Понедельник, 15.10.2018, 17:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТОЧНОСТИ АЛГОРИТМА РАСЧЕТА ДАЛЬНОСТИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С МЕСТА С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ОТТАЛКИВАНИЙ

А.И.Пьянзин

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТОЧНОСТИ АЛГОРИТМА РАСЧЕТА ДАЛЬНОСТИ ПРЫЖКОВ В ДЛИНУ С МЕСТА С РАЗНЫМ КОЛИЧЕСТВОМ ОТТАЛКИВАНИЙ

Аннотация. В статье рассматривается возможность вычисления результата в горизонтальных прыжках с двумя, тремя и пятью отталкиваниями с учетом значений относительных коэффициентов вертикальной составляющей скорости вылета общего центра масс тела (ОЦМТ). Расчет дальности прыжков по предложенным уравнениям требует практической проверки точности и выявления неучтенных факторов, оказывающих влияние на конечный результат. Эта проверка возможна при сопоставлении расчетной дальности прыжков с реальной у школьников разного возраста. В результате выявлено, что точность вычисления результата в двойном, тройном и пятикратном прыжках с места на основе учета скоростных коэффициентов является достаточно высокой. Повышение точности расчетов возможно путем введения в уравнения поправочных коэффициентов, которые выражают относительную разницу между эмпирическими и расчетными значениями дальности прыжка.

Ключевые слова: скорость вылета, горизонтальные прыжки, дальность, точность вычислений

 

Введение .Человек и среда представляют собой две стороны единой системы, в которой среда выступает внешним звеном саморегуляции, а организм - материально-функциональным отражением условий среды, определяющих его свойства. Ключевые условия среды являются инвариантными (временная периодичность, парциальное давление кислорода, гравитация, характер опоры), определяющими инвариантность характеристик строения и свойств организма, а также движений тела относительно опоры [ 1 ].

Свойства опоры детерминируют характер перемещения тела и основные параметры его движения. Скорость бега, высота и дальность прыжка, дальность полета снаряда, точность броска мяча в баскетболе, эффективность атакующего действия в борьбе или удара в боксе - все они отражают результат взаимодействия тела с опорой. Так, в прыжковых упражнениях ведущей фазой является отталкивание, а конечный результат обеспечивается достижением оптимальных значений скорости и угла вылета тела. Тело при движении всегда взаимодействует с опорой, и это взаимодействие выражается в конкретных значениях, определяющих конечный результат.

Выявлено [1], что вертикальный компонент скорости вылета является одной из наиболее ценных и показательных кинематических характеристик движений человека, и может служить основой для построения модельных характеристик физической подготовленности. В ходе проведенных нами исследований [2] были определены значения относительных коэффициентов вертикальной составляющей скорости вылета ОЦМТ, которые позволили вывести уравнения для вычисления результата в горизонтальных прыжках с разным количеством отталкиваний и шагов в разбеге.

Однако, результаты вычислений дальности прыжков по предложенным уравнениям требуют проверки точности этих вычислений и уточнения составляющих их переменных. Эта проверка возможна при сопоставлении расчетной дальности прыжков с реальной у юных легкоатлетов. В связи с этим, целью исследования явилась оценка степени точности вычисления результата в двойном, тройном и пятикратном прыжках с места относительно реального результата.
Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы; математическое моделирование; педагогическое тестирование; методы математической статистики.

В исследовании принимали участие учащиеся нескольких СОШ Чувашской Республикисо2 по 11 классы (п = 91, табл. 1).
Испытуемым было предложено выполнить по две пробных и зачетных попытки в четырех прыжковых упражнениях с места: прыжке в длину, двойном, тройном и пятикратном прыжке. Результат измерялся рулеткой с округлением до целых сантиметров в меньшую сторону. Регистрировались результаты обеих зачетных попыток в каждом упражнении. Для проведения сравнительного анализа были выбраны лучшие результаты в тестовых упражнениях.

Таблица 1 - Контингент испытуемых

Основное содержание работы. Предлагаемый нами метод вычисления результата в прыжках основывается на учете скоростных коэффициентов (к) - относительных значений вертикальной составляющей скорости вылета в прыжках, где за единицу принята скорость вылета в прыжке вверх с места толчком двумя ногами.

Используя вышеуказанные уравнения, мы приравняли расчетную дальность прыжка в длину с места к реальной, а затем определили расчетную дальность двойного, тройного и пятикратного прыжков. В результате выявлено, что расчетная дальность близка к их реальной дальности у испытуемых, но имеет некоторые половозрастные особенности.

Рисунок 1 - Соответствие реальных результатов расчетным в горизонтальных прыжках с места у мальчиков (верхние графики) и девочек (нижние графики), отн. ед.

Наибольшее приближение реальной дальности к расчетной было выявлено в двойном прыжке с места, чуть ниже - в пятикратном и тройном прыжках (рис. 1). На наш взгляд, это обусловлено недостаточным уровнем технической подготовленности испытуемых. Техника тройного и пятикратного прыжков представляет для школьников более высокую координационную сложность. Они недобирают, прежде всего, из-за слабой техники выполнения первого отталкивания с двух ног с последующим переключением на второе отталкивание одной ногой.

Сравнение относительных результатов у мальчиков и девочек со2 по 11 классы позволило выявить схожую динамику вплоть до 7 классов с отсутствием достоверных различий в их относительных результатах с последующим существенным (р < 0,05 - 0,001) их расхождением, начиная с 8 класса (рис. 2). На наш взгляд, этот факт отражает тендерные различия в проявлении у школьников скоростно-силовых и координационных способностей, что связано с активизацией процессов полового созревания в этом возрасте.

Рисунок 2 - Соответствие реальных результатов расчетным в двойном (верхняя пара), тройном (средняя пара) и пятикратном прыжках с места (нижняя пара) у мальчиков и девочек, отн. ед. (прямые линии отражают линейную аппроксимацию)

Выявленная относительная разница у школьников между реальными и расчетными значениями может в данной ситуации служить поправочным коэффициентом для этой категории занимающихся, который необходимо ввести в состав имеющихся уравнений. У старших школьников относительная разница незначительная по сравнению со средним и младшим школьным возрастом.

В то же время, нельзя делать окончательные обобщения на основании анализа только этой выборки испытуемых. Необходимо провести сравнительный анализ с привлечением большего количества эмпирических данных школьников различного возраста и пола, что и является задачей для будущих исследований.

Заключение. Таким образом, точность вычисления результата у школьников в двойном, тройном и пятикратном прыжках с места на основе учета скоростных коэффициентов по предлагаемым уравнениям является достаточно высокой.
Повышение точности расчетов возможно путем введения в уравнения поправочных коэффициентов, которые выражают относительную разницу между эмпирическими и расчетными значениями дальности прыжка.

Для уточнения поправочных коэффициентов необходимо расширить базу эмпирических данных школьников разного возраста и пола.

Литература

1. Пьянзин А.И., Пьянзина Н. Н. Критерии для разработки модельных характеристик специальной физической подготовленности легкоатлетов // Физическая культура и спорт в вузе: современные тенденции и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Ставрополь: СКФУ, 2015. - С. 172-176.
2. Пьянзин А. П., Пьянзина Н. Н. Расчет результата в прыжке в длину на основе результата в прыжке вверх с места// Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2016. - №2 (90). - С. 161-169.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.04.2018)
Просмотров: 121 | Теги: прыжки в длину | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь