Пятница, 09.12.2016, 10:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Е.А.Степанов

ЭВОЛЮЦИЯ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Выявлены понятие и субъекты внешней торговли, рассмотрена эволюция подходов к исследованию факторов, влияющих на внешнюю торговлю, в том числе классическая и неоклассическая теории, новая технологическая концепция. Особое внимание уделено современным теориям внешней торговли, в том числе концепции технологического разрыва, теории внутриотраслевой торговли, теории жизненного цикла продукта, теории подобия стран и теории конкурентных преимуществ.

Ключевые слова: факторы внешней торговли, меркантилизм, классическая теория, экспорт, импорт, факторы внешней торговли, новая технологическая теория, теория подобия стран.

 
В экономической теории процесс внешней торговли всегда анализировался как фактор усиления национальной экономики в мировом пространстве, а также как сила, направленная против тенденции понижения нормы прибыли отечественных производителей. Этот тезис, выявленный классической школой в XVIII-XIX вв., до сих пор сохраняет свою значимость. Это связано с тем, что современные ТНК, используя более дешёвые труд и сырьё, снижают производственные издержки, ориентируясь на повышение прибыльности операций. Предприятия ориентируют производство своей продукции не только на отечественные, но и на мировые рынки, осуществляя массовое крупносерийное производство, понижая тем самым свои издержки. Внешняя торговля, делая более дешёвыми элементы постоянного капитала, способствует росту нормы прибыли и делает возможным расширение масштабов производства. Таким образом, анализ факторов внешней торговли в экономических теориях позволяет выявить и обосновать закономерности развития внешнеэкономических связей в современной мировой экономике.

Нами анализируется проблема формирования факторов, оказывающих влияние на внешнюю торговлю в экономической науке, в том числе меркантилизм, классическая и неоклассическая теории. Особое внимание уделено современным подходам, выявляющим институциональную среду формирования этих факторов.

1. Понятие и субъекты внешней торговли. Генезис теорий внешней торговли. Анализ внешней торговли необходимо начать с рассмотрения сущности данного понятия в экономических источниках. В литературе по мировой экономике существуют разные толкования понятия «внешняя торговля». По мнению В. В. Покровской, под внешней торговлей понимается форма связи между производителями продукции разных стран, обслуживающая сферу товарного обращения преимущественно через коммерческие сделки, оформленные внешнеторговыми контрактами [1]. Р. И. Хасбулатов под внешней торговлей понимает такую часть произведённых товаров и услуг, которая определённая страна выносит за пределы своей территории в целях реализации, а также ту часть товаров, услуг и иных элементов вещественных и невещественных свойств, которая страна ввозит из-за границы [2]. Под внешней торговлей понимается торговля между странами, включающая вывоз (экспорт) и/или ввоз (импорт) товаров [3]. В «Кратком экономическом словаре» под внешней торговлей понимается торговля одной страны с другими странами, состоящая из ввоза (импорта) и вывоза (экспорта) товаров [4]. По мнению И. Т. и А. И. Балабановых, внешняя торговля характеризуется как система экономических отношений, возникающих при движении товаров, услуг и результатов интеллектуальной собственности между государствами и экономическими субъектами разных государств [5]. По мнению Л. Н. Даниленко, внешняя торговля — это перемещение товаров в форме экспорта-импорта применительно к одной стране [6]. Как считает В. Сельцовский, внешняя торговля представляет собой сумму стоимости товарного экспорта и импорта. Под экспортом он понимает вывоз товаров с территории государства без обязательств об обратном ввозе. Экспорт включает в себя вывоз из страны отечественных товаров и реэкспорт. Под импортом подразумевается ввоз товаров на территорию государства без обязательства об обратном вывозе. В импорт товаров включаются ввезённые товары, предназначенные для внутреннего потребления, и реимпорт [7].

Субъектами внешней торговли в стране являются импортёры, экспортёры и государственный сектор, включающий в себя органы, контролирующие внешнюю торговлю. Нормы и санкции, применяемые к участникам внешней торговли на национальном уровне, определяют институты таможенного дела, валютного, санитарного, фитосанитарного контроля и др. Субъекты внешней торговли в схематичной форме представлены на рис. 1. Под институтами мировой экономики мы будем понимать правила внешней торговли, установленные международными экономическими организациями и интеграционными объединениями применительно к внешней торговле страны. Сплошной стрелкой показан реальный поток товаров и услуг, пунктирной стрелкой показан денежный поток. Воздействие государства и институтов мировой экономики на экспортёров и импортёров показаны штриховой линией.

Внешняя торговля развивается под воздействием ряда факторов, которые были предметом изучения многих экономических школ и направлений (рис. 2). Эти теории представлены учениями меркантилистов, классической школой и неоклассическим направлением. Современные концепции внешней торговли по большей части являются развитием или дополнением неоклассической парадигмы.

Теории внешней торговли появились одновременно с первой экономической школой меркантилизма. Представитель этой концепции Т. Ман считал внешнюю торговлю способом увеличения накопления капитала в стране. По его мнению, часть запаса страны (экспорт), которая не возвращается к ней в виде прочих товаров (импорт), должна обязательно вернуться стране в виде драгоценных металлов [8].

Меркантилисты экономически целесообразным рассматривали только экспорт товаров, а в отношении импорта (за исключением сырья, которого нет в стране) предполагали государственный контроль и ограничения в форме высоких ставок таможенных пошлин. Главным фактором, оказывающим влияние на внешнюю торговлю, меркантилисты считали возможность увеличения богатства страны в форме денег (золота и серебра).
 

Рис. 1. Субъекты внешней торговли и их взаимосвязь

Достоинство меркантилизма заключается в том, что он является основой для импортозамещающей модели развития экономики, которую использовали страны «третьего мира» и социалистические страны. Импортозамещающая модель
в настоящее время является приоритетной и для российской экономики. Сущность модели заключается в такой государственной политике, которая поддерживает и развивает импортозамещающие отрасли. Поддержка отраслей выражается в протекционистской защите отраслей, конкурирующих с импортом. Крайняя форма протекционизма проявляется в виде автаркии, когда вводится неконвертируемость валюты и государственная монополия на внешнюю торговлю.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что импорт является индикатором импортозамещения. Явление импортозамещения может приносить стране как положительные, так и отрицательные эффекты. Положительный эффект заключается в появившейся возможности развития импортозамещающих отраслей, созданием новых рабочих мест. Кроме того в связи с заменой импортных основных средств отечественными аналогами, снижаются валютные расходы страны. Примером этому может послужить развитие сельскохозяйственной отрасли в России в результате запрета ввоза сельскохозяйственной продукции из стран Западной Европы. Отрицательным моментом импортозамещения является тот факт, что производства, защищённые государством, могут стать нерентабельными и неэффективными, и в течение неопределённого периода субъекты национальной экономики платят большие налоги.
2. Факторы внешней торговли в классических теориях. Классик экономической теории, А. Смит, критикуя меркантилистов, считал, что богатство страны заключается в развитых факторах производства — капитале, труде и земле, а не во владении драгоценными металлами [9]. Он также выделял как абсолютные естественные и приобретённые преимущества. Естественными преимуществами обладают такие страны, которые владеют уникальными природными ресурсами. Это природные, климатические, почвенные условия, наличие в недрах земли нефти, газа, золота, алмазов, выход к морю и т. д. Такие преимущества создают условия для естественного разделения труда. Приобретёнными преимуществами обладают страны, которые эффективно разместили производительные силы на своей территории, используя инновационные достижения научно- технического прогресса. Также к абсолютным преимуществам А. Смит относил размеры территории страны, уровень культуры и образования, эффект масштаба производства, транспортные расходы.
 

Рис. 2. Факторы внешней торговли в экономической науке

Д. Рикардо, опираясь на труды А. Смита, разработал теорию относительных (сравнительных) преимуществ [10]. В своих рассуждениях он вводит понятие альтернативной стоимости, представляющей собой сравнение цен двух единиц отечественных товаров, выраженных через количество труда (рабочего времени), затраченного на их производство. Он считал разницу в производительности труда в государствах единственным фактором, которой создаёт предпосылки для внешней торговли. Эта разница зависит в свою очередь от географических условий и уровня социально-экономического развития. Согласно его теории, страна будет экспортировать такие товары, в производстве которых она обладает сравнительным преимуществом, и импортировать товары, в производстве которых у неё таких преимуществ нет. Поэтому даже если одна страна в меньшей степени эффективна, чем другая, в производстве двух товаров (все товары производятся без абсолютных преимуществ), всё равно есть условия для взаимовыгодной внешней торговли.

Концепция сравнительных преимуществ была уточнена и дополнена Дж. Ст. Миллем [11]. Он выдвинул тезис о том, что фактор, объясняющий внешнюю торговлю различиями в производительности труда, является недостаточным. Поэтому он вводит необходимый фактор «обоюдного спроса», который управляет внешней торговлей. По его мнению, равновесное положение на мировом рынке достигается тогда, когда ценность экспорта в одной стране соответствует ценности импорта в другой. На этой основе он определил страны, которые получают максимальную выгоду от внешней торговли. Такими являются страны, товары которых пользуются наибольшим спросом за границей и которые меньше всего нуждается в импорте.

Г. Харберлер построил графическую модель концепции сравнительных преимуществ Д. Ри- кардо, используя категорийный аппарат издержек замещения [12].

К. Макдугалл эмпирически проверил теорию Д. Рикардо в 1951 г. с применением статистических данных 1937 г. [13]. В результате выяснилось, что отрасли, в которых производительность труда США была сравнительно больше, чем в Великобритании, имеют более высокий паритет американского экспорта к английскому в других странах. Данные выводы также подтвердил венгерский экономист Б. Баласса [14]. Таким образом, можно увидеть, что основным фактором внешней торговли в классической интерпретации является различие в производительности труда торгующих стран.

Классическая теория позволила создать базу для экспортоориентированной модели развития, которую используют развитые страны. Сущность модели сводится к такой государственной политике, которая поддерживает и ориентирует новые производства на внешний рынок. Примером экс- портоориентации могут послужить «новые индустриальные страны» (Южная Корея, Сингапур и Тайвань), добившиеся быстрого экономического роста и активного торгового баланса благодаря стимулированию экспортных отраслей. С этой же целью ряд постсоветских стран (Россия, Казахстан и т. д.) пытаются перевести на экспортную основу свои предприятия по переработке первичного и вторичного сырья. Экспортная деятельность поддерживается государством посредством введения различных институтов, выгодных для предприятий. Например, институт возврата НДС государством предприятию-экспортёру, институт таможенных процедур переработки для снижения уплаты таможенных платежей предприятием-переработчиком.

3. Факторы внешней торговли в неоклассической интерпретации. Неоклассическая концепция внешней торговли существенно скорректировала классическую теорию посредством введения в анализ дополнительно ещё одного фактора производства и ещё одного товара. Концепция была представлена теорией Хекшера — Олина, парадоксом Леонтьева, теоремой выравнивания цен на факторы производства П. Самуэльсона.

Сущность теории Хекшера — Олина сводится к следующей теореме: страна будет экспортировать такой товар, который она производит с использованием сравнительно избыточного и дешёвого фактора производства, и импортировать товар, в производстве которого требуется использование сравнительно недостающих и дорогих факторов производства [27]. Так как в странах существуют различные цены на факторы производства, то страны с низкой ценой труда будут обладать сравнительными преимуществами при производстве трудоёмких товаров, а страны с низкой ценой капитала — при производстве капиталоёмких товаров. Следовательно, каждая из стран будет производить на экспорт такие товары, которые относительно дешевле произвести, используя дешёвый фактор производства.

П. Самуэльсон дополнил теорию Хекшера — Олина теоремой выравнивания цен на факторы производства, согласно которой специализация насыщенной капиталом страны на производстве капиталоёмкого товара приводит к повышению спроса и цены на капитал, а специализация богатой трудом страны на выпуске трудоёмкого товара приводит к повышению спроса и цены на труд [15]. Доказательство этой теоремы обосновало необходимость упразднения всех внешнеторговых ограничений, приводящего к ликвидации разрыва в уровне социально-экономического развития развитых стран и стран «третьего мира», а во- вторых, к оптимальному распределению факторов производства в мировой экономике и максимизации национальных доходов торгующих стран.

В. Леонтьев эмпирически проверил теорему Хекшера — Олина [16]. Эта проверка опосредовала формулировку парадокса, сущность которого сводится к тому, что теория Хекшера — Олина срабатывает не для всех стран. Анализ внешней торговли в США в 1947, 1951 и 1956 гг. выявил, что в этой стране более капиталоёмким является не экспорт, а импорт товаров, хотя капитал является сравнительно дешёвым, а труд дорогим. В. Леонтьев в своём анализе использовал таблицу «затраты-выпуск» экономики США для расчёта объёма труда и капитала в репрезентативной выборке в 1 млн долл. экспортных и импортозамещающих товаров на 1947 г.

Таким образом, неоклассическая теория в качестве фактора, оказывающего влияние на внешнюю торговлю, видит различие обеспеченности стран экономическими ресурсами.

4. Развитие неоклассической парадигмы и современные подходы, объясняющие факторы внешней торговли. После Второй мировой войны в экономической литературе появился спектр концепций, объясняющих различные причины внешней торговли. Анализ проводился главным образом на базе классического и неоклассического направлений. Предметом анализа стали доходы факторов производства, получаемые от внешней торговли, как между странами, так и внутри стран. К таким концепциям относят модель вознаграждения факторов производства Столпера — Самуэльсона, теорию Рыбчинского, модель специфических факторов производства Самуэльсона — Джонса.

В. Столпер и П. Самуэльсон развили теорию Хекшера — Олина и пришли к выводу, что в долгосрочном периоде внешняя торговля неизбежно приводит к росту дохода владельца фактора производства, который интенсивно используется в экспортном производстве, и к снижению дохода такого фактора производства, который интенсивно используется в импортозамещающем производстве [28]. Таким образом, свободная внешняя торговля снижает реальный доход, приходящийся на недостающий фактор производства, независимо от характера его потребления. Эта теория срабатывает при определённых дефинициях (совершенная конкуренция на рынке товаров и факторов, мобильность факторов, неизменность предложения факторов производства).

Теория Т. Рыбчинского строится практически на тех же предпосылках, что и модель Столпера — Самуэльсона, кроме допущения об изменении цен, которые считаются постоянными [17]. Сущность заключается в том, что расширение экспортного производства, использующего относительно избыточный фактор, приводит к стагнации производства в других отраслях, для которых данный фактор не является относительно избыточным. Эти отрасли будут испытывать растущую потребность в импортных товарах. Следовательно, практическое значение теории заключается в том, что она позволяет предвидеть последствия активного расширения производства в экспортных отраслях: такое расширение неизбежно приведёт к застою или к падению производства и необходимости импорта в других отраслях. Если отрицательный эффект стагнации превысит положительный эффект от расширения экспортного производства, то возникнет эффект «голландской болезни».

Акцент в теории специфических факторов Самуэльсона — Джонса делается на мобильности факторов производства между отраслями [18; 19]. Труд они считают мобильным фактором, а другие факторы производства — специфическими, то есть используемыми при производстве товара только в одной отрасли. Следовательно, в результате увеличения внешней торговли специфические факторы экспортного сектора будут развиваться, а факторы, специфические для импортозамещающих производств,— сокращаться. Прямо пропорционально этому будут изменяться и доходы владельцев специфических факторов. Согласно этой теории для существования внешней торговли необходимо различие относительных цен на производимые товары. Исходя из этой теории сторонниками политики свободной торговли должны являться владельцы специфических факторов экспортных производств, а настаивать на протекционистской политике должны владельцы специфических факторов, конкурирующих с импортом.

Развитие инновационных высокотехнологичных отраслей и стремительный рост экспорта их продукции стали причиной возникновения неотехнологического направления, которое было представлено концепцией внутриотраслевой торговли, теорией технологического разрыва и моде - лью жизненного цикла продукта.

Теория внутриотраслевой торговли была разработана П. Кругманом, К. Ланкастером и Е. Хелпманом и возникла на базе критики и отрицания модели Хекшера — Олина [20-22]. По их мнению, структура межотраслевой торговли является следствием сравнительных преимуществ отдельных государств, а рост внутриотраслевой торговли стимулируется посредством производства дифференцированного продукта и экономии от масштаба. В современных мирохозяйственных связях применяют обе формы внешней торговли. Чем больше различий в обеспеченности факторами производства между государствами, тем большее значение для внешней торговли между ними приобретает развитие межотраслевой торговли. И, наоборот, чем больше сходства между государствами наблюдается в обеспеченности факторами производства, тем большее значение для внешней торговли между ними приобретает развитие внутриотраслевой торговли. Сравнительные преимущества, лежащие в основе межотраслевого обмена, зависят от природно-географической специфики конкретного государства, в то время как внутриотраслевой обмен базируется на сравнительных преимуществах, приобретённых в результате экономического роста и развития.

Концепция технологического разрыва М. Познера утверждает, что большая часть внешней торговли между странами основана на изобретении инновационных продуктов в какой-то одной отрасли, что даёт фирме возможность создать монополию в мировой экономике [23]. Эта монополия является временной и основывается на патентах и лицензиях, выдача которых инициирует разработку и изобретение инноваций. В силу того, что инновации первоначально появляются в одном государстве, государство приобретает преимущество: инновация позволяет производить продукты с меньшими издержками. Если инновация заключается в производстве нового продукта, то фирма-инноватор в течение определённого промежутка времени обладает так называемой квазимонополией, то есть получает дополнительную прибыль, осуществляя экспорт. В результате образуется «технологический разрыв» между странами», обладающими и не обладающими этими инновациями. Данный разрыв постепенно будет преодолеваться, так как другие государства начинают копировать инновации. Однако пока разрыв не преодолён, экспорт инновационных товаров, производимых по новой технологии, будет продолжаться. Недостатком этой модели является то, что она не даёт объяснения масштабов технологического разрыва и методов его ликвидации.

В результате обобщения и развития модели технологического разрыва появилась теория жизненного цикла продукта Р. Вернона [24], разработанная в 1966 г. Эта теория утверждает, что особые виды продуктов проходят цикл, состоящий из нескольких этапов: внедрение, рост, зрелость и старение. В зависимости от цикла производство товара перемещается из одной страны в другую. Этапы цикла неразрывно связаны между собой и представляют собой особый континуум.

Этап внедрения предполагает разработку инновационного продукта как реакцию на установленную потребность, производство и продажу продукта на внутреннем рынке, незначительный экспорт. Продукт предлагается, как правило, потребителям с высоким доходом. Большие издержки производства продукта переходят на затраты этих потребителей, которые готовы купить его по высокой цене. Таким образом, чем больше индивидов с высоким уровнем дохода, тем больше вероятность появления на рынке инновационного товара.

На стадии роста спрос на внутреннем рынке быстро расширяется и продукт получает общее признание. Другие страны, в первую очередь развитые, начинают предъявлять спрос на продукт. Вначале спрос удовлетворяется полностью экспортом, а затем появляется производство нового продукта в других странах благодаря международной передаче технологий. У конкурентных производств появляется стимул производить инновационный товар, вводя в него небольшие изменения, и тем самым преодолевается патентная и лицензионная защита инновационного продукта. Таким образом, за счёт экспорта и создания новых предприятий в других странах происходит расширение рынка.

На стадии зрелости спрос на мировом рынке на продукт начинает выравниваться. Технология производства товара стандартизируется, что позволяет использовать менее квалифицированный труд, снизить производственные издержки, стоимость и достичь максимума выпуска продукта первичными фирмами и зарубежными предприятиями. На данном этапе начинается массовое серийное производство иностранными фирмами, снижается себестоимость единицы продукта, что даёт возможность увеличивать реализацию продукта и в развивающихся странах. Страна- новатор теряет свои сравнительные преимущества в производстве инновационного продукта. Появляется возможность перевода предприятий в страны «третьего мира», обладающие дешёвой и менее квалифицированной рабочей силой.

На четвёртой стадии цикла продукция стареет, её производство начинает сворачиваться, так как покупатели с высоким уровнем дохода начинают отдавать предпочтение новым товарам. В этот период всё производство продукта сосредоточивается в развивающихся странах, которые снабжают индустриальные страны соответствующим продуктом.

Таким образом, происходит перемещение сравнительных преимуществ из стран с высоким уровнем технологического развития в менее развитые в технологическом отношении страны, в которых труд относительно дёшев и требуется менее квалифицированная рабочая сила.

В соответствии с данной моделью страны специализируются на производстве и экспорте одно - го и того же продукта на разных стадиях цикла, что называется концепцией летящих гусей.

У. Грубер, Д. Мехта и Р. Вернон выявили зависимость между расходами на НИОКР страны и величиной экспорта [25]. Они указали на то, что именно в данных расходах заключается временное сравнительное преимущество, которое приобретают предприятия и государства при внедре - нии и разработке инновационных продуктов.

Рассмотренные выше теории внешней торговли основывались на различии в обеспеченности стран определёнными факторами, а не на их сходстве. Этот недостаток устранил С. Линдер, разработав теорию подобия стран [26]. Он рассмотрел специфику инновационных товаров, с которыми американские производители вышли на рынок Европы в 1940-1950-е гг. и выявил, что базовые открытия, которые лежали в основе разработки этих товаров, были сформированы в Европе. Таким образом, технологические продукты создаются фирмами как ответ на потребности отечественной экономики. Затем после расширения производства и насыщения внутреннего рынка фирмы стремятся выйти на внешний рынок.

Такой выход фирма будет проводить на основе товара, разработанного ею для отечественных потребителей, поэтому структура потребления в импортирующей стране должна быть как можно больше приближена к структуре потребления в стране-импортёре. Большинство инновационных товаров производится в развитых государствах, поэтому вначале эти товары интенсивно обращаются на рынках этих государств. Высокая стоимость и высокое качество товаров не позволяют им проникать на внутренние рынки развивающихся государств. Поэтому в развивающихся странах происходит либо замена инновационных товаров на суррогаты, либо, как было отмечено ранее, перемещение соответствующих производств из развитых стран-разработчиков.

Интеграцию неоклассической модели внешней торговли и теории внешнеторговой деятельности фирмы осуществил М. Портер, разработав теорию конкурентных преимуществ. В центре внимания его анализа лежит взаимосвязь четырёх главных экономических параметров, формирующих экономические условия поведения фирмы- экспортёра:
1) факторные условия;
2) параметры спроса;
3) близкие обслуживающие отрасли;
4) стратегия фирмы и конкуренция.

Наряду с традиционными факторами производства — трудом, капиталом, землёй и предпринимательскими способностями, М. Портер выделял такие факторы развития внешней торговли, как информационная обеспеченность в сфере науки и техники; состояние транспортной системы; состояние системы здравоохранения; система связи; обеспеченность населения жильём. Эти условия создают обстановку, в которой фирмы достигают конкурентного преимущества в мировой экономике.

Параметр спроса определяется ёмкостью и динамикой спроса, дифференциацией спроса на ассортимент товаров, отношение к качеству товара. Именно до выхода нового изделия на мировой рынок оно должно пройти проверку у себя в стране.

Присутствие в экономике поддерживающих и родственных отраслей, обеспечивающих фирму-экспортёра необходимыми материалами, комплектующими и информацией, выступает фактором формирования и поддержки конкурентного преимущества.

Особую роль в обеспечении конкурентного преимущества играет параметр структуры фирмы и конкуренции внутри государства. М. Портер был противником концентрации производства на одной отечественной фирме, защищённой государственной поддержкой, так как большая часть таких фирм характеризуется низкой производительностью и расточительностью использования факторов производства. Именно жёсткая конкурентная борьба отечественных фирм стимулирует фирму-экспортёра к осуществлению внешней торговли. Такая «закалённость» в домашней конкуренции способствует тому, что фирма использует приобретённые конкурентные преимущества в более жёстких мировых условиях.

Кроме рассмотренных выше параметров, М. Портер выделил случайные события, которые могут как усилить, так и ослабить конкурентные преимущества. К ним он отнёс изобретения, крупные технологические сдвиги, внезапные изменения цен на сырьевом и финансовом рынках, войны и т. п.

В формировании конкурентного преимущества страны, по мнению М. Портера, также играет особую роль государственная экономическая политика. Именно таможенная, денежно-кредитная налогово-бюджетная политика влияют на параметры спроса и факторы производства.

Среди трудов отечественных экономистов, занимающихся исследованием факторов внешней торговли России в условиях глобальной экономики, можно выделить работы В. Бархатова [29; 30; 37], Д. Плетнёва [31] и Е. Степанова [3133; 38], Т. Ахмадулиной [34], Л. Силаевой [35], В. Сельцовского [36].

На основании проведённого в статье анализа можно сделать следующие выводы.

Главным фактором, влияющим на внешнюю торговлю, является превышение производства товаров над потребностью населения страны в этих товарах, что обусловливает необходимость экспорта. Превышение потребности населения страны в товарах над внутренним производством этих товаров является причиной импорта.

Главным фактором, оказывающим влияние на внешнюю торговлю, меркантилисты считали потребность страны в увеличении её богатства в форме денег (золота и серебра). Основным фактором внешней торговли в классической интерпретации является различие в производительности труда торгующих стран. Неоклассическая теория в качестве причины, оказывающей влияние на внешнюю торговлю, видит различие в обеспеченности стран факторами производства.

Анализ существующих в экономической теории концепций внешней торговли показал, что большинство из них анализировали факторы внешней торговли на уровне страны. Современные теории показали, что внешнеторговые решения принимаются на уровне фирмы, которая ищет возможности экспорта товаров для снижения издержек и использования избыточных мощностей.

Современные теории внешней торговли выделяют следующие факторы внешней торговли: сходство структур потребления торгующих стран, изобретение инновационного продукта, расходы на НИОКР, технические изменения, возникающие в отрасли.

Современные теории внешней торговли основываются на либеральных постулатах неоклассического направления. Они доказывают необходимость полного устранения вмешательства государства в экономику стран и, как альтернативу, предлагают их замену нормами и правилами международных экономических организаций (ВТО, МВФ и т. д.).

Список литературы

1. Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность : учеб. для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 731 с.
2. Международная торговля : учеб. для бакалавриата и магистратуры / под ред. Р. И. Хасбулатова. - М. : Юрайт, 2014. - 489 с.
3. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. - М. : Инфра, 1999. - 479 с.
4. Краткий экономический словарь / под ред. А. Н. Азриляна. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Ин-т новой экономики, 2002. - 1088 с.
5. Балабанов, И. Т. Внешнеэкономические связи / И. Т. Балабанов, А. И. Балабанов. - М. : Финансы и статистика, 1998.
6. Даниленко, Л. Н. Мировая экономика : учеб. пособие / Л. Н. Даниленко. - М. : КноРус, 2010. - 320 с.
7. Сельцовский, В. Л. Статистика и анализ внешней торговли : учеб. пособие / В. Л. Сельцовский. - М. : РИОР : Инфра-М, 2014. - 251 с.
8. Munn, T. England treasure by foreign trade / T. Munn. - Oxford : Basil Blackwell, 1928.
9. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов : Кн. IV. О системах политической экономии / А. Смит. - М. : Соцэкгиз, 1935.
10. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное / Д. Рикардо [пер. с англ.; предисл. П. Н. Клюкина]. - М. : Эксмо, 2008. - 153 с.
11. Mill, J. S. Principles of political economy / J. S. Mill. - N. Y. : Kelly, 1965.
12. Harberler, G. The Theory of international trade / G. Harberler. - London : W. Hodge and Co, 1936.
13. MacDougall, Q. D. A. British and american exports: a study suggested by the theory of comparative costs / Q. D. A. MacDougall // Economic J. - 1951. - December. - Part I. - Р. 697-724; 1953. - Deсember. - Part II.
- Р. 487-521.
14. Ballase, B. An empirical demonstration of classical comparative cost theory / B. Ballase // Rev. of Economics and Statistics Theory. - 1963. - August. - Р. 231-238.
15. Samuelson, P. A. International trade and the equalization of factor prices / P. A. Samuelson // Economic J. - 1948. - June. - Р. 165-184.
16. Leontief, W. Factor proportions and the structure of american trade: further theoretical and empirical analysis / W. Leontief // Rev. of Economics and Statistics. - 1956. - November. - Р. 386-390.
17. Rybczynsky, T. M. Factor endowments and relative commodity prices / T. M. Rybczynsky // Economica. - 1955.- № 84. - Р. 336-341.
18. Samuelson, P. Ohlin Was Right / P. Samuelson // Swedish J. of Economics. - 1971. - № 73.
19. Jones, R. A three-factor model in theory, trade, and history // Trade, Balance of Payments and Growth: Essays in Honor of C. P. Kindleberger. - Amsterdam, 1971. - Р. 3-20.
20. Krugman, P. R. Scale economies, product differentiation, and the pattern of trade / P. R. Krugman // American Economic Rev. - 1980. - December. - Р. 950-959.
21. Lancaster, K. Intra-industry trade under under perfect monopolistic competition / K. Lancaster // J. of Intern. Economics. - 1980. - P. 151-175.
22. Helpman, E. International trade in the presence of product differentiation, economies of scale and monopolistic competition: Achemberlin — Heckscher—Ohlin aproach / E. Helpman // J. of Intern. Economics. - 1981. - August. - P. 305-340.
23. Posner, M. V. International trade and technical change / M. V. Posner // Oxford Economic Papers. - 1961. - P. 323-341.
24. Vernon, R. International investment and international trade in the product cycle / R. Vernon // Quarterly J. of Economics. - 1966. - May.
25. Gruber, W. The R&D Factor in international trade and investmernt of United States of industries / W. Gruber, D. Mehta, R. Vernon // J. of Political Economy. - 1967. - February. - P. 20-37.
26. Linder, S. B. An essay on trade and transformation / S. B. Linder. - N. Y. : Wiley, 1961.
27. Ohlin, В. Interregional and international trade / В. Ohlin. - Cambridge, 1933.
28. Stolper, W. F. Protection and Real Wages / W. F. Stolper, P. A. Samuelson // Rev. of Economic Studies. - 1941. - November. - P. 58-73.
29. Бархатов, В. И. Развитие и экономический рост региона / В. И. Бархатов, Ю. Ш. Капкаев, Д. А. Плетнёв. - Челябинск : ЮУрГУ, 2004. - 320 с.
30. Бархатов, В. И. Глобализация — объективная тенденция развития современного мирового хозяйства / В. И. Бархатов, Г. П. Журавлёва, В. М. Синев // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Экономика. - 2004. - № 10 (4). - С. 5-15.
31. Плетнёв, Д. А. Модель взаимосвязи внешней торговли и экономического роста в транзитивной экономике / Д. А. Плетнёв, Е. А. Степанов // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер. Экономика. - 2003. - № 13 (29). - С. 34-41.
32. Степанов, Е. А. Влияние внешней торговли на экономический рост национальной экономики / Е. А. Степанов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2013. - № 32 (323). Экономика. Вып. 42. - С. 34-42.
33. Степанов, Е. А. Внешняя торговля как фактор экономического роста национальной экономики / Е. А. Степанов // Экономика, упр. и инвестиции. - 2013. - № 1 (1). - С. 45-61.
34. Ахмадулина, Т. В. Торговля России продовольственными товарами со странами Восточной Азии / Т. В. Ахмадулина // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2012. - № 10. - С. 47-55.
35. Силаева, Л. П. Формирование товарных продовольственных ресурсов на перспективу / Л. П. Силаева // Вестн. Курс. гос. акад. - 2013. - № 5. - С. 6-10.
36. Сельцовский, В. Л. Вопросы совершенствования товарной структуры российского импорта / В. Л. Сельцовский // Рос. внешнеэкон. вестн. - 2014. - № 3. - С. 73-80.
37. Бархатов, В. И. Факторный анализ взаимодействия иностранных транснациональных корпораций с российской экономикой / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2008. - № 1 (102). Экономика. Вып. 13. - С. 128-138.
38. Степанов, Е. А. Внешняя торговля как фактор экономического роста в транзитивной экономике : дис. ... канд. экон. наук / Е. А. Степанов. - Челябинск, 2004. - 160 с.

Вестник ЧелГУ № 18 (373) 2015. Экономические науки. Выпуск 51

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (08.08.2016)
Просмотров: 136 | Теги: торговля | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016