Пятница, 20.04.2018, 06:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Н.Т.Разгельдеев, доктор юридических наук, профессор, В.Ю.Крепица

АКТУАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТУПА К ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ

Введение: доступность информации в сфере охраны окружающей среды является одним из инструментов реализации субъектами природоохранных и природоресурсных отношений своего правового статуса. В связи с этим исследование вопросов правового регулирования доступа граждан к указанной информации нормами как природоохранного законодательства, так и законодательства об информации позволяет выявить проблемы законодательного регулирования указанных отношений, а также правоприменения. Цель: в статье предпринята попытка выявить нормативные правовые акты в сфере охраны окружающей среды и в сфере информации, регулирующие отношения в сфере экологического образования и экологической информации, провести анализ влияния правоприменения указанных норм на поведение участников информационных отношений в сфере охраны окружающей среды. Методы: при написании данной статьи использованы методы сравнительного и системного анализа. Результаты: в настоящей статье дан анализ актуальных проблем правоприменения норм Федерального закона от 10 января 2002 г. N° 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в экологическом образовании и экологических знаниях во взаимосвязи с положениями информационного законодательства Российской Федерации; дана оценка влиянию практики применения норм об ответственности и обязанностях операторов связи и организаторов доступа в сеть Интернет на доступность информации в области охраны окружающей среды, выявлены коллизии между нормами законодательства в сфере охраны окружающей среды и положениями информационного законодательства, освещены риски, складывающиеся при реализации положений Федерального закона от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» для субъектов образовательных отношений в сфере охраны окружающей среды. Выводы: отношения в сфере экологического образования и экологической информации регулируются нормами как законодательства об охране окружающей среды, так и законодательства в сфере информации, каждое из которых имеет свой предмет регулирования, субъектно-объектный состав, принципы правового регулирования. Обременение правового статуса участников указанных отношений дополнительными обязанностями может оказать существенное стагнирующее воздействие на регулируемые отношения, в данном случае на отношения в сфере экологического образования и получения информации об охране окружающей среды посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Полагаем, что разработка подобных актов должна сопровождаться расчетом затрат, которые будут нести участники указанных отношений, а также прогнозом влияния изменений на поведение субъектов.

Ключевые слова: экологическое образование, экологические знания, операторы связи, организаторы доступа в сеть Интернет, природоохранное законодательство.

 
Введение
2017 год запомнится нам не только в качестве столетней годовщины двух революций в России. Он является водоразделом, который покажет, какие тенденции в сфере правового регулирования информационных отношений в сфере охраны окружающей среды приобретут доминирующее значение - тенденции открытости и доступности информации в сфере охраны окружающей среды и природопользования или же стремление к обременению правового статуса участников информационных отношений дополнительными обязанностями. К такому выводу позволяют прийти два события, свидетелями которых мы являемся. С одной стороны, 2017-й объявлен Годом экологии, с другой - это год, когда операторы связи должны запланировать затраты на реализацию с 20 июля 2018 г. ресурсозатратных положений (для операторов, а в случае их реализации, то, есть основания полагать, и для всех абонентов и пользователей услугами доступа в сеть Интернет) одного из законов так называемого пакета законов Яровой - Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» [8].

Противоречия в правовом регулировании информационных отношений в сфере охраны окружающей среды в 2016-2017 гг.

Таким образом, с одной стороны мы имеем место с декларируемым на уровне указа Президента РФ и распоряжения Правительства РФ приоритетом экологической безопасности, доступности экологической информации, всеобщности экологического образования и с подписанным Президентом РФ законом, отягчающим статус операторов связи и возлагающим на них дополнительные, более чем затратные обязанности, с другой.

Так, Указом Президента РФ от 5 января 2016 г. № 7 «О проведении в Российской Федерации Года экологии» поручено в 2017 г. провести Год экологии [4]. В разработанном во исполнение данного указа Плане основных мероприятий по проведению в 2017 г. в Российской Федерации Года экологии вопросам экологического просвещения и доступности экологической информации уделено весьма значительное место [3]. Не только раздел 8 Плана полностью посвящен вопросам экологического просвещения, но и иные разделы, предусматривающие регулирование отдельных направлений охраны окружающий среды и природопользования (нормирование в области охраны окружающей среды, правовую охрану вод, лесов), предусматривают информационную компоненту. Например, раздел 1 «Отходы» содержит подраздел «Формирование информационной системы взаимодействия общества и государственных органов по выявлению, пресечению и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов». Среди соисполнителей распоряжения указан и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, - Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

В то же время в соответствии с абз. 4 подп. «а» п. 2 ст. 13 Федерального закона № 374-Ф3 с 1 июля 2018 г. на операторов связи возложена обязанность хранить в течение шести месяцев текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные сообщения пользователей услугами связи с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки [8].

Стоимость затрат операторов связи на реализацию этой части указанного закона, по расчетам специалистов, определена в размере от 5 до 10 трлн рублей [2]. Логично предположить, что эти затраты операторы связи постараются компенсировать путем повышения стоимости услуг связи, что негативно скажется, в том числе, и на доступности информации в сфере охраны окружающей среды, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей.

Анализ тенденций в регулировании правового статуса участников рассматриваемых отношений

Такой двойственный подход к регулированию информационных отношений в сфере охраны окружающей среды складывается на территории Российской Федерации уже на протяжении длительного времени. С одной стороны, имеется тенденция к нормативному закреплению положений о доступности экологических знаний, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей. При этом имеет место и установление дополнительных затратных обязанностей для владельцев и операторов связи, в том числе экономических. На наш взгляд, от этого надо отказаться: во-первых, это невыполнимо в период экономического кризиса, во-вторых, нецелесообразно и необоснованно возложение затратных обязанностей для операторов и недопустимо через это установление ограничений для пользователей сети Интернет в получении информации о состоянии объектов охраны окружающей среды. Нельзя согласиться и с усилением правовой ответственности для всех участников отношений экологического образования, а также организаций, распространяющих в интернет-сетях экологические знания (учреждения образования, музеи, библиотеки, учреждения культуры).

Правоприменительная практика в сфере информационно-телекоммуникационных способов получения экологической информации и экологических знаний, как и нормативное правовое регулирование в указанной сфере отличаются противоречивым характером, и потому их следует привести в соответствие с требованиями природоохранного законодательства.

Главенствующее место экологического образования как инструмента формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды закреплено в Федеральном законе от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в разделе «Основы формирования экологической культуры» [12], устанавливающем создание системы всеобщего и комплексного экологического образования, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

Учитывая всеохватывающую роль современных средств связи и телекоммуникаций, существенное значение в качестве средства и источника получения и обмена информацией в сфере охраны окружающей среды и природопользования приобретает информационно-телекоммуникационная сеть Интернет. И операторы связи, не являясь, собственно, субъектами природоохранных и природоресурсных отношений, оказывают влияние на данные общественные отношения.

Так, в качестве правовых механизмов, обеспечивающих права граждан в сфере охраны окружающей среды, обратим внимание на нормы Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [10] , устанавливающего запрет на ограничение доступа к информации о состоянии окружающей среды; информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией.

К положительным моментам, создающим правовую базу для доступа граждан к природоохранной информации, можно отнести и нормы Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»
[11] , закрепляющего обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления создавать официальные сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию о деятельности государственного органа или органа местного самоуправления.

Более того, в целях реализации норм вышеприведенного закона изданы и подзаконные нормативные акты, устанавливающие требования к распространению органами государственной власти информации о своей деятельности, в том числе и в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической, промышленной, радиационной, санитарно- эпидемиологической безопасности населения.

Так, в качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [5], предусматривающий обязанность создания системы раскрытия информации о разрабатываемых проектах нормативных правовых актов, результатах их общественного обсуждения, в том числе путем создания единого ресурса в сети Интернет.

В результате применения указанных нормативных правовых актов была сформирована система интернет-сайтов органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащая информацию и знания в сфере охраны окружающей среды и обеспечения безопасности [6; 7].

Так, создан и функционирует интернет- сайт Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, содержащий информацию о перечне территориальных органов Ростехнадзора, подведомственных организаций Ростехнадзора, планах проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; реестры лицензий на конкретные виды деятельности, лицензирование которых осуществляется Рос- технадзором; сведения об осуществлении Ростехнадзором государственного контроля (надзора), нормативные правовые акты в данной сфере.

Аналогичным образом действует интернет-сайт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Среди органов государственной власти в области охраны окружающей среды можно назвать министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области, создавшее свой официальный интернет-сайт в сети Интернет. Также интернет-сайтами обладают и общественные экологические организации.

Таким образом, граждане и общественные организации посредством информационно-телекоммуникационных сетей могут получить доступ к информации о деятельности органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды, отчетам об их деятельности, судебной практике по вопросам охраны окружающей среды, сформировать представление о субъектах общественных отношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

В то же время обратные тенденции в области применения законодательства о связи, а также новеллы, вносимые в законодательство о связи, создают угрозу для субъектов экологического образования (образовательных учреждений, музеев, библиотек, учреждений культуры), организующих доступ в сеть Интернет для общающихся и посетителей, в том числе с целью получения экологической информации и экологических знаний.

Так, нормативно закреплены обязанности по ограничению доступа несовершеннолетних к сведениям, распространяемым в информационно-телекоммуникационных сетях и представляющим угрозу их развитию. Данные требования предусмотрены в Федеральном законе от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [9].

Указанным федеральным законом вполне обоснованно установлен запрет на распространение среди несовершеннолетних информации: побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству; способной вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, и других видов информации.

К организациям, на которые возложена реализация мер по ограничению доступа несовершеннолетних к подобной информации и которые могут быть привлечены к юридической ответственности, относятся учреждения образования и культуры, музеи, библиотеки, использующие фиксированный доступ в сеть Интернет, а также доступ к сети Интернет по технологии wi-fi.

Так, в соответствии с абз. 1 ст. 14 указанного закона [9] доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, в местах, доступных для детей, предоставляется лицом, организующим доступ к сети Интернет в таких местах (за исключением операторов связи, осуществляющих свои услуги на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), другим лицам при условии применения административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Можно заключить, что учреждения образования, подписавшие гражданско-правовой договор на оказание телематических услуг связи (услуг доступа в сеть Интернет) и обеспечивающие возможность доступа для лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста, в сеть Интернет, обязаны обеспечить функционирование комплекса административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты несовершеннолетних от негативной информации. При том, что реестра запрещенных к посещению несовершеннолетними лицами сайтов в сети Интернет данный нормативный правовой акт не содержит, то при выполнении учреждениями образования, музеями, библиотеками обязанностей, возложенных на них указанным законом, у субъектов образовательных отношений возникают две возможные линии поведения: отказаться от пользования телематическими услугами связи либо подвергаться риску привлечения к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ [1].

Обращаем внимание и на то, что возможность получения обучаемыми лицами информации об охране окружающей среды и природопользования посредством пользования телематическими услугами связи не служит приоритетом в ходе осуществления проверок контрольно-надзорными органами исполнения мер по защите детей от негативной информации [2] в результате чего на протяжении 2015-2016 гг. на территории Российской Федерации многие подобные учреждения были привлечены судом к административной ответственности.

Возникает резонный вопрос: как можно в ходе руководства организацией - субъектом образовательных отношений в сфере охраны окружающей среды предоставлять возможность несовершеннолетним получать экологическую информацию посредством сети Интернет и минимизировать риск привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.17 КоАП РФ?

Субъектами исследуемых отношений предлагаются различные способы. Так, установление контентного фильтра, предлагаемое рядом операторов связи, не позволяет в достаточной мере обеспечить соблюдение образовательным учреждением норм ст. 14 Федерального закона N 436-ФЗ [9] в связи с сохранением возможности посещения несовершеннолетними интернет-сайтов, которые могут содержать негативную для них информацию.

Рособразованием в 2008 г. был предложен способ ограничения доступа к негативной информации учащихся образовательных учреждений путем использования серверов. Но имеет место недостаточное понимание реализации указанного механизма со стороны интернет-провайдеров и учреждений образования.

Выводы
Таким образом, можно прийти к следующим заключениям. Отношения в сфере информационного обеспечения доступности информации в сфере охраны окружающей среды регулируются как нормами законодательства об охране окружающей среды, так и законодательством в сфере информации, каждое из которых имеет свой предмет регулирования, субъектно-объектный состав, принципы правового регулирования. И какие-либо изменения в нормативных правовых актах природоохранного права или в законодательстве о связи могут оказать существенное воздействие на регулируемые отношения, в данном случае на отношения в сфере экологического образования и получения информации об охране окружающей среды посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Полагаем, что разработка подобных актов должна сопровождаться расчетом затрат, которые будут нести участники указанных отношений, а также прогнозом влияния изменений на поведение субъектов.

Можно, конечно, предположить, что при внесении в Федеральное собрание Российской Федерации и принятии Федерального закона N 374-ФЗ [8] разработчики преследовали цель обеспечения безопасности общества и государства либо готовились к президентским выборам 2018 г., а последствия для отрасли связи и опосредованно для отношений по экологическому образованию в виде дополнительных затрат как для операторов, так и для абонентов будут минимизированы посредством внесения изменений в законодательство о связи касательно снижения объемов хранения информации операторами связи, предусмотренных данным законом. А пока подобные изменения не внесены, правовое регулирование отношений в сфере информационно-телекоммуникационного обеспечения экологического образования и поиска экологической информации напоминает «Вавилонскую башню» Питера Брейгеля, с одной стороны находящуюся в строительных лесах и разрушаемую с другой. Но все-таки хочется надеяться, что консенсус между интересами государственной безопасности и правами участников информационных отношений, в том числе и в сфере охраны окружающей среды, будет достигнут.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : [текст с изм. и доп. на 1 сент. 2016 г.]. - М. : Эксмо, 2016. - 464 с.
2. «Пакет Яровой» предлагают уценить. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.kommersant.ru/doc/3199479. - Загл. с экрана.
3. Распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1082-р. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://giod.consultant.ru/documents/ 3710280. - Загл. с экрана.
4. Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года экологии» от 5 янв. 2016 г. № 7. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 71196604/. - Загл. с экрана.
5. Указ Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» от 7 мая 2012 г. № 601 // Собрание законодательства РФ. - 2012. - 7 мая (№ 19). - Ст. 2338.
6. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://rospotrebnadzor.ru/. - Загл. с экрана.
7. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.gosnadzor.ru/. - Загл. с экрана.
8. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии терроризму" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ // Российская газета. - 2016.- 8 июля (№ 149).
9. Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29 дек. 2010 г. № 436-ФЗ // Российская газета. - 2010. - 31 дек. (№ 297).
10. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Российская газета. - 2006. - 29 июля (№ 165).
11. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февр. 2009 г. № 8-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - 16 февр. - № 7. - Ст. 776.
12. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 14 янв. - № 2. - Ст. 133.

Вестник ВолГУ. Правовая парадигма. 2017. Т. 16. № 2

 
 
Категория: Экология | Добавил: x5443x (02.01.2018)
Просмотров: 106 | Теги: экологические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь