Понедельник, 23.07.2018, 11:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Р.Н.Валиев

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассмотрена проблема эффективности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России. Предлагается решение данной проблемы через персонализацию ответственности государственных служащих, конкретизацию целей и задач законодательства в сфере физической культуры и спорта, пересмотра спектра спортивных правоотношений, регулируемых спортивным законодательством Российской Федерации, а также порядка финансирования спортивных мероприятий.

Ключевые слова: эффективность, финансирование, государственная политика, физическая культура и спорт.

 
Актуальность. События в сфере спорта и физической культуры в последнее время оказывают значительное влияние на общественные, социальные, экономические и политические процессы. Спортивные скандалы по поводу использования допинга на соревнованиях международного уровня, доклады Международного антидопингового агентства (WADA) ставят органы государственной власти и российское общество в целом перед осознанием необходимости выработки рационального государственного регулирования системы физической культуры и спорта и проведения эффективной государственной политики в данной сфере.

Цель и задачи: изучение особенностей государственной политики в сфере физической культуры и спорта; выработка предложений, направленных на повышение эффективности государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили нормативно- правовые акты Российской Федерации и отдельных зарубежных стран, содержащие нормы, непосредственно регулирующие отношения в сфере физической культуры и спорта, научные доклады исследователей. Методами исследования являются анализ норм права, прогнозирование, сравнение, дедукция, анализ российского законодательства и законодательства зарубежных стран.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации является показателем социально-экономической политики страны. Органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют деятельность в области физической культуры и спорта в соответствии с целями и задачами государственной и муниципальной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Прежде чем рассматривать вопрос об отдельных направлениях деятельности и полномочиях государственных органов в области физической культуры и спорта, составляющих их компетенцию, необходимо провести сравнительно-правовой анализ целей и задач государственной политики Российской Федерации и зарубежных государств.

Очевидна необходимость определения целей и задач государственной политики в области физической культуры и спорта и закрепления их в соответствующих нормативных актах.

Понятие «вовлечённости» государства в спорт являлось предметом изучения многих исследователей. Безусловно, современное состояние государственного регулирования в области физической культуры и спорта требует совершенствования. В научном кругу эта проблема не является новой. Так, значительное внимание вопросам совершенствования правового регулирования уделялось в статьях Л. А. Копенкиной, А. А. Смирнова и др. [17]. Правовые проблемы деятельности спортивных школ рассматривались в трудах С. В. Алексеева [8-11]. Особенности государственного регулирования в области физической культуры и спорта изучались в работах У Ш. Гусейнова, Т. Д. Садовской [14], И. В. Иванова [16], Н. М. Табылдиева [19], Е. А. Дементьева [15] и др.

На уровне Российской Федерации общие цели и задачи правового регулирования спорта и физической культуры в случае их нормативного закрепления обретают общеобязательный характер для всех субъектов Федерации. При этом необходимо определить границы их самостоятельной компетенции в данной сфере. На федеральном уровне для определения целей и задач политики огромное значение имеет форма государства. В частности, такой её элемент, как форма государственного устройства, имеет первостепенное значение. В этом нельзя не согласиться с мнением С. Н. Братановского, который утверждал, что «исторические традиции, политические и социально- экономические условия, система общественных и культурных ценностей, демографические и образовательные характеристики» также имеют первостепенное значение [12]. В условиях Российской Федерации эта позиция уместна с учётом её применения к субъектам Федерации.

Под эффективностью государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта нами предлагается понимать соотношение между достигнутым результатом в виде повышения степени развития физической культуры и спорта и использованными для этого ресурсами. Результатом эффективности государственного регулирования в сфере физической культуры и спорта на уровне Российской Федерации является развитие всех видов спорта и физической культуры на всей территории России. К ресурсам, которыми располагает государство для достижения данной цели, можно отнести финансовые, политические, кадровые и др.

Важнейший инструмент, влияющий на развитие физической культуры и спорта в регионах и в стране в целом, — финансовый. Сегодня вопросы финансирования физической культуры и спорта закреплены за всеми тремя уровнями бюджетной системы, но основная нагрузка приходится на бюджеты субъектов Федерации [18. С. 66]. Таким образом, можно говорить о низкой степени вовлечённости федеральных органов исполнительной власти в финансирование спорта и физической культуры в стране, при том что они определяют основные направления государственной политики в данной сфере, обязательные, в том числе для субъектов Федерации. Считаем, что это является препятствием для повышения эффективности государственной политики по данному направлению.

Анализ финансовых источников показывает также наличие серьёзных диспропорций в финансировании спорта, направленного на укрепление и развитие здоровья каждого члена общества в целом. На наш взгляд, детский и юношеский спорт в настоящее время финансируется в недостаточном объёме. Громкие коррупционные скандалы в области спорта высших достижений свидетельствуют о наличии серьёзных финансовых нарушений. Для повышения эффективности государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта необходимо пересмотреть порядок финансирования проведения спортивных мероприятий с учётом повышения персонализации ответственности их исполнителей за нецелевое расходование выделенных денежных средств. Пересмотр порядка финансирования должен проводиться на всех уровнях бюджетной системы страны с участием экспертов, государственных и муниципальных органов власти и самоуправления, с дальнейшим внесением выработанных изменений в действующее законодательство. В полномочия органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта следует включить возможности определения приоритетных направлений спорта и физической культуры, а также выработку рекомендаций по объёму выделения денежных средств данным видам спорта и физической культуры.

На данный момент специальный уполномоченный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» осуществляет обеспечение государственной политики в рассматриваемой сфере общественных отношений [5]. При этом закон не конкретизирует направления государственной политики в сфере спорта и физической культуры, что является одной из причин низкой эффективности законодательства, а также государственной и муниципальной политики в сфере спорта и физической культуры.

Ранее действовавшие Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте в ст. 2 определяли цели и задачи законодательства Российской Федерации, а следовательно, и государственной политики в рассматриваемой области общественных отношений. Согласно этой норме целью законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте являлось «всестороннее развитие человека, утверждение здорового образа жизни, формирование потребности в физическом и нравственном совершенствовании, создание условий для занятий любыми видами физической культуры и спорта, организация профессионально-прикладной подготовки, профилактика заболеваний, вредных привычек и правонарушений» [6].

Пришедший на замену Основам Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в п. 1 ст. 1 определил цель правового регулирования рассматриваемых общественных отношений лишь как создание условий для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на различных предприятиях, в учреждениях, организациях и с различными категориями населения [5].

Подобный подход был заимствован из зарубежного законодательства, в частности, во Франции предусмотрено стимулирование и развитие физической и спортивной деятельности в качестве цели правового регулирования рассматриваемой сферы общественных отношений [18]. На наш взгляд, это значительно сужает понимание необходимости правовой регламентации максимально возможного числа общественных отношений в области физической культуры и спорта в сложных условиях российской действительности.

Безусловно, опыт зарубежных государств и всего мирового сообщества должен учитываться в нормотворческом и законотворческом процессе Российской Федерации касательно сферы спортивных отношений. Россия является участницей более 200 международных соглашений и конференций, но вместе с тем считаем, что ряд норм отдельных конвенций и соглашений должны носить исключительно рекомендательный характер. Имплементации международно-правовых норм в сфере спорта и физической культуры предлагается подвергать только те нормы, которые имеют абсолютно положительный эффект апробации опыта зарубежных государств.

К примеру, нормы Европейской конвенции о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях [1], являющейся результатом координации усилий государств-членов Совета Европы и принятой Советом Европы в 1985 г. с целью «предупреждения и обуздания насилия и недостойного поведения зрителей», могут найти своё отражение в действующем спортивном законодательстве России путём выработки и реализации специальных мер юридического характера [13]. Этот и подобные ему документы, принятые международным сообществом, непосредственно направлены на обеспечение должной профилактики правонарушений в области физической культуры и спорта, необходимость которой признана в качестве одной из важнейших целей правового регулирования физической культуры и спорта. Кроме того, этические принципы и моральные ценности, провозглашённые Олимпийской хартией [3], Международной хартией спорта и физического воспитания ЮНЕСКО [2], Спортивной хартией Европы [4], несомненно, должны обеспечиваться путём закрепления во внутринациональном законодательстве их достижения в качестве его цели. В российском законодательстве этические принципы и моральные ценности должны найти не только своё закрепление, но и гарантии их реализации.

Неудачен, на наш взгляд, и подход к определению задач регулирования физической культуры и спорта в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», поскольку из положений таких общепризнанных международно-правовых актов, как Международная хартия физического воспитания и спорта 1978 г., Спортивная хартия Европы 1992 г., следует, что основной задачей внутринационального законодательства в рассматриваемой сфере общественных отношений должно быть гарантирование права граждан на занятие физической культурой и спортом, а также функционирование системы реализации этого права, что было закреплено в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте. Даже при наличии закрепления этих прав в российском законодательстве гарантиям их реализации отводится огромное значение при оценке эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта.

В то же время следует отметить вполне естественность того факта, что в законодательных актах отдельных субъектов Российской Федерации вопрос о целях и задачах государственной политики разработан более детально, чем в федеральном законодательстве.

Например, в Саратовской области принят Закон «О физической культуре и спорте» [8], который относит к целям государственной политики в сфере физической культуры и спорта обеспечение здорового образа жизни граждан, создание условий для занятий физической культурой и спортом, а к задачам — защиту прав граждан на занятия физической культурой и спортом; создание правовых и экономических гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в области; обеспечение безопасности граждан при занятиях физической культурой и спортом; а также условий для занятий физической культурой и спортом в целях профилактики заболеваний и правонарушений.

В Самарской области Закон «О физической культуре и спорте» [7] относит к задачам обеспечение и защиту прав граждан на занятия физической культурой и спортом, создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта, определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, а также правовое регулирование соответствующих общественных отношений [6].

С учётом вышеизложенного напрашивается вывод, что существует определённая взаимосвязь эффективной реализации компетенции государственных органов в сфере физической культуры и спорта с законодательно определёнными целями и задачами государственной политики в рассматриваемой области общественных отношений, поэтому положения Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», по нашему мнению, нуждаются в серьёзной корректировке [5].

Предлагаем ст. 1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» изложить в следующей редакции: «настоящий федеральный закон устанавливает политико-правовые, организационные, социально-экономические и культурные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы и цели законодательства, а также задачи государственной и муниципальной политики в сфере физической культуры и спорта».

В этих целях необходим анализ источников информации о состоянии физической культуры и спорта в Российской Федерации и её субъектах, предоставляющие данные о степени их развития по различным видам спорта, сайты федераций спорта, выкладывающих статистику о количественных и качественных характеристиках, достижениях и развитии конкретного вида спорта.

У каждой федерации спорта России и её субъектов функционируют свои сайты .

Анализ структуры и содержания данных сайтов позволяет выявить следующие особенности:

1. Сайты федераций спорта, как правило, содержат сведения о контактах, структуре управления, истории, о планируемых и прошедших мероприятиях и другую информацию. Тем не менее ими слабо отражается взаимосвязь и взаимодействие государственных органов власти и органов местного самоуправления.

2. Не все сайты федераций спорта содержат доступ к нормативно-правовым актам, регламентирующим их деятельность. Положительным примером для всех федераций спорта является, например, то, что на сайте РФС содержится информация об учредительных документах данной организации — Устав Общероссийской общественной организации «Российский футбольный союз».

3. Недостаточное внимание уделено актуальному на данный момент виду деятельности государственных органов — патриотическому воспитанию молодёжи. Важно отметить, что субъекты Федерации выполняют основной объём мероприятий по развитию отдельных видов спорта в Российской Федерации. Например, деятельность Федерации национальной борьбы курэш реализуется в Татарстане, Башкортостане и Крыму.

Считаем, что проведённый анализ позволит в последующем разработать сценарии развития конкретного вида спорта, построить прогнозы по развитию вида спорта в различных субъектах России. Информация о состоянии развития и уровне взаимосвязи спортивных федераций и государственных органов является определяющим фактором повышения уровня эффективности физической культуры и спорта и составляющим элементом механизма правовой защиты субъектов спортивных правоотношений.

Важно также учитывать, что несмотря на то, что в век информационных технологий стремительно развивается общество, наука и техника, всё больше людей вовлекается в сферу спорта и физической культуры.

Процессы обработки, хранения и предоставления информации о развитии спорта и физической культуры занимают важное место в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспечение доступа к информационным ресурсам органов власти посредством сети Интернет позволяет обеспечить бо'л ьшую степень стабильности и эффективности государственного управления в сфере физической культуры и спорта и снизить уровень коррупции во властных структурах, обеспечивающих развитие спорта и физической культуры.

Информационное обеспечение является необходимым элементом мониторинга СМИ за состоянием развития физической культуры и спорта в Российской Федерации и её субъектах. В российском законодательстве закреплены возможности осуществления взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам развития спорта и физической культуры. Во многом благодаря тому, что существуют как государственные, так и независимые аналитические структуры, можно проводить широкий научный анализ факторов, связанных с развитием физической культуры и спорта — политических связей, социально-политической ситуации, демографических факторов и т. п.

Информационная активность сайтов администраций субъектов Федерации, на наш взгляд, находится на должном уровне. В полном объёме освещаются спортивные мероприятия, раскрываются их результаты. Вместе с тем слабо освещаются проблемы финансирования, отсутствия должного медицинского контроля за здоровьем обучающихся спортсменов, контроля за соблюдением антидопингового законодательства и других вопросов. Средства массовой информации являются не только средством для распространения информации о спортивных мероприятиях и физической культуре, но и мощным инструментом для профилактики различного рода правонарушений в сфере спорта и физической культуры. Например, по сообщениям о коррупционных скандалах в средствах массовой информации должностные лица получают основания для возбуждения уголовных дел в отношении виновных лиц.

Получение оперативной информации о состоянии физической культуры и спорта в государстве даёт картину (образ) того, какие процессы происходят с молодёжью, населением, обществом и государством в целом. Чем полнее, достовернее и объективнее информация, тем лучше можно на её основании делать выводы о проблемах физической культуры и спорта и принимать правильные управ - ленческие решения на государственном уровне.

Для органов государственной власти правильный анализ базы данных помогает в построении моделей, прогнозов, в выработке рекомендаций. Моделирование процессов развития физической культуры и спорта позволяет выявить роль её основных факторов, ограничений и угроз. Представленные модели позволят показать значение изменений социальной политики, влияющих на развитие физической культуры и спорта.

Выводы. Эффективность государственной политики зависит от многих факторов: от логичности и рациональности структуры законодательства, регулирующего отношения в сфере физической культуры и спорта, от формы государства, экономической ситуации в стране и в мире, иных политических и экономических факторов внешнего и внутреннего характера.

Спортивное законодательство, а именно ст. 1 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» требует корректировки, изложенной в результатах исследования. Не менее актуальным остаётся вопрос о пересмотре порядка финансирования спортивных мероприятий с учётом рекомендаций органов государственной власти и местного самоуправления субъектов Российской Федерации.

Автор статьи предлагает следующие конкретные рекомендации:

1. Усилить отражение взаимосвязи и взаимодействия государственных органов власти и местного самоуправления на сайтах федераций спорта.

2. В целях обеспечения законности, правовой ясности и обоснованности деятельности спортивных федераций, администраций субъектов Федерации в обязательном порядке обеспечить доступ к нормативно-правовым актам, регулирующим спортивные правоотношения.

3. В информационном плане требуется координация спортивных мероприятий в целях патриотического воспитания молодёжи.

Список литературы

1. Европейская конвенция о насилии и недостойном поведении зрителей на спортивных мероприятиях и особенно во время футбольных матчей [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.sportedu.ru/ GetText.idc? TxtID=1546
2. Международная хартия спорта и физического воспитания [Электронный ресурс] // UNESCO. — URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002354/235409r.pdf
3. Олимпийская хартия (в действии с 9 сентября 2013 г.) // Олимпийский комитет России. — URL: http://www.olympic.ru/upload/documents/about- committeecharter/charter_09_09_2013.pdf
4. Спортивная хартия Европы [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.sportedu.ru/GetText. idc?TxtID =1542
5. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329- ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://zakonbase.ru/content/part/1064814
6. Основы законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте // Ведомости Съезда нар. депутатов РФ и Верхов. Совета РФ. — 1993. — № 22. — Ст. 784.
7. Закон Самарской области от 8 декабря 2014 г. № 123-ГД «О физической культуре и спорте в Самарской области» // Волж. коммуна. — 2014. — 09 дек.
8. Закон Саратовской области «О физической культуре и спорте» от 23 июля 2008 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/ online.cgi?req=doc&base=RLAW358&n=28266#0
9. Алексеев, С. В. Спортивное право России : учебник / С. В. Алексеев ; под ред. П. В. Крашенинникова. — М., 2013. — 695 с.
10. Алексеев, С. В. Правовые проблемы деятельности спортивных школ / С. В. Алексеев // Спорт: экономика, право, упр. — 2016. — № 2. — С. 11-13.
11. Алексеев, С. В. Спортивный менеджмент. Регулирование организации и проведения физкультурных и спортивных мероприятий / С. В. Алексеев ; под ред. П. В. Крашенинникова. — М., 2014. — 687 с.
12. Братановский, С. Н. Государство, право и спорт (теоретико-правовое исследование) : монография / С. Н. Братановский, И. Б. Воробьёв. — М., 2013. — 229 с.
13. Гончарова, Е. А. Государственно-правовое регулирование управления объектами физической культуры и спорта на принципах государственно- частного партнёрства / Е. А. Гончарова // Состояние и перспективы развития экономики в условиях неопределённости : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2014. — С. 59-62.
14. Гусейнов, У Ш. Особенности государственно - го регулирования и саморегулирования в области профессионального спорта / У. Ш. Гусейнов, Т. Д. Садовская // APRIORI. Серия: Гуманитар. науки. — 2013. — № 1. — С. 29.
15. Дементьев, Е. А. Общетеоретические проблемы государственно-правового воздействия на отношения в сфере спорта / Е. А. Дементьев // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. — 2009. — № 2. — С. 74-79.
16. Иванов, И. В. Государственное регулирование в области профессионального спорта / И. В. Иванов // Евразийс. юрид. журн. — 2016. — № 6 (97). — С. 43-44.
17. Копенкина, Л. А. Правовое регулирование сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации нуждается в совершенствовании / Л. А. Ко- пенкина, А. А. Смирнов, Р. В. Фомин // Олимпийский спорт и спорт для всех : материалв XX Междунар. науч. конгресса. — СПб., 2016. — С. 107-111.
18. Спортивный кодекс Франции (Законодательная часть) по состоянию на 31 августа 2009 г. [Электронный ресурс] // Центр по научному обеспечению уголовно-правового воздействия на преступления в сфере спорта. — URL: http://sportscrime.ru/files/ library/Sportivnyi_kodeks_Frantsii.pdf
19. Султанова, Л. Ф. Теория и практика формирования и функционирования бюджетной системы Российской Федерации в условиях реформирования местного самоуправления / Л. Ф. Султанова // Развитие финансовой системы в условиях кризиса : монография / под ред. Ф. С. Исхаковой. — Уфа : РИЦ Баш- ГУ, 2009. — С. 66-92.
20. Табылдиев, Н. М. Спорт как социальный институт и объект государственного управления / Н. М. Табылдаев // Наука, новые технологии и инновации. — 2010. — № 5. — С. 265-268.

Для цитирования: Валиев, Р. Н. Эффективность государственно-правового регулирования в сфере физической культуры и спорта в современной России / Р. Н. Валиев // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 4. — С. 105-112.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (26.06.2018)
Просмотров: 22 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь