Вторник, 19.09.2017, 14:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

Т.Ф.Пушкина

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

АННОТАЦИЯ. В работе прослеживаются истоки понятия «гражданственность личности» в отечественной культуре, рассматривается психологическое содержание и структура этого личностного образования. Акцент сделан на нравственных аспектах гражданственности. Сформулированы ценностные основы гражданского воспитания. Выявляется соотношение понятий «гражданственность личности» и «патриотизм». Автор анализирует данные диагностики эмоциональных переживаний современных школьников, выявляя в них рейтинг личностно значимых и одновременно социально ценных переживаний, свойственных человеку-гражданину.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: гражданственность личности, патриотизм, гражданские ценности. PUSHKINA T.F.,

 

В условиях модернизации всех сфер жизни российского общества гражданское воспитание признано приоритетным. В связи с этим для современного педагога актуально понимание сущности результатов своих усилий в этом направлении. Однако до сих пор гражданственность личности как психологический феномен недостаточно изучена, не полно выявлены педагогические возможности гражданских ценностей. Наряду с этим термином все чаще как результат гражданского воспитания называют и гражданскую идентичность, и гражданскую компетентность. В силу многообразия проявлений данных феноменов нет единого мнения по вопросу о соотношении этих понятий, а определения их содержательных характеристик зачастую синонимичны друг другу.

Истоки понятия «гражданственность» прослеживаются еще со времен Киевской Руси [1]. Несмотря на многовековую историю вхождения термина в нашу культуру, его эмоционально- ценностный аспект почти не претерпел изменений. Более того, он стал основой преодоления идеологических разрывов в историко-культурной преемственности для разных политических режимов в российских условиях. Ведь историческими традициями российской государственности всегда считались: высокие требования гражданина к государству в плане моральной чистоты, стремление к единению, соборность, веротерпимость, добрососедство с другими нациями, высокие требования к личности как служительнице общим идеалам. Это именно тот воспитательный потенциал, на котором нужно строить современную систему гражданского воспитания личности школьника. Анализируя особенности исторического пути России, К.Д. Кавелин в свое время отметил, что «развитие нравственной личности, самостоятельной и самодеятельной является основой не только гражданского и общественного, но и вообще всякого человеческого существования» [2, с. 17]. Взаимоотношения субъекта с обществом с позиций нравственности гарантируют социально ценное и личностно значимое, ответственное, рациональное и деятельное принятие им своих конституционных обязанностей.

Прежде чем проанализировать нравственный компонент гражданственности личности, остановимся на определении гражданственности в целом. В наши дни исследователи сходятся во мнении, что гражданственность личности интегрирует в себе общечеловеческие ценности, высокую политическую культуру, социальную направленность мыслей субъекта, гражданскую активность [1; 3; 4; 5; 6; 7].

Как феномен самосознания гражданственность личности включает в себя несколько компонентов, вокруг которых и происходит интеграция ее качеств.

Когнитивный компонент предполагает не только осознанное принятие личностью своих конституционных прав и обязанностей, но и уважение к ним. Высокий уровень правовой и политической культуры личности сочетает в себе как принятие и соблюдение законов государства, так и личную свободу субъекта. Такая интеграция становится гарантом разумных и ответственных решений человека.

Эмоционально-ценностный компонент включает в себя выбор субъектом образа жизни на основе гражданских ценностей, опосредование им внешних воздействий на основе патриотизма, способность продуцировать нравственные побуждения в социально ценную деятельность.

Конативный компонент предполагает социальную заинтересованность и активность субъекта, самореализацию его «Я» в творческой социально ценной и личностно значимой деятельности, независимость, умение видеть и активно решать проблему с гражданских позиций.

Все эти компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Гражданственность предполагает высокий уровень личностного развития, способность личности подняться до интересов всего общества. Такая личность умеет достойно властвовать и достойно подчиняться. Как видим, нравственность - это тот стержень личности, вокруг которого строятся все остальные параметры гражданственности. Чтобы обрести этот стержень, субъекту необходимо не только знать, но и присвоить систему гражданских ценностей. Гражданские ценности связаны с нашей этнической культурой.

Они вобрали в себя опыт жизни предшествующих поколений нашего народа в области государственного строительства. Эти ценности находят свое отражение в отношении к знаниям как «разумному, доброму и вечному», в героических примерах, в разнообразных семейных традициях, в добросовестном отношении к труду, разумном преодолении препятствий, почитании книги и увлеченности чтением, здоровых интересах. Они играют роль ориентиров, которые позволяют человеку адаптироваться в условиях социальных перемен.

Проследим историю вхождения термина «гражданственность» в российскую культуру. Подробно этот вопрос рассмотрен в нашем монографическом исследовании «Гражданское воспитание личности современного школьника средствами краеведения» 2011 года [8]. Акцент сделаем на эмоционально- ценностном аспекте гражданственности личности.

Первые из сохранившихся высказываний о гражданственности основаны на непреходящих ценностях. Так, М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин главными проявлениями гражданственности называли любовь к Отечеству, социальную справедливость, жертвенность за Россию и своих сограждан. Интересна философия Н.М. Карамзина: «...мы должны любить пользу Отечества, ибо с нею связана неразрывно наша собственная; ...его просвещение окружает нас самих многими удовольствиями в жизни; его тишина и добродетели служат щитом семейственных наслаждений; ...слава его есть наша слава; и если оскорбительно человеку называться сыном презренного отца, то не менее оскорбительно и гражданину называться сыном презренного Отечества» [9, с. 390]. Такие мысли могли родиться лишь в сознании истинного патриота своего Отечества. Как поучительно сегодня звучат его слова: «Любовь к собственному благу производит в нас любовь к Отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит основой патриотизма... Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут» [там же].

Впервые сущностные характеристики гражданственности личности в нашей культуре подробно сформулированы А.Н. Радищевым в 1789 году. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни. Судите сами, в журнале «Беседующий гражданин» он писал: «Имя сына Отечества принадлежит человеку.., существу свободному, поелику одарено умом, разумом и свободною волею; свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он и избирает посредством разума, постигает пособием ума и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому» [10, с. 61]. Основными составляющими феномена гражданственности А.Н. Радищев назвал честолюбие, благонравие и благородство. Честолюбие понималось им как необходимость «...исполнять звание свое так, как повелевает благоразумие и честность, не заботясь нимало о воздаянии почести, превозношении и славе» [там же]. Благонравие характеризовалось как умение «не страшиться трудностей, преодолевать препятствия, сохранять честность» для всемерного соблюдения законов «естественных и отечественных» [там же]. Благородство определялось как «сияние в обществе разумом и добродетелью» с целью воздаяния каждому «соотчичу» по достоинству [там же]. Будущему гражданину предписывалось приучать дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, любви к Отечеству, к желанию подражать великим примерам, любви к наукам. А.Н. Радищев подверг критике «простирающего объятия свои к захвачению богатства и владений... отечества своего.., который с хладнокровием готов отъять у ...соотечественников своих и последние крохи; ...который восхищается радостию, ежели открывается ему случай к новому приобретению, пусть то заплачено будет реками крови собратий» [там же, с. 63]. За этими словами кроется, прежде всего, значимость нравственного аспекта в содержании гражданственности личности. Причем главной считалась некая глубинная ценностная суть человека, проявляющаяся не только в отношении к государству, но и в социальной ответственности за соотечественников.

Интересна в этом плане мысль В.И. Даля о том, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему» [11, с. 640].

П.Ф. Каптерев считал, что каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях. Подчеркивая приоритет нравственности, гражданский идеал нашего народа сформулирован им так: «Образ доброго общественника, стойкого в перенесении ударов судьбы, в терпеливости, сохранении силы духа среди разного рода обрушившихся на человека нежданных бедствий» [12, с. 187].

Как видим, в русской общественной мысли гражданин определяется в первую очередь как человек, активно действующий во имя Отечества и во славу его.

В советский период отечественной истории сохранились нравственные основания гражданственности личности. Среди них особое место отводилось патриотизму. Он должен был служить катализатором таких образований, как гражданская активность, гражданский долг, гражданская зрелость. Гражданственность рассматривалась как идеологизированное личностно-общественное качество.

Велик вклад в становление системы гражданского воспитания А.С. Макаренко. Он не только сформулировал качества личности советского гражданина, но и апробировал становление их в личности школьника на практике в собственной педагогической деятельности. Основу формирования высокой гражданственности педагог-гражданин видел в единстве сознания и поведения, грамотной организации деятельности детского коллектива. Он выступал за выход гражданского воспитания за пределы урока и даже школы, понимая актуальность разнообразного опыта в гражданском взрослении человека [13].

В трудах В.А. Сухомлинского дан анализ работ предшественников по теории и практике гражданского воспитания в советской школе. На этой основе он сформулировал свое гражданское видение мира: «Это живая плоть и кровь нравственности. Я стремился к тому, чтобы воспитанники не только знали, понимали добро и зло, справедливость и несправедливость, честь и бесчестье, но и переживали непримиримость к социальному злу и бесчестью...» [14, с. 173]. Единство сознания и деятельности рассматривалось им как существенная сторона гражданственности личности. В.А. Сухомлинский обосновал теорию единства общественных и личных интересов человека как основу подлинной человеческой свободы.

Стихийность форм и методов деилогизации понятия «гражданственность» в 90-е годы прошлого века в России привела к безнравственности в обществе, запутанности в ориентирах гражданского воспитания.

В современных условиях характеристики гражданственности тесно переплетены с понятием патриотизма - главным проявлением нравственности человека. Интересным является вопрос о соотношении понятий «гражданственность» и «патриотизм». Патриотизм придает гражданственности особую значимость как личностному образованию. В специальной литературе понятие «патриотизм» связывают с единством природного чувства любви к родной земле и нравственного достоинства, добродетели человека, заботящегося о высших благах Отечества, которые не разделяют, а соединяют людей и народы [15, с. 185]. Многообразие проявлений патриотизма стимулирует и многообразие признаков личности патриота:
- искренняя забота о благе Родины;
- нравственное достоинство;
- готовность субъекта к самопожертвованию ради Отечества;
- созидательная активность;
- сознательное принятие своих обязанностей перед Родиной и их исполнение;
- осознание преемственности историко- культурных ценностей;
- принятие и трансляция на окружающих национальных ценностей;
- толерантность, открытость и дружелюбие к другим нациям и народностям;
- гордость за историческое прошлое и настоящее;
- ответственность за будущее Родины.

Патриотизм не только характеризует нравственные составляющие гражданственности человека, но и придает особый глубокий смысл гражданскому назначению человека, расширяет возможности гражданских проявлений. В связи с этим нами была предпринята попытка выявить уровень понимания основных проявлений гражданственности личности нашими современниками, установив место патриотизма в рейтинге этих качеств.

Объектом исследования стали учащиеся старших классов школ г. Воронежа. Всего было опрошено 50 человек.

Каждому участнику было предложено проанализировать важность для гражданина тридцати двух качеств личности. В первую колонку бланка ответов заносились качества, наиболее значимые для гражданина; во вторую - наименее значимые для гражданина; в третью - качества, которые не обязательны для гражданина. Нами была модифицирована методика Л.M. Фридмана, Т.А. Пушкиной, И.Я. Каплунович «Ты гражданином быть обязан» [16, с. 70-71]. В общий список были включены качества, характеризующие нравственные черты личности гражданина, субъектные характеристики, волевые черты характера, а также качества, актуальные для межличностного взаимодействия. Секрет методики в том, что все предложенные качества актуальны для гражданина.

Анализ полученных данных выявил высокий уровень понимания школьниками содержательных характеристик личности гражданина. Рейтинг качеств показал, что самыми важными в гражданской позиции человека ребята считают справедливость и ответственность. На втором месте неожиданно оказалась увлеченность. Третье место разделили совесть, честь и отзывчивость. Патриотизм, выдержка, решительность, свобода выбора заняли четвертое место.

Далее в порядке уменьшения значимости следовали:
- трудолюбие и мужество;
- творческое отношение к работе, жизнерадостность, искренность и доброта;
- упорство, принципиальность и настойчивость;
- требовательность, убежденность, радушие, сдержанность и активность;
- самообладание и гордость;
- целеустремленность, энтузиазм и сострадательность;
- толерантность, самокритичность.

Школьники отдали предпочтение нравственной составляющей гражданственности личности. В то же время они отметили актуальность субъектных характеристик. Увлеченность они связали со здоровым образом жизни гражданина.

Патриотизм в данном рейтинге оказался на четвертом месте. Правда, отдельные его проявления (трудолюбие, социальная активность, ответственность) лидировали. Особо хочется обратить внимание на феномен чести. В нашем примере он занял тринадцатое место, несмотря на то, что другие нравственные характеристики открывали перечень.

По всей вероятности, термин этот не имеет «прописки» в лексиконе школьников. Необходимо придать ему новое звучание в воспитательной деятельности. Качества, отражающие дисциплинированность гражданина, так необходимую для социально ценной активности, замыкали ранговый список. Как видим, в наши дни важно в содержание гражданского воспитания заложить условия для развития всех составляющих гражданственности и патриотизма.

Нас интересовало и то, как проявляется гражданственность личности школьников с активной жизненной позицией. Такая возможность представилась в сентябре 2012 года при проведении мастер- класса по теме «Ты и твоя личность» для школьников-победителей областных и Всероссийских предметных олимпиад, спортивных соревнований, активистов районных клубов «Лидер». Удивило качество обратной связи. Ребята во время групповой дискуссии давали оригинальные определения личности, поднимали важные социальные проблемы, выражали заботу о состоянии нравственности в обществе. В рамках мероприятия и была осуществлена диагностика. Мы попросили школьников (50 человек) ответить на вопрос о том, что их радует, а что огорчает в жизни. Анализ эссе показал завидную оптимистичность респондентов. Всего было высказано 236 суждений. Из них 142 (61%) свидетельствовали о позитивном отношении ребят к жизни. Жизненных огорчений оказалось намного меньше - всего 93 (39%). Проявления гражданственности нашли свое отражение в эмоциональных переживаниях опрошенных. Ими явились: целеустремленность, забота о командных достижениях и личном вкладе в эти достижения, неравнодушие к безнравственности, стремление к самосовершенствованию, общение с образованными людьми с целью накопления опыта. В целом по выборке эти переживания составили 49,9% . Педагоги по праву могут гордиться результатом таких воспитательных усилий по формированию гражданственности своих подопечных. Но на этом исследование не было завершено. Программа была дополнена методикой «20 ответов» М. Куна-Т. Макпартленда. Ребятам предложили ответить на вопрос: «Кто Я?», обращенный к самому себе. Соответственно, нас интересовало, каким образом проявляет себя гражданское самосознание человека, имеющего относительно высокий уровень эмоциональных переживаний, присущих социально активной личности. Мы предположили, что гражданская идентичность является основным содержательным компонентом гражданского самосознания личности в среднем и старшем школьном возрасте. Нами проанализированы первые десять ответов в списке, предъявленном анонимно каждым участником процедуры. Выяснилось, что относительно высокий уровень правильного определения социальных проблем общества и связанных с этим переживаний испытуемых не является критерием их гражданского самосознания. Так, в нашем примере только два человека из пятидесяти идентифицировали себя как граждан Отечества. В связи с этим необходимо разобраться в условиях результативности современного гражданского воспитания.

На наш взгляд, именно субъектность воспитанника должна стать основой инноваций в системе гражданского воспитания личности современного школьника. Причем активная гражданская позиция должна опираться на систему гражданских ценностей нашего государства. Мы исходим из того, что гражданственность предполагает не просто знание норм соответствующего поведения, не соблюдение этих норм под влиянием внешнего контроля. Гражданственность как социально-духовный феномен основана на внутреннем побудителе и регуляторе действий.

Таким регулятором становится совесть человека. Перечень характеристик личности, обладающей гражданственностью, значителен. Он включает преобразование важных черт внутреннего облика человека: изменение установок в отношении значимых сторон социальной жизни; возникновение ценностных ориентиров и круга ценностей, которых не было ранее; проявление новых интересов, запросов и потребностей; приобретение новых черт характера; возникновение новых форм общения с людьми. Все эти проявления должны быть опосредованы нравственностью человека.

Сделаем выводы. Гражданственность - интегративное качество личности. Истоки его имеют многовековую историю. В нашем Отечестве основой гражданственности являются проявления духовности и нравственности человека: веры, чувства долга, чувства стыда, совести, любви, потребности в красоте и культуре, патриотизме. Специфика гражданственности состоит в активном воздействии субъекта на государство. Субъектность воспитанника - главная цель инноваций в области гражданского воспитания. Нравственность - это тот стержень личности, вокруг которого строятся все остальные параметры гражданственности. Чтобы обрести этот стержень, субъекту необходимо не только знать, но и присвоить систему гражданских ценностей. Они играют роль ориентиров, которые позволят ему адаптироваться к политической среде, в том числе и в условиях частых социальных перемен. Гражданственность более общее понятие, чем патриотизм. Патриотизм придает более глубокий смысл гражданскому назначению человека, расширяет возможности гражданских проявлений. Гражданственность основана на внутреннем побудителе и регуляторе действий - совести.

Практическое исследование показало, что относительно высокий уровень правильного понимания гражданственности современными школьниками не является критерием их гражданского самосознания. В связи с этим в системе гражданского воспитания приоритет должен быть отдан активным и интерактивным методам и формам работы.

 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сорокин B.C. Гражданственность / B.C. Сорокин, A.M. Князев. - М., 2013.
2. Кавелин К.Д. Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры / К.Д. Кавелин. - М., 1989.
3. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: На пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 65-85.
4. Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы: Государственная программа. - М., 2010.
5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. - М., 2009.
6. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б.Т. Лихачев // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 10-15.
7. Филонов Г.Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г.Н. Филонов // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 45-51.
8. Пушкина Т.Ф. Гражданское воспитание личности современного школьника средствами краеведения / Т.Ф. Пушкина; под ред. О.Н. Мосолова. - Воронеж, 2011.
9. Карамзин Н.М. Избранное / Н.М. Карамзин. - М., 1990.
10. Радищев А.Н. Избранное / А.Н. Радищев. - Куйбышев, 1982.
11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание : в 4 т. / В.И. Даль. - М., 2003. - Т. 3.
12. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М., 1982.
13. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М., 1988.
14. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина / В.А. Сухомлинский. - М., 1979.
15. Педагогический энциклопедический словарь / под ред. Б.М. Бим-Бада. - М., 2002.
16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов : кн. для учителя / Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М., 1988.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 2 (267), 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (07.06.2017)
Просмотров: 42 | Теги: гражданственность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь