Четверг, 20.02.2020, 04:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Рыбачук Н.А., доктор педагогических наук, профессор Помилуйко Ю.В., Горбачев С.С.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Авторами статьи разработаны экспериментальная учебная программа по дисциплине «Физическая культура и спорт», содержание которой основано на использовании интерактивных методов обучения и способствует мотивации студентов на осознанную потребность в двигательной активности, а также специальная методика обучения самостоятельной работе студентов. Специальная методика основана на модельно-проектировочной деятельности и содержит несколько этапов: целеполагание, определение уровня физической подготовленности и физического здоровья, свободный выбор двигательной активности, подбор средств физической культуры для модельно- проектировочной деятельности. Далее - составление плана-конспекта индивидуального тренинга, плана-проекта самостоятельной тренировки с указанием даты и времени реализации. Эта информация включена в содержание маршрутной карты студенческого труда и отдыха. На заключительном этапе студенты сами определяют собственные критерии оценки и устанавливают дату контроля физкультурной деятельности (рефлексия успеха или неуспеха), причины.

Ключевые слова: студенты, двигательная активность, мотивация, модельно- проектировочная деятельность, самостоятельная работа.


Введение. Форсайт государственных стандартов 3+ (ФГОС ВО 3+), принятых в 2014 году, снова поднимает проблему формирования профессиональных компетенций в условиях междисциплинарной бинарной интеграции. Неслучайно ООП делится на базовую и вариативную (включающую обязательные и элективные дисциплины) части, и только теперь становится понятным дальнейшее развитие физической культуры [2].

Форсайт - закодированная единица информации о прогнозе полного изменения в содержании и организации дисциплины «Физическая культура и спорт » в вузе и результатах этого процесса. Форсайт определяет «дорожную карту» изменений в содержании дисциплины и обеспечивает переход к национальным стандартам [5]. Как нам представляется, изменения будут направлены на интеллектуализацию физической культуры и глубокое практико-ориентированное понимание возможностей дисциплины. Новое содержание и организация должны строиться на свободном выборе двигательной активности, и это будет мотивировать молодежь на ее осознанный выбор. Организационные условия выбора двигательной активности еще не созданы и опираются на опыт специализированных занятий по видам спорта. Это - другое направление. Оно создано для студентов, уже имеющих навыки спортивной подготовки и желающих развиваться именно в этом виде спорта. Эти студенты, как правило, имеют достаточно высокий уровень физической подготовленности и здоровья, что дает им возможность использовать уже имеющиеся навыки для сохранения здоровья и успешной учебной деятельности. С каждым годом увеличивается стоимость обучения в вузе, и вместе с тем увеличивается количество часов, отведенных на самостоятельную работу. Уменьшается объем часов, рекомендуемых на практико-ориентированные занятия.

К сожалению, студенты не рассматривают занятия физической культурой в вузе как альтернативу фитнес клубам и различным спортивным секциям на коммерческой основе, по-прежнему без желания посещая их. Ко многим причинам этого факта можно отнести и состояние здоровья сегодняшней молодежи.

Перед профессорско-преподавательским составом вуза поставлена проблема мотивации студенческой молодежи на самостоятельные занятия физическими упражнениями для сохранения собственного здоровья и полноценного труда. Актуальность данного исследования не вызывает сомнений.

В исследованиях участвовали девушки филологического факультета 1-3-го курсов в период 2015-2016 учебного года (n=60), обучающиеся по специальности 44.03.05. Педагогическое образование с двумя профилями подготовки (русский язык, литература) - прикладной бакалавриат. Виды деятельности, в области которых по окончании учебы специалист-профессионал может осуществлять трудовую деятельность: педагогический, проектный, научно-исследовательский, культурно-просветительский.

Гипотетически мы предположили, что обучение студентов самостоятельной работе для формирования осознанной потребности в двигательной активности будет успешным, если:

- будет разработана экспериментальная программа «Физическая культура и спорт», содержание которой основано на модельно-проектировочной деятельности;

- будет разработана специальная методика обучения самостоятельной работе и реализована через модельно-проектировочную деятельность;
- сами студенты осознанно сделают выбор своей двигательной активности и будут заниматься по интересам и предпочтениям, в том числе используя элементы избранного вида спорта;

- студенты самостоятельно будут осваивать индивидуальные программы развития, обеспечивающие успешность студенческого труда и досуга, но при соучастии и педагогической поддержке преподавателя.

Цель исследования: формирование осознанной потребности студентов в двигательной активности в процессе профессиональной подготовки.

Задачи исследования:

1. Разработать экспериментальную учебную программу по дисциплине «Физическая культура и спорт», основанную на модельно-проектировочной деятельности, и проверить ее эффективность.

2. Разработать специальную методику обучения самостоятельной работе студентов, содержащую несколько этапов и способствующую мотивации студентов в двигательной активности.

Организация исследования. После медицинского освидетельствования и рекомендаций студентам 1 -го курса о занятиях в учебных группах в учебный процесс был введен «День свободного доступа». Цель инновации позволяет студенту посетить занятие по интересующему виду спорта, познакомиться с технико-тактическими элементами вида спорта, которому он отдает предпочтение. Организация данного нововведения позволяет сделать элективный выбор двигательной активности для последующего использования элементов спорта в проектировании индивидуальных самостоятельных занятий. Также предоставлена возможность познакомиться с преподавателем, чтобы сделать осознанный выбор.

Нами разработана специальная методика обучения самостоятельной работе студентов, основанная на модельно-проектировочной деятельности, которая включает несколько этапов: целеполагание, определение уровня физической подготовленности и физического здоровья, свободный выбор двигательной активности, подбор средств физической культуры для модельно-проектировочной деятельности. Далее - составление плана-конспекта индивидуального тренинга, плана-проекта самостоятельной тренировки с указанием даты и времени реализации. Эта информация включена в содержание маршрутной карты студенческого труда и отдыха.

Первый этап - целеполагание, в ходе которого ставится цель на период учебного семестра; второй этап - обучение определению уровня физической подготовленности и физического здоровья; третий этап - свободный выбор двигательной активности; четвертый этап - подбор средств физической культуры для модельно-проектировочной деятельности. На заключительном этапе студенты определяют собственные критерии контроля и оценки физкультурной деятельности (рефлексия успеха или неуспеха), причины [4].

Нами разработан проект содержания специального практико-ориентированного занятия, позволяющего его интеграцию с элементами интеллектуального развития. Как нам представляется, каждый студент может выбрать проблему, самостоятельно найти информацию и коротко, в течение 1-2 минут, сделать сообщение в учебной группе. Но идея содержания специального занятия базируется на подготовке 2-3 тестов - заданий интеллектуально-практического плана с вариантами ответов. Далее будет подключена вся учебная группа, и в результате совместного обсуждения данной информации будет сформировано большее количество тестов-заданий. Предположительно, все это можно предложить студентам в период отдыха между выполнением физических упражнений-заданий. Это нововведение позволит студенту осмыслить, что чередование физических упражнений с заданиями самостоятельной работы позволит работать с большим объемом информации, активизирует психические процессы, позволит справиться со стрессовыми ситуациями в период обучения в вузе и сохранить собственное здоровье. Мы руководствуемся тем, что каждое занятие должно не только развивать физические качества, но вместе с тем должно быть интеллектуализировано и эмоционально наполнено. На каждом практико-ориентированном занятии студент должен получать знания, обобщать их, анализировать, находить связь физической культуры с другими предметами. На основании постоянного информационного пополнения и интеграции с практикой он сможет организовать студенческий труд и досуг. Очевидно, что это возможно только при достаточном освоении компетенций.

Уровень физической подготовленности мы определяли по К. Куперу [3]. Уровень физического здоровья - по системе киевского профессора Г.Л. Апанасенко [1].

Результаты исследования позволили сделать некоторые обобщения.

1. В разработанной нами методике обучения самостоятельной работе студентов в процессе физического воспитания предложен субъектный подход в формировании мотивированной личности, способной самостоятельно моделировать учебно-тренировочные занятия. Каждый студент вовлечен в мыслительную и поведенческую активность в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса через осознанный самостоятельный выбор средств и методов достижения желаемого результата.

2. Содержание экспериментальной программы «Физическая культура и спорт» основано на следующих интерактивных методах обучения:

- модельно-проектировочной деятельности;

- проблемных лекциях с элементами диспута;

- тестах-заданиях по решению двигательных задач, учебных ситуаций;

- маршрутной карты студенческого труда и отдыха, способствующей формированию осознанной потребности к двигательной активности.

3. Разработанная нами специальная методика обучения самостоятельной работе позволила оптимизировать процесс физического воспитания, что подтверждается результатами контрольного тестирования: достоверно улучшилась силовая выносливость мышц верхних конечностей (p< 0,05), мышц брюшного пресса (p< 0,05), взрывная сила мышц нижних конечностей (p< 0,05). При этом результаты тестирования в беге на 100 м (скоростные качества) практически не изменились (p> 0,05).

4. Разработанные компоненты методики обучения самостоятельной работе вызывают интерес у студентов, и представляется возможным применять их в жизненных ситуациях. Это формирует потребность в двигательной активности и мотивирует на самостоятельную двигательную работу. Подготовка теста-задания способствует освоению глубоких знаний, которые трансформируются в умения и навыки и будут использоваться в решении задач в бытовых ситуациях и самостоятельной работе для чередования студенческого труда с активным отдыхом. При этом происходит процесс познания через научный поиск и диалог.

Литература

1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. - Ростов н/Д, Феникс, 2000. - 248 с.
2. Виноградов П.В., Григорьев В.И., Виноградов И.Г. Форсайт образовательных стандартов по физической культуре // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 6 (148). - С. 39-43.
3. Купер К.Х. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: Физкультура и спорт, 1989. - 224 с.
4. Маркина О.Н., Каримов И.И. Методы педагогического контроля при подготовке студентов к сдаче норм комплекса ГТО // Физическая культура, спорт и здоровье. - 2016. - № 28. - С.140-142.
5. Тростинская И.Р., Григорьев В.И. Стратегия развития физической культуры студентов в условиях кросс культурной интеграции вузов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 7. - С. 37-40.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 4(30) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.01.2020)
Просмотров: 26 | Теги: двигательная активность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь