Суббота, 21.04.2018, 20:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Электронные средства поддержки дистантного изучения курса «анатомия человека»

Е.П.Титова,к.б.н, доцент РГУФКСМиТ, Е.Б.Савостьянова, к. б. н, профессор РГУФКСМиТ, Е.Л.Савченко, Л.В.Силаева

Электронные средства поддержки дистантного изучения курса «анатомия человека»

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы разработки электронных средств поддержки дистантного обучения на примере учебно-методического комплекса «Анатомия человека». Особое внимание уделяется полилингвальному подходу в формировании базовых компетентностей - профессионально-образовательной, лингво-коммуникативной, информационно-технологической.

Ключевые слова: Компьютерные он-лайн тренажеры и тесты ,МООДУС (Модульная объектно-ориентированная динамическая управляющая среда), web- браузер, файлы тренажеров, веб-сайты, информационно-технологическая компетентность, тестирование

 

Введение. Повышение требований к уровню подготовки и эффективности образовательного процесса, с одной стороны, и широкое распространение современных систем ИКТ, с другой, актуализировали задачу развития традиционных схем обучения в плане повышения объемов самостоятельной работы студентов, с использованием имеющихся у них технических средств интернет коммуникации.

Комплект элементов дистанционной облачной он-лайн-системы компьютерного тренинга и тестирования интерактивного электронного учебно- методического комплекса по теме "Опорно-двигательный аппарат человека" курса "Анатомия человека" предназначен для использования в качестве средства информационно-методической поддержки обучения в процессе базовой предметно-языковой подготовки иностранных студентов к поступлению в университет для получения образования по медицинским направлениям. Комплект выполнен в форме набора файлов табличного процессора EXGEL, который включает в себя книгу исходных заготовок и файлы тренажеров и вариантов для тестирования. Тренажеры и тесты охватывают раздел "Соматология. Опорно-двигательный аппарат человека" курса "Анатомия человека". В том числе темы: "Скелет человека", "Соединения костей скелета человека" и "Мышечная система человека". Доступ к элементам комплекта может осуществляться как со стационарных компьютеров, подключенных к сети Интернет, так и с мобильных устройств - планшетов, смартфонов и т.п. Это достигается за счет размещения комплекта на облачном хранилище OneDrive сетевого сервиса фирмы MicroSoft.

Главной задачей обучения интенсивное освоение обучающимися профессиональных терминов не только на русском, но и на других языках. При изучении курса «Анатомия» требуется в течение двух семестров сформировать комплекс базовых компетентностей в области изучения предмета и владения профессиональной сферой русского языка, латинского языка, английского языка. Актуальным становится использование элементов дистантного подхода на основе современных ИКТ, в частности - сетевых ресурсов Microsoft One Drive - Word- online, PowerPoint и Excel-online, в том числе - с элементами BYOD (BringYourOwnDevice) методик.
Основное содержание работы. Разработка выполнялась как кооперированный межпредметный проект преподавателями анатомии и информационных технологий.

Информационные продукты размещены на облачном сетевом диске Microsoft SkyDrive. Данный ресурс обладает рядом преимуществ, обусловивших его выбор в качестве базы для хранения авторских СИМП. В первую очередь это доступность вне зависимости от каких-либо факторов, достаточный объем (7 Гб), удобная форма интерфейса, повторяющая стандартную структуру папок ОС Windows, развитый сервис, а также наличие сетевых версий основных компонент пакета Microsoft Office.

В состав УМК «Анатомия человека» для студентов входят учебник и сборник контрольных заданий и тестов, изданные в традиционной форме на твердом носителе, также подготовлены их электронные версии. Основной задачей электронного информационно-образовательного ресурса «Анатомия. Опорно- двигательный аппарат» является помощь в усвоении студентами базовых понятий при изучении анатомии человека, в частности - опорно-двигательного аппарата, в режиме самостоятельных занятий. Представленный материал позволяет работать как в аудитории, так и самостоятельно. Настоящая разработка включает в себя также минимально необходимый объем материала в табличной форме на английском языке, что обусловлено рядом специфических требований к учебным пособиям для иностранных студентов. В первую очередь полиэтническим и полилингвальным составом контингента . Поэтому при разработке пособия особое внимание уделялось языковому аспекту формирования и развития базовых компетентностей профессиональной коммуникации будущих специалистов.

С целью расширения языкового спектра профессиональной коммуникации обучающихся, и облегчения освоения профессиональной лексики, терминологии и фразеологии в состав пособия включены специальные таблицы анатомических терминов на русском, латинском и английском языках. Эти элементы допускают использование данного пособия также и для поддержки изучения ряда языковых дисциплин, ориентированных на формирование и развитие навыков профессиональной речевой коммуникации.

В дополнение к учебнику выпущен сборник контрольных заданий и тестов, а на его основе готовится комплект электронных форм тестирования, выполнен отбор базового корпуса терминов по анатомии и формирование набора вопросов. Особенностью сборника является применение в нем полилингвальной схемы формирования базового корпуса профессиональной анатомической лексики.[1]

В состав заданий включены упражнения, ориентированные на изучение специальной терминологии на русском, латинском, английском и дополнительном (родном языке обучающегося) языках. Сборник построен на основе набора стандартизованных форм контроля знаний обучающихся. В том числе - ответы на вопросы (викторина), заполнение пробелов, тесты на соответствие, множественный выбор и структурные схемы. [2] В сборнике широко использованы табличные формы полилингвальных словарей профессиональной лексики.

Рисунок 1 .Пример таблицы минисловаря для пары языков русский - латинский.

Значительное место в сборнике контрольных заданий и тестов занимают упражнения в табличной форме. Таблицы представляют собой мини-словари. Задание состоит в том, чтобы, используя название некоторого объекта на одном языке, дать его название на другом языке. В первую очередь это минисловари типа русский - латинский (см. Ошибка! Источник ссылки не найден.1) и латинский - русский, а также пары с английским языком. Электронная форма пособия позволила нам достаточно просто обобщить наработанный массив таблиц, добавив в него пары английский - латинский и латинский - английский.

Также настоящий продукт служит основой для конструирования систем тестовых заданий с применением специальных программных инструментов. В частности, проведена разработка макета комплекта билингвальных тестов из набора {русский, латинский, английский} языков. Макет включает в себя базу вопросов, набор средств для подготовки к тестам (тренажеры) и вариантов тестов. Комплект программ выполнен в виде рабочей книги Excel, содержащей листы, где размещены:

1.База контрольных вопросов с 5-ю вариантами ответов.

2.Тренажер для подготовки к тестированию в режиме сопровождения изучения основного пособия.

3. Тренажер с порядком вопросов для усиленного режима тестирования.

4. Генератор вариантов тестов.

5. Набор вариантов тестов.

Тренажёры построены по схеме, которая позволяет студенту работать с ними в двух режимах - в лёгком, и в более жёстком. Облегченный режим предполагает отработку вопросов по минимодулям, соответствующим параграфам основного учебного пособия, параллельно процессу чтения текста. В таком режиме, изучив содержание параграфа, студент сразу же может пройти самоконтроль и определить, насколько он усвоил содержание и готов пройти по нему зачет на занятии. При этом физического присутствия преподавателя не требуется. Его контрольная функция опосредована программой. Второй уровень сложности предполагает выполнение заданий тренажера в полном объеме раздела. Задания перемешаны, и студент отвечает на вопросы вразброс, без привязки к тексту пособия. Правильность ответов во всех тренажёрах сразу выводится на экран компьютера. Таким образом, студент сам контролирует и оценивает свои знания. [3]

Очевидно, что подобные компьютерные тренажёры незаменимы в учебном процессе, поскольку берут на себя роль преподавателя при самостоятельной работе студентов, предоставляя им хорошую возможность детально разобраться в сложностях основных понятий, применять которые им понадобится на занятиях в аудитории и при контрольном тестировании преподавателем в аудитории и дистанционно. На основе вопросов тренажёров можно легко создавать неограниченное число вариантов индивидуальных тестов. Это исключает субъективную оценку со стороны преподавателя, и позволяет быстро и объективно оценить знания .

Выводы. Набор тестов и другие разработанные информационные продукты могут передаваться обучающимся разными путями. Например - индивидуально: на дисках или флэш-картах. Возможна передача файлов через общую папку локальной сети компьютерного класса. При этом можно указывать вариант теста индивидуально каждому студенту. При использовании элементов дистантных технологий в учебном процессе тесты могут размещаться в индивидуальном Интернет-кабинете преподавателя. Через ссылку на странице Интернет-кабинета преподавателя студент получает доступ к навигационной странице комплекса, расположенной в соответствующей папке OneDrive . На этой странице элементы содержания оформлены в виде гиперссылок на соответствующие элементы - конспекты, презентации, тренажеры и варианты тестов.

На факультетах с преподаванием анатомии человека необходимо создание полилингвальных авторских информационных продуктов, включающих как традиционные пособия на бумажных носителях, так и в электронной форме. Для размещения электронных СИМП перспективно использование сетевых хранилищ, типа Microsoft OneDrive.

Литература:

1. Титова Е.П., Матухин П.Г., Провоторова Е.А., Якушев В.В., Анохина Е.В. АППАРАТ ДВИЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА. Сборник контрольных заданий и тестов для иностранных студентов. (Русский, латинский, английский и доп. языки): Учебное пособие [Электронный ресурс] РТО. - М.:ОФЭРНиО ИНИМ РАО, База данных. Инв.№19345. 01.07. 2013 - 12 с.
2. Титова Е.П., Савостьянова Е.Б., Матухин П.Г., Савченко ЕЛ. Полилингвальный подход подготовки студентов-иностранцев на начальном этапе обучения в Российской Федерации. Материалы XV Международной научно- практической конференции Гуманитарного университета «Российский человек в разломе эпох». Екатеринбург, 2012 г., Т. 2, с. 498 - 502.
3. Провоторова Е.А., Титова Е.П., Матухин П.Г., Сарычева Н.Н.Кооперированные ИТ-проекты как технология лингвокомпьютерного моделирования языкового профиля специалиста. // Сборник научных трудов «Современные технологии и тактики в преподавании профессионально- ориентированного иностранного языка». Вып. 1. М.: РУДН, 2013 г. с. 124 - 129

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2018)
Просмотров: 96 | Теги: он-лайн тренажер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь