Пятница, 22.09.2017, 16:33
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО И МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

В.Н.Гузенко

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО И МОДЕРНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
РОССИИ

В статье поднимается вопрос образования, соответствующего требованиям времени. Экологическое образование рассматривается как своеобразный «проводник» инновационного и модернизационного развития.

Ключевые слова: инновации, экономический рост, модернизация образования, государственная экологическая политика.

 

Все новое - это хорошо забытое старое, поэтому понятия «инновации» и «модернизации» как в экономике, так и в образовании не являются для нас новыми. Инновации - это инструменты для осуществления модернизации, отправная точка для запуска механизмов обновления, «осовременивания», а модернизация, в свою очередь, это процесс, в результате которого наиболее «удачные» инновации тиражируются и закрепляются на практике, преобразуя и совершенствуя действительность.

Современное состояние научно-технического прогресса позволяет удовлетворить многие потребности общества, одновременно ухудшая условия его существования. Антропогенный прессинг на природу увеличивается, а ее возможности самовосстановления оказались небезграничными. Как следствие, качество окружающей среды вызывает все большую тревогу. Многочисленные негативные последствия хозяйственной деятельности не устраивают ни одну из национальных экономик, а любой путь, ведущий к деградации окружающей среды, рассматривается как тупиковый.

В качестве альтернативы настоящему видится развитие, при котором экономическая политика и экологическая политика будут не о только вырабатываться в тесной связи друг с другом, но и взаимодополнять друг друга. Ключевую роль при этом должны будут играть инновации.

В 1979 г. Римскому клубу был представлен доклад «Нет пределов обучению», подготовленный авторской группой в составе: Дж. Боткин (США), М. Эльманджра (Марокко) и М. Малица (Румыния). Содержание доклада было обращено к перспективным проблемам образования, способного, по мнению авторов, значительно сократить разрыв в уровне культуры людей различных социальных групп, стран и регионов мира. Рекомендации были направлены на необходимость реформирования системы народного образования, на понимание глобального характера социальных проблем и реформу процесса обучения путем внедрения новых, более прогрессивных, методов.

Авторами были рассмотрены и предлагались три типа обучения: поддерживающее (или традиционное), шоковое и инновационное (цит. по: [12]).

Первое, или традиционное, обучение должно было быть отражением реальной действительности, поддерживать существующие культурные традиции, а также существующие отношения в системе «общество - природа».

Шоковое обучение предполагало фокусирование обучения на формировании способностей быстрого реагирования на внезапно возникающие чрезвычайные ситуации, количество которых возрастает в геометрической прогрессии день ото дня.

И, наконец, инновационное обучение должно работать на будущее. Процесс обучения ориентирован на непрерывное саморазвитие личности и приоритет универсальных ценностей, заложенных в рамках традиционного обучения. При таком подходе формируется личность, способная не только адаптироваться к быстро меняющимся цивилизационным условиям, но и своей деятельностью обеспечить дальнейшее устойчивое развитие общества, нацеленное на становление новых отношений между обществом и природой. Более того, переход к такому образованию приведет к формированию у молодежи экологической компетенции и готовности жить в малопредсказуемом будущем мире.

Тема экономического роста и необходимости инноваций вновь начала активно обсуждаться в научном сообществе в связи с докладом в 1995 г. Римскому клубу «Фактор четыре» [2, с. 8]. «Удвоение богатства при двукратной экономии ресурсов» - именно так была обозначена суть новой стратегии.

В начале XXI в. стало очевидным, что с каждым годом во всем мире инновационность и экологичность наряду с энергоэффективностью укрепляют свои позиции. На этом фоне уровень восприимчивости российской экономики к инновациям удручает. Всего 10 % предприятий разрабатывают и внедряют технологические новации [5].

По экспертным данным, доли разных стран в производстве высокотехнологичной продукции в 2007 г. и при этом их же доли в населении Земли выглядят так: США - 36 % (около 5 % соответственно), Китай - 17 % (около 20 %), Россия - 0,2-0,3 % (около 2 %). Российская доля в мировом производстве высокотехнологичной продукции неприлично мала, что очевидно [7].

Тема инноваций не нова, президент В.В. Путин еще в 2001 г. на встрече с руководством РАН провозгласил построение инновационной экономики в качестве стратегической задачи. За последующие годы много воды утекло, но первые лица государства все те же и задачи не изменились. Так, в конце апреля 2012 г. принимается новая современная государственная политика в области экологического развития России, утверждается Президентом РФ В.В. Путиным, и в качестве одной из основных задач опять фигурирует «обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий» (п. 9) [11]. При решении этой задачи предполагается использовать ряд механизмов, одним из которых является «внедрение инновационных ресурсосберегающих, экологически безопасных и эффективных технологий на базе единой технологической платформы с активным участием государства, бизнес-сообщества, организаций науки и образования, общественных объединений и некоммерческих организаций».

Совершенно очевидно, что современными технологиями могут овладеть только высококвалифицированные специалисты. Причем очень желательно российские, а не приглашенные иностранные. В связи с этим неизбежно встает вопрос образования, соответствующего требованиям времени.

Реалии нашей жизни требуют некой универсальности, так как неизвестно, какие профессиональные навыки потребуются от выпускников университета через 20-30 лет.

Длительно существовавший принцип разделения наук и предметов привел к тому, что на определенном этапе представители научных дисциплин перестали понимать друг друга. В этом конфликтном диапазоне необходимо было найти некое объединяющее начало. В условиях мирового экономического и глобального экологического кризисов именно экология видится нам как некое объединяющее начало, своеобразный абсолют во взаимодействии наук (см. более подробно: [4, с. 105]).

Именно поэтому образование приобретает особый смысл не только в связи с экологической ситуацией, возможным исчерпанием природных ресурсов, но и с традиционно низким уровнем ресурсосбережения, характерного для отечественных технологий. В этих условиях экологическое образование может рассматриваться как своеобразный «проводник» инновационного и модернизаци- онного развития.

Отечественные и зарубежные специалисты уже несколько десятилетий единодушно утверждают: без новой культуры выживания, без инновационного обучения человечество обречено на катастрофу [1, с. 14-15].

Продвижение к «обществу знания» предполагает всестороннюю модернизацию страны, во всяком случае, так отмечено в Докладе о развитии человечного потенциала в РФ [6, с. 75].

В материалах Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) подчеркивается, что важнейшим механизмом обеспечения устойчивого развития природы и общества является образование. Организация Объединенных Наций объявила десятилетие 2005-2014 гг. Декадой образования в интересах устойчивого развития, которая призвана способствовать общественному пониманию важности образования.

Напомним, что концепция устойчивого развития, возникшая как новая парадигма глобального развития жизни человеческого общества, положена в основу национальной стратегии России. Именно в этом контексте нами рассматриваются проблемы экономического роста, создания инновационной экономики и экологического образования.

Национальная стратегия образования РФ видит формирование системы образования для обеспечения устойчивого развития как переход от традиционного обучения к экологически ориентированной модели, в основе которой должны лежать широкие междисциплинарные знания, базирующиеся на комплексном подходе к развитию общества, экономики и окружающей среды [9].
Другими словами, уровень развития и использования современных технологий в стране определяется не только наличием и (или) развитием материальной базы ее промышленности, но и, главным образом, уровнем интеллектуализации общества, его способностью производить, усваивать и практически использовать новые знания и новые технологии.

XXI век называют веком человеческих качеств. Перед глобальными вызовами современности, в условиях жестких ресурсных, экологических и демографических ограничений все большее значение приобретают человеческие способности, дарования и качества. За формирование этих качеств должно отвечать в первую очередь образование, так как именно образование призвано обеспечить воспроизводство человека как социального существа, духовной, мыслящей и ответственной личности.

Достижение этой цели предполагает воспроизводство образовательной деятельности на новых основаниях с использованием новых педагогических средств. Возникает потребность в новом видении образовательных практик, при котором преодолевается их замкнутость в старых институционализированных рамках [3].

В России уровень образованности населения является одним из ее наиболее значимых конкурентных преимуществ в мировой экономике. Вот почему уровень образованности населения, развитость образовательной и научной инфраструктуры становятся непременным условием формирования экономики и общества в целом. Ее ведущими ресурсами выступают новое знание, инновационная деятельность, новые технологии производства. Современный рынок труда предъявляет требования не только и не столько к уровню теоретических знаний потенциального работника, сколько к той степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать.

Одним из приоритетных направлений государственной политики модернизации российского образования определено повышение качества профессионального образования, которое возможно только на основе активизации инновационных процессов в данной среде [10, с. 6-14].

Специфического подхода требует высшее юридическое образование, которое занимает особую нишу высшей школы. Подготовка высококвалифицированных юристов оказывает существенное воздействие на самые важные стороны развития российского общества, в том числе на экономику, культуру, социальные и политические факторы. Это обусловлено важнейшей ролью права в жизни государства, а также проблемами проводимой в настоящее время правовой реформы. Указанные обстоятельства детерминируют обостренный интерес общества к юридической профессии и, как следствие, повышение требований к ее представителям.

Экологическая направленность образования рассматривается нами как дидактический феномен, как своеобразная ситуация учебной деятельности, обусловленная не только включением в содержание правового предмета «дополнительной» экологической информации, но и качественным преобразованием самой познавательной деятельности, позиции субъекта в этом процессе. Экологоориентированное обучение требует субъектности, личностного отношения обучаемого. Стать субъектом эколого-правовой деятельности - означает необходимость освоить эту деятельность, а также быть способным к ее осуществлению и творческому преобразованию.

С.Л. Ивашевский пишет, что «сейчас Россия остро нуждается в новой системе правовых норм образования. Существующая система по многим аспектам не соответствует идеалам российского социума, более того, современное образовательное право имеет тенденцию к противостоянию ценностям национальной культуры, ибо ориентируемо идеологией "западного образа жизни", что, как следствие, ведет к формированию личности, игнорирующей все отечественное и лишенной традиционных способов идентификации с глубинными смыслами российской культуры.

Кризис сегодняшнего образования связан прежде всего с отсутствием понимания самой сущности образования - какую личность, с какими идеалами и ценностями формировать. Образование всей своей сутью ориентировано на будущее, поскольку предполагает наличие определенной цели, определенного идеала, к которому устремлен процесс формирования другого человека» [8, с. 100].
Следовательно, развитие системы образования в целом, и экологического образования в частности, возможно при условии существенной модернизации содержания современного образования. Оно должно строиться на прочном естественно-научном и гуманитарном фундаменте, обеспечивающем системные, междисциплинарные, интегративные знания о природе и обществе, принципах их взаимодействия и долгосрочного развития.

Сегодня образованность становится важнейшим компонентом экономического развития и накопления национального богатства страны, а молодое поколение, обучающееся в университетах, олицетворяет собой не только ближайшее, но и отдаленное будущее, и поэтому особенно заинтересовано, чтобы это будущее было мирным и экологически безопасным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотин, И. Образование и национальная безопасность России / И. Болотин // Высшее образование в России. - 1997. - № 1. - С. 14-15.
2. Вайцзеккер, Э. ФАКТОР ЧЕТЫРЕ. Затрат - половина, отдача - двойная : Новый доклад Римскому клубу / Э. Вайцзеккер, Э. Ловинс, Л. Ловинс ; пер. А. П. Заварницына и В. Д. Новикова под ред. акад. Г. А. Месяца. - М. : Academia, 2000. - 400 с.
3. Глазачев, С. Н. Глобальные вызовы современности и миссия образования / С. Н. Глазачев. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:// www.ecogeo.info/publications/8/. - Загл. с экрана.
4. Гузенко, В. Н. Научиться и научить воспринимать новое - главный принцип университета / В. Н. Гузенко // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 6, Университетское образование. - 1999. - Вып. 2. - С. 103-107.
5. Гутенёв, В. Человечество сегодня все больше и больше работает на производство отходов /
B. Гутенёв. - Электрон. дан. - Режим доступа: http:/ /oic-group.ru/article/53299. - Загл. с экрана.
6. Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2011 г. «Модернизация и развитие человеческого потенциала» / под ред. А. А. Аузана и C. Н. Бобылева. - М. : ПРООН в РФ, 2011. - 146 с.
7. Запаздывающая модернизация. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.fbk.ru/library/ columns/modernizaciya. - Загл. с экрана.
8. Ивашевский, С. Л. Приоритеты развития системы образования / С. Л. Ивашевский // Философия и общество. - 2008. - № 1. - С. 98-111.
9. Национальная стратегия образования в интересах устойчивого развития в Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.mnepu.ru/i006/izdat/nac-strah- our.pdf. - Загл. с экрана.
10. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации // Официальные документы в образовании. - 2005. - № 1. - С. 6-14.
11. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. : (утв. Президентом РФ 30.04.2012). - Электрон. текстовые дан. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - Загл. с экрана.
12. Трушников, Д. Ю. Актуальные вопросы современного профессионального образования / Д. Ю. Трушников. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://goumtk.ru/books/d-yu-trushnikov/ obrazovanie-dlya-u. - Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5. Юриспруденция. 2013. № 2 (19)

Категория: Экология | Добавил: x5443 (25.04.2016)
Просмотров: 690 | Теги: Экологическая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь