Пятница, 09.12.2016, 10:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Экранный музыкальный театр как феномен современного искусства

Экранный музыкальный театр как феномен современного искусства

 
Музыкальный театр, изначально имевший синтетическую природу, на сегодняшний день демонстрирует разнообразные принципы взаимосвязей сценического театрального искусства с экраном. Он включает кинематографические средства выразительности, выходит в Интернет, транслируется по телевидению и распространяется с помощью видео. В условиях XX века музыкальный театр, существующий в трех формах - сценической, аудивной и экранной, - приобретает признаки мегажанра.

Не случайно немецкий композитор Б.А. Циммерман представляет себе театр будущего как глобальный синтез - в виде интернационализированного театра-города с комплексными, многослойными связями, иерархической структурой, с собственным законодательством, университетом, кино-, теле- и электронными студиями: «Новый театр будет, прежде всего, техническим театром, который должен быть оснащен не хуже, чем космический корабль духа» (1).

Как справедливо замечает В. Дулат-Алеев, современная культура находится в ситуации «после написанного», а заинтересованное отношение к уже созданным произведениями искусства - единственно возможная форма продолжения их жизни (2). Произведения сценического музыкального театра определенно «оживляются» за счет кинематографических средств выразительности. Здесь, может быть, уместна некоторая аналогия с экранизованной литературно-художественной классикой. Установлено, что успех приходит к тем музыкальным экранизациям, где наряду с изменениями сохранен изначальный стиль и собственно «дух» классического произведения. Лучшие экранизации доказывают подобную реальность самим фактом своего существования. В то же время сочинения, извлеченные из музыкально-сценического контекста и перенесенные в иное пространство, обрастают другими жанровыми признаками.

Обогащение языка сценического музыкального театра в экранных условиях охватывает все его жанры. В сфере экранного музыкального театра сценическое музыкальное произведение, преломляясь в таких жанрах, как фильм-опера, мультипликационные опера и балет, мультипликационный концерт и видеоклип, претерпевают значительные изменения. Во многом переосмысливаются жанровые признаки оперы и балета. Приобретают зрелищноэкранную форму многие жанры инструментальной и вокальной музыки, формируя новый жанр экранного концерта, в художественной и мультипликационной формах которого сценическое пространство преобразуется именно посредством экранных приемов.

Феномен экранного музыкального театра не ограничивается лишь кругом произведений, изначально предназначавшихся для сцены. Он развивается дальше, порождая оригинальные проекты, специально создаваемые для показа в кинотеатре, по телевидению и с помощью видео, включая его самые новейшие мультимедийные формы записи. Таким образом, экранный музыкальный театр существует в пограничном пространстве, возникающем между музыкальным театром и кинематографом.

Экранный музыкальный театр выступает как эстетический феномен нового синтеза, возникающего, в первую очередь, в результате взаимодействия музыки и изображения. Этот синтез имеет масштабный характер. Его компонентами являются, помимо названных координат, такие составляющие как текст либретто, сценарный план, аудивные компоненты (шумы, разговорные сцены, закадровый перевод, титры), многочисленные живописные составляющие (костюмы, декорации, свет). Воплощения этого синтеза носят многообразный и свободный характер, с неожиданными переходами, обусловленными художественной необходимостью, из одного качества в другое.

Экранный музыкальный театр представлен широкой жанровой партитурой. Он включает музыкальный спектакль, музыкальный фильм, музыкальную мультипликацию (оперу, балет, мюзикл, концерт), видеоклип. Это искусство синтезов разных жанровых образований. Сквозь взаимоопровержения и противоречия его динамического развития просматривается как общая тенденция устремленность к режиссерским обобщениям, основанным на точности психологических характеристик, моделировании человеческих эмоций, пластике изобразительных деталей.

Современный экранный музыкальный театр движется по своему пути. Он способен многообразными средствами, несравненно более богатыми, чем в период появления кинематографа, выражать отношение художника к объекту съемки. Произведения экранного музыкального театра организуются в соответствии с многочисленными законами экрана. Значительную роль в них играет техника аудиовизуального контрапункта, возникает особого типа пространственно-временной контрапункт, учитываются каноны операторского искусства и звукорежиссуры. Кроме того, большое значение приобретает тяготение к общеэстетическим критериям в разработке кульминационной зоны, приходящейся в большинстве случаев на точку золотого сечения.

Процесс визуализации музыкального театра выступает как глобальное явление. Станет ли он угрозой сценическому музыкальному театру? Вряд ли. Жанр видеоклипа, как наиболее радикальный жанр экранного музыкального театра, показывает, что чрезмерная визуализация, ярко представленная техникой скоростного монтажа, затрудняет восприятие произведения.

Возможно, именно поэтому в жанре видеоклипа проверяются различные приемы экранной техники, приводящие к образованию классификационных групп, возникающих в жанре видео, основанных на произведениях музыкальной классики. Таким образом, развитие сценического музыкального театра и экранизации произведений музыкального искусства предстает как процесс взаимного сближения: в экранном музыкальном театре мы констатируем значительность визуализации, тогда как в сфере экрана наблюдается «омузыкаливание» фильма. Последнее проявляется не только в увеличении «музыкального пространства» фильма, но и в создании оригинальных картин, построенных по законам музыкальной драматургии (3), ориентации на жанры музыкального театра.

Длительное отсутствие государственного заказа на многие жанры экранного музыкального театра в отечественных условиях, продолжающееся по сей день, во многом объясняет, почему многие изучаемые нами экранные образцы представлены работами зарубежных мастеров (4). В то же время отечественный экран имеет прекрасный «задел» в виде таких экранизаций, как фильм-балет на музыку Р. Щедрина «Конек-горбунок» режиссера Е. Тулубье- вой, в котором мастерски сочетаются кукольная и рисованная мультипликация, сценический и кинематографические приемы изображения. Интересным продолжением многих идей этого автора стал видеобалет на музыку П. Чайковского «Буря» (режиссер Н. Рыженко), где действуют законы музыкального театра, видео и киноискусства.
Экранный музыкальный театр занимает свою нишу в современном мегапространстве музыкального театра. В силу его синтетической природы, в произведениях этого искусства хранятся «генетические коды» (термин М. Арановского) как сценического музыкального театра, так и кинематографа. Экранный музыкальный театр можно представить в виде метажанра, сложного феномена, требующего дальнейшего изучения и осмысления.

Современный экранный музыкальный театр представляет собой искусство символов, искусство все более глубокого познания сущности музыки и экрана. Режиссеры, работая с одним измерением в музыке, попадают в визуальной сфере в совершенно иные пространства. Принцип ассоциативного взаимодействия расширяет границы экранного музыкального театра, способствуя свободному переходу в параллельные миры.

О свойстве кинематографа изображать необыкновенное Ф. Феллини некогда сказал: «Кино - это божественный способ рассказывать о жизни, конкурировать с Господом богом? Никакое другое ремесло не позволяет создать некий мир, который был бы так похож на тот, что тебе знаком, но в то же время походил бы и на другие - неведомые, параллельные, соседние миры» (5). Продолжая мысль итальянского режиссера, можно сказать, что сегодня пространство экранного музыкального театра - одна из его «новых галактик».

С.С.Севастьянова кандидат искусствоведения, ст. преподаватель

Примечания

1. Циммерман Б. Будущее оперы // XX век: Зарубежная музыка. - М.: Музыка, 1995. Вып. 1. С. 92.
2. Дулат-Алеев В. Национальная музыкальная культура как текст: Татарская музыка XX века: Автореф. дис. ...доктора искусствоведения. - М, 1999.
3. По мнению И. Дунаевского, «лишь тот фильм можно назвать подлинно музыкальным, где наравне с драматургией сюжета существует и музыкальная драматургия». См.: Дунаевский И. Звукозапись в композиторском творчестве // Рождение звукового образа / Сост. Е. Авербах. - М.: Искусство, 1985.
4. Этот вопрос поднимается в диссертации Т. Егоровой, а также в работе Г. Кострюковой и Е. Лотис. См.: Егорова Т. Музыка советского фильма: Автореф. дис... канд. искусствоведения. - М., 1998. Кострюкова Г., Лотис Е. Музыка в кино: Некоторые аспекты функционального анализа. - Астрахань: АГК, 2000.
5. Феллини о Феллини: Интервью, сценарии. - М.: Радуга, 1988.

Вестник Астраханской консерватории "Камертон"

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (01.04.2016)
Просмотров: 98 | Теги: Музыкальный театр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016