта от 1,96% об. до 5,0% об. углеводородов (обычно от 2,0% об. до 2,5% об. денатуранта), которое также необходимо учитывать при смешивании среднеэтанольных топлив.

6.4 Формула смешивания

6.4.1 Формула, используемая для смешивания среднеэтанольных топлив, основана на правиле рычага для двух компонентов, используемых при приготовлении смеси. Для приготовления такой смеси используют бензин или смесь бензина и этанола по ASTM D 4814 в качестве углеводородного компонента и смесь топливного этанола по ASTM D 5798 или денатурированный топливный этанол по ASTM D 4806 - в качестве этанольного компонента. Вычисления должны быть основаны на значениях брутто, а не на значениях нетто с поправкой на температуру.

6.4.2 Смешивание проводят по формуле

где FG - доля бензина, используемая для приготовления среднеэтанольного топлива;

(1-FG) - доля топливного этанола или денатурированного топливного этанола, используемая для среднеэтанольного топлива;

FEE - доля этанола в смеси топливного этанола по ASTM D 5798 или денатурированном топливном этаноле по ASTM D 4806;

FEML - заданная доля этанола в получаемом при смешивании топливе;

FEG - доля этанола в бензине.

6.4.3 Пример 1 - Смешивание на распределительном терминале

Приведен пример расчета для приготовления среднеэтанольного топлива на терминале или нефтебазе.

6.4.4 На терминале необходимо приготовить из прямогонного бензина и денатурированного топливного этанола среднеэтанольное топливо E30, следовательно FEML = 0,30.

6.4.5 Бензин на терминале не содержит этанола, следовательно в формуле (1) FEG = 0.

6.4.6 Содержание этанола в денатурированном топливном этаноле, определенное на терминале, составляет 97,5% об., следовательно FEE = 0,975.

6.4.7 Проводят вычисление по формуле (1)

6.4.7.1 Доля бензина в данной смеси составляет 0,692 или 69,2% об., доля денатурированного топливного этанола составляет 1 - 0,692 = 0,308 или 30,8% об.

6.4.8 Пример 2 - Смешивание на розничной автозаправочной станции

Приведен пример вычисления для приготовления среднеэтанольного топлива на автозаправочных станциях с использованием смешивающих топливораздаточных колонок. Значения содержания этанола в бензине и топливных этанольных смесях предоставлены поставщиком.

6.4.9 На розничной автозаправочной станции необходимо приготовить среднеэтанольное топливо E30 из бензина с содержанием денатурированного топливного этанола 10% об. (E10) и смеси топливного этанола, следовательно FEML = 0,30.

6.4.10 Бензин E10 в резервуаре содержит 9,7% об. этанола, как указано поставщиком топлива, следовательно FEG в формуле (1) составляет 0,097.

6.4.11 Топливная этанольная смесь на станции содержит 72,5% об. этанола, как указано поставщиком, поэтому содержание этанола в топливной этанольной смеси FEE = 0,725.

6.4.12 Проводят вычисления по формуле (1)

6.4.12.1 Доля бензина в данной смеси составляет 0,677 или 67,7% об., доля топливной этанольной смеси составляет 1 - 0,677 = 0,323 или 32,3% об.

6.4.13 Пример 3 - Смешивание на розничной автозаправочной станции

Приведен пример вычисления для приготовления среднеэтанольного топлива на автозаправочных станциях с использованием смешивающих топливораздаточных колонок. В данном случае имеется транспортная накладная из терминала, в которой указано содержание денатурированного топливного этанола в топливной этанольной смеси и бензине.

6.4.14 На бензоколонке необходимо приготовить среднеэтанольное топливо E50 из бензина с содержанием денатурированного топливного этанола 10% об. (E10) и топливной этанольной смеси, следовательно FEML = 0,50.

6.4.15 Бензин E10 с терминала содержит 9,5% об. этанола, если предположить, что денатурированный топливный этанол содержит 5% об. денатуранта (см. 6.3.3), следовательно FEG = 0,095.

6.4.16 Смесь этанольного топлива по документам поставщика приготовлена из 70% об. денатурированного топливного этанола и 30% об. бензина. Поскольку денатурированный топливный этанол содержит углеводородный денатурант, его следует учитывать при получении фактического содержания этанола в смеси этанольного топлива. Денатурированный топливный этанол содержит примерно 95% об. чистого этанола (см. 6.3.3). Следовательно содержание этанола в смеси этанольного топлива составляет 0,095 (от 70% об.) = 66,5% об. Следовательно FEE = 0,665.

6.4.17 Проводят вычисление по формуле (1)

6.4.17.1 Доля бензина E10 в данной смеси составляет 0,290 или 29,0% об., доля смеси топливного этанола составляет 1 - 0,290 = 0,710 или 71,0% об. Если содержание этанола и углеводородных компонентов в топливе неизвестно, программа розничных смешивающих топливораздаточных колонок должна прекратить распределение любого среднеэтанольного топлива.

6.5 Рекомендуется идентифицировать среднеэтанольные топлива как "среднеэтанольное топливо" и после наименования продукта указывать обозначение EXX, где XX - номинальное содержание денатурированного топливного этанола в объемных процентах. Также рекомендуется, чтобы на каждой автозаправочной колонке, подающей среднеэтанольное топливо, было размещено предупреждение, информирующее покупателя о том, что данное топливо предназначено только для транспортных средств с гибким выбором топлива.

6.6 На практике заданное содержание этанола для разных среднеэтанольных топлив, соответствующих настоящему стандарту, может составлять (EXX +/- 5)% об.

6.7 Требования к летучести

Для подтверждения соответствия летучести заявленным требованиям организация, смешивающая среднеэтанольные топлива, должна вначале подтвердить, что смесь этанольного топлива, используемая для приготовления среднеэтанольных топлив, соответствует ASTM D 5798. Это можно подтвердить, используя протокол испытаний, полученный у поставщика смесей топливного этанола, или другую форму подтверждения соответствия продукта установленным требованиям. Если организация проводит смешивание с использованием денатурированного топливного этанола по ASTM D 4806, она должна подготовить представительные пробы с заданным соотношением этанол/углеводороды с использованием денатурированного топливного этанола по ASTM D 4814 и бензина или смеси бензина и этанола по ASTM D 4814. Данную пробу используют для приготовления и испытания смеси для определения давления насыщенных паров по ASTM D 5191.

6.7.1 Полученное значение должно соответствовать минимальному давлению насыщенных паров, установленному в ASTM D 5798 для класса летучести для времени года и региона, в которых будут использовать среднеэтанольное топливо.

6.7.2 Если полученное значение давления насыщенных паров не соответствует установленному минимальному пределу, необходимо использовать более летучий бензин или смесь бензина и этанола и снова определить давление насыщенных паров (см. 6.7).

 

Приложение A1 (обязательное)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПАСНОСТЯХ

 

A1.1 Общие положения

A1.1.1 Денатурированный топливный этанол по ASTM D 4806 имеет более низкое давление насыщенных паров по сравнению со смесью топливного этанола по ASTM D 5798. Из-за низкого давления насыщенных паров паровоздушное пространство в подземных и других резервуарах становится огнеопасным при обычных температурах окружающей среды. Необходимо принимать соответствующие меры предосторожности для предотвращения воспламенения от источников воспламенения. Эта проблема наиболее актуальна при холодной погоде и при незначительном запасе топлива в топливном резервуаре. Системы резервуаров, используемые на розничных станциях для хранения смесей этанольных топлив, должны соответствовать законодательным требованиям. Продавцы топлива, отвечающие за системы смешивания, должны при необходимости предоставлять утвержденную документацию.

A1.1.2 Заполнение подземного резервуара денатурированным топливным этанолом по ASTM D 4806 может вызывать накопление статических зарядов. Необходимо принимать соответствующие меры предосторожности при пользовании указателем уровня для определения степени заполнения резервуара. Следует выдержать достаточное время для рассеивания статических зарядов перед использованием указателя уровня.

 

Приложение X1 (справочное)

ВАЖНОСТЬ МЕТОДИКИ СМЕШИВАНИЯ СРЕДНЕЭТАНОЛЬНЫХ ТОПЛИВ

 

X1.1 Контроль топлива

X1.1.1 Программа мониторинга качества топлива при длительном хранении является частью успешной программы контроля качества. Она устанавливает периодичность замены хранящегося топлива.

X1.1.2 Следует периодически отбирать пробы хранящегося топлива и определять его качество. Руководства по отбору проб приведены в ASTM D 4057 и ASTM D 5842. Загрязняющие примеси и продукты разложения топлива обычно осаждаются на дне стационарного резервуара. Наряду с объединенной пробой, составленной из проб, взятых со всех уровней жидкости, следует испытывать донные или промежуточные пробы в соответствии с ASTM D 4057. Пробы на розничных автозаправочных станциях можно отбирать по ASTM D 5842.

X1.2 Фильтрование топлива

X1.2.1 При поставке топлив для двигателей с искровым зажиганием возможно их загрязнение частицами, забивающими фильтр. Рекомендуется для снижения загрязнения топлив оборудовать автозаправочные колонки фильтрами с размером пор не более 10 мкм.

X1.3 Пробы, контейнеры и обращение с пробами

X1.3.1 Введение

Поскольку в спецификациях на топлива требования к качеству повышаются, содержание загрязняющих веществ и примесей более точно контролируется, необходимо принимать повышенные меры осторожности при отборе и хранении проб для контроля качества.

X1.3.2 Рекомендации по отбору проб, выбору контейнеров и обращению с пробами

X1.3.2.1 Процедуры ручного отбора проб приведены в ASTM D 4057 и ASTM D 5842, а процедуры автоматического отбора проб - в ASTM D 4177.

X1.3.2.2 Правильный объем пробы и выбор соответствующего контейнера имеют важное значение, т.к. это может повлиять на результаты испытаний. Рекомендации по выбору контейнеров, смешиванию проб и обращению с пробами приведены в ASTM D 5854.

X1.3.2.3 Особые меры предосторожности, рекомендуемые для отбора представительной пробы, и инструкции по обращению с пробой для определения летучести приведены в ASTM D 5842.

X1.3.2.4 Отбор однородной пробы из топливораспределительных систем на розничных автозаправочных станциях может быть затруднительным. В ASTM D 5842 приведена процедура отбора представительной пробы топлива, заливаемого в бак транспортного средства.

X1.4 Присадки к топливу

X1.4.1 В бензин и смеси бензина и этанола добавляют сертифицированную присадку, препятствующую образованию отложений.

X1.4.2 Присадки к среднеэтанольному топливу следует выбирать осторожно, поскольку некоторые присадки могут ограничивать растворимость в денатурированном топливном этаноле.

X1.5 Водостойкость топлива

X1.5.1 Водостойкость топлива характеризует способность смеси бензина и этанола растворять воду без фазового разделения. Водостойкость топлива зависит от температуры и количества растворенной воды. При понижении температуры смеси водостойкость снижается. Концентрация этанола и содержание ароматических углеводородов в топливе также влияют на водостойкость топлива. Водостойкость топлива улучшается при увеличении содержания этанола и ароматических углеводородов.

X1.6 Дополнительные положения

X1.6.1 Микробиологическое загрязнение

X1.6.1.1 Неконтролируемое микробиологическое загрязнение в топливных системах может привести к разным проблемам, включая повышенную коррозионную активность, пониженную стабильность и теплотворность, затруднение фильтруемости. Микробиологические процессы в топливных системах также могут привести к повреждению системы.

X1.6.1.2 Поскольку микроорганизмы, способствующие возникновению вышеуказанных проблем, могут не присутствовать в самом топливе, рекомендуемый критерий микробиологической чистоты отсутствует. Важно, чтобы персонал, отвечающий за качество топлива, учитывал влияние неконтролируемого микробиологического загрязнения на качество топлива.

X1.6.1.3 В ASTM D 6469 приведены основные сведения о признаках, возможности появления и последствиях микробиологического загрязнения, а также рекомендации по обнаружению и контролю микробиологического загрязнения в топливах и топливных системах.

 

Приложение ДА (справочное)

СВЕДЕНИЯ О СООТВЕТСТВИИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ ССЫЛОЧНЫМ СТАНДАРТАМ

Таблица ДА.1

Обозначение и наименование ссылочного стандарта

Степень соответствия

Обозначение и наименование межгосударственного стандарта

ASTM D 4057-12 Стандартная практика ручного отбора проб нефти и нефтепродуктов

-

<*>

ASTM D 4175-14 Стандартная терминология по нефти, нефтепродуктам и смазочным материалам

-

<*>

ASTM D 4177-10 Стандартная практика автоматического отбора проб нефти и нефтепродуктов

-

<*>

ASTM D 4806-14 Стандартная спецификация на денатурированный топливный этанол для смешивания с бензинами для использования в качестве топлива для автомобилей с искровым зажиганием

-

<*>

ASTM D 4814-14 Стандартная спецификация на топлива для автомобильных двигателей с искровым зажиганием

-

<*>

ASTM D 4815-13 Стандартный метод определения МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ, ДИПЭ, третичных амиловых спиртов и спиртов C1 - C4 в бензине газовой хроматографией

-

<*>

ASTM D 5191-13 Стандартный метод определения давления насыщенных паров нефтепродуктов (мини-метод)

IDT

ГОСТ 33157-2014 Нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров (мини-метод)

ASTM D 5501-12 Стандартный метод определения содержания этанола в денатурированном топливном этаноле газовой хроматографией

-

<*>

ASTM D 5599-10 Стандартный метод определения оксигенатов в бензине газовой хроматографией с кислород-селективным пламенно-ионизационным детектором

-

<*>

ASTM D 5798-14 Стандартная спецификация на топливные этанольные смеси для автомобильных двигателей с искровым зажиганием

-

<*>

ASTM D 5842-14 Стандартная практика отбора и работы с пробами топлив для определения летучести

-

<*>

ASTM D 5854-10 Стандартная практика смешивания жидких проб нефти и нефтепродуктов и обращения с ними

-

<*>

ASTM D 6469-14 Стандартное руководство по определению микробиологического загрязнения топлив и топливных систем

-

<*>

ASTM D 7319-13 Стандартный метод определения общих и потенциальных сульфатов и неорганических хлоридов в топливном этаноле ионной хроматографией с подавлением и прямым вводом пробы

-

<*>

ASTM D 7328-13 Стандартный метод определения общих и потенциальных сульфатов и неорганических хлоридов в топливном этаноле методом ионной хроматографии с вводом водного образца

-

<*>

<*> Соответствующий межгосударственный стандарт отсутствует. До его утверждения рекомендуется использовать перевод на русский язык данного стандарта. Перевод данного стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

 

Примечание - В настоящей таблице использовано следующее условное обозначение степени соответствия стандартов:

IDT - идентичные стандарты.

Категория: Естественные науки | Добавил: x5443x (27.03.2016)
Просмотров: 127 | Теги: топливо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016