Вторник, 06.12.2016, 20:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ВГАФК КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В.Ю.Ростовский

ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ ВГАФК КАК СРЕДСТВО ДЕМОНСТРАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ ПРОФЕССИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье анализируется опыт работы музея ВГАФК по формированию у студентов устойчивого интереса и осознанного стремления к постижению основ профессионального мастерства через демонстрацию социальной роли физической культуры и спорта в жизни современного общества. Рассматриваются методы музейной педагогики, позволяющие ретроспективно проследить становление и развитие профессионального образования в этой сфере деятельности, его значимость в укреплении здорового образа жизни населения, международного престижа и безопасности отечества.

Ключевые слова: социальная востребованность, профессиональное образование, формирование устойчивого интереса, здоровый образ жизни, музейная педагогика.

THE MUSEUM EXPOSITION OF VSAPE AS A MEANS OF DEMONSTRATING THE SOCIAL IMPORTANCE OF PROFESSION IN THE SPHERE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS
Rostovskij V. Yu., Volgograd State Physical Education Academy
The article analyzes the experience of VSAPE Museum on the formation of the sustained students' interest and of conscious striving for the attainment of basic professional skills through demonstration of social role of physical education and sports in the modern society. The given article deals with methods of museum pedagogy. They allow to trace the emergence and development of professional education in this field retrospectively, its significance in the strengthening of population's healthy lifestyle, international prestige and security of the fatherland.
Keywords: social desirability, professional education, the formation of the sustained interest, healthy lifestyle, museum pedagogy.

 

Одной из задач вуза в подготовке будущих профессиональных педагогов по различных направлениям деятельности является воспитание у студентов уважения к избранной профессии, демонстрация её социальной значимости, а значит и востребованности в жизни современного общества. Среди различных форм реализации этой задачи следует особо остановиться на использовании методов музейной педагогики. Примером тому может послужить работа музея Волгоградской государственной академии физической культуры.

Начиная знакомство в музее с историей развития физкультуры и спорта в крае, студенты уже с первых шагов узнают о широкой популярности кумиров российской цирковой публики в начале минувшего века - мастеров французской борьбы и силовых трюков. Многие из них выступали на царицынских аренах, но особенно выделялся борец-профессионал Иван Поддубный. Его многочисленные и блистательные победы на родине и в самых престижных международных турнирах принесли ему славу русского богатыря-самородка и всеобщее восхищение. Всё это формировало позитивный образ страны в глазах мировой общественности и укрепляло её зарождающийся спортивный авторитет, а для сограждан стало ярким примером позитивной роли физической культуры в жизни человека.

И.М. Поддубный не был нашим земляком, но в 1961 г. в честь 90-летия со дня рождения неоднократного чемпиона мира, заслуженного артиста РСФСР и заслуженного мастера спорта СССР, кавалера ордена Трудового Красного знамени, руководством Сталинграда было принято решение о наименовании одной из улиц. Об этом говорит необычный экспонат - старая вывеска с названием улицы имени И. Поддубно- го и парадная фотография спортсмена начала прошлого века. Появление улицы имени великого российского атлета, таким образом, свидетельствует о большой общественной значимости спортивных достижений.

Значительную роль физической культуры в жизни современного общества подтверждает и тот факт, что ещё в ранний период Советского государства в 1921 г. в Царицыне открывается 1-й Военно-спортивный центр, где уже ведётся подготовка инструкторов-общественников физкультуры и широкая просветительская деятельность в этом направлении. А в 1925 г. в нашем городе вступает в строй второй в отечественной истории техникум физической культуры. Здесь внимание студентов привлекают фотографии тех лет, с эпизодами учебной и спортивной деятельности образовательных учреждений и комплекс подлинных музейных предметов по той же тематике.

Тема социальной значимости здорового образа жизни и физического совершенства очень убедительно может быть представлена на примере самого массового отечественного физкультурного движения в СССР Всесоюзного оборонно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Обращаясь к экспонатам этого раздела музея, студенты узнают, что предметом гордости молодого человека в 30-е годы прошлого века был скромный значок на цепочке с изображением бегущего спортсмена - свидетельство высокого физического развития, многочисленных спортивных навыков и готовности встать в ряды защитников родины. Сдать нормы ГТО считал себя обязанным каждый физически здоровый советский гражданин. В ряду первых обладателей значка ГТО в 1932 г. был председатель Сталинградского краевого совета по делам физкультуры и спорта М.А. Водолагин. Спортивную честь «Динамо» в составе сборной ДСО в 1939 г. защищала выпускница техникума физкультуры Н. Успенская (Свинцова), ставшая чемпионкой СССР по многоборью ГТО. Одним из первых 10-ти обладателей значка усложнённой II-ой ступени комплекса в 1934 г. был уроженец г. Царицына слушатель Академии им. Фрунзе А. Поручаев, который получил его из рук заместителя наркома обороны С.М. Будённого вместе с золотыми часами и надписью на них «Лучшему физкультурнику СССР». Фотографии спортсменов дополнены коллекцией подлинных значков, документов и наград 30-80-х годов, дающих представление о масштабности спортивно-оздоровительной работы по реализации мероприятий комплекса ГТО. Как показало время, актуальность это раздела экспозиции обретает особую значимость сейчас, когда вступает в действие обновленный российский комплекс ГТО, пропаганду и реализацию которого будут в дальнейшем осуществлять выпускники нашего вуза.

Но, пожалуй, самым ярким свидетельством социальной значимости спорта стало событие 2 мая 1943 г. в Сталинграде. По предложению руководства города и Управления НКВД в этот день был проведён футбольный матч между командами сталинградского Динамо и московского Спартака. Пережив ледяное дыхание смерти, город трудно, но бесповоротно возвращался к мирному существованию и организаторы матча прекрасно осознавали значение психологического фактора предстоящей встречи, ведь ничто так не объединяет людей, как состояние, когда они болеют за «наших». Это единение должно было стать залогом успеха общих усилий по возрождению Сталинграда. В ходе повествования об этом знаменательном состязании приводятся воспоминания капитана сталинградской команды К. Беликова: «Мы хорошо понимали, что это не просто игра. Мы, футболисты, должны были показать, что Сталинград жив. И в спорте тоже». Около десяти тысяч болельщиков стали свидетелями первого послевоенного футбольного матча, который к всеобщей радости завершился победой сталинградцев.

Показывая уникальные фотографии участников встречи, мы акцентируем внимание студентов на мобилизующем и консолидирующем факторах этого необычного спортивного мероприятия. Сотни добровольцев вызвались подготовить единственную уцелевшую спортивную площадку города - стадион «Азот» и навести здесь порядок. Засыпали воронки, убирали осколки, ставили штакетник, ремонтировали подсобные помещения, возвели небольшие трибуны для зрителей. Работали даже пациенты госпиталей! Каждый хотел почувствовать себя участником радостного события. Матч вызвал большой общественный, в том числе и международный резонанс. Этот исторический факт - может служить ярким педагогическим моментом в процессе подготовки будущих волонтёров к предстоящему волгоградскому этапу чемпионату мира по футболу.

О том, что вопросы физкультуры и спорта решались на государственном уровне в качестве первоочередных, даже в тяжёлые послевоенные годы, дают представление музейные экспонаты, посвящённые спортивной символике. Студенты знакомятся со ставшими сегодня раритетами - нагрудными знаками Единой всесоюзной спортивной классификации I-III разрядов, учреждёнными впервые в 1947 г. Здесь же представлена и другая награда - нагрудный знак «Отличник физической культуры и спорта». Весьма символично, что он был одним из первых, зарегистрированных на государственном уровне предметов спортивной атрибутики послевоенного времени. Знак введен в октябре 1946 г. постановлением Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при Совете Министров СССР. Им поощряли отличившихся физкультурных работников, преподавателей, тренеров и общественных деятелей. Всё это подтверждает значимость развития физической культуры и спорта в деле воспитания здорового поколения страны и укрепление престижа профессиональной спортивной деятельности.

Немаловажным стимулом профессионального роста является государственная и общественная оценка заслуг работника, особенно если его деятельность связана с педагогическим трудом. Примером высоких профессиональных достижений и верности избранному делу для наших воспитанников служат музейные материалы выдающихся преподавателей вуза и знаменитых выпускников - тренеров и педагогов. Гордостью музея являются реликвии, связанные с многолетней преподавательской и спортивной деятельностью заслуженного тренера РСФСР по боксу П.Г. Левитана, основателя Кафедры спортивных игр, заслуженного работника физической культуры В.В. Мерзлякова, заслуженного тренера СССР, основателя кафедры плавания Ю.В. Чуксина, заслуженного работника физической культуры, профессора, человека, отдавшего более 60-ти лет развитию отрасли С.А. Бакулина и многих других.

Среди выпускников есть и те, чья деятельность получила широкое признание, выразившееся в присвоении им званий, имеющих особый общественный статус. Это звания Почётных граждан. Об этом в экспозиции музея рассказывают материалы Почётного гражданина Красноармейского района г. Волгограда тренера-преподавателя по лёгкой атлетике Р.И. Слепцова и тренера-преподавателя по плаванию спортивного Клуба «Волга» почётного гражданина Волгоградской области Е.В. Садового.

С особым пиететом мы представляем наших коллег, показавших особую преданность своей alma mater и служащих для коллектива примером корпоративной гордости. За стеклом музейной витрины можно увидеть бережно сохранённый студенческий билет образца 1960 г. и дневник спортсмена выпускницы первого набора, мастера спорта по спортивной гимнастике и бывшего преподавателя Кафедры теории и методики спортивных танцев режиссуры и аэробики Г.О. Красновой. Первый диплом с отличием об окончании вуза выпускника первого набора, преподавателя Кафедры теории и методики футбола, доцента А.Ф. Рогачёва. Особенно символичны в этом смысле фотографии выпускницы института Г.А. Чикаловой. Вот перед нами десятилетняя девочка Галя Данилова на занятиях в секции художественной гимнастики института. Далее - студентка, мастер спорта СССР международного класса Г. Данилова. И наконец - заведующая кафедрой кандидат педагогических наук, заслуженный работник физической культуры Г.А. Чикалова. На одной из фотографий экспозиции запечатлён студент-заочник А. Сучилин в процессе сдачи государственного экзамена, а рядом фото доктора педагогических наук, профессора, ректора академии А.А. Сучилина, дополненное его многочисленными профессиональными наградами, в том числе и благодарностью Президента РФ за вклад в развитие олимпийского движения.

Но особый интерес молодых людей и, конечно же, затаённое желание подняться до таких же высот, вызывают свидетельства наивысших спортивных достижений наших питомцев. В разделе, посвящённом олимпийской тематике, представлены награды и памятные знаки, документы и предметы спортивной экипировки, а так же другие мемориальные вещи, связанные с выдающимися победами разных лет. Здесь золотая медаль чемпиона Европы и костюм члена российской сборной олимпийского чемпиона по тяжёлой атлетике А. Петрова. Медаль Международной федерации лёгкой атлетики за установление мирового рекорда 2006 г. и памятные знаки двух последних олимпиад двукратной чемпионки Олимпийских игр по прыжкам с шестом, кандидата педагогических наук Е. Исинбаевой. Спортивная форма и парадный костюм члена Олимпийской сборной России на играх в Сиднее чемпионки Олимпийских игр Е. Романовой и многое другое.

Огромный воспитательный эффект для грядущих поколений студенчества будут иметь и последние поступления в коллекцию музея - предметы олимпийской символики XXII зимних игр в Сочи и материалы, предоставленные волонтёрами минувшей олимпиады. Планируемый раздел экспозиции даст молодым людям, вступающим на профессиональную стезю, представление о роли спорта в формировании позитивного образа российского общества на мировой арене и возможности личного участия в этом процессе, что безусловно формирует чувство патриотизма и уважение к избранному делу.
Немаловажное значение в деятельности музея отводится массовым просветительским мероприятиям самого широкого исторического спектра. К примеру, одно из них под названием «Боевой клинок на страже отечества», проходило в канун Дней защитников отечества (2011 г.). Оно преследовало цель не только помочь молодёжи окунуться в атмосферу военной истории России, показать, как хранят и развивают традиции использования холодного оружия в наши дни те, кому доверена безопасность страны, но и познакомить будущих профессионалов - физкультурников с таким видом спорта как фехтование и качествами, которое оно развивает. Таким образом, параллельно решались задачи патриотического и профессионально-просветительского характера.

С первых минут важность происходящего в зале была подчёркнута звуками Государственного гимна России. А затем присутствующие услышали рассказ об истории и традициях использования клинкового оружия в русской армии. Он сопровождался ярким слайд-шоу с демонстрацией уникальных отечественных и зарубежных клинков.
В след за этим раздался звон настоящего оружия, и сцену заполнили люди затянутые в доспехи воинов-славян. Юноши из военно-исторического клуба «Алатырь, вооружённые боевыми топорами, копьями и мечами вступили в поединки, демонстрируя приёмы владения оружием средневековой Руси.

Далее мастерство рукопашного боя продемонстрировали офицеры отряда специального назначения «Барс». По долгу службы они нацелены на пресечение массовых беспорядков в местах лишений свободы, освобождение заложников и силовую изоляцию злостных нарушителей режима учреждений исполнения наказания.

Вслед за этим своё искусство владение спортивным клинком продемонстрировали юные фехтовальщики Городского детско-юношеского центра, а тренер-педагог С. Машкова поведала аудитории об особенностях этого вида спорта.
Ярким и эмоциональным завершением этой встречи должно было стать исполнение хореографическим коллективом Армянского культурного центра знаменитого «Танца с саблями» из балета А. Хачатуряна «Гаяне», но по техническим причинам эта часть мероприятия не была реализована.

Подводя итог, хочется отметить, что в современных условиях, когда на молодого человека обрушивается огромный поток информации, в том числе и негативного воздействия, разрушающий характерные для российского менталитета нравственные представления, следует максимально использовать позитивный опыт из жизни российского общества, способный сблизить устремления молодёжи с традиционными устоями нашего народа. Именно такие позитивные примеры отношения к избранной профессии, окружающим и гражданскому долгу концентрированно сосредоточены в содержании экспозиции музея, воспитательный потенциал которой содержит ещё немало резервов.

Литература

1. Комиссарова, Е.В. Региональный музей как источник формирования гражданского самосознания населения (из опыта работы краеведческих музеев Волгоградской области) / Е.В. Комиссарова // Роль музеев в формировании культурного пространства и имиджа региона (материалы научно-практической конференции музейных работников в г. Москве и г. Ростове-на-дону в 2004 г.). - М.: ГЦМСИР, 2005. - С. 94-107.
2. Рябец, И.А. Помогающий музей: цели и задачи музейной педагогики на современном этапе / И.А. Рябец // Известия Нижневолжского агро-университетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. Волгоград, 2006. - № 3 (3) - С. 144-146.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (14) - 2015

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (14.04.2016)
Просмотров: 76 | Теги: физическая культура, музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016