Пятница, 02.12.2016, 22:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭФФЕКТЫ АНТИЦИПАЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Н.Б.Савва, К.В.Чаплынская, Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

ЭФФЕКТЫ АНТИЦИПАЦИИ У СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Психологические основы тактической подготовки студентов для дальнейшего успешного выступления на соревнованиях. Изучение особенностей тактического мышления, прогнозирования действий соперника в баскетболе.

Ключевые понятия: антиципация, антиципирующие реакции, баскетбол.

 

Планирование и реализация тактических действий спортсмена во многом определяется процессами антиципации, т. е. предвидения, предвосхищения.

На занятиях по спортивной психологии, изучая психологические особенности тактической подготовки, студенты-спортсмены сталкиваются с понятием антиципация.

Изучая психологические основы тактической подготовки, и опираясь на эксперименты А.В. Родионова [2], студенты делают выводы, что антиципация - это не только пространственно-временное опережение, но и та или иная степень полноты и точности предсказания. Процессы антиципации составляют непременное условие успешности и эффективности тактических действий спортсмена. Овладев антиципацией, спортсмен получает не только возможность эффективно контролировать собственные действия, но и предвидеть действия соперника и своевременно их разгадывать в ходе соревнования. Поэтому в спорте принято говорить об «интуиции», «шестом чувстве», о способности «видеть на ход вперёд».

Такую игру как баскетбол характеризует динамичность, постоянная сменяемость острых ситуаций; готовность к смелому решению и определённому риску в экстремальной ситуации; необходимость решать сложные, многоходовые задачи как тактического, так и стратегического характера, учитывая многочисленные варианты решения, точность и быстрота принятия решений; способность к правильному прогнозу изменения обстановки в ближайшем и отдалённом будущем.

Любое тактическое действие спортсмена является следствием принятия решения о том, как действовать, когда начинать действие и в какой момент. Эти действия и соответствующие им решения требуют от спортсмена обнаружения, выделения и оценки той или иной информации при восприятии тех или иных ситуаций. Любое решение спортсмена базируется на определённой информационной основе и требует его гностических способностей. Происходит формирование прогностических решений, основанных на различных эффектах антиципации, проявляющихся в напряжённых условиях, когда одному из спортсменов в ходе решения тактической задачи требуется определить, что следует ожидать от противника.

Прогноз, опора на предугадывание событий особенно ярко проявляется в сложных действиях баскетболиста - финтах. С помощью обманных движений сопернику предлагается заранее прогнозируемый контрход: бросок, маскирующий направление, содержание и характер передачи мяча партнёру. Таким образом, в многообразных ситуациях противоборства баскетболисту постоянно приходится учитывать степень неопределённости в действиях соперника.

Неопределённость может быть временной, требующей ответа на вопрос, когда (в какой момент, через какой временной интервал) будет произведён бросок или отдана передача партнёру. Неопределённость может быть пространственной - куда (влево, вправо, или прямо) должен полететь мяч. Неопределённость может быть связана с характером полёта мяча, с необходимостью уяснения, как (с какой траекторией, скоростью) будет лететь мяч. Т.е. баскетболист подставляет руку не в тот момент, когда мяч там оказался - в этом случае он никогда за ним не успеет, а заранее экстраполирует данные скорости его движения и траектории.

Таким образом, эффекты антиципации проявляются как в защитных действиях игрока (перехват, накрывание, выбивание мяча), так и в нападении (подбор мяча на щите, результативные передачи). Защитник оценивает положение всех элементов ситуации (кольцо, мяч, партнёр, соперник). Он определяет куда, скорее всего, пойдёт соперник, куда партнёр. Баскетболист определяет, что партнёр идёт на постановку заслона ещё до того как заслон поставлен, начинает готовить бросок или проход.

Ещё пример: выиграв мяч при отскоке от своего щита, игрок, прежде всего, оценивает ситуацию как возможную для организации быстрого прорыва. Партнёр, раньше других ушедший в отрыв, создаёт ту динамическую структуру, которая определяет решение задачи. Расстояние между партнёром и кольцом - не главное условие решения, именно начавшийся отрыв - динамический элемент задачи, узнав который, спортсмен принимает тактическое решение. Игрок, дающий пас партнёру, мысленно формирует алгоритм: после передачи целесообразно переместиться в угол площадки и увести за собой одного соперника; должна последовать передача центровому в образовавшийся коридор. Здесь прослеживается семантическая антиципация. При индивидуальном действии, когда игрок пытается переиграть соперника ведением, он тоже заранее формирует наиболее вероятные его ответные действия и принимает решение о смене ритма или направлении движения.

Прогноз зависит не только от большой плотности моторных действий, но и интеллектуальных способностей баскетболиста, его тактического мышления. На уровне преимущественно интеллектуальных действий эффекты антиципации у спортсменов связаны с ещё большими усложнениями механизмов психической интеграции и появлением качественно новых форм предвосхищения. Именно на уровне интеллекта у спортсмена становится более глубокое и широкое обобщение, а также классификация ситуаций. Это, несомненно, связано с усилением влияния семантического фактора - использование внешней и внутренней речи. Только на этой основе возможно вне ситуационное и заблаговременное упреждающее планирование. Ещё более усложняются процессы антиципации в структуре мышления спортсмена при решении групповых (коллективных) задач в условиях противоборств противника.

По данным исследования Р. Л. Кричевского [1], синхронизация индивидуальных действий игрока с действием своих партнёров возможна потому, что происходит постоянное, взаимное предвосхищение планируемых во времени и пространстве игровых ходов. На этой основе возникает коллективный замысел. Одна из его особенностей - опережающий характер, т.е. создание возможности к временно-пространственному опережению действий противника. Такое коллективное предвосхищение лежит в основе координации индивидуальных замыслов игрока с общей стратегией действий команды.

Предвосхищение здесь базируется на внеречевой (жесты, мимика) и речевой сигнализации, это рефлексивное управление поведением спортсмена, когда он специально передаёт противнику часть информации с целью получить нужный для себя результат. Значительная часть речевых и внеречевых сигналов носит функцию регуляции замыслов и действий партнёров, указывая моменты и направления временно-пространственного перемещения или выбора места в обозреваемом пространстве. В один и тот же момент баскетболисту приходится предусматривать и ход противника, и ход партнёра.

Характеристикой эффекта антиципации является его своевременность. Баскетболисту необходима способность быстро и своевременно реагировать в следующих ситуациях:
- при реакции выбора действия (бросать мяч, не бросать и сделать движение с мячом вправо или влево - реагирование по типу «или-или»);
- выбор при переключении на смену раздражителей (при переключении на другого игрока вследствие поставленного заслона; при переключении от защитных действий к атакующим);
- выбор с условным тормозом (при необходимости не реагировать на финт соперника).

В исследованиях Е.Н. Суркова [3, 4] конкретных параметров реагирования установлено, что для баскетбола наиболее типичны варианты реакции выбора из 2 - 3-х альтернатив, и игроку необходимо учитывать до трёх вариантов изменения ситуации. Здесь проявляется альтернативная антиципация.

Точность антиципирующей реакции косвенно характеризует точность оценки баскетболистом пространственно-временных характеристик движений. Антиципация временных интервалов связана с непосредственным переживанием спортсменом течения времени, что влияет на эффективность быстрых и относительно простых действий. Антиципация в длинных временных интервалах оказывает влияние на эффективность более сложных действий, развёрнутых во времени и включённых как компоненты, в тактическое действие. Первый вид таких реакций больше влияет на качество бросков и добиваний мяча. Второй вид распространяется на более широкий круг действий, включая передачи. Реакция выбора по своим показателям отражает эффективность тех действий, которые связаны с элементарными тактическими способностями баскетболиста.

Прогностическое распознавание действий противника у спортсменов строится не только с учётом частоты событий, но и с учётом степени сформированности их концептуальных моделей - обобщённых эталонов-образов в сознании спортсмена. В этих моделях отражён и актуализирован специфичный «спортивный опыт», позволяющий достичь высокого уровня достоверного прогноза. Информация о противнике становится известной баскетболисту на основе собственных наблюдений или от тренера.

Итак, в тактических действиях баскетболистов многообразные эффекты антиципации основаны на целой системе психических познавательных процессов (восприятии, образной памяти, творческого воображения, оперативного мышления). Общим моментом для всех видов антиципации является то, что основой являются интегральные механизмы мозга и его основное свойство - «способность забегать вперёд».

Исследование и анализ феноменов антиципации позволяет теоретически подготовить студентов-баскетболистов к дальнейшему повышению возможности усовершенствовать управление тактическими действиями, использовать идеомоторную тренировку. Изучение проблемы антиципации позволит, используя знания по психологии, рациональнее подходить к тренировкам и выступлениям на соревнованиях.

Литература

1. Кричевский, Р.Л. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов / Р. Л. Кричевкий, Е.М. Дубовская. - М.: Аспект Пресс, 2001.— 318 с.
2. Родионов, А.В. Спортсмен прогнозирует решение / А.В. Родионов. - М., 2000.
3. Сурков, Е.Н. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях / Е.Н. Сурков. - СПб., 1996.
4. Сурков, Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков. - М., 2005.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (6) - 2013

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (16.09.2016)
Просмотров: 57 | Теги: баскетбол | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016