Суббота, 21.10.2017, 11:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРАМАРЕНКО И.А.,
кандидат экономических наук, профессор
(Калининградский филиал АНОО ВПО «Международный славянский институт»)

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ
ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 


В современной России за годы рыночных
реформ  теневые  экономические  отношения,
проявляющиеся в теневом секторе экономики,
стали нарастать чрезвычайно быстро, охватив,
по оценкам экспертов, порядка 40% националь-
ной экономики. Теневые экономические отноше-
ния и теневая экономика являются результатом
болезни экономики страны, изменения системы
экономических  связей  общества.  Разрастание
этих  связей  наносит  огромный  вред  народно-
му хозяйству страны, отрицательно сказывает-
ся на духовно-нравственной и правовой сфере
общества,  искажает  личность  многих  людей,
подрывает  безопасность  государства,  снижает
конкурентоспособность национальной экономи-
ки на мировом рынке. Обществу и государству
необходимо  активно  воздействовать  на  корни
порождения  теневых  экономических  отноше-
ний, которые, при всем их разнообразии, имеют
общую основу - деформацию социально-эконо-
мической системы общества.
Теневая  экономика  представляет  инте-
рес,  прежде  всего,  с  точки  зрения  влияния  на
протекание  большинства  обычных,  «нормаль-
ных» экономических явлений: формирования и
распределения дохода, торговли, инвестирова-
ния и экономического роста в целом. Это влия-
ние теневых отношений в России настолько ве-
лико, что актуальна необходимость их анализа
и разработки мер по снижению этих влияний [1].
Развитие любой социально-экономиче-
ской системы обязательно включает и разви-
тие теневых экономических отношений.
Ф.  Хайек  указывал,  что  «конкуренция
важна  как  исследовательский  процесс,  в
ходе которого первооткрыватели ведут поиск
неиспользованных возможностей, доступных
в случае успеха и всем остальным людям…».
Эта  «конкуренция  как  процедура  открытия»
обязательно включает, таким образом, и кон-
куренцию  легальной  экономики  с  теневой.
Сам  неформальный  характер  новых  правил
создает  дополнительные  издержки  для  их
реализации,  поэтому  в  конкуренции  старых
формальных и новых неформальных правил
игры «выживают» лишь такие новые прави-
ла,  использование  которых  обеспечивает
сильные (а не чуть заметные) преимущества
в сравнении с традиционным укладом.
Теневая  хозяйственная  деятельность
существует  в  любой  модели  рыночной  эко-
номики,  однако  ее  масштабы  существенно
различаются. Факторы негативного влияния
теневой  экономики  на  экономическую  дея-
тельность представлены в таблице 1. Гипер-
трофированные масштабы теневого сектора
деформируют систему рыночного хозяйства,
уменьшая ее эффективность.
Возникают  аспекты,  которые  нужно
учитывать  при  определении  путей  решения
проблем в области теневой экономики. Эти
факторы можно разделить на политические,
экономические и организационные.
Влияние  на  развитие  новых  форм  эко-
номической преступности в России оказывают
следующие  факторы:  частичная  потеря  госу-
дарственным  аппаратом  функции  управления
обществом и государством; противоречивость
и  несовершенство  законодательной  базы;
неспособность  государственных  институтов
удовлетворить жизненно необходимые потреб-
ности населения; бесхозяйственность и разба-
лансированность экономики страны, особенно
в  кредитно-финансовой,  валютно-денежной  и
товарно-сырьевой  сферах;  незаинтересован-
ность в сохранности материальных ценностей
со стороны должностных лиц государственных
и финансово-коммерческих структур.
Кроме  того,  в  основе  механизма  из-
менения теневой экономики лежат и другие
процессы,  к  числу  которых  относятся  фор-
мирование  корпоративно-бюрократических
структур, столкновение власти которых фак-
тически подменяет собой механизм государ-
ственного  управления;  раскол  общества  на
две  неравные  части:  занятых  в  привилеги-
рованном  прогрессирующем  монополизи-
рованном  секторе  и  работающих  в  регрес-
сирующем  немонополизированном  секторе
экономики; усиление в обществе борьбы за
перераспределение доходов.
Существует прямая зависимость между
высокой ценой подчинения закону и масштаба-
ми теневой экономики [2]. Однако деятельность
во внелегальном режиме также связана с из-
держками.  Экономя  на  одном  типе  издержек,
субъекты, действующие в теневой экономике,
несут бремя других издержек, которые можно
назвать  «ценой  внелегальности»  (разработан
Э. Сото). Эта цена складывается из нескольких
элементов, основными среди которых являют-
ся:  1)  Издержки,  связанные  с  уклонением  от
правовых  санкций;  2)  Издержки,  связанные  с
отсутствием  законодательно  зафиксирован-
ных прав собственности; 3) Издержки доступа
к процедурам разрешения конфликтов.
Таким образом, решение о выборе эко-
номическим  субъектом  институциональной
среды для своего бизнеса - легальной или вне-
легальной  -  определяется  через  сопоставле-
ние транзакционных издержек, возникающих
при совершении сделок в первом и во втором
случаях.  Иначе  говоря,  индивид  выполняет
требования закона не только под воздействи-
ем абсолютного императива, но и из-за ожи-
даемых выгод от его соблюдения. Стимулы к
добровольному подчинению закону появляют-
ся у индивида только при условии, что государ-
ство способно содействовать реализации его
интересов  через  снижение  транзакционных
издержек в легальном секторе экономики.
В более широком плане экономические
причины теневой экономики можно связать с
проблемой  конкуренции  в  рамках  рыночного
хозяйства.  Теневую  экономику  следует  рас-
сматривать как одну из форм несовершенной
конкуренции. При этом нарушаются не только
правовые,  но  и  морально-этические  нормы.
Становится очевидным, что по мере формиро-
вания зрелых рыночных отношений здоровая
конкуренция способна вытеснить теневую эко-
номику на обочину рыночного хозяйства.
Целесообразно  выделить  несколько
критериев,  которые  также  можно  использо-
вать для классификации теневой экономики:
по  субъектам  теневой  экономики  (источни-
кам  происхождения,  видам  экономической
деятельности,  размерам  личного  имуще-
ства, политическому влиянию); по основным
целям  и  мотивам  теневой  деятельности;  по
масштабам  нанесенного  обществу  ущерба
(экономического,  социального,  морально-
нравственного);  по  степени  ответственности
государства за существование данного вида
теневой экономики; по характеру отношения
общества к данному виду теневой экономики.
Самой  одиозной  формой  организован-
ной  преступности  является  мафия,  которая
формируется  на  основе  связей  между  кри-
минальным  бизнесом  и  коррумпированным
чиновничеством. Таким образом, мафия - это
организованная преступная структура, объеди-
няющая  представителей  криминального  биз-
неса и коррумпированную часть официальной
власти  и  опирающаяся  в  своей  деятельности
преимущественно на насильственные методы.
В  целом  эта  разновидность  теневой
деятельности  является  ответной  реакцией
граждан  на  просчеты  в  хозяйственном  ме-
ханизме,  игнорирование  их  нужд  и  потреб-
ностей.  Среди  подобных  просчетов  можно
выделить:  завышенные  налоговые  ставки,
громоздкость и сложность системы налого-
обложения,  слабость  финансовых  и  нало-
говых служб, что стимулирует уклонение от
налогов;  излишнюю  зарегулированность
и  негибкость  трудового  законодательства,
сковывающие производственный процесс и
побуждающие предпринимателей использо-
вать  наемный  труд  на  неформальной  осно-
ве;  отсутствие  развитой  системы  рынков  и
рыночной  инфраструктуры,  заставляющее
полагаться на неформальные источники ре-
сурсоснабжения  и  сбыта  продукции;  избы-
точную  административную  регламентацию
и  бюрократизм  государственных  органов;
сомнение в долговременности и стабильно-
сти  экономической  политики  государства  в
отношении  негосударственного  предприни-
мательства и др. [3].
Формы  теневой  экономики  можно
классифицировать и по сферам экономиче-
ской деятельности (табл. 2).
Определенный  интерес  представляют
также  возможности  классификации  тене-
вой экономики в зависимости от структуры
предпринимательства (малый, средний биз-
нес, крупный капитал), форм собственности
(государственная,  муниципальная,  частная,
смешанная и т. п.), масштабов нанесенного
ущерба. Очевидно, что среди агентов (участ-
ников) теневой экономики самым многочис-
ленным будет малый бизнес, но по экономи-
ческому и социальному ущербу, наносимому
обществу,  лидером,  безусловно,  выступает
крупный капитал (олигархи).
Степень  ответственности  государства
за  масштабы  теневой  экономики  и  наноси-
мый ею ущерб может быть оценена по сле-
дующим  направлениям:  нарушение  самим
государством  правовых  норм,  морально-
нравственных  принципов  общества  (право-
вой и этический произвол); теневые сговоры
государства и его представителей с олигар-
хами, противоречащие интересам общества;
коррупция  государственных  чиновников,
превращение  государственных  институтов
в  систему,  которую  можно  определить  как
коррумпированное  государство;  непрофес-
сионализм государственных политиков и их
субъективные  ошибки  и  просчеты  в  эконо-
мической  политике,  имеющие  следствием
развитие вынужденной теневой экономики.
Для  разграничения  истоков  теневой
экономики  используют  специальные  методы
проверки достоверности информации о хозяй-
ственных процессах. Для этого используются
следующие методы: монетарный, строящийся
на основе гипотезы об использовании в рас-
четах  исключительно  наличных  средств  (ди-
намика  движения  наличной  денежной  массы
позволяет судить о размерах теневой экономи-
ки); метод балансов расходов и доходов, при
котором декларируемые доходы сравнивают-
ся с суммой расходов, реальным объемом по-
требления товаров и услуг; анализ занятости,
предполагающий,  что  сохраняющийся  дли-
тельное время высокий уровень незарегистри-
рованной безработицы свидетельствует о на-
личии  широких  возможностей  для  занятости
в теневом секторе (число незарегистрирован-
ных  безработных  косвенно  свидетельствует
о  размерах  теневой  экономики);  метод  тех-
нологических  коэффициентов,  позволяющий
получить данные о реальном объеме выпуска
продукции на основе известных технологиче-
ских  коэффициентов  затрат;  метод  опросов
домашних хозяйств и руководителей предпри-
ятий,  позволяющий  дать  экспертные  оценки
величины теневого сектора; социологический,
заключающийся  в  анализе  особых  норм,  по
которым  совершаются  теневые  сделки,  их
распространенности  в  обществе,  частоты  их
применения при заключении сделок.
Основными  направлениями  государ-
ственного воздействия на теневую экономи-
ку определены: 1) государственная стратегия
социально-экономического развития страны;
2) хозяйственное законодательство; 3) соци-
альная  политика;  4)  отношения  с  бизнесом;
5)  карательная  функция;  6)  воспитательная
функция;  7)  сотрудничество  с  институтами
гражданского общества; 8) сотрудничество с
международными организациями.
Государственное  воздействие  на  те-
невую  экономику  должно  осуществляться
дифференцированно. Вынужденная теневая
экономика должна подвергаться в основном
косвенному  воздействию  (через  создание
благоприятной  рыночной  среды),  а  крими-
нальная  -  преимущественно  воздействию
прямыми  административными  методами  на
основе  конституционного  права  при  актив-
ном участии правоохранительных органов.
Конечно,  нельзя  не  видеть  социокуль-
турных  особенностей  российского  ментали-
тета (неуважение к закону, частной собствен-
ности и т. п.), которые оказывают влияние на
функционирование теневой экономики. Мен-
талитет  той  или  иной  нации  не  может  быть
«воровским». Международные исследования
показывают, что теневая экономика является
общечеловеческим феноменом. Она глубоко
проникла как в западные, так и в восточные,
как в высокоразвитые, так и в бедные страны.
Важнейшим фактором криминализации
экономической  системы  стала  проводимая
социально-экономическая  политика.  Ее  воз-
действие  в  этом  направлении  выразилось,
прежде всего, в следующем: линия на исклю-
чение роли государства в качестве активного
агента  экономической  жизни,  обосновыва-
емое  теориями  «свободной  игры  рыночных
сил». Это освободило поле для теневого эко-
номического поведения: внедрение регулиру-
ющих экономических механизмов, создающих
криминогенную ситуацию; разрыв во времени
между принятием нормативных актов, регули-
рующих правила экономического поведения, и
созданием организационно-технической базы
для  их  исполнения.  Такая  ситуация,  с  одной
стороны, изначально ставит предпринимателя
в положение нарушителя, что, в свою очередь,
делает его объектом вымогательств, с другой
- создает обстановку безнаказанности за на-
рушение  установленных  правил;  резкое  иму-
щественное расслоение населения при одно-
временной  утрате  его  значительной  частью
социально значимых ориентиров, подмене их
«идеалами» потребительства.
Библиографический список:
1. Агарков Г.А. Теневая экономика региона: моделирование, анализ, противодействие / под
ред. А.И. Татаркина, А.А. Куклина. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2008. 295 с.
2. Степичева О.А. Характер теневой экономики в России / О.А. Степичева // Вестник Там-
бовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Вып. 10(54). 2007. Тамбов: Издательство
ТГУ им. Г.Р. Державина.
3. Чурсина И.А. Налоговая составляющая экономической безопасности и пути ее оптими-
зации. // Налоги. Январь, 2008.







 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 1291 | Теги: национальная экономика, Теневая экономическая деятельность, государственное регулирование эконо, финансовый сектор | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь