Среда, 24.05.2017, 09:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Экология

Экологическая культура и образование — основа обеспечения безопасности жизнедеятельности

Экологическая культура и образование — основа обеспечения безопасности жизнедеятельности

 
Рассмотрены пути решения проблем безопасного существования человечества в условиях постоянно возрастающих экологических катастроф техногенного и антропогенного характера. По мнению автора, важным аспектом решения этих проблем является необходимость изменения культуры подрастающего поколения, воспитания как экологической культуры, так и культуры безопасности жизнедеятельности.

Необходимо обеспечить постоянное повышение уровня экологической культуры населения через создание единой непрерывной системы образования, воспитания, просвещения и информационного обеспечения населения на всех этапах: с дошкольного до высшего образования. Большое внимание в статье уделено развитию идей интеграции экологического образования с образованием в области здоровья и безопасности человека.

Начало XXI века ознаменовано обострением глобальных экологических проблем, а как следствие, увеличением числа и масштабов природных и техногенных катастроф. Мировое сообщество поставлено перед необходимостью понимания того, что дальнейшее безопасное выживание человеческой ц ивилизации возможно лишь в условиях гармонизации взаимоотношений между обществом и природой.

В нашей стране с каждым годом все острее встают вопросы экологического и технологического характера, проблемы безопасности производства и жизнедеятельности людей. В последние годы все ярче проявляются результаты планомерной д е- индустриализации страны. Сложные технические системы приходят в упадок, а запас прочности, заложенный в советские сооружения и оборудование, закончился. Техногенные катастрофы за последние несколько лет стали делом обычным — это и авария на крупнейшей в России и шестой в мире Саяно-Шушенской гидроэлектростанции (август 2009 г.), авария на шахте "Распадская" — одной из крупнейших угольных шахт мира (май 2010 г.), авиакатастрофа под Петрозаводском (июнь 2011 г.), гибель теплохода "Булгария" на Волге (июль 2011 г.) и др. Все более рельефно просматривается очень тревожная тенденция. Утеряны производственная и технологическая культура, а также элементарная профессиональная ответственность, потеряно что- то очень важное, что соблюдалось всеми как важнейшее правило жизни.

Важным аспектом решения сложившихся проблем и изменения ситуации в лучшую сторону является изменение отношения людей к безопасности и самой жизни человека, изменение сознания и культуры и, как следствие, социального поведения. Необходимо изменять культуру подрастающего поколения — прививать как экологическую культуру, так и культуру безопасности жизнедеятельности.

Долгосрочная стратегия развития России "Стратегия — 2020" базируется на устойчивом развитии страны, что неразрывно связано с р ешением экологических проблем охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Все ключевые элементы "Стратегии — 2020" в той или иной степени связаны с экологией.

1. Вхождение страны в группу мировых держав по важнейшим показателям связано с решением глобальных экологических проблем, которыми озабочены все ведущие страны мира (глобальное изменение климата, деградация биосферы, сохранение ресурсов и их рациональное использование).

2. Переход от энергосырьевой экономики к инновационной модели связан с решением конкретных экологических проблем во всех отраслях экономики.

3. Фундаментальные социальные изменения невозможны без существенного, качественного улучшения экологической ситуации. Это и качество питьевой воды, и влияние различных экологических факторов на здоровье и продолжительность жизни людей, и в целом качество окружающей среды, и многое другое.

В апреле 2012 г. Президентом Российской Федерации были утверждены "Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года". Согласно данному документу одной из основных задач государственной политики в области экологического развития является формирование экологической культуры, развитие экологического образования, воспитания и просвещения.

Экологическое развитие Российской Федерации невозможно без модернизации всех сфер жизнедеятельности общества, поэтому можно сказать, что экологическое развитие основано на реализации экологической политики государства, главной задачей которой является формирование экологической культуры и развитие экологического образования и воспитания. При решении данной задачи используются следующие механизмы:

— формирование у всех слоев населения, прежде всего у молодежи, экологически ответственного мировоззрения, которое тесно связано с ноосферным мировоззрением, предвестником которого был известный русский ученый В. И. Вернадский;

— государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений природоохранной, экологической и ресурсосберегающей направленности, проведения тематических мероприятий;

— включение вопросов охраны окружающей среды в новые образовательные стандарты всех ступеней школы (начальной, средней, старшей);

— обеспечение направленности процесса обучения в образовательных учреждениях системы общего образования, начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования на формирование экологически ответственного поведения, в том числе посредством включения в федеральные государственные образовательные стандарты соответствующих требований к формированию основ экологической грамотности у обучающихся; государственная поддержка деятельности образовательных учреждений, осуществляющих обучение в области охраны окружающей среды;

— развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности для руководителей организаций и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

— включение вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы;
— интеграция экологической культуры с культурой безопасности и экологии с безопасностью жизнедеятельности.

Экологическая культура и безопасность жизнедеятельности основываются на формировании культуры безопасности, воспитании, образовании и просвещении и являются главной задачей всех уровней власти и институтов гражданского общества.

Судьба цивилизации во многом зависит от развития образования. Образование XXI века должно ориентироваться на принципы устойчивого развития. "Повестка дня на XXI век" (итоговая резолюция Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г.) рекомендует с помощью системы образования и просвещения превратить модель устойчивого развития в систему духовных и профессиональных установок человечества. Помимо своей традиционной социальной функции — передачи знаний, ценностей, норм, опыта и культуры от прошлых и нынешних поколений к будущим — образование должно в новом столетии выполнять новую функцию. Речь идет о подготовке человека к опережающим действиям, направленным на обеспечение выживания цивилизации в условиях глобального кризиса, переходу к устойчивому развитию.

В последние годы руководство страны начало уделять большее внимание проблемам развития экологического образования и выстраиванию системы Экологической политики Российской Федерации в целом. В 2008 г. в Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики" включен пункт "е" — "рассмотреть вопрос о включении в федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования основ экологических знаний".

Федеральные Государственные стандарты общего образования (ФГОС) предусматривают проведение подготовки выпускников школ в соответствии с тенденциями социокультурного развития страны, особенностями постиндустриального информационного общества, запросами развивающейся экономики, национальными интересами государственной безопасности и устойчивого развития. Для решения этой комплексной задачи в документах ФГОС, наряду с программами отдельных учебных предметов и курсов, предусмотрены новые программы, носящие интегративный характер.

В развитие идей об интеграции экологического образования с образованием в области здоровья и безопасности человека предусматривается введение интегрированного курса " Экология и безопасность жизнедеятельности". Такой общекультурный курс предлагается включить в число обязательных базовых учебных предметов. Такое внимание к вопросам экологического образования и образования в области безопасности жизнедеятельности закономерно. В обществе XXI века оно становится ценностно-смысловым стержнем общекультурного развития и гражданского воспитания подрастающего поколения.

Предполагается, что этот курс будет иметь гуманитарно-естественно-научный характер, социально-проблемную направленность, будет развивающим и общекультурным, обобщающим для всех лет обучения. Он должен стать важным этапом формирования современной экологической безопасности и здоровья в условиях трудовой деятельности и повседневной жизни.

Проблема развития экологического образования как специальной отрасли знаний стала рассматриваться в отечественной науке и практике более 40 лет назад. Если в начале этого периода цель экологического образования понималась только как просвещение, во второй половине 80-х гг. прошлого века — как формирование экологической культуры, то с начала 1990-х гг. на первый план выходит идея формирования экологически ответственного мировоззрения, становления и развития нового типа экологического сознания. А в XXI веке, учитывая происходящие в обществе изменения, на первый план должны выдвигаться требования к экологическому образованию, которое будет органично сочетать аспекты охраны окружающей среды, способствующие формированию экологически ориентированного сознания населения, и основы безопасности жизнедеятельности человека, что позволит сформировать у настоящего и будущего поколений экологическую культуру безопасности.

Система экологического образования в нашей стране д олжна стать полноэтапной — от дошкольного до университетского и послевузовского образования. Наряду с общими задачами восстановления социально-экологической дисциплины необходимо проводить изменение системы общего воспитания, уходить от принципов индивидуализма, который пытаются заложить в молодежи сейчас. Важно понимать необходимость изменения содержательной составляющей системы экологического образования.
Становление экологической культуры и экологического образования должно быть неразрывно связано с культурой безопасности. Такие дисциплины как "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Экология" следует преподавать на всех уровнях образования единым курсом, чтобы сделать необходимый акцент на обеспечение ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ нынешнего и будущего поколений, формирование основ экологической культуры безопасности (см. рисунок).

Предлагаемая система экологического образования в РФ

 

Изменение парадигмы преподавания вопросов экологической безопасности, ныне существующей констатации опасности без ее реальной оценки, сравнение с иными видами опасности, выработка адекватного, соответствующего реально существующим опасностям представления об источниках опасностей, готовности к действиям в случае аварийных ситуаций с целью обеспечения максимальной экологической безопасности должны быть отражены в едином образовательном курсе, который позволит более объективно оценивать проблемы экологической безопасности.

Однако проблема разработки интегрированного учебного курса для школы достаточно непростая и практически пока не имеет аналогов. Ее сложность заключается в том, что такая разработка должна быть выполнена в рамках идеологии стандартов нового поколения, учитывать современные требования к учебно-методическим материалам развивающего и культурно-исторического образования, соответствовать процессам системообразования в мировом и отечественном образовательном процессе; а также реализовывать новые механизмы интеграции в образовании, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами. Речь идет об интеграции предметного и деятельностного содержания, когда предметом интеграции является не только системность изложения учебного материала, но и системность личностного развития, преемственность по классам и последовательность освоения учащимися универсальных учебных действий, необходимых для формирования у них умения учиться, общаться, овладевать собой и действовать.

Основной задачей в экологическом воспитании и просвещении является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня и профессиональных навыков и знаний в области экологии, а также пробуждение широкой инициативы и активной жизненной позиции граждан, которые требуются для решения экологической проблемы.

Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение — ценности — отношение — поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания.

В результате экологического воспитания должно быть сформировано экологическое мировоззрение, основанное на естественно-научных и гуманитарных знаниях, отражающее глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение к природе, человеку, обществу.

Отношение как элемент системы экологического воспитания характеризуется психологическими установками учащихся к природному и социальному окружению. В них проявляется система ценностей, выражающих сформированное мировоззрение. Отношения отражают психологический настрой учащихся, особенности восприятии им экологических проблем. Экологическое воспитание должно порождать такую систему отношений, которая пронизана чувством глубокой ответственности за окружающую среду перед будущими поколениями и отражает гармоническое сочетание личных и общественных интересов.
Развитие и улучшение экологического образования, воспитания и просвещения в нашей стране обусловлены законодательством. Конституционное положение о существовании и совершенствовании единой системы образования, праве граждан на него, законы об образовании, охране природы, природоохранительные постановления содержат необходимые юридические нормы, совокупность которых образует правовую базу экологического воспитания и просвещения. В связи с этим на государственном уровне разработаны меры, предусматривающие улучшение подготовки учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений в области экологии, подготовку и выпуск в более широких масштабах высококвалифицированных специалистов этого профиля, способных умело, по-хозяйски вовлекать в дело огромные природные ресурсы. Предписывается усиление работы по распространению среди населения экологических знаний, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.

Вопросы экологического просвещения решаются не только на уровне Российской Федерации, но и на международном уровне, например, в осуществлении международной программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Так, еще в 1977 г. в Тбилиси ЮНЕСКО организовал Межправительственную конференцию по образованию в области охраны окружающей среды, принявшую ряд важных решений по природоохранительному просвещению на всех уровнях. Экологическое просвещение входит в число важнейших аспектов деятельности Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП). МСОП тесно сотрудничает по вопросам экологического просвещения с Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП), ведущей активную пропаганду охраны природы во всем мире как по собственным каналам информации, так и по каналам системы ООН и неправительственных организаций многих стран. Здесь ключевым моментом является формирование новой социальной и экологической нравственности.

2013 год в России посвящен охране окружающей среды. Президент России 10 августа 2012 г. подписал указ "О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды". Цель такого решения — обеспечить "права каждого человека на благоприятную окружающую среду". Этот год должен стать не только годом охраны окружающей среды, но и обеспечения экологической безопасности.

Есть большая надежда, что подготовленные и реализованные мероприятия по проведению года охраны окружающей среды помогут разрешить накопившиеся экологические проблемы, создать стабильную и комфортную среду для жизнедеятельности нации и воспитывать экологически грамотных россиян.

__________________

В. А. Грачев, член.-корр. РАН, д-р техн. наук, проф., Председатель Правления Международной экологической общественной организации "ГРИНЛАЙТ"

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, интеграция, устойчивое развитие, экологическая культура, экологическая безопасность, экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое просвещение, экологическое мировоззрение, экологическое развитие
Grachev V. A.

Ecological culture and education are the basis of life safety

This article discusses the ways to solve the problems of humanity safe existence in terms of ever-increasing man- made environmental and technical disasters. According to the author, an important aspect of these problems is the need to change the culture of the younger generation, to inculcate the culture of ecological and life safety. It necessary to increase continuously the level of people ecological culture through the creation of a united continuous system of education, training and information support of the population at all stages, from pre-school to professional training. Much attention is paid to the development of the ideas of integration of ecological education with education in the area of health and safety.
Keywords: life safety, integration, sustainable development, ecological culture, environmental safety, environmental education, ecological view, environmental development

Категория: Экология | Добавил: x5443 (02.03.2015)
Просмотров: 1623 | Теги: безопасность, интеграция, жизнедеятельности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь