Воскресенье, 24.09.2017, 20:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ

Е.А.Якимова, кандидат биологических наук, доцен
Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, Саранск, Россия

БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНО-СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЕДИНОБОРСТВАХ

Рассматриваются возможности учёта биомеханических критериев в тренировочно-соревновательном процессе единоборцев. Установлено, что использование в процессе учебно-тренировочных занятий комплекса упражнений скоростно-силовой направленности, разработанных на основе биомеханических критериев соответствия специальной двигательной деятельности и направленных на развитие аэробных возможностей, приводит к существенной оптимизации физической, технико-тактической и функциональной подготовки спортсменов-борцов греко-римского стиля.

Ключевые слова: греко-римская борьба, биомеханические критерии, аэробные возможности, учебно-тренировочный процесс, спортивная тренировка, двигательные качества.

 
В настоящее время сфера спорта характеризуется исключительно интенсивным развитием и непрекращающимся ростом спортивных достижений. Это служит конкретным отражением одного из самых существенных и наименее изученных социальных явлений — нарастания темпов ускорения общественного прогресса.

Для спортивной деятельности характерна противоречивость интенсификации её развития. С одной стороны, резко возросли и продолжают повышаться параметры задаваемых нагрузок, что приводит к значительным тратам времени на тренировки и восстановление, угрозе энергетического истощения; усиливается антропогенное и не всегда положительное воздействие человека на природу; совершенствуется управленческое, материально-техническое, кадровое, финансовое, научно-методическое обеспечение в сфере спорта. Всё это отражает ускоренно-возрастающие тенденции в интенсификации спортивной тренировки. С другой стороны, прирост максимальных индивидуальных результатов и достижений мирового уровня даётся со всё большим трудом, наблюдается замедленно-возрастающая тенденция в повышении максимальной спортивной результативности [3].

Разрешение противоречия между замедлением темпов прироста максимальных спортивных достижений и значительным увеличением затрат времени и средств на обеспечение постоянного повышения результата представляется возможным, в первую очередь, путём оптимизации тренировочного процесса, в том числе благодаря использованию современных достижений медико- биологических наук.

Цель работы — изучение особенностей тренировочного и соревновательного процесса в единоборствах, морфофункциональных характеристик спортсменов, специализирующихся в греко-римской борьбе, и разработка на основе полученных данных системы биологического обеспечения тренировочного и соревновательного процесса, оптимизированной для данного вида спорта на основе биомеханических критериев.

Экспериментальное исследование проводилось на базе научно-практического центра физической культуры и здорового образа жизни Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева и Специализированной детско-юношеской школы олимпийского резерва по греко-римской борьбе им. А. Мишина (Саранск).

В исследованиях принимали участие 28 спортсменов школы олимпийского резерва в возрасте 17—20 лет (20 кандидатов в мастера спорта (КМС), 8 мастеров спорта (МС)). Участники эксперимента были разделены на две группы — контрольную (КГ) и экспериментальную (ЭГ) по 14 чел. в каждой группе (по 10 спортсменов-КМС и 4 спортсмена-МС).

На начальном этапе исследования на основании изучения видеозаписей и непосредственного педагогического наблюдения тренировочных и в большей степени соревновательных схваток в соревнованиях различного уровня нами был проведён анализ биомеханики движений в греко-римской борьбе.

Оказалось, что с позиций биомеханики основными задачами поединка борцов являются: 1) перемещение сопротивляющегося соперника из одного какого-либо положения в другое, поощряемое правилами соревнований; 2) удержание соперника в определённом, оцениваемом судьями положении. При этом, если учитывать все биомеханические закономерности спортивной борьбы, эти целевые установки схватки, как правило, осуществляются экономично и эффективно [2].

Как показала практика, сложность приёмов борьбы во многом зависит от особенностей кинематических цепей, образованных обоюдным захватом, и помех со стороны соперника. Атакующий борец, если рассматривать его движения в сагиттальной плоскости (сбоку), может бросить соперника вперёд на грудь и назад на спину, повернув его тело вокруг поперечной оси на 90° В первом случае бросок оценивается невысокими баллами, во втором — высокими [5; 6].

Чтобы соперник упал вперёд на спину, атакующим спортсменам приходилось поворачивать его тело вокруг поперечной оси на 270°. Для выполнения подобного действия атакующему, в случае расположения грудью к груди соперника, было необходимо в броске назад, прогибаясь, описать дугу в 180°. В этом случае он перебрасывал соперника через мост, а соперник, описав вокруг поперечной оси дугу в 270°, оказывался на спине или на мосту. Проведённый анализ показал, что этого же можно добиться, если предварительно повернуться к сопернику спиной и, сгибаясь вперёд и падая, увлечь его за собой.

В процессе проведения тренировочных и соревновательных поединков наблюдаемых нами спортсменов броски вперёд проводились не в одной, а в трёх плоскостях. Так, выполнялся поворот не на 180°, а на 90°, и в то же время вместе с соперником атакующий совершал поворот вокруг своей продольной оси на 180°. Чтобы опрокинуть соперника назад на спину, атакующему в одном случае было достаточно наклониться вместе с ним вперёд, в другом — зайдя за соперника, прогнуться назад вместе с ним.

При бросках часто возникала необходимость выполнить предварительный вертикальный отрыв соперника от ковра, что было возможно при условии подведения собственного центра тяжести борца под центр тяжести соперника. Для перемещения соперника (после отрыва) в горизонтальное положение к его телу было необходимо приложить разнонаправленные силы, чтобы создать момент вращения.

При выведении соперника из равновесия (без предварительного отрыва от ковра) атакующему борцу приходилось прилагать к верхней точке его тела силу, которая оказывалась верхней составляющей пары сил. В этот момент общий центр масс (ОЦМ) тела становился осью вращения. Если соперник не успевал переставить ноги в сторону опрокидывания и сохранить равновесие, то появлялась возможность уменьшить его момент устойчивости и этим вывести проекцию ОЦМ за край площади опоры. Это становилось возможным в том случае, когда удавалось создать больший опрокидывающий момент, чем момент устойчивости, для чего было необходимо увеличить силу рывка (толчка) или приложить усилие в наиболее высокой точке.

Анализ данных, полученных при проведении педагогического наблюдения, свидетельствует о том, что особенности техники борьбы определяются способностью спортсмена освоить биомеханические закономерности движений. Быстрым и ловким движением, правильным выбором места приложения к телу соперника собственных сил атакующий спортсмен может увеличить скорость уже неуправляемого движения обманутого соперника, чем и выводит его из равновесия. Иногда инерцию движения соперника атакующий борец выгодно использует при борьбе в стойке, выполняя разнообразные заведения, осаживания, толчки, рывки. Когда соперник вольно или невольно перемещается по ковру, атакующий борец резким движением сковывает движения его ног. Туловище соперника продолжает двигаться по инерции, компенсаторные движения он выполнить не может, в результате чего, теряя равновесие, падает. Чтобы придать ускорение движению своего тела или телу соперника, борец должен развить большую силу. Конечный эффект движения будет зависеть от массы того тела, к которому приложена сила. В технике любого броска необходимо выделять основу биомеханической структуры как наиболее важную часть, вокруг которой формируются остальные детали приёма [4].

С целью оптимизации тренировочно-соревновательной деятельности нами был составлен комплекс заданий и упражнений, подобранных по биомеханическому критерию соответствия, и представленный в виде плана-схемы учебно- тренировочного занятия скоростно-силовой направленности.

Учебно-тренировочный процесс отобранных для участия в исследовании спортсменов в процессе наблюдения осуществлялся у представителей КГ и ЭГ по различным программам. Представители КГ обучались по традиционной программе, принятой в школе олимпийского резерва, а представители ЭГ — по экспериментальной программе, предполагающей занятия по специально разработанному плану-схеме.

Для оценки эффективности предложенного нами комплекса у представителей КГ и ЭГ дважды проводилось определение показателей физической, технико-тактической и функциональной подготовленности: на начальном этапе (до проведения занятий в ЭГ по экспериментальной программе) и на заключительном этапе (после 11 мес. занятий ЭГ по предложенной программе).

Исходные данные физической, технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов представлены в табл. 1.

По истечении 11 мес. тренировок была проведена повторная оценка показателей физических качеств, технико-тактической и функциональной подготовленности представителей КГ и ЭГ. Результаты проведённой оценки представлены в табл. 2.

Таблица 1
Исходные показатели физической, технико-тактической и функциональной подготовленности спортсменов

Таблица 2
Изменение показателей физической и технико-тактической подготовленности спортсменов в течение эксперимента

Оказалось, что у представителей КГ в процессе учебно-тренировочных занятий на протяжении 11 мес. несколько улучшились показатели следующих двигательных качеств: скоростно-силовых (прыжок в длину с места — на 9,8 %), быстроты (результат в беге на 30 м улучшился на 6 %) и физической работоспособности (4,7 %). Достоверных изменений уровня статической силы, общей и специальной выносливости, аэробных возможностей обнаружено не было.

Результаты использования экспериментального комплекса упражнений показали, что у спортсменов ЭГ достоверно (на 26 см) увеличилась длина прыжка с места (скоростно-силовые качества), возросла статическая сила. Значительно улучшились показатели специальной выносливости (на 15,8 %), физической работоспособности (на 15 %), существенно возросли аэробные возможности организма (16,9 %). Кроме того, согласно полученным нами данным, несколько улучшились показатели общей и силовой выносливости представителей ЭГ в отличие от спортсменов, составляющих КГ (на 3,7 и 6,4 % соответственно). У спортсменов, занимавшихся по экспериментальной методике, наметилась тенденция к повышению быстроты и специальных скоростно-силовых качеств.

Педагогические наблюдения, проводившиеся нами в условиях реальных соревнований, показали, что у представителей ЭГ достоверно увеличилось количество оценённых атак (на 28,6 %) и значительно возросла эффективность защиты (на 30,2 %). При достоверно возросшем количестве реальных атак несколько выросла их эффективность (на 26,4 %).

Таким образом, использование в процессе учебно-тренировочных занятий экспериментальной программы, включающей упражнения скоростно-силовой направленности, разработанные на основе биомеханических критериев соответствия специальной двигательной деятельности, а также упражнения, направленные на развитие аэробных возможностей, привело у представителей ЭГ к более выраженным изменениям показателей физической, технико-тактической и функциональной подготовленности (по показателям теста PWC170 и МПК), по сравнению со спортсменами, занимающимися по традиционной программе.

В связи с этим можно заключить, что тренировки по технико-тактическому и функциональному совершенствованию должны иметь конкретное алгоритмическое предписание с выполнением определённых заданий и упражнений, подобранных по биомеханическому критерию соответствия и сконцентрированных в заданном временном интервале, отвечающему биохимическому и биоэнергетическому критериям соответствия [1].

Упражнения специальной физической направленности, специально-борцовские упражнения, отобранные с учётом конкретного этапа освоения технических приёмов и по биомеханическому критерию соответствия, обеспечат более эффективное развитие специальных двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени.

Список литературы

1. Акопян, О. А. Формирование методики подготовки борцов греко-римского стиля в новых условиях соревновательной деятельности / О. А. Акопян // Теория и практика физ. культуры. — 2006. — № 2. — С. 21—23.
2. Апойко, Р. Н. Греко-римская борьба : учеб. пособие / Р. Н. Апойко, С. В. Коваленко, А. В. Шевцов. — СПб. : НГУ им. П. Ф. Лесгафта, 2012. — 136 с.
3. Гожин, В. В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы : учебник / В. В. Гожин, О. Б. Малков. — М. : Физкультура и спорт, 2013. — 168 с.
4. Губа, В. П. Основы спортивной подготовки: методы оценки и прогнозирования (морфобиомеханический подход) : науч.-метод. пособие / А. П. Губа. — М. : Совет. спорт, 2012. — 384 с.
5. Самургашев, Р. В. Борьба греко-римская : учебник / Р. В. Самургашев, Ю. А. Шулика, А. С. Кузнецов, И. И. Иванов. — М. : Физкультура и спорт, 2004. — 398 с.
6. Шулика, Ю. А. Греко-римская борьба : учеб. для СДЮШОР / Ю. А. Шулика, И. И. Иванов. — Ростов н/Д. : Феникс, 2004. — 690 с.

Для цитирования: Якимова, Е. А. Биологическое обоснование тренировочно-соревновательной деятельности в единоборствах / Е. А. Якимова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 96—101.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.09.2017)
Просмотров: 11 | Теги: греко-римская борьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь