Пятница, 20.10.2017, 11:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.В.Бахнова, Н.В.. Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена организации процесса физического воспитания девушек старшего школьного возраста средствами эстетической гимнастики. Авторами раскрывается актуальность исследования по данной теме, ставится проблема, формулируется гипотеза и указывается практическая значимость исследования. Полученные результаты позволяют определить, что предложенная экспериментальная методика занятий эстетической гимнастикой положительно влияет на уровень физической подготовленности девушек старшего школьного возраста и может быть использована для совершенствования учебного процесса по физической культуре в муниципальных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика; эстетическая гимнастика в школе; физическая подготовленность; развитие физических качеств.

 

Введение. В последние годы правительство нашей страны все активнее говорит о необходимости включения «здорового образа жизни» в повседневную жизнь людей. Для этого разрабатываются программы по оздоровлению населения, привлечению широких масс к занятиям физкультурой и спортом, увеличивается количество уроков физкультуры в школах. Перед специалистами в области физической культуры и спорта стоит задача поиска новых более эффективных и привлекательных форм занятий физическими упражнениями для предупреждения болезней цивилизации, гармонического развития личности, повышения умственной работоспособности, улучшения самочувствия [5; 6].

Одной из таких форм может стать эстетическая гимнастика, поскольку групповые формы организации позволяют ей стать массовым видом спорта для девушек и видом физической культуры для женщин [1]. Данный вид физической культуры строится с учетом возрастных, анатомо-физиологических и психомоторных особенностей женского организма и может охватывать практически все женское население [10; 1].

Отмечено, что в возрасте 15-17 лет девушки часто теряют интерес к занятиям интенсивными видами спорта поскольку, с одной стороны, у них изменяются пропорции частей тела, роста, веса, теряется свойственная детям свобода движений, а с другой стороны, возникает потребность в красоте, пластичности и танцевальности движений. Если в этом возрасте не заниматься физическими упражнениями, то девушки могут стать неловкими, со скованными движениями, и, в результате этого, пассивными, часто застенчивыми и робкими в повседневной жизни [1; 2; 3].

Благодаря простоте и доступности, высокой эмоциональности занятия эстетической гимнастикой могут качественно улучшить процесс физического воспитания девушек, оказывая положительное влияние не только на динамику их физической подготовленности, но и на воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями в более привлекательной и доступной форме [4; 5; 7].

Основой эстетической гимнастики является принцип биологической целесообразности. Этому принципу соответствуют умеренные нагрузки при соблюдении целостности и динамичности некоторой танцевальности упражнений. С точки зрения оздоровительной направленности, особенно важен принцип динамичности, предполагающий постоянную смену силового напряжения, расслабления и растягивания мышц, использование различной скорости и темпа, контрастной амплитуды движений. Это улучшает кровоснабжение мышц, облегчает работу сердца, способствует оздоровлению сердечно-сосудистой системы. Целостный характер выражается в плавных переходах от одного двигательного действия к другому и в умении постоянно включать в работу весь организм, что особенно ярко проявляется при выполнении связок и комбинаций упражнений [9].

Целостные, слитные, плавные движения не только легко выполняются школьницами, но и благотворно влияют на их организм [10]. При этом необходимо отметить, что в результате научных исследований установлено, что такие упражнения вызывают меньшие сдвиги в сердечно-сосудистой системе (учащение сердцебиения, повышение кровяного давления) и при их выполнении даже у малотренированных девушек не возникает субъективного чувства утомления [9]. Кроме того, занятия эстетической гимнастикой носят динамичный характер, что в свою очередь гораздо полезнее для школьниц, чем статические напряжения [8].

Таким образом, многообразие, доступность и простота, динамичность и выразительность упражнений эстетической гимнастики позволяют избежать монотонности в занятиях, способствуют разностороннему физическому развитию и укреплению здоровья, эффективному развитию двигательных функций. В этой связи, экспериментальное обоснование использования эстетической гимнастики в процессе физического воспитания девушек старшего школьного возраста является весьма актуальным.

Учитывая вышеизложенное, была определена цель исследования: обоснование эффективности влияния экспериментальной методики занятий эстетической гимнастикой на уровень физической подготовленности девушек старшего школьного возраста.

Гипотеза исследования основана на предположении, что методика проведения занятий эстетической гимнастикой со школьницами будет педагогически целесообразной и продуктивной, если в качестве ведущих средств использовать упражнения пластической и музыкально-двигательной подготовки в сочетании с методом соревновательно-игрового и музыкально-танцевального упражнения (экзерсис) в групповой форме организации.

Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась с девушками 11 классов (17-18 лет) на базе МОУ СОШ № 24 Кировского района г. Волгограда.

Первый этап исследования включал в себя изучение научно-методической литературы о состоянии данного вопроса в настоящее время, а также реализацию научных знаний на практике. На этом этапе были определены цель, задачи и методы исследования.

На втором этапе исследования разрабатывалась экспериментальная методика проведения занятий эстетической гимнастикой, определялась структура и содержание урока, подбиралась дозировка упражнений в соответствии с возрастными особенностями и уровнем физической подготовленности занимающихся.

Третий этап исследования был посвящен проведению констатирующего и формирующего эксперимента, в процессе которого проверялась эффективность разработанной методики.

Четвертый этап исследования отводился анализу, обобщению и систематизации полученных результатов исследования, формированию выводов, рекомендаций.

Педагогический эксперимент включал в себя предложенную экспериментальную методику проведения занятий по эстетической гимнастике с девушками старшего школьного возраста.

Эксперимент носил линейный характер, т.е. сравнивались показатели уровня физической подготовленности школьниц экспериментальной группы в начале и в конце опытно-экспериментальной работы (сентябрь, май). Кроме того в работе использовался и сравнительный эксперимент. Суть его заключается в том, что в конце его проведения сравнивались между собой показатели экспериментальной группы и показатели контрольной группы.

Содержание и методика занятий эстетической гимнастикой с девушками старшего школьного возраста во многом были определены морфологическими и функциональными особенностями девушек. Учитывая анатомо-физиологические особенности женского организма, в экспериментальную методику кроме специфических упражнений эстетической гимнастики были включены и упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, так как систематическое выполнение таких упражнений оказывает благотворное влияние на формирование фигуры девушек, изменение их внешнего облика. Для укрепления мышц брюшного пресса применялись такие упражнения, как поднимание туловища из положения лежа на спине, наклоны в стороны, удержание равновесия вперед и др.

Для проверки эффективности экспериментальной методики были проведены сравнительные исследования уровня физической подготовленности школьниц. Тестирование включало 5 тестов: на проявление силовой выносливости (Тест 1. «Подъем


туловища за 1 минуту из положения лежа»); статической выносливости (Тест 2. «Удержание положения полуприсед»; уровень статической выносливости (Тест 3. «Поочередное удержание ног в положении угла»); гибкости (Тест 4. «Наклон вперед из положения сидя») и определения подвижности суставно-связочного аппарата (Тест 5. «Махи ногами вперед-вверх»). Критерии оценки тестов представлены в таблице 1. По результатам исследования девушек были получены следующие данные.

Таблица 1
Критерии оценки показателей уровня физической подготовленности девушек старшего школьного возраста

Девушки экспериментальной группы в начале эксперимента показали средний уровень силовой выносливости в тесте «Подъем туловища за 1 минуту из положения лежа» (27,5 раз). В конце эксперимента средний показатель увеличился и составил 37,5 раза. Анализируя показатели девушек контрольной группы мы установили, что средний показатель силовой выносливости у них оказался ниже, чем у школьниц эксперимен-
тальной группы, и равен 31,5 (различия статистически достоверны (р<0,05).

Таблица 2

Протокол обследования испытуемых экспериментальной группы

Анализ результатов тестов на статическую выносливость показал, что девушки экспериментальной группы в начале имели средний показатель в удержании положения «полуприсед», который составил 46,2 с, а в конце эксперимента он увеличился до 49,3 с. В контрольной группе этот показатель был несколько выше, относительно экспери
ментальной группы (45,0 с), но в конце эксперимента составил 46,5 с. Данные показывают, что прирост был меньше, чем в экспериментальной группе.

Таблица 3
Протокол обследования испытуемых контрольной группы

Аналогичные данные получены по другим тестам на статическую выносливость и гибкость. Школьницы экспериментальной группы до эксперимента показали средний уровень статической выносливости в тесте 3. Средний показатель в поочередном удержании ног в положении угла составил 34,9 с. В конце эксперимента средний показатель увеличился и стал равен 37,6 с. Исследуя школьниц контрольной группы мы установили, что средний показатель статической выносливости в этом же тесте у них немного ниже, чем у исследуемой экспериментальной группы в конце эксперимента, и равен 35,9 с.
 

Рис. 1. Динамика показателей уровня физической подготовленности девушек экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента (%)
Примечание: 1 - «Поднимание туловища»; 2 - Удержание положения «полуприсед»; 3 - «Удержание ног»; 4 - «Наклон туловища вперед»; 5 - Махи ногами

В тесте 4 на гибкость школьницы экспериментальной группы до эксперимента показали средний уровень развития гибкости. Средний показатель в наклоне вперед составил 12,5 см. В конце эксперимента средний показатель увеличился и равен 17,5 см. Исследуя школьниц контрольной группы, мы выявили, что средний показатель в тесте наклона вперед у них 12,0 см, а в конце эксперимента равен 13,5 см.

В тесте 5 махи ногами школьницы экспериментальной группы до эксперимента показали средний результат 52,5 градуса, а в конце эксперимента средний результат немного улучшился до 49,0 градусов. Исследуя школьниц контрольной группы, мы получили, что средний показатель составил 54,0 градусов, а в конце эксперимента 53,5 градусов.

Заключение. Таким образом, данные, полученные в ходе опытно- экспериментальной работы показали, что произошло достоверное улучшение показателей уровня физической подготовленности девушек старшего школьного возраста в экспериментальной группе, в то время, как показатели уровня физической подготовленности девушек контрольной группы улучшились, но показали значительно меньший прирост, чем в экспериментальной. Следовательно, в результате педагогического эксперимента была подтверждена гипотеза об эффективности разработанной в ходе исследования методики проведения занятий с девушками старшего школьного возраста, основанная на специфическом материале эстетической гимнастики, способствующая развитию физических качеств, улучшению показателей физической подготовленности и, кроме того, вызывающая значительно больше удовлетворения от занятий у самих занимающихся.

Литература

1. Вишнякова С.В., Исаева А.И. Эстетическая гимнастика - новое направление в гимнастическом спорте. - Волгоград: ВГАФК, 2007. - 65 с.
2. Вишнякова С.В., Исаева А.И. Эстетическая гимнастика: учебное пособие. - Волгоград: ВГАФК, 2009. - 124 c.
3. Вишнякова С.В., Шмадченко В.А., Крайняя Е.С., Троицкая М.Е., Шкребтиен- ко М.Э. Эстетическая гимнастика. Как повысить популярность вида спорта [Электронный ресурс]. - URL: http://vgafk.ru/ download /autoreferats/ Esteticheskaya-gimnastika- Kak-povysit-populyarnost -vida-sporta-1.doc
4. Дегтярева Д.И., Турчина Е.В., Прописнова Е.П. Структура комплексов физических упражнений, основанных на средствах фитнес-аэробики, применяемых в процессе занятий в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Успехи современной науки и образования. - 2016. — Т. 1, № 11. - С. 24-27
5. Ильина Е. Воспитание искусством // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С. 13-15.
6. Карпенко Л.А., Румба О.Г. Актуальные аспекты развития эстетической гимнастики // Информационный вестник. - 2014. - № 2. - С. 55-59.
7. Латышев Н.Е. Физическая культура. - СПб.: Питер, 2011. - 145 с.
8. Морозова Л.П., Ночевная П.В. Методика проведения занятий по эстетической гимнастике: учебно-методическое пособие. - М., 2006. - 114 с.
9. Плеханова М.Э. Эстетические аспекты спортивно-технического мастерства в сложно координационных видах спорта (художественной, спортивной, эстетической, аэробической гимнастике) (теоретические и методические аспекты). - М.: ВНИИФК. - 2006. - 38 с.
10. Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. Музыкально-двигательное физическое воспитание дошкольников: монография. - Волгоград: изд-во «Учитель», 2016. - 238 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 4 (18) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.02.2017)
Просмотров: 315 | Теги: эстетическая гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь