Вторник, 06.12.2016, 20:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Финансы и налоги. Бухгалтерия

Единая информационная система заработала

Т.Шадрина

ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗАРАБОТАЛА

За два с небольшим года действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) мы с вами для осуществления закупок пользовались общероссийским официальным сайтом, который действовал до конца 2015 г. И хотя названный Закон изначально содержал основы создания и ведения именно единой информационной системы, правила ее функционирования были утверждены Правительством РФ лишь в конце 2015 г. Что представляет из себя единая информационная система в сфере закупок? Какая информация содержится в ней? Что позволяет контролировать? Каковы правила пользования данной системой? Об этом и поговорим сегодня.

 

Что такое ЕИС и зачем она нужна

 

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ ЕИС является совокупностью информации, указанной в ч. 3 ст. 4 этого Закона и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона N 44-ФЗ ЕИС содержит:

- информацию об условиях, запретах и ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;

- информацию о закупках и об исполнении контрактов;

- реестр контрактов, заключенных заказчиками;

- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

- реестр банковских гарантий;

- реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

- перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международных финансовых организаций, с которыми РФ заключила международные договоры;

- результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок;

- отчеты заказчиков, предусмотренные Законом N 44-ФЗ;

- каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере закупок;

- информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в соответствии с ч. 5 ст. 22 Закона N 44-ФЗ запросах цен товаров, работ, услуг;

- иную информацию и документы, размещение которых в ЕИС определено Законом N 44-ФЗ и иными нормативными актами.

 

К сведению. В ЕИС содержится информация и документы, размещение которых предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

 

Отметим, что с 1 января 2017 г. в ЕИС будут размещаться планы закупок, планы-графики, а также информация об их реализации.

Вся информация, содержащаяся в ЕИС, размещается на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.

 

С 1 января 2017 г. ЕИС дополнительно позволит обеспечить контроль за соответствием:

- информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;

- информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;

- информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;

- информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;

- условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта.

 

Правила функционирования ЕИС

 

В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 44-ФЗ порядок функционирования ЕИС, требования к технологическим и лингвистическим средствам ЕИС, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в ней, порядок информационного взаимодействия системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством РФ. В частности, Постановлением от 23.12.2015 N 1414 утверждены Правила функционирования ЕИС (далее - Правила).

Согласно п. 4 Правил официальный сайт имеет доменное имя www.zakupki.gov.ru, доступ к сайту осуществляется на безвозмездной основе. При этом Правительство РФ разделило всех лиц, пользующихся данным сайтом, на две категории:

- субъекты ЕИС;

- пользователи официального сайта.

Субъектами ЕИС являются участники контрактной системы в сфере закупок, а также иные лица, использующие данную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

Пользователями официального сайта признаются физические и юридические лица, в том числе участники обязательного общественного обсуждения закупок, использующие информационный ресурс официального сайта.

Такое разграничение придумано неслучайно: доступ к ЕИС для них разный. Так, субъекты ЕИС получают доступ к системе после прохождения процедур регистрации, идентификации, аутентификации и авторизации в ЕИС. А пользователи сайта могут применять ЕИС без регистрации (за исключением участников обсуждения закупок).

 

К сведению. Идентификация, аутентификация и авторизация субъектов единой информационной системы в единой информационной системе осуществляются с использованием сертификатов ключей проверки электронной подписи субъектов единой информационной системы.

 

Согласно п. 9 Правил регистрация субъектов ЕИС осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с устанавливаемым им порядком. Но об этом чуть позже.

Отметим, что Правилами предусмотрено информационное взаимодействие ЕИС с:

- системой "Электронный бюджет";

- электронными площадками, используемыми для осуществления закупок;

- региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок;

- информационной системой ФАС, обеспечивающей ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков-исполнителей);

- системами контрольных органов в сфере закупок, органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

- аналитической информационной системой обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти (www.programs.gov.ru);

- информационными системами, обеспечивающими формирование и размещение информации в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

Приведем небольшой пример того, как осуществляется информационное взаимодействие.

 

 

Организация информационного взаимодействия ЕИС и иных информационных систем осуществляется Федеральным казначейством и операторами этих систем.

 

Региональные информационные системы в сфере закупок

 

Частью 7 ст. 4 Закона N 44-ФЗ субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС. Порядок функционирования и использования таких систем устанавливается актами соответственно высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций. Например, такая система создана в:

- Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 24.02.2014 N 32 "О порядке функционирования и использования региональной информационной системы Ленинградской области "Государственный заказ Ленинградской области");

- Нижегородской области (Постановление Правительства Нижегородской области от 20.12.2013 N 981 "О функционировании и использовании информационно-аналитической системы "Нижегородская электронная товарно-информационная система");

- г. Севастополе (Постановление Правительства Севастополя от 20.02.2015 N 108-ПП "Об утверждении Порядка функционирования и использования региональной информационной системы Севастополя в сфере закупок").

Единые требования к региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок определены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1091 (далее - Единые требования). Так, согласно п. 5 Единых требований региональные и муниципальные системы после интеграции с ЕИС должны обеспечивать:

- формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок;

- контроль за соответствием различной информации (например, информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок, или информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках);

- использование усиленной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.

 

Ну и, конечно же, Едиными требованиями определены требования к информационной безопасности региональных и муниципальных систем, режим их работы, а также правовые и организационные средства обеспечения пользования этими системами в сфере закупок. Например, п. 12 определено, что при необходимости проведения плановых технических работ, в ходе которых доступ пользователей информационных систем к информации, размещенной в региональных и муниципальных системах, будет невозможен, уведомление об этом должно быть размещено на главной странице официального сайта (при его наличии) указанных систем не менее чем за сутки до начала работ, а также на официальном сайте ЕИС.

 

Обратите внимание! Региональные и муниципальные системы должны обеспечивать хранение информации, размещаемой в этих системах, в течение 10 лет, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (п. 15 Единых требований).

 

Регистрация в ЕИС

 

Порядок регистрации в ЕИС разработан Федеральным казначейством и пока что находится на регистрации в Минюсте (Приказ от 30.12.2015 N 27н). Конечно, до окончания регистрации этот Приказ нельзя использовать как руководство к действию, потому что при регистрации текст документа может быть изменен. Однако мы все-таки расскажем об основных положениях порядка регистрации, поскольку полагаем, что если документ и будет скорректирован, то несущественно.

Первым делом определено, что регистрация в ЕИС лиц, зарегистрированных до вступления в силу Приказа N 27н на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), не требуется до 01.07.2016. Однако с этой даты и до 01.01.2017 все-таки придется пройти процедуру регистрации, установленную порядком регистрации. То есть фактически перерегистрироваться.

Для регистрации в ЕИС организации должны будут представить:

- копию документа, подтверждающего полномочие лица действовать от имени организации в соответствии с нормативным правовым актом, правовым актом, учредительным документом или доверенностью, оформленной надлежащим образом;

- документ об открытии счета в кредитной организации, на который должны перечисляться средства участников закупки (если счета организации открыты в кредитных организациях);

- сведения об организации (могут представляться как в бумажном виде, так и в электронном).

 

К сведению. Представляемые в орган Федерального казначейства сведения об организации в форме электронного документа подписываются электронной подписью лица, действующего от имени организации. Если же документы представляются на бумажном носителе, достаточно подписи уполномоченного лица.

 

Федеральное казначейство осуществляет проверку представленных сведений и документов и в случае положительного результата такой проверки регистрирует соответствующие сведения об организации в срок не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем поступления сведений и документов об организации. Также организации присваивается учетный номер, который состоит из 11 разрядов (в разрядах зашифрованы тип организации, код уровня управления, порядковый номер и т.п.).

В случае отрицательного результата проверки представленные в Федеральное казначейство документы возвращаются организации с указанием причин возврата.

Для осуществления полномочий организации в ЕИС уполномоченные лица организации регистрируются со следующими полномочиями:

- администратора организации;

- уполномоченного специалиста;

- специалиста с правом согласования закупки;

- должностного лица с правом подписи контракта;

- должностного лица с правом удостоверения предварительной версии контракта;

- специалиста с правом направления проекта контракта участнику закупки.

Для завершения процедуры регистрации в ЕИС администратор организации в форме регистрации указывает контактную информацию организации и свои регистрационные данные (адрес электронной почты, контактный телефон организации, фамилию, имя, отчество, должность, телефон и адрес электронной почты администратора организации). После этого регистрация будет завершена автоматически.

После регистрации в ЕИС администратор организации получает доступ в ЕИС с правом рассмотрения и подтверждения заявок на регистрацию уполномоченных лиц своей организации с полномочиями в ЕИС "уполномоченный специалист", "специалист с правом согласования закупки", "должностное лицо с правом подписи контракта" и пр.

Более подробно ознакомится с процедурой регистрации в ЕИС различных типов организаций, перечнем представляемых ими и их представителями документов и сведений можно будет в утвержденном порядке регистрации. В любом случае в результате регистрации в ЕИС организации будет присвоен так называемый идентификационный код юридического лица, состоящий из 22 разрядов.

 

Подведем итог

 

ЕИС пришла на смену официальному порталу госзакупок, и существенное отличие ЕИС заключается в размещении в ней всей информации о закупке: начиная с планов закупки и планов-графиков и заканчивая детальным описанием этапов выполнения заключенного госконтракта. Помимо информации непосредственно о закупках, система также должна содержать реестр контрактов, список недобросовестных поставщиков, библиотеку типовых контрактов, реестры жалоб и банковских гарантий.

ЕИС призвана обеспечить контроль над соблюдением условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, а также контроль соответствия информации, содержащейся в планах закупок и планах-графиках, прочей документации.

"Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2016, N 4

Категория: Финансы и налоги. Бухгалтерия | Добавил: x5443x (08.05.2016)
Просмотров: 496 | Теги: единая информационная система | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016