Понедельник, 23.07.2018, 11:02
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Экодуховное влияние холода на развитие спорта в условиях криолитозоны с экстремально низкими температурами воздуха

У.А.Винокурова

Экодуховное влияние холода на развитие спорта в условиях криолитозоны с экстремально низкими температурами воздуха

Аннотация. В статье исследуется культурное наследие народов Якутии, связанное с адаптацией к естественному холоду, с позиций развития различных видов физической культуры, этноспорта на территории Якутии, где расположены Полюса Холода и мощный слой многолетнемерзлых грунтов.

Ключевые слова: холод, этноспорт, физическая культура, криолитозона, зимние виды спорта.

 

Путешественница Клара Моллой дала такую образную характеристику: «Россия — это ледяной кубок, в котором горит яркое пламя». Действительно, Россия — холодная страна, значительная часть территории которой подвержена воздействию рекордно низких температур воздуха и 65% ее огромной территории занято многолетней мерзлотой [1]. Этот, можно сказать, «сдвоенный» холод диктует судьбу России и ее населения. Наибольшее влияние холода испытывают жители Якутии, где зафиксированы Полюса Холода в северном полушарии, отрицательные температуры проникают в земную кору до глубины 1300-1500 м., а исследователи делают вывод о том, что полюсом холода в Северном полушарии Земли является не отдельный пункт наблюдений, а практически вся территория республики [3] .

Тем не менее, как свидетельствуют археологические раскопки, на территории Якутии люди жили с незапят- ных времен, пережили здесь ледниковый период. По версии известного археолога Ю. А. Мочанова [5] в течение всего периода плейстоцена (2,5 млн. — 10,5 тыс. лет назад) население на территории современной Якутии развивалось в основном изолированно, то есть автох- тонно. Это время соответствует максимальному оледенению Сибири, когда мощные ледники перегораживали течение Лены. Обнаружение столь древнего памятника Дирин Юрэх в Северо-Восточной Азии говорит о реальности освоения этой территории Человеком Умелым уже в нижнем палеолите.

Философия выживания в условиях холода была выработана далеко не всеми общностями людей, оказавшихся в тисках оледненения. «Уцелевшие создали уникальную циркумполярную цивилизацию. Не имеющий аналога опыт выживания в экстремальных условиях является одним из впечатляющих вкладов народов Арктики и Севера в планетарную цивилизацию, и он полностью будет востребован в третьем тысячилетии» [5, c.9]

Что есть холод с точки зрения физической культуры?

Прежде всего, это фактор, способствующий сохранению и долголетию всего, что попадает в его зону влияния. Об этом свидетельствуют уникальные пален- тологические находки, особенно в последние годы, характеризующиеся глубоким оттаиванием многолетне- мерзлых грунтов.
Биополитика проникает в научную сферу, направляя ее на поиск ответов на актуальные вызовы. Феномен Человека криолитозоны, создавшего культуру жизнеобеспечения в условиях вечной мерзлоты и, как говорят якуты, — Тымныы Чыпчаала — Вершины Холода, приобретает особую актуальность в период глобального изменения климата. Жизнь на Вершине Холода становится источником великого учения о сохранении и творчестве жизни на холодной части планеты. Следовательно, Homo Sapiens в этих условиях испытал различные уровни коэволюции вместе с трансформацией экологической среды, что сформировало феномен человека криолитозоны.

Феноменальную жизнеспособность народа саха с точки зрения историко-гигентической медицины изучал доктор медицинских наук М. А. Тырылгин [8]. Он пришел к выводу об огромном жизненном потенциале народа саха, накопленном благодаря народной гигиене, хозяйственной революции в условиях севера и этнопсихологическим особенностям воспитания. Якуты создали уникальную технологию скотоводства для образования устойчивого продовольственного запаса в условиях длительной зимы и основы этнической пищи.

Медицинские исследования адаптации организма человека в условиях холода и его работоспособности в зависимости от температуры окружающей среды были научной основой международного межконтинтельного заплыва 5-11 августа 2013 года через Берингов пролив, в котором участвовали 66 пловцов из 17 стран 5 континентов мира [7]. Время плавания каждого пловца составило от 5 до 15 минут до наступления холодовой позы «съеживание». В течении шести суток на протяжении 134 км маршрута плавания преодолевали волны ледяной воды высотой от 2 до 4 м, боковые и встречные течения, холод и ветер, дождь с мокрым снегом, плотный туман. По функциональным критериям пловцов подразделяли на «спринтер», «стайер» и «марафонец», как при адаптации организма человека к экстремальным условиям севера. Во время заплыва через Берингов пролив пловцы из теплых стран — «спринтеры» отказались плавать в холодной воде (с 3, б°С по 7 °C). А пловцы «марафонцы» из России и других стран продолжали плавать в холодной воде без отказа. Они проявляли марафонскую выдержку и преодолели холодные воды с Чукотской стороны Берингова пролива.

Этнопедагогические методы использования холода в физическом воспитании детей были описаны Н. К. Ша- маевым [9]. Он исследовал якутскую народную систему закаливания и разработал программу по физическому воспитанию для сельских общеобразовательнх школ, рекомендации для семейного физического воспитания на национальных традициях [10]. Он отметил, что якутские дети играют на открытом воздухе при любых погодных условиях, даже в самую холодную погоду ус- травают гонки, играют в мяч, в прятки, борются на снегу, состязаются в национальных прыжках. Особое значение придается закаливанию кистей рук и верхних дыхательных путей. Физический труд никогда не прекращается по причине холода. В зимний период многие северяне могут позволить себе в легкой домашней одежде кратковременно пребывать на холодный воздух для разных дел. Такая смена температурного режима — своеобразная холодовая апликация тела, напоминает систему Порфирия Иванова.

В условиях холода основным средством закаливания является постоянное пребывание человека под открытым небом во время атмосферных осадков, а также гигиена тела и одежды, правильное употребление горячей и холодной пищи. В зимнее время года у коренных жителей севера холод вызывает жажду. Они употребляют тепло — горячий чай с молоком, таким путем согревают организм и восполняют потерянную жидкость.

Известный специалист по этноспорту А. Кыласов, изучая народные игры в родных местах, рассуждает о формировании новых идентичностей в спорте, что повышает интерес к этнокультурным практикам состязательности [4]. Он обращает внимание на сакральную привязанность к местам обитания, сохраняющую связь между природой, ее естественно-природным ландшафтом и культурой. Введение понятия «этнодвигатель- ность», учитывая моторику и кинесику в определенных природных средах, позволяет изучать различные типы двигательной активности разных народов в этнологическом и географическом измерениях.

Снег и лёд были основной средой игр народов Севера. Одним из подобных игр является состязание на скорость скольжения, сидя на лыжах «туут» на коленях по льду, отталкиваясь с помощью нори. Дети преодолевают расстояние 60 м., взрослые — 100м. [2]. Лыжи стали символом победы народов Якутии в годы Великой Отечественной войны.

Фактор патологической реакции организма на холод используется эстетической косметологии. В основе метода криолиполиза лежит разная степень устойчивости клеток к воздействию низких температур. Обусловлены эти различия свойствами клеток, входящих в состав тканей, разной скоростью кровоснабжения, обмена веществ, потребления кислорода клетками. Так, например, клетки кожи легко переносят охлаждение и быстро восстанавливают свою жизнедеятельность. Такая их особенность связана с постоянным контактом кожи с окружающей средой. Клетки подкожной жировой клетчатки были созданы для того, чтобы накапливать питательные вещества, защитных механизмов против воздействия холода у них нет, так как внутри тела постоянно поддерживается определенная температура. Если значительно охладить жировую ткань, то клетки подкожной жировой клетчатки необратимо повреждаются, постепенно гибнут и рассасываются. Получается своеобразный эффект создания желаемой скульптуры тела посредством холода.

Таким образом, холод становится одним из активных элементов физической культуры и обладает возрастающим значением для развития этноспорта народов, проживающих на криолитозоне. Человек и Живая Природа взаимопроникающе адаптированы к условиям холода, и мороз стал для них жизненной необходимостью. Люди научились делать из холода своего помощника, и оберегать Живую Природу, вместе с ними замерзающуюся и оживляющуюся в соответствии с циклами льда, снега и воды. Именно холод, лед и снег дают возможность восстановления физической и экологической культуры. Сама природа ведет человека, а выдержавшему испытание -дарит тайну жизни безвозмездно и неограничено. Душа Холода проникает в творческую душу человека. Потому в Якутии сохраняется уникальное живое культурное, духовное наследие коренных народов, исконные виды жизнеобеспечения, хозяйственно-культурный уклад. Здесь можно увидеть и изучить способы использования холода, льда, снега и сосуществования человека с природой. Накоплена своеобразная духовность местного населения. Здесь люди хорошо осведомлены о природе и говорят о ней по-своему, они знают, как надо ее слушать, чтобы понять Дух земли, который именно хранит Холод для общего баланса на всей планете. Это еще раз показывает важность и значимость Холода для жизни всех людей. Холод правит в Якутии, и, в особенности, в Оймяконской котловине. Он почитаем местными жителями. Холод одухотворяет жизнь, и мерой холода измеряется ценность жизни. В духовной жизни холод занимает центральное место, и о нем говорят с уважением, пишут, изучают, слагают легенды, поэмы, создают тотемы. Следовательно, зимние спортивные игры должны стать главным имиджем Якутии.

Литература:

1. Гаврилова М. К. Современный климат и вечная мерзлота на континентах. 1981.
2. Гаврильев С. Н. Хотугу норуоттар спортивнай оон- ньуулара. Дьокуускай, 2005.
3. Иванова Р. Н. Рекордно низкие температуры воздуха в Евразии/ Вестник ЯГУ, 2006.ТО.3.№ 1.
4. Кыласов А. Теория этноспорта. М., 2012.
5. Мочанов Ю. А. Древнейший палеолит Диринга и проблема внетропической прародины человека. Новосибирск, Наука, 1992.
6. Николаев М. Е. Северная доктрина. К итогам первой пятилетки Якутской доктрины здорового образа жизни. М., 2005. С9.
7. Тимофеев Д. С., Докучаев О. Е. Международный заплыв через Берингов пролив. Медицинские проблемы. /Успехи современного естествознания. Выпуск № 10. 2014. С.18-20.
8. Тырылгин М. А. Истоки феноменальной жизнеспособности народа саха. Якутск, 2000.
9. Шамаев Н. К. Особенности методики физического воспитания в условиях Севера. Якутск, 1996.
10. Шамаев Н. К. Семейное физическое воспитание на национальных традициях. Якутск, 2003.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (17.06.2018)
Просмотров: 17 | Теги: этноспорт, холод, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь