Воскресенье, 04.12.2016, 00:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

§ 3. Экспертиза по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

§ 3. Экспертиза по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов


Согласно ст. 26.4 КоАП РФ и подп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 95 НК РФ экспертиза назначается в тех случаях, когда в процессе производства по делу возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле. Сущность экспертизы состоит в анализе по заданию судьи, органа, должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов экспертизы (вещественных доказательств), а также различных документов с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. Экспертиза назначается налоговым органом по инициативе заинтересованных лиц. Эксперт для разрешения вопросов, по которым необходимы специальные познания, привлекается налоговым органом на договорной основе.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени - представленные в установленном законом порядке мотивированные выводы лица, обладающего специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, полученные в результате исследования обстоятельств, существенных для дела.

В соответствии с п. 8 ст. 95 НК РФ эксперт излагает в своем заключении суть проведенных исследований, сделанные в результате этих исследований выводы и обосновывает ответы на поставленные вопросы.

Заключение эксперта не является обязательным для должностного лица налогового органа либо суда. Однако их несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано и отражено в решении, вынесенном по результатам рассмотрения дела. Заключение эксперта является источником доказательств, а данные, содержащиеся в нем, - доказательствами.

Правовая основа, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности определены Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации".

Приказом МВД России от 29.06.2005 N 511 утверждены Инструкция по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации и Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации.

Привлечение эксперта возможно:

- налогоплательщиком по собственной инициативе;

- налоговыми органами при осуществлении мероприятий (в т.ч. дополнительных) налогового контроля (подп. 11 п. 1 ст. 31, ст. 95, п. 6 ст. 101, п. 7 ст. 101.4 НК РФ). Если отчет эксперта налоговым органом получен вне рамок налоговой проверки, он впоследствии будет отклонен судом как доказательство <180>.

--------------------------------

<180> См.: Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-6937/09-С2 по делу N А07-19513/2008-А-ДГА.


Проведение экспертизы налогоплательщиком по собственной инициативе встречается достаточно редко. Налогоплательщик должен быть готов к тому, что налоговый орган может потребовать проведения повторной экспертизы по тому же вопросу. Как правило, вопрос об экспертизе возникает по инициативе налоговых органов в рамках осуществления мероприятий налогового контроля либо при рассмотрении дела в суде.

Конституционный Суд РФ в Определении от 16.07.2009 N 928-О-О отметил следующее: "Статья 95 НК РФ предусматривает возможность привлечения эксперта в случаях, когда возникает потребность в использовании специальных познаний, определяя их сферу и общую характеристику: наличие специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле - и одновременно устанавливая гарантии соблюдения прав и законных интересов налогоплательщиков при проведении экспертизы".

Указанная возможность позволяет получить при осуществлении мероприятий налогового контроля достоверную и объективную информацию для целей налогообложения и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод налогоплательщиков.

Назначение экспертизы (в частности, почерковедческой) предусмотрено НК РФ и направлено на обеспечение достоверности результатов налоговой проверки <181>. В силу п. 7 ст. 95 НК РФ при назначении и производстве экспертизы налогоплательщик имеет право:

--------------------------------

<181> См.: Определение ВАС РФ от 21.10.2010 N ВАС-13707/10 по делу N А27-24809/2009.


- заявить отвод эксперту;

- просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

- представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

- присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

- знакомиться с заключением эксперта.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля также допускается проведение экспертизы, что прямо предусмотрено п. 6 ст. 101 НК РФ.

Привлеченное в качестве эксперта лицо должно быть предупреждено об ответственности за дачу заведомо ложного заключения, которая предусмотрена п. 2 ст. 129 НК РФ.

В соответствии с анализом судебной практики по налоговому спору проводятся:

- почерковедческая экспертиза на предмет исследования подписей, имеющихся в документах <182>;

--------------------------------

<182> См., например: Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 12.11.2009 по делу N А11-10399/2008.


- экспертиза на предмет установления подлинности документов.

Инициаторами проведения вышеназванных видов экспертиз в суде могут выступать как налогоплательщик, так и налоговый орган;

- экспертиза объемов выполненных строительных работ <183>;

--------------------------------

<183> См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 30.09.2009 N Ф09-6937/09-С2 по делу N А07-19513/2008-А-ДГА.


- экспертиза оценки стоимости недвижимого имущества <184>;

--------------------------------

<184> См., например: Постановление ФАС Московского округа от 04.03.2009 N КА-А40/916-09 по делу N А40-31631/08-35-101.


- судебно-бухгалтерская экспертиза <185>.

--------------------------------

<185> См.: Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.08.2007 N Ф08-5038/2007-1902А, ФАС Поволжского округа от 15.03.2005 N А57-5056/04-5.

____________________

Тема 3.3. Доказательства и доказывание в административном производстве по делам о правонарушениях в области налогов и сборов

§ 1. Обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении

§ 2. Собирание, исследование, оценка и использование доказательств по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах

§ 3. Экспертиза по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

§ 4. Вещественные доказательства и документы

§ 5. Оценка доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях в области налогов и сборов

К содержанию

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (29.04.2013)
Просмотров: 521 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016