Вторник, 06.12.2016, 03:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Естественные науки

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ, КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛУКОПЧЁНЫХ КОЛБАС, РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОРГОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Г. ВОЛГОГРАДА

К.В.Эзергайль, Н.Н.Антипова, В.А.Чучунов, А.В.Горбунов

ОЦЕНКА БЕЗОПАСНОСТИ, КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПОЛУКОПЧЁНЫХ КОЛБАС, РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОРГОВЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ Г. ВОЛГОГРАДА

Изучены показатели качества полукопчёных колбас, дана оценка их безопасности. На основании органолептических физико-химических исследований и параметра цен рассчитана конкурентоспособность по каждому изучаемому объекту.

Ключевые слова: безопасность, качество, конкурентоспособность, коэффициенты значимости, комплексный показатель качества.

 

В настоящее время на потребительском рынке представлен широкий ассортимент различных видов колбасных изделий. Однако качество отдельных видов оставляет желать лучшего. Поэтому предприятиям-изготовителям следует всегда помнить, что важно не только предлагать потребителю в широком ассортименте качественную и безопасную продукцию, но и делать всё, что бы она была конкурентоспособной [2].

Исходя из этого, целью настоящих исследований явилась оценка качества, безопасности и конкурентоспособности полукопчёных колбас, реализуемых в розничных торговых предприятиях г. Волгограда.

Для проведения исследования нами были отобраны пять образцов полукопчёной колбасы «Краковская», охлажденная, категория Б, изготовленных различными производителями: образец №1 - изготовитель ОАО «Сочинский мясокомбинат»; образец №2 - ООО Мясоптицекомбинат «Каневской»; образец №3 - ЗАО «Агро-Инвест»; образец №4 - ООО Мясокомбинат «Дубки»; образец №5 - «Мясокомбинат «Калачёвский».

При исследовании маркировки на батонах колбасных изделий было установлено, что информация для потребителя дана в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51074 - 2003, то есть была достаточной, доступной и достоверной.

В соответствии с законом РФ «О защите прав потребителей», изготовитель обязан обеспечить безопасность продукции в течение указанного срока годности. Безопасность пищевых продуктов - это отсутствие токсического, канцерогенного, мутагенного или любого другого неблагоприятного воздействия пищевых продуктов на организм человека при употреблении их в общепринятых количествах.

В настоящее время безопасность выпускаемой продукции может обеспечиваться: декларированием продукции о её соответствии требованиям национальных стандартов по показателям безопасности; добровольной сертификацией соответствия системы качества предприятия стандартам ИСО серии 9000; добровольной сертификации по международной системе НАССР, называемой в отечественной литературе ХАССП.

Все исследуемые образцы имели декларацию о соответствии их требованиям национальных стандартов и показателям безопасности.

Качества исследуемых образцов оценивали в лабораториях кафедры «Технология производства, переработки продуктов животноводства и товароведение» Волгоградского государственного аграрного университета экспертной группой в составе 5 человек, при этом было определено 5 показателей, характеризующих органолептические показатели качества полукопчёной колбасы: внешний вид, цвет на разрезе, консистенция, вкус, запах.

Оценка органолептических показателей качества, произведенная в соответствии с требованиями ГОСТ Р 53588-2009, показала, что все батоны исследуемых образцов полукопчёных колбас имели чистую, сухую поверхность, плотную консистенцию, вкус и запах, приятный, свойственный данному виду продукта, кроме образца колбасы, изготовленной ОАО «Сочинский мясокомбинат», у которой вкус и запах были достаточно выражены.

Оценка качества исследуемых образцов полукопчёной колбасы по физико- химическим показателям представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Физико-химические показатели

На основании проведенных физико-химических исследований установлено, что все образцы варёной колбасы «Краковская», реализуемые в магазинах «Магнит» и «Покупочка», отвечали требованиям ГОСТ Р 53588-2009.
Известно, что конкурентоспособность любого товара обусловливается качественными и стоимостными и др. критериями, которые могут быть достаточно полно охарактеризованы с помощью системы показателей [1].

Набор показателей конкурентоспособности продовольственных показателей зависит от вида продукции, условий проведения оценки, а также субъекта, с позиции которого оценивается конкурентоспособность товара [3].

Так, конкурентоспособность с позиции производителя начинается со стадии разработки продукции расчет себестоимости, прогнозируемой цены и других показателей.

Наиболее значима оценка конкурентоспособности с позиции потребителя, для которого привлекательность продукции определяется степенью удовлетворения совокупности разноплановых требований, приоритет которых зависит как от вида продукции, так и от типа ее потребления.

Для расчета и анализа конкурентоспособности исследуемых образцов полукопченой колбасы должна быть решена задача определения номенклатуры параметров, подлежащих анализу и существенных с точки зрения потребителя. Исходя из этого, нами были проведены социологические исследования на базе магазинов «Магнит» и «Покупочка», в результате которых было выявлено, что в данном сегменте рынка покупатели лучшей полукопченой колбасой из предполагаемых в этих магазинах считают колбасу полукопченую «Краковская», изготовленную ЗАО «Арго-Инвест».

На основании результатов опроса было выявлено, что для покупателей наиболее важными при выборе полукопченых колбас являются вкус и запах, цвет на разрезе, внешний вид, консистенция, степень свежести, упаковка и маркировка, безопасность, имидж торговой марки и цена.

Потребительские свойства исследуемых образцов колбасы «Краковская», изготовленной различными производителями оценивались по 5-бальной шкале.

Таблица 2 - Оценка потребительских свойств полукопченой колбасы «Краковская» (баллы)    

Коэффициент весомости каждого единичного показателя рассчитывали, используя метод рангов.
За базовую продукцию принимая образец №2 - полукопченая колбаса «Краковская», изготовленная ЗАО «Агро-Инвест». Рассчитываем относительные показатели конкурентоспособности образов по формуле:
 (1)
где gi - относительный показатель единичного параметра; Pi - значения i-го показателя качества оцениваемой продукции; Р - значение i-го показателя качества базовой продукции [1].

Таблица 3 - Порядок расчета относительного показателя конкурентоспособности исследуемых образцов

          

Рассчитываем комплексный показатель затем конкурентоспособности по потребительским свойствам по формуле:
    (2)
где Jm- -комплексный показатель по потребительским свойствам; gi - относительный показатель i-го параметра; ai - коэффициент весомости i-го параметра; n - число показателей; i - общая величина коэффициента весомости.

Рассчитываем индекс цены для исследуемых образцов по формуле:
    (3)
где Jэ - индекс цены для исследования образца; С0 - цена оцениваемого товара; Сб - цена базового образца.

Далее, рассматриваем интегральный показатель по формуле
  (4)

Анализ результатов расчета интегрального показателя конкурентоспособности (К) показывает, что исследуемых образцов колбасы «Краковская» не конкурентоспособный. Это образец №4 - колбаса «Краковская», изготовленная ООО Мясокомбинат «Дубки». Предполагаем этому производителю скорректировать стоимость образца для достижения или разницы конкурентоспособности с базовым образцом. Расчет производится по формуле:

где CK - цена после корректировки; К - конкурентоспособность исследуемого образца; Co - цена исследуемого образца [2].

На основании вышеизложенного можем утверждать, что в общем виде конкурентоспособность товара для избранного сегмента рынка обуславливается:
- соответствие качества товара сложившимся или предлагаемым требованиям потребителя;
- более низкой ценной потребления при одинаковом уровне качества;
- уверенностью потребителя в возможности поставщика не только обеспечивать стабильность качества, но и безопасность производимой продукции.

Библиографический список

1. Тариченко, Ф.И. Потребительские товары. Теоретические основы [Текст]: учебное пособие/ Ф.И. Тариченко, В.В. Крючкова, П.В. Скрипин. - п. Персияновка: ДонГАУ, 2009. - 116 с.
2. Фатхутдинов, Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент [Текст]/ Р.А. Фатхутдинов. - М.: Маркетинг, 2002.
3. Эзергайль, К.В. Уровень качества и конкурентоспособность молока питьевого реализуемого торговыми предприятиями г. Волгограда [Текст] / К.В. Эзергайль, Т.А. Любименко, В.А. Чучунов // Аграрная наука - основа успешного развития АПК и сохранения экосистем: материалы Международной научно-практической конференции. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2012. - С. 448-453.
 

Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование № 2 (38), 2015

Категория: Естественные науки | Добавил: x5443x (30.05.2016)
Просмотров: 141 | Теги: колбаса | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016