Вторник, 16.10.2018, 11:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ В ПЕРИОД ПУБЕРТАТА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАНИЯ

В.Ю.Давыдов, И.В.Лущик, В.Г.Ярошевич, А.Н.Манкевич

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПЛАВАНИЕМ В ПЕРИОД ПУБЕРТАТА В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАНИЯ

Введение. Одной из актуальных задач психологии спорта является изучение психического состояния спортсмена в условиях соревнования. Спортивные соревнования предъявляют высокие требования не только к уровню развития физических качеств спортсмена, но и к его нервной системе, психическим качествам. В частности, в условиях спортивного соревнования возрастает роль способности спортсмена управлять своим эмоциональным самочувствием в целом и отдельными эмоциями. Вместе с тем, управление спортсменом своим эмоциональным самочувствием предполагает изучение особенностей, проявления эмоциональной сферы психики человека в условиях соревнования в разных видах спорта.

Данная работа посвящена анализу эмоционального самочувствия спортсменок специализирующихся в плавании в условиях соревнования. Исследование проводилось на Международных соревнованиях «Веселый дельфин» г. Санкт-Петербург. Высокий спортивный статус этих соревнований делает их серьезным эмоциогенным фактором, влияющим на эмоциональное самочувствие и спортивную деятельность юных спортсменок. В качестве испытуемых в нашем исследовании выступили девочки-спортсменки 11 -13 летнего возраста, специализирующиеся в плавании способом баттерфляй.

Методика и организация исследования. Для оценки эмоционального состояния спортсменок использовались анкетные формы: шкала ситуативной тревожности (Спилберга-Ханина); шкала САН (ВМА Спб).

Шкала ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л.Ханина позволяет измерить ситуативную нестабильность самооценки личности. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги (или ситуативная тревожность) - обозначаемые одинаково: «СТ», - возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). В нашем исследовании в качестве стрессора выступает ситуация спортивного соревнования.

Методика САН измеряет такие интегральные характеристики эмоционального самочувствия человека как самочувствие, активность и настроение. В нашем исследовании приведены данные оценки самочувствия и настроения спортсменок.

Для выявления возрастной динамики эмоционального самочувствия спортсменок-пловчих выборка охватывала 3 возрастные группы - 11, 12 и 13 лет, по квалификации от 1 разряда до кмс. Всего в обследовании приняло участие 64 человека.

Результаты исследования. С целью выявления взаимосвязи между уровнем мастерства спортсменок и их эмоциональным самочувствием в условиях соревнования мы выделили отдельно данные диагностики финалисток соревнования и остальных спортсменок.

Результаты диагностики ситуативной тревожности, самочувствия и настроения спортсменок, занимающихся плаванием, 3-х возрастных групп приведены в таблице 1 и рисунке 1.

Таблица 1
Показатели эмоционального самочувствия спортсменок 11-13-летнего возраста специализирующихся в плавании способом баттерфляй

Из приведенных в таблице 1 данных видно, что показатели эмоционального самочувствия спортсменок достаточно высоки во всех возрастных группах. Вместе с тем, нельзя не обратить внимания на некоторые возрастные различия в эмоциональном самочувствии спортсменок. Более высокие показатели эмоционального самочувствия имеют спортсменки 12 лет. Показатели эмоционального самочувствия спортсменок 11 и 13 лет несколько ниже, но примерно одинаковы. Итак, мы видим, что возрастная динамика эмоционального самочувствия спортсменок носит неоднозначный характер. Наблюдается заметное улучшение эмоционального самочувствия спортсменок от 11 до 12 лет, а затем от 12 до 13 лет - ухудшение этой характеристики эмоциональной сферы психики.

Показатели настроения также высоки во всех трех возрастных группах спортсменок. Вместе с тем и здесь наиболее высокие показатели наблюдаются у спортсменок 12-летнего возраста. Показатели настроения у спортсменок 11 лет несколько ниже, а у спортсменок 13 лет они наиболее низкие.

Возрастная динамика настроения спортсменок в условиях соревнования характеризуется тем, что улучшение показателей настроения наблюдается от 11 до 12 лет, а затем к 13 годам показатели настроения заметно снижаются, достигая своего минимума.

Рис. 1 Показатели эмоционального самочувствия спортсменок 11-13-летнего возраста специализирующихся в плавании способом баттерфляй

Данные таблицы 1, рис.1 свидетельствуют о том, что в целом уровень ситуативной тревожности у спортсменок всех возрастных групп низкий. Вместе с тем, показатели ситуативной тревожности имеют тенденцию к возрастанию (от 11 баллов в 11 -летнем возрасте до 20 баллов в 13-летнем). Как мы видим и в отношении ситуативной тревожности наблюдается заметное увеличение ее показателей в группе девушек 13-ти лет.

Полученные нами данные свидетельствуют о том, что в условиях спортивного соревнования тринадцатилетние подростки имеют наиболее низкие показатели самочувствия, настроения и вместе с тем уровень их ситуативной тревожности заметно возрастает. Выявленная нами возрастная динамика показателей эмоционального самочувствия спортсменок в условиях соревнования, на первый взгляд, носит несколько неожиданный характер.

Было бы вполне логично предположить, что с ростом спортивного мастерства детей, с увеличением опыта участия в соревнованиях различного уровня их эмоциональное самочувствие в условиях соревнования должно улучшаться, т.е. с возрастом они чувствуют себя более уверенно и спокойно. Однако, как раз этого и не наблюдается. Тринадцатилетние спортсменки, несмотря на более высокий уровень спортивного мастерства и больший опыт участия в соревнованиях, демонстрируют более низкие показатели эмоционального самочувствия на соревнованиях в сравнении со спортсменками 11 и 12 лет.

Как же интерпретировать полученные результаты? Мы полагаем, что эмоциональное самочувствие спортсменок специализирующихся в плавании на соревнованиях зависит от многих факторов, роль которых заметно изменяется на разных этапах возрастного развития ребенка. Представляется, что в промежутке от 11 до 12 лет такие факторы как уровень спортивного мастерства и опыт участия в соревнованиях, играют ведущую роль в эмоциональном самочувствии спортсменок в условиях соревнования. В 13 летнем возрасте на эмоциональное самочувствие спортсменок в большей мере начинает влиять другой фактор, который заметно изменяет показатели самочувствия, настроения и ситуативной тревожности. Мы полагаем, что этим фактором является пубертатный период. Термином «пубертат» обозначается совокупность биологических изменений, связанных с половым созреванием, происходящих в организме подростка, которые влияют на его психику. По данным исследований пик изменений в организме, связанных с половым созреванием приходится на возраст 12,5-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков. Пубертатный период является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции подростка.

Для детей в подростковом возрасте характерна резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. В этом возрасте у детей наблюдается наличие «подросткового комплекса», который демонстрирует перепады настроения подростков - порой от безудержного веселья к унынию и обратно, а также ряд других полярных качеств, выступающих попеременно. Причем следует отметить, что видимых, значимых причин для резкой смены настроений в подростковом возрасте может и не быть.

Для очень многих людей подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь и деятельность становится наиболее очевидным.

Пубертатный период характеризуется резким скачком в развитии личности подростка, становлении его самосознании, самооценки, рефлексии. Вдобавок, в этот период общая самооценка у девочек существенно ниже, чем у мальчиков, и эта тенденция напрямую связана с самооценкой внешности.

В ряде исследований было обнаружено, что Я-концепция девушек сильнее коррелирует с оценкой привлекательности своего тела, чем с оценкой его эффективности. У юношей, наоборот, ведущим критерием самооценки является эффективность тела.

Напомним, что в нашем исследовании в качестве испытуемых выступили девочки-спортсменки. Мы считаем, что снижение показателей самочувствия и настроения и повышение ситуативной тревожности у спортсменок 13-ти лет связано с психологической перестройкой, характерной для пубертатного периода.

Результаты диагностики ситуативной тревожности, самочувствия и настроения спортсменок-финалисток соревнований и остальных спортсменок приведены в таблице 2 и рисунке 2.

Таблица 2
Показатели эмоционального самочувствия спортсменок 11-13 лет, специализирующихся в плавании способом баттерфляй (общая   выборка)

Как мы видим, показатели самочувствия и настроения финалисток соревнований несколько ниже, а показатель уровня ситуативной тревожности выше, чем у остальных спортсменок. На первый взгляд и эти результаты исследования несколько парадоксальны. Было бы логично предположить, что спортсменки, чье эмоциональное состояние более комфортно, имеют преимущество перед теми, кто более тревожен, чье самочувствие и настроение несколько хуже. Однако, мы отмечаем прямо противоположную картину.

Рис. 2 Показатели эмоционального самочувствия спортсменок 11-13 лет, специализирующихся в плавании способом баттерфляй (общая выборка)

Мы полагаем, что психологические особенности финалисток также объясняются закономерностями психического развития подростков в пубертатный период. Дело в том, что финалисты - это, как правило, подростки-акселераты, которые по своему физическому развитию опережают сверстников на 1-3 года. Следовательно, и психологическая перестройка начинается у них раньше, чем у сверстников. Поэтому финалистов отличает эмоциональная нестабильность, характерная для пубертатного периода развития подростков, снижение самооценки, типичное для девушек-подростков.

Выводы. Анализируя полученные данные исследования, следует отметить, что, на наш взгляд, возрастная динамика показателей самочувствия, настроения и ситуативной тревожности - объективный процесс, который обусловлен особенностями психического развития подростков в пубертатный период.

Мы также полагаем, что в период с 11 до 13 лет возрастает самокритичность спортсменок, их способность анализировать различные аспекты ситуации спортивного соревнования, возможности и способности соперников, что закономерно приводит к повышению ситуативной тревожности и ухудшению эмоционального самочувствия на соревнованиях. Вполне возможно, что менее комфортное эмоциональное состояние спортсменок-финалисток, более высокий уровень их тревожности (но остающиеся в пределах нормы) стимулируют спортсменок к большей активности на соревнованиях, побуждают их полностью выкладываться на дистанции и, тем самым, являются существенной характеристикой психологической готовности к соревнованиям.

Список литературы

1. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова - Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. - 155 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (06.03.2018)
Просмотров: 186 | Теги: эмоциональное состояние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь