Воскресенье, 19.02.2017, 21:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

СТАРОСТИНА С.А.,
кандидат юридических наук, доцент,
начальник кафедры общеправовых дисциплин
Калининградского юридического института МВД России


ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ



Ислам  является  наиболее  экспансив-
ной из всех мировых религий. В последнее
время появилось множество политико-рели-
гиозных учений, направленных на исламиза-
цию мирового пространства и создание ха-
лифата (ваххабизм или салафизм, талибан,
братья-мусульмане и др.). В своей деятель-
ности радикальные исламские партии часто
прибегают  к  насилию  и  популизму,  отводя
важное место идее джихада против «много-
божников»  и  мусульман,  «отступивших»  от
принципов  раннего  ислама.  Возглавить  ис-
ламизацию  земного  шара  стремится  араб-
ский  этнический  альянс,  в  который  входят
самые богатые страны исламского мира.
С  конца  XX  века  «исламский  терро-
ризм»  превратился  в  глобальную  мировую
проблему. Совершенно очевидно, что не все
мусульмане - террористы. Но также очевид-
ным фактом является и то, что почти все тер-
рористы - мусульмане. Терроризм не являет-
ся  исключительно  исламским  феноменом,
однако большинство современных терактов
в мире, включая самые масштабные по чис-
лу человеческих жертв и разрушений, было
осуществлено во имя ислама.
С другой стороны, универсализм исла-
ма  свидетельствует  о  возможности  и  даже
необходимости  использования  позитивного
потенциала этой религии в борьбе с терро-
ризмом. Как отмечает один из ведущих рос-
сийских  исламских  политиков  Гейдар  Дже-
маль,  в  Коране  можно  отыскать  основания
для  любых  социальных  проектов  -  от  рабо-
торговли  до  демократии,  поскольку  толко-
вания Корана несут самый широкий спектр
интерпретаций [1, с.350].
Ислам  составляет  заметную  долю
российского  конфессионализма.  Районами
наиболее  плотного  расселения  мусульман
традиционно  являются  Северный  Кавказ,
Поволжье  и  Центр  Европейской  части  [2,
с.75, 105, 160-185]. В России проживает око-
ло 20 млн. мусульман. Кроме того, большое
количество  мигрантов  прибывает  в  Россию
из Средней Азии и Закавказья, мусульман-
ских стран, из дальнего зарубежья [6, с.4].
  События  последних  лет  наглядно  по-
казали остроту проблемы исламского экстре-
мизма в России. История свидетельствует, что
Северный Кавказ во все времена был очагом
конфликта  на  российской  территории.  И,  не-
смотря на внешнюю умиротворенность, оста-
ется  таковым  и  сейчас.  Малейшее  ослабле-
ние центральной власти, любой относительно
ощутимый кризис в России сразу же отзовется
терактами. 30.03.2004 г. «Кавказ-центр» опу-
бликовал заявление Шамиля Басаева, в кото-
ром  указывалось,  что  на  территории  России
в безопасности от чеченского сопротивления
будут  находиться  только  мечети,  синагоги,
пагоды  и  все  церкви,  кроме  Русской  право-
славной,  монастыри,  детские  учреждения  и
психлечебницы. Все остальное «мы будем, по
мере  возможности,  бомбить,  взрывать,  тра-
вить, поджигать, устраивать взрывы бытового
газа  и  пожары»  [1,  с.366,  367].  Судя  по  ряду
терактов,  произошедших  впоследствии,  эти
заявления сбылись, и нет гарантий, что они не
продолжат сбываться в будущем.
Терроризм  представляет  собой  наи-
более  опасную  форму  экстремистской  де-
ятельности.  Экстремистская  деятельность
необязательно  является  террористической.
Тем не менее, нередко границы между эти-
ми двумя явлениями стираются, фактически
они могут сливаться в единое целое.
Экстремистские  проявления  являют-
ся  одним  из  наиболее  опасных  факторов,
негативно  влияющих  на  экономическую,
социальную  и  политическую  обстановку  в
государстве.  Проблема  экстремизма  в  на-
стоящее время переросла в реальную угро-
зу  национальной  безопасности.  При  этом
питательной  средой  для  распространения
экстремизма  являются  экономические  и
социальные  проблемы,  прикрытые  религи-
озными  лозунгами,  спекулируя  на  которых
экстремисты стремятся втянуть в свои ряды
различные  слои  населения.  Наиболее  ра-
дикальные  мировоззренческие  установки,
подкрепленные  жесткой  организацией,  фи-
нансовой поддержкой при соответствующих
условиях  преобразуются  в  террористиче-
скую деятельность.
Значительное  влияние  на  формиро-
вание  экстремистских  тенденций  и  меры
борьбы с ним в различных регионах России
оказывает  сложившаяся  этносоциальная
психология  населяющих  их  народов,  уклад
жизни,  уровень  культуры,  соблюдение  тра-
диций  и  обычаев.  Как  отметил  В.В.  Путин
в  своей  статье  «Россия:  национальный  во-
прос»: «С правовой точки зрения преступные
группировки,  построенные  по  национально-
му,  клановому  принципу,  ничем  не  лучше
обычных  банд.  Но  в  наших  условиях  этни-
ческая преступность является проблемой не
только криминальной, но и проблемой госу-
дарственной безопасности. И к ней надо со-
ответствующим  образом  относиться»  [5].  В
связи с этим особого внимания заслуживают
некоторые народы Северного Кавказа, кото-
рые, кроме мест исторического проживания,
образуют многочисленные общины и в дру-
гих регионах России.
Чеченская диаспора насчитывает око-
ло  500  тысяч  человек.  Центрами  ее  сосре-
доточения  служат  крупные  города:  Москва
и  Московская  область,  Санкт-Петербург,
Волгоград,  Ярославль.  Также  значительны
общины в Ставропольском и Краснодарском
краях, Ростовской области, Республике Да-
гестан.  Среди  основных  организационных
принципов  построения  чеченской  общины
можно выделить следующие: определенная
иерархия  взаимоотношений  внутри  общи-
ны;  внутренняя  замкнутость  на  основе  на-
циональной  и  тейповой 1   принадлежности;
стремление  придерживаться  в  поведении  и
повседневной жизни национально-тейповых
и  религиозных  традиций;  обособленность  в
решении важных внутриобщинных вопросов
от местного населения; готовность к взаимо-
выручке и поддержке при контактах с мест-
ными властями и населением; наличие ши-
роких устойчивых связей как в самой Чечне,
так  и  в  других  регионах  России.  Общину
отличает  сильное  централизованное  управ-
ление,  она  никогда  не  признавала  «воров
в законе», иных «авторитетов» и действует
«беспредельно».
В  процессе  осуществления  оператив-
но-розыскной  деятельности  следует  учиты-
вать,  что  чеченцы  имеют  несколько  слоев
защиты: непонятный язык, тесные клановые
связи  и  преданность,  тайные  религиозные
традиции и группы, в которые не может про-
никнуть никто извне, не будучи чеченцем. По
словам одного из «авторитетных» чеченцев:
«Важно,  чтобы  человек  был  рекомендован
нам теми, кого мы знаем и уважаем. Это мо-
гут  быть  наши  родственники  или  кто-либо,
связанный с нами другим образом… Дело в
том, что если кто-либо присоединится к нам,
то его семья и те, кто его порекомендовали,
отвечают за его поведение. Если он предаст
или подведет нас, что случается крайне ред-
ко, то они будут опозорены и потеряют ува-
жение других…».
Наибольшее  количество  дагестанских
экстремистских групп действует в Дагестане,
где  криминогенная  ситуация  определяется
множеством  факторов,  связанных  с  распро-
странением  потенциально  опасных  воору-
женных столкновений, тесной территориаль-
ной  близостью  с  Чеченской  Республикой.
Причиной  криминального  положения  здесь
является также замаскированная под борьбу
за национальные или религиозные интересы
деятельность  различных  кланов  и  лидеров
этнических  движений,  которые,  опираясь  на
криминалитет, стремятся к власти и доступу к
финансовым потокам. Этот процесс питают в
основном криминальные деньги, полученные
дагестанскими организованными преступны-
ми группировками как внутри республики, так
и в других регионах России.
При  проведении  оперативно-розыск-
ных  мероприятий  следует  учитывать,  что,

 Тейп - родовой клан.

выезжая в другие регионы России, активные
члены  кавказских  преступных  группировок
для легализации своего пребывания устраи-
ваются на работу, поступают в коммерческие
учебные заведения, обзаводятся семьями.
Существенным  фактором  политиче-
ской  дестабилизации  и  угрозы  существо-
ванию  конституционного  строя  на  всем
Северном  Кавказе  с  середины  90-х  годов
прошлого века выступает ваххабизм 1 . Имен-
но  деятельность  ваххабитов  спровоцирова-
ла очередную войну в Чечне в 1998 г. Орга-
ны власти и духовенство в Чечне, Дагестане
и  Ингушетии  единодушно  признали  вахха-
битов  религиозными  экстремистами.  Вах-
хабиты  выступают  с  проповедью  братства
и  единства  всех  мусульман.  Особенностью
ваххабитского  учения  является  то,  что  оно
признает  шестой  постулат  ислама  -  «джи-
хад»,  который  последователями  остальных
школ в исламе отрицается.
  Особое  внимание  уделяется  вахха-
битами  дисциплине  и  сплоченности  своих
рядов.  Наиболее  активные  члены  проходят
подготовку в специальных лагерях. Прошед-
шие  подготовку  присягают  на  Коране,  что
по первому приказу отправятся на джихад в
любую точку земли или выполнят любой при-
каз организации. В среде ваххабитов фана-
тизм принял крайние, необузданные формы.
Убеждение, что их противники - неверные и
многобожники  -  оправдывает  жесткость  по
отношению  к  ним.  Для  ваххабитских  сект
характерны  следующие  признаки:  наличие
шейха-основателя,  непримиримость  к  дру-
гим сектам, собственное толкование Корана,
строгая внутренняя иерархия, внешние отли-
чительные признаки (борода при отсутствии
усов, особый покрой одежды, стиль поведе-
ния),  уверенность  в  собственной  избранно-
сти и истинности своего пути. Специфична и
половозрастная  структура  движения.  Сред-
ний возраст ваххабита не превышает 30 лет.
При этом каждый обязан привлечь в движе-
ние в первую очередь членов своих семей,
поэтому  женщин  среди  них  также  немало.
В силу психо-эмоциональных особенностей,
женщины  довольно  часто  используются  в
роли смертников.
Анализ  мирового  опыта  борьбы  с  ис-
ламским экстремизмом, в том числе и тер-
роризмом,  а  также  российской  этнорели-
гиозной  специфики,  позволяет  сделать  ряд
выводов и рекомендаций.
Во-первых,  насущно  необходима  на-
дежная  агентура  в  мусульманских  экстре-
мистских  организациях  в  России  и  в  тер-
рористических  организациях  агрессивного
ислама  за  рубежом.  Этнорелигиозные  пре-
ступные  формирования  практически  за-
крыты  для  посторонних  и  очень  трудно
поддаются  оперативной  разработке,  так
как  построены  по  национальному  или  на-
ционально-родственному  принципу,  а  их
участники являются последователями одной
религии  и  общаются  между  собой  преиму-
щественно на родном языке. Нет сомнений,
что создание такой агентуры, внедрение ее в
столь специфическую среду - дело нелегкое
и небыстрое. Однако именно это, как пока-
зывает  опыт  многих  зарубежных,  в  первую
очередь  израильских  спецслужб,  позволяет
сравнительно успешно бороться с террором.
В  качестве  первой  проблемы  можно  отме-
тить незнание языка врага. Необходимы со-
трудники,  владеющие  языками:  чеченским,
ингушским, арабским, турецким, фарси. Но
речь здесь идет не о переводчиках, а о по-
тенциальных  агентах.  Эти  люди  должны  не
только  лишь  владеть  языком  противника.
Они в совершенстве должны владеть психо-
логией мусульман, менталитетом того имен-
но исламского этноса, в среду которого будут
внедрены. Подыскание кандидатов в такого
рода агентуру - дело не менее сложное, чем
их  внедрение.  Здесь  уместно  обратиться  к
израильской  практике  «мистаравим» 2 .  Од-
нако где взять их в России? Думается, что в
многонациональной России есть резерв для
формирования  довольно  многочисленного

1  Чаще всего слово ваххабизм употребляется для обозначения религиозно-политического экстремизма, соотносимого с исламом. Ваххабизм в узком и точном смысле слова означает учение, сформулированное в XVIII в. аравийским религиозным реформатором Мухаммадом Ибн-Абд-аль-Ваххабом, ставшее в последующем и остающееся до настоящего времени официальной идеологией Королевства Саудовская Аравия. Важное место в ваххабизме занимают две концепции: первая - «неверия», причем к неверным ваххабиты относят не только иудеев и христиан, которые в соответствии с Кораном уважаемы и почитаемы как «люди Писания», но и самих мусульман, не поддерживающих идеи ваххабизма; вторая концепция - джихада, т.е. священной войны с «неверными».
2  Система «мистаравим» предусматривает внедрение во вражескую среду евреев - выходцев из арабских стран. Именно эти люди, обладающие не только безукоризненным языком и знанием менталитета, но и зачастую неотличимые внешне от арабов, являются идеальным контингентом для подготовки и внедрения. Израильский опыт демонстрирует выдающиеся результаты работы «мистаравим».

штата «мистаравим» [4, с.71]. Это предста-
вители Северного Кавказа и мусульманско-
го Поволжья, выходцы из стран Закавказья
и  Средней  Азии,  обладающие  соответству-
ющей  внешностью  и  знаниями  (язык,  мен-
талитет,  религиозная  принадлежность,  зна-
ние  Корана  и  хадисов).  Особую  ценность
представляют  выпускники  мусульманских
духовных  учебных  заведений,  так  как,  во-
первых, они владеют арабским языком, во-
вторых,  в  совершенстве  знают  Коран,  ха-
дисы  и  основные  их  толкования,  в-третьих,
как  правило,  обладают  сознательностью,
им небезразлична судьба ислама в России.
Причем  в  этом  отношении  более  надежны-
ми кажутся мусульмане Поволжья, которые
во все времена отличались лояльностью по
отношению  к  государственной  власти  и  от-
сутствием сколь-либо значимых сепаратист-
ских тенденций. Видится вполне возможным
и целесообразным привлечение к подобной
деятельности  лиц,  чьи  родственники  стали
жертвами  терактов.  Деятельность  каждой
мусульманской  общины,  каждой  религиоз-
ной организации, официальной и тем более
подпольной должна контролироваться с по-
мощью подобной агентурной сети.
Во-вторых,  не  следует  игнорировать
использование  нетрадиционных  средств
борьбы  с  исламским  терроризмом,  напри-
мер,  свиного  жира.  Согласно  исламским
канонам,  человек,  так  или  иначе  соприкос-
нувшийся со свиньей перед смертью, не до-
пускается в мусульманский рай 1 .
В-третьих,  требуется  активное  сотруд-
ничество с национальными мусульманскими
общинами. Общение с ними со стороны госу-
дарственных  органов  требует  деликатности
и  хорошего  понимания  религиозных  и  куль-
турных  особенностей.  Сотрудники  полиции,
сталкивающиеся  в  работе  с  представителя-
ми мусульманского населения, должны пом-
нить, что ислам для его приверженцев - это
не  только  религия,  а  также  образ  жизни  и
мировоззрение.  Он  регулирует  все  стороны
общественных  отношений  мусульманина,  в
том числе правовые отношения и быт. В част-
ности, во-первых, к оперативно-следственной
работе среди мусульманского населения сле-
дует привлекать в первую очередь сотрудни-
ков полиции - мужчин. Любой сотрудник орга-
нов внутренних дел - представитель власти,
а  у  власти,  согласно  мусульманскому  веро-
учению,  могут  находиться  только  мужчины.
К допросу женщин - мусульманок, напротив,
следует привлекать только женщин, так как с
посторонним  мужчиной  мусульманка  никог-
да не будет откровенна, кроме того, мужчи-
ны  -  члены  семьи  этой  женщины  -  могут  не
позволить сотруднику полиции общаться с их
женщиной, что вызовет конфликт. Во-вторых,
необходимо помнить, что ислам категориче-
ски запрещает вскрытие трупов. При отправ-
ке умершего (убитого) мусульманина в морг
сотрудники  полиции  должны  быть  готовы  к
сопротивлению  со  стороны  его  родствен-
ников.  В  исключительных  случаях  целесо-
образно  попросить  согласия  имама,  тогда
родственники  вынуждены  будут  покориться.
В-третьих, при проведении оперативно-след-
ственных действий в мечети не следует без
особой надобности: 1) прерывать богослуже-
ние; 2) отвлекать кого-либо из молящихся от
молитвы;  3)  привлекать  к  оперативно-след-
ственным  действиям  сотрудников  полиции
-  женщин;  4)  входить  в  мечеть  в  обуви.  Не-
обязательно  совершать  омовение,  т.к.  этот
ритуал касается только мусульман, но нахож-
дение в мечети в обуви недопустимо; 5) при-
менять или использовать на территории ме-
чети специальные средства или оружие; 6) на
проведение  всех  оперативно-следственных
действий в мечети, по возможности, следует
получить согласие имама, руководящего мо-
литвой в этой мечети. Такое согласие будет
формальным,  но  действия  сотрудников  по-
лиции будут считаться освященными Богом,
а мусульмане должны будут сделать все воз-
можное для оказания им помощи [5, с.78-80].
И последнее, весьма важным видится
просвещение  мусульманского  населения.
Активное привлечение с этой целью мусуль-
манского  духовенства.  Нужно  внедрять  в
сознание  российских  мусульман  истинные
ценности ислама. Последовательная и упор-
ная работа с прессой и мусульманскими об-
щинами,  развенчание  исламистских  мифов
и уважение к национальным и религиозным
традициям позволят сузить социальную базу
террористических организаций.

1  Подобный метод изобрели англичане еще во времена колониальных войн. Они оборачивали тела террористов-самоубийц в свиные шкуры или смазывали их салом, чтобы соприкосновение с нечистым животным преградило погибшим мусульманам путь к Аллаху. Во время Первой мировой войны американцы так же боролись с исламским террором на Филиппинах. Перед тем как расстреливать экстремистов, пули смазывались свиным жиром, а тела самих осужденных обмазывались внутренностями свиней. В современном Израиле мешки со свиным жиром развешиваются в общественном транспорте.

Деятельность  по  противодействию
экстремизму  требует  знаний  психологиче-
ских особенностей мусульман, придержива-
ющихся  крайне  радикальных  взглядов.  Для
них характерна повышенная религиозность,
этноцентризм, неразборчивость в средствах
по выполнению задач, поставленных им ду-
ховными  наставниками,  и  нежелание  идти
на контакт с сотрудниками правоохранитель-
ных органов.
Учитывая изложенное, видится насущ-
ной необходимость получения сотрудниками
органов внутренних дел знаний об основных
постулатах  ислама,  мусульманского  пра-
ва,  особенностях  менталитета  российских
мусульман.  Это,  во-первых,  будет  способ-
ствовать  лучшему  установлению  контакта
с  мусульманским  населением  и,  во-вторых,
позволит с большей эффективностью прово-
дить профилактическую работу и работу по
вербовке  агентов.  Сотрудник  органов  вну-
тренних дел должен уметь популярно объяс-
нить простому мусульманину, что убийство,
похищение людей, захват заложников проти-
воречат как российскому законодательству,
так и Корану, а также дискредитируют ислам
как  религию.  Сотрудников,  командируемых
на  Северный  Кавказ,  следует  снабжать  не
только  разъяснительной  литературой  свет-
ского  характера,  но  и  Кораном.  Также  сле-
дует  отметить,  что  мусульмане  с  гораздо
большим уважением относятся к людям ве-
рующим (особенно к «людям Писания» - хри-
стианам и иудеям), чем к атеистам. Поэтому
видится целесообразным и своевременным
введение в систему профессиональной под-
готовки  сотрудников  органов  внутренних
дел  специальных  курсов,  предусматриваю-
щих  изучение  основных  положений  ислама
и мусульманского права. Цель таких курсов
очевидна:  последующее  использование  по-
лученных  знаний  в  организации  борьбы  с
исламским экстремизмом и этнической пре-
ступностью в целом.

Библиографический список:
1. Голубчиков Ю.Н., Мнацаканян Р.А. Исламизация России. Тревожные сценарии будущего. М.: Вече, 2005.
2. Народы России. Энциклопедия. М., 1994.
3.  Зверев  П.Г.,  Пилявец  В.В.,  Старостина  С.А.  Борьба  с  терроризмом  религиозной  направленности: Монография. Калининград, КлЮИ МВД России, 2006.
4.  Ислам  в  идеологии  и  практике  терроризма.  Монография.  Калининград,  КлЮИ  МВД России, 2009.
5. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 23.01.2012 г.
6.  Соколов  А.Н.  Миграция  и  национальная  безопасность  //  В  кн.:  Правоохранительные органы стран Балтийского региона в борьбе с преступлениями в рамках закона о гражданстве. Калининград, КлЮИ МВД России, 2005.


 

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (15.12.2012)
Просмотров: 502 | Теги: менталитет, Северный Кавказ, этно-религиозные особенности, терроризм, ислам, Органы внутренних дел, экстремизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017