Пятница, 27.04.2018, 01:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭКСПЛИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

И.В.Федотова, кандидат медицинских наук, доцент, М.А.Быкова

ЭКСПЛИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ МЕДИЦИНСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ АДАПТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В статье представлены материалы исследования, проведенного с целью установления значимости, простоты, быстроты и эффективности использования различных диагностических скрининговых методов оценки адаптационных возможностей организма детей с ментальными нарушениями в процессе адаптивного физического воспитания. Продемонстрирована диагностическая система, нацеленная на осуществление изучения информативности и возможности использования различных методик, их быструю трансляцию в практику. Отмечена значимость применения авторских программ адаптивной физической культуры у лиц с интеллектуальными расстройствами.

Ключевые слова: скрининговые методы исследования; дети с ментальными нарушениями; адаптивная физическая культура.

 

Введение. На сегодняшний день в мире насчитывается более 300 миллионов людей (в том числе детей) с интеллектуальной недостаточностью, что составляет, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 10% населения Земли [5]. Проблема ментальных нарушений изучена в недостаточной степени [7]. Дети с интеллектуальными изменениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития, инертности во всех сферах жизнедеятельности, существенном недоразвитии моторных и речевых функций, несформированности когнитивной деятельности, примитивности интересов, снижении познавательного интереса, изменений в эмоционально-волевой сфере [2]. Особенности психоэмоционального реагирования, приспособления к окружающим событиям, проблемы в сфере концентрации и внимания, нарушения речи формируют ряд затруднений, без которых специалисты в полном объеме имели бы возможность контролировать процесс адаптивного физического развития ребенка с ментальными нарушениями.

Изучение вопросов адаптации/дизадаптации является важным звеном любого процесса приспособления к постоянно меняющимся факторам внешней и внутренней среды [8]. Адаптивное воспитание - процесс, играющий важную роль в формировании успешной адаптации к повседневной жизни у ребенка с нарушениями в интеллектуальной сфере, но любые изменения привычной обстановки могут стать факторами предпатологических и патологических изменений, способствующих формированию дизадап- тивных моментов разнонаправленного характера [6]. Следовательно, оценка состояния функциональных и адаптационных возможностей организма таких детей имеет первостепенное значение.

Практика медико-педагогической работы с лицами, имеющими ментальные нарушения, в широком аспекте ограничивается коррекцией когнитивных и психических функций, оставляя без внимания физическое и функциональное состояние других систем организма [3]. В диагностике у лиц с когнитивными расстройствами традиционно используются нейропсихологические методы исследования. Однако в последние годы все больше внимания уделяется методикам, объективизирующим информацию проводимых обследований [6]. Очевидным становится факт необходимости формирования специальной программы комплексной оценки с экспликацией методов диагностики функционального состояния в процессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллекта. В настоящий момент нами не обнаружено наличие в современной литературе четких методов и критериев, позволяющих оценить составляющие медицинской, психоэмоциональной и социальной адаптации детей с ментальными нарушениями.

Материалы и методы исследования. Научно-исследовательская работа проведена на базе Центра адаптивного физического воспитания ФГБОУ ВО «ВГАФК» «Без границ» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Выборочно проанализирован контингент, имеющий ментальные нарушения (дети с задержкой психического развития, аутизмом, синдромом Дауна).

Для осуществления скрининговых наблюдений использовались следующие методы исследования: анализ медицинской документации и жалоб; оценка антропометрических показателей; оценка уровня физического развития и функциональных возможностей организма (пульсоксиметрия, спирометрия, пикфлоуметрия, тест для скрининга обструкционного синдрома легких, измерение частоты сердечных сокращений и уровня артериального давления, проба Руффье, проба Ромберга, пальце-носовая проба, дермографизм, индекс Кердо, ортостатическая проба, кистевая динамометрия, прыжок в длину с места, время задержки дыхания на вдохе, число подъемов туловища лежа); опросник для родителей занимающихся детей; дневник динамического наблюдения ребенка, который заполняется родителями после проведенного занятия.
Экспликация наиболее доступных и информативных методов исследования проведена с помощью прямого ранжирования полученных результатов и факторного анализа результативности полученных данных.

Результаты исследования. Произведена характеристика контингента лиц с наличием ментальных нарушений, занимающихся в научно-практическом Центре адаптивного физического воспитания «Без границ» (таблица 1).

Таблица 1
Характеристика контингента лиц с ментальными нарушениями, занимающихся в Центре адаптивной физической культуры

Примечание: у некоторых детей отмечается наличие двух или нескольких хронических заболеваний одновременно

Количество детей, имеющих ментальные нарушения, всего составляет 31 человек. У некоторых детей можно отметить сочетание двух заболеваний одновременно (37 нозологических единиц болезней).

Разработаны авторские методики и оздоровительно-коррекционные программы (гидрореабилитация, сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, акробатика, йога, эстетическая гимнастика) [7]. Каждому ребенку помогает «наставник», обеспечивая индивидуальный подход к каждому занимающемуся (рисунок 1).

Рис. 1. Занятия сюжетно-ролевой игровой гимнастикой в Центре «Без границ»

Перечень диагностических, скрининговых методов исследования, используемых в процессе адаптивного физического воспитания детей с ментальными нарушениями, ранжирован по степени возможности выполнения тестов, контактности пациентов и многих других факторов (таблица 2).

Таблица 2
Перечень методов, используемых в процессе скрининга

Всего произведено 193 измерения. Наиболее простыми, эффективными и быстродоступными методиками диагностики состояния организма детей в процессе занятий по авторским методикам адаптивной физической культурой, в соответствии с проведенными исследованиями, являются пульсоксиметрия и тонометрия. Естественно, подсчет индексов, таких как индекс Кердо и другие не вызывает затруднений. К менее информативным и сложным для выполнения, в соответствии с рангом ранжирования результатов, можно отнести пробу с задержкой дыхания на вдохе, прыжок в длину с места и подьём туловища из положения лежа.

Таким образом, на основе проведенного перечня исследований эксплицированы методы, позволяющие диагностировать уровень адаптационных возможностей детей с метальными нарушениями в процессе занятий адаптивной физической культурой. Разработанные научно-методические подходы являются новой мультидисциплинарной стратегией.

Предложенная диагностическая система нацелена на осуществление изучения информативности и возможности использования различных методик, быструю их трансляцию в практику, использование информационных технологий в управлении восстановительным процессом, в том числе с созданием новых модулей кооперации педагога, ребенка и его семьи. Кроме того она ориентирована на разработку новых комплексных средств исследования организма детей с точки зрения индивидуализированного подхода, с учетом имеющейся патологии в процессе занятий адаптивным физическим воспитанием.

Литература

1. Большевидцева И.Л., Депутат И.С. Анализ агрессивных проявлений у детей 10-12 лет с умственной отсталостью // Вестник университета. - 2014. - № 1. - С. 45-48.
2. Кожалиева Ч.Б. Formation of reflective analysis of adolescents with intellectual insufficiency // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология: сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2015. - Вып. 48, Ч. 3. - С. 274- 278.
3. Махова Н.А., Ахтимирова Д.А. Эффективность интервальной гипоксической тренировки в повышении функциональных возможностей системы дыхания детей с ментальными нарушениями // Ульяновский медико-биологический журнал. - 2016. - № 4. - С. 44-45.
4. Паршина А.И. Социализация детей с ментальными нарушениями // Социализация человека в современном мире в интересах устойчивого развития общества: междисциплинарный подход: сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Калуга, 18-20 мая 2017 г.) / под ред. И.П. Краснощененко. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2017. - С. 326-330.
5. Распопова Е.А., Попович Н.В., Сироткин Д.Г. Адаптивное плавание как средство социализации детей-инвалидов с ментальными нарушениями // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Естественные науки. - 2017. - № 3. - С. 65-69.
6. Федотова И.В., Стаценко М.Е., Бакулин В.С. Предикторы успешной адаптации и дизадаптации в постспортивном периоде // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - С. 134.
7. Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. Интеллектуальное развитие ребенка в процессе музыкально-двигательной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 10. - С. 62-65.
8. Фомина Н.А., Ушакова М.Ю., Федотова И.В. Мультидисциплинарный подход к научно-методическому обеспечению деятельности центра АФК для детей с ограниченными возможностями здоровья // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. - № 3. - С. 74-77.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4 (22) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.01.2018)
Просмотров: 60 | Теги: скрининговые | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь