Понедельник, 23.07.2018, 11:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Эффективность психомоторной и координационной подготовки юных хоккеистов с учетом индивидуально- типологических особенностей

И.Ю.Горская, С.О.Булушев

Эффективность психомоторной и координационной подготовки юных хоккеистов с учетом индивидуально- типологических особенностей

Аннотация. В статье представлены результаты исследования, проведенного с участием хоккеистов 9-10 лет. Обоснована технология психомоторной и координационной подготовки на основе дифференцированного подхода, базирующегося на учете индивидуально-типологических особенностей. Получены сведения, характеризующие эффективность дифференцированного подхода в процессе реализации психомоторной и координационной подготовки хоккеистов. Обоснована значимость психомоторной и координационной подготовки для достижения результативности в тренировочном процессе хоккеистов.

Ключевые слова: юные хоккеисты, индивидуально-типологические особенности, психомоторная подготовка, координационные способности, тренировочный процесс.

 

Многолетние исследования позволяют предположить, что в ряде видов спорта значимыми являются морфофотипологические параметры, при этом, различия в морфологических показателях и типах телосложения следует учитывать в процессе психомоторной и координационной тренировки. Безусловно, почти во всех видах спорта морфотипологические параметры имеют значение, однако мы имеем в виду только те виды спорта, в которых спецификой соревновательного упражнения является разноплановая деятельность, связанная с физической нагрузкой неоднозначного характера (необходимо проявление разных способностей: скоростных, скоростно-силовых, силовых, способностей к выносливости, точность и др.). Это такие ациклические виды спорта, где успешно выступают представители разных соматотипов (в отличие от таких видов спорта, где размах вариантов морфотипологических признаков невелик, например, художественная гимнастика, где чаще всего успешными являются астеники и представители торакального типа телосложения, или прыжки в высоту, где преимущество имеют астеники). Такими видами спорта можно считать хоккей, футбол, борьбу, биатлон и др.

Успешность представителей определенных типов телосложения в конкретных видах спорта обусловлена известными фактами разного сочетания выраженности двигательных способностей, присущих определенному морфотипу. По мнению авторов, морфотип является генетическим маркером моторных и психомоторных способностей человека [2]. Механизм взаимосвязи морфологических параметров с выраженностью других признаков человеческого организма (развитием двигательных возможностей, темпераментом, темпами биологического созревания, нейродинамическими характеристиками, механизмами энергообеспечения, биохимических реакций и др.) обусловлен тем, что со- матотип является внешним выражением общей конституции человека, одной из его частных конституций, взаимосвязан с другими частными конституциями и проявляется как часть единой системы взаимодействий. Как известно, морфологические параметры жестко детерминированы генетически, чем объясняется необходимость учета морфотипологических особенностей уже на этапе отбора в конкретные виды спорта. Необходима такая организация учебно-тренировочного процесса, которая позволяет учесть мозаику проявления двигательных способностей, присущую определенному морфотипу, оптимально подстроить ее под требования вида спорта. Собственные исследования позволяют утверждать, что на ранних этапах многолетней спортивной подготовки наиболее эффективным и целесообразным является подход, основанный на гармонизации
всех значимых видов способностей у представителей разных типов телосложения (акцентированное развитие «отстающих» видов психомоторных и координационных способностей) [2]. Дифференциация на этих этапах заключается в учете различий выраженности способностей у каждого соматотипа и усиленное воздействие на «отстающие» показатели. С ростом уровня квалификации смысл дифференциации меняется. Как правило, на этих этапах имеет смысл «усиливать» сильнейшие стороны психомоторной и координационной подготовленности спортсмена, так как в сложившейся спортивной деятельности уже произошло регулирование механизмов обеспечения результата на основе имеющихся морфотипологических особенностей (уже стабилизировалось амплуа, наиболее подходящее определенному морфотипу, определилась принадлежность к какой-либо весовой категории, сложился стиль ведения спортивной борьбы и т.д.). Также к этому моменту, как правило, закончились сенситивные периоды развития большинства способностей. Поэтому дифференциация на этом этапе должна строиться на построении моделей координационной подготовленности для каждого соматотипа, затем в тренировочном процессе целесообразно использовать построение индивидуального профиля спортсмена и планировать нагрузку с учетом соответствия или несоответствия индивидуальных показателей модельному уровню. Таким образом, на ранних этапах многолетней спортивной подготовки процесс дифференцирования более унифицирован, затем он приобретает все больше черт индивидуализации.

Проведем короткий анализ основных результатов эксперимента, направленного на выявление эффективности технологии психомоторной и координационной подготовки с учетом морфотипологических различий с участием юных хоккеистов. В таблице 1 приведены значения результатов тестирования, проводимого до и после эксперимента для оценки общей координационной подготовленности. В результате проведения эксперимента в ЭГ по всем изучаемым показателям произошли достоверно значимые сдвиги в сторону улучшения подготовленности. Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет выявить неодинаковую ответную реакцию на предложенное воздействие представителей разных морфотипологических групп. При этом, выраженность этих различий наблюдается не только в ЭГ, но и в КГ, то есть морфотипологические особенности проявляются при разных вариантах тренировочного процесса — стандартизированного и дифференцированного.

Таблица 1.
Сравнение показателей общих координационных способностей хоккеистов 9-10 лет разных соматотипов
до и после проведения педагогического эксперимента

Примечание - * различия статистически достоверны между показателями до и после проведения эксперимента в одной группе

Анализ реакции на предложенное воздействие представителей разных морфотипологических групп, сформированных в ходе эксперимента в ЭГ, позволяет отметить следующую закономерность — более выраженные и значимые приросты выявлены по показателям психомоторных и координационных способностей, исходно обозначенным как «отстающие» стороны. Так, более высокие величины приростов выявлены в группе хоккеистов мышечного и дигестивного соматотипов по показателям способностей к ориентации в пространстве. В подгруппе хоккеистов торакального и астенического типов телосложения величина приростов по большинству показателей реагирующих, кинестетических способностей и точности превышала приросты в подгруппе спортсменов мышечного и дигестивного сома- тотипов (таблица 2).

Данный факт свидетельствует о том, что примененная технология оказала положительное воздействие именно в заданном направлении, то есть был получен ожидаемый эффект. Несмотря на более выраженные сдвиги уровня результатов по «отстающим» параметрам у разных морфотипологических подгрупп, абсолютные значения по одноименным показателям после педагогического эксперимента остались на достоверно различающихся уровнях, то есть, полностью нивелировать выраженность морфотипологических различий по показателям координационной подготовленности (общие тесты) за время короткого воздействия не удается. По всей видимости, для «подтягивания» «отстающих» параметров до уровня показателей сильнейшей подгруппы необходимо более длительное время.

Таблица 2.
Прирост показателей общих координационных способностей хоккеистов 9-10 лет разных соматотипов за время проведения педагогического эксперимента (%)

В ходе анализа результатов проведенного эксперимента было выявлено, что отдельные показатели в разных морфотипологических подгруппах изменились на приблизительно одинаковую величину. В случае с показателем времени устойчивости в сложной позе Ромберга эта величина значительна — 70-80%. Следует отметить, что по данному показателю произошли наиболее выраженные сдвиги у спортсменов всех представленных морфотипологических групп. При этом время устойчивости в простой позе Ромберга изменилось за время эксперимента на значительно более низкую величину — 15-17% (таблица 2). Приблизительно одинаковые сдвиги у представителей разных морфотипологических групп произошли в ходе эксперимента по показателю теста «ловля линейки», а также показателю разницы между бегом 30 м и «слаломным бегом».

Сравнивая величины произошедших в ходе эксперимента изменений по разным видам психомоторных и координационных способностей, можно отметить более высокие приросты по показателям способности к сохранению равновесия в сложных позах, к ориентации в пространстве и отдельным параметрам точности и кинестетических способностей (кроме точности воспроизведения угловых параметров движения). Самые низкие приросты выявлены по показателям реагирующих способностей, способностей к сохранению равновесия в простых позах и точности воспроизведения заданных угловых величин.

Кроме тестов общей направленности для оценки эффективности разработанной технологии применялись тесты, оценивающие специфические координационные способности юных хоккеистов. В таблице 3 приведены общие сведения сравнительного характера, касающиеся изменений исходных показателей тестирования специальной координационной подготовленности в КГ и ЭГ в ходе педагогического эксперимента. Следует отметить, что по большинству показателей специальной координационной подготовленности произошли достоверно значимые положительные изменения за время проведения педагогического эксперимента, что характерно как для ЭГ, так и для КГ (таблица 3). Вместе с тем, выраженность приростов в ЭГ в 2 и более раза выше, чем в КГ. Самые высокие приросты произошли по результатам теста «Бег спиной вперед на коньках», отражающего уровень развития способностей к ориентации в пространстве, теста «Точность воспроизведения заданной дальности броска», а также по результатам теста «Точность броска по воротам», отражающего уровень развития кинестетических способностей и точности. Данные показатели являются одними из наиболее значимых параметров специальной психомоторной и координационной подготовленности хоккеистов.

Таблица 3
Изменение показателей специфических координационных способностей хоккеистов 9-10 лет в ходе проведения
педагогического эксперимента

Примечание - * различия статистически достоверны между показателями до и после проведения эксперимента в одной группе

Подводя итоги обсуждения результатов проведенного эксперимента, можно отметить достаточно высокую эффективность предложенной технологии координационной подготовки с учетом морфотипологических различий для хоккеистов на начальном этапе спортивной подготовки, о чем свидетельствуют значительно более выраженные приросты в ЭГ в сравнении с КГ, где осуществлялось стандартизированное воздействие. Как показали результаты эксперимента, наиболее «тренируемыми» видами КС на данном этапе спортивной подготовки можно считать способности к ориентации в пространстве, кинестетические способности и точность. Разработанная технология более эффективна для развития «отстающих» видов КС, выявленных на предварительном этапе исследования с учетом морфо- типологических особенностей. Разработанная технология позволяет достичь выраженных положительных эффектов даже за относительно короткий временной интервал (2-3 месяца) по показателям как общей, так и специальной координационной подготовленности.

Литература:
1. Горская, И. Ю. Морфотипологические различия и значимость их учета в процессе занятий физической культурой и спортом: монография / И. Ю. Горская, Л. Г. Харитонова, Д. А. Хозяинова, Я. А. Куценко. — Омск: Изд-во СибГУФК, 2010.— 304 с.
2. Сологуб, Е. Б. Спортивная генетика: учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры / Е. Б. Сологуб, В. А. Таймазов.— М.: Терра-Спорт, 2000.— 127 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (02.07.2018)
Просмотров: 19 | Теги: координационные способности | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь