Воскресенье, 24.09.2017, 20:42
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

В.Е.Панькин

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Одним из лимитирующих факторов высокого уровня здоровья является двигательная активность. К настоящему времени накоплен убедительный материал о значимости двигательной активности для укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и удлинения работоспособного периода жизни человека. Последнее требует определения величины, направленности, условий реализации движений современного человека.

Ключевые слова: здоровье, двигательная активность, модель, условия и образ жизни.

 
Проблеме здоровья, к которому в условиях существенного изменения социально-экономического уклада, нарастающего экономического напряжения, нервно-психических перегрузок и значительного снижения двигательной активности, предъявляются всё более высокие требования; она является одной из самых сложных и не может рассматриваться изолированно от триады всеобщих, глобальных, «интерсоциальных», связанных системами отношений «человек—общество» и экологических отношений между человеком и природой, проблем человечества [6].

Ключ к решению проблемы здоровья как глобальной, общепопуляционной, национальной идеи следует искать через индивидуальное здоровье, которое должно стать педагогическим центром всех оздоровительных, физкультурных и спортивных программ, социальной политики любого уровня. При этом важно выяснить роль самого человека в укреплении здоровья, изучить в связи с этим вопросы социальной психологии и физиологии, мотивации поведения отдельных групп населения и особенно подрастающего поколения, определить ключевые признаки и факторы повышения здоровья, разработать принципов здорового образа жизни [3-8].

Решение проблемы индивидуального здоровья предполагает следующую последовательность исследовательских и технологических операций: определение понятия «здоровье»; учёт закономерностей и индивидуальных особенностей развития организма в основных периодах жизненного цикла; установление критериально-диагностического комплекса для оценки уровня и структуры здоровья; выявление факторов, лимитирующих здоровье; разработка и реализация оздоровительных: здоровьеформирующих (рождение — 17-18 лет), здоровьеповышающих (19 20 — 3045 лет) и здоровьесберегающих (40 лет и старше) технологий.

В настоящее время приходится констатировать отсутствие общепринятой трактовки понятия «здоровье», хотя имеется много определений, но они основаны на различных методологических критериях и подходах. Многообразие взглядов на сущность понятий «здоровье» и безуспешность попыток выработать единое, согласованное мнение в значительной степени объясняются тем, что здоровье представляет собой весьма сложное явление, понимаемое как состояние и процесс, характерные, значимые стороны которых трудно выразить кратко и однозначно.

В содержании данного понятия необходимо выделить «стержень», «ядро», основу («...неограниченная в своих проявлениях жизнь»; «.способность человека к оптимальному физиологическому, психическому и социальному функционированию», «.наличие физических, психических и социальных качеств для удовлетворения индивидуальных, коллективных и общественных материальных и духовных потребностей», «... процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических способностей, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности», «здоровье —оптимальное состояние организма, при котором обеспечивается максимальная адаптивность» и др.), в большой степени отражающие общий компонент, идеал, образец, модель здоровья. Основными характеристиками последней являются: а) высокая адаптируемость к условиям среды; б) способность продуктивно выполнять биологические и социальные функции; в) максимальная по продолжительности и творческой активности жизнь. Общая модель конкретизируется применительно к определённому виду деятельности, возрасту, полу, психофизиологическим особенностям организма и др., что отражает специфический компонент модели здоровья. При этом используются соответствующие признаки и критерии здоровья, в частности, у спортсменов на первый план выходит двигательная составляющая. Для оценки состояния здоровья широко используют понятия «физическое здоровье» и «физическое состояние», которые включают данные о наличии или отсутствии заболеваний, оценку признаков физического развития, сведения об основных клинических, биологических и функциональных показателях.

Понятие «здоровье» предполагает общие и конкретные, абсолютные и относительные, объективные и субъективные, количественные и качественные характеристики. Здоровье определяют через адаптивность, выживаемость, развиваемость, саморегуляцию, жизнеустойчивость, активность, высокий жизненный тонус, сбалансированность, компенсируемость, мобилизируемость, резистентность, толерантность и др. К критериям здоровья популяции принято относить уровень рождаемости, здоровье потомства, генетическое разнообразие, приспособляемость к различным климатогеографическим условиям, готовность к выполнению разнообразных социальных ролей и др.

На протяжении десятилетий предлагались различные методы и критерии интегральной оценки здоровья, нередко безотносительно к факторам, его определяющим. Данные методы и критерии предполагали и учёт показателей временной нетрудоспособности, и результатов профилактических осмотров, и сочетания отдельных заболеваний, и причинных факторов среды, следствием которых могут быть нарушения состояния здоровья и т. п. При этом большое значение имели установление и измерение тесноты связи между отдельными причинными факторами и степенью их воздействия на статус здоровья людей. Опираясь на такую информацию, можно управлять состоянием здоровья путём устранения или ослабления воздействия негативных факторов и усиления влияния позитивных [2].

Эксперты ВОЗ в 1980-х гг. ориентировочно установили соотношение основных факторов обеспечения здоровья современного человека: генетический фактор — 15-20 %, состояние окружающей среды—20-25 %, медицинское обеспечение — 8-10 %, условия и образ жизни—50-55 %. В несколько иной формулировке выделяют эмоции (позитивные или негативные—чрезмерный стресс, дистресс), питание, движение и воздействие (вредные или положительные) внешней среды. Необходимо отметить, что данные факторы прямо или косвенно взаимосвязаны и оказывают положительное воздействие только при достаточно высоком уровне жизни (социально-экономический фактор). Совокупность основных факторов, определяющих уровень здоровья, в первом приближении можно представить в следующем виде. К числу ключевых факторов следует отнести: а) условия и образ жизни (материальное и медицинское обеспечение, социально-психологический климат, гигиенические условия, питание, мировоззрение, знание о здоровом стиле жизни, наличие или отсутствие вредных привычек, закаливание, двигательная активность и др.); б) наследственность (особенности генотипа, задатки, специфика личности и т. д.); в) экологию (рациональное или нерациональное использование состояния окружающей среды).

Одним из основных факторов, определяющих высокий уровень индивидуального здоровья, является оптимальная двигательная активность. Практический опыт и результаты многочисленных научных исследований убедительно демонстрируют огромный потенциал двигательной активности в расширении и повышении ресурсов здоровья, резервных возможностей организма человека, сохранении высокого уровня регуляторных механизмов его жизнедеятельности.

Для организма человека в различных периодах жизненного цикла доступен определённый диапазон двигательной активности, середина которого является оптимальной для повышения резервов здоровья, тогда как крайние пределы оказываются неблагоприятными. В связи с этим возникает необходимость в выявлении оптимального объёма двигательной активности, который мог бы стать надёжной гарантией от негативных явлений гипокинезии и гиподинамии. Следы последних обнаруживаются в настоящее время во всех слоях населения, а именно: патологические изменения углеводного, жирового, белкового и минерального обмена веществ, ослабление функций различных органов, снижение активности ферментов, ухудшение процессов анаболизма, деструктивные сдвиги в клетках и прежде всего в скелетной мускулатуре, падение производительности сердечной мышцы и др. Вообще трудно назвать такой орган или систему, которые были бы застрахованы от повреждающего воздействия гипокинезии и гиподинамии [1].

Существуют различные точки зрения по вопросу оптимального объёма двигательной активности. В частности, ряд отечественных и японских специалистов за необходимый минимум принимают 10-15 тыс. шагов ежедневной ходьбы. Вместе с тем нельзя не заметить, что энергетическая стоимость этих шагов может меняться в довольно широких пределах в зависимости от интенсивности ходьбы.

Имеются данные, свидетельствующие о том, что дети за день выполняют в среднем около 15,2 тыс. движений. Если искусственно ограничить объём движений до 12,0 тыс., то на следующий день дети спонтанно выполняют уже 16,5 тыс. движений, то есть компенсируют дефицит предыдущего дня. И наоборот, если дать дополнительную нагрузку и довести её до уровня 19,5 тыс. движений, то на следующий день дети снизят величину до 15 тыс. движений и меньше.

Гиперактивность движений всегда обязательно в дальнейшем сопровождается снижением величины двигательной активности. Именно этот главный принцип лежит в основе системы спортивной подготовки.

Что касается оптимума, то предлагается нормирование двигательной активности по трём уровням [1].

Физкультурно-гигиенический минимум — предусматривает ежедневное выполнение зарядки, закаливающих процедур и гигиенической прогулки перед сном. Несоблюдение данного минимума в распорядке дня ведёт к ухудшению здоровья.
Физкультурно-общеподготовительный минимум — включает как обязательное условие выполнения физкультурно-гигиенического уровня, который реализуется ежедневным часовым (для детей, подростков и молодёжи) или 30-минутным (для людей среднего и пожилого возраста) активным отдыхом с направленным использованием физических упражнений преимущественно на открытом воздухе. Выполнение данного минимума способствует решению задач укрепления здоровья, гармоничного физического развития и всесторонней общей двигательной подготовленности населения.

Физкультурно-спортивный оптимум—включает первые два уровня и дополняется 3-4 ч (в зависимости от возраста, состояния здоровья и двигательной подготовленности) физкультурных и спортивных занятий в неделю.

Особняком стоит физическая культура для пожилых. Высказываются мнения, что поскольку интенсивность обменных процессов с возрастом снижается, то и уменьшение двигательной активности также в порядке вещей. К тому же считают, что старый организм плохо адаптируется к нагрузкам, а значит, тренироваться рискованно и от занятий никакой пользы нет.

Но оказывается, что всё это далеко не так. Обосновывая полезность физической культуры в пожилом возрасте, специалисты-геронтологи установили, что у лиц, длительно и систематически (от 3 до 15 лет) занимавшихся двигательными упражнениями в группах здоровья, замедляется процесс старения и, что самое главное, увеличиваются компенсаторные возможности стареющего организма. И, как это ни парадоксально, особенно хорошо влияют на мышечный тонус упражнения с отягощениями.

Использование изложенных подходов к пониманию сущности индивидуального здоровья, установление критериев и факторов, отражающих и определяющих высокий уровень здоровья, в реализации здоровьеформирующих (дети 6-10 лет) и здоровьеповышающих (учащиеся старших классов общеобразовательных школ, студенты высших учебных заведений) технологий, обеспечили высокий эффект при их рациональной реализации.

Анализ и обобщение научно-методической литературы, документальных материалов, практического опыта в сфере образования, физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков, молодёжи, взрослого и пожилого населения позволили предложить следующую модель активного здоровьеформирования.

Эффективность модели активного здоровье- формирования:
- внедрение в учебный процесс образовательных учреждений и семейное воспитание;
- достигнутый уровень здоровья, наличие знаний, умений и навыков активного здоровьефор- мирования.

Технология:
- персонализированное планирование процесса активного здоровьеформирования;
- мониторинг резервов здоровья. Контроль и коррекция здоровьеформирующих воздействий;
- приобретение знаний, формирование умений и навыков организации здорового образа жизни.

Программа:
- мотивация к здоровому образу жизни;
- виды активного здоровьеформирования (физические и дыхательные упражнения, закаливающие процедуры, саморегуляция, питание и т. д.);
- формы активного здоровьеформирования (учебные и внеучебные, специально организованные и самостоятельные, групповые и индивидуальные, теоретические и практические).

Предпосылки к активному здоровьеформированию:
- оценка реального уровня здоровья детей, подростков, молодёжи и взрослого населения;
- определение понятия «активное здоровье- формирование»;
- выявление ключевых факторов здоровьеформирования;
- установление основных направлений активного здоровьеформирования.

Реализация данной модели предполагает:

- наличие здоровьеформирующей (здоровье- повышающей) среды применительно к условиям жизнедеятельности и требованиям современного образования: материально-техническая база (в том числе и для двигательной активности), соответствующая требованиям ГОСТ; рациональная организация образовательного и трудового процессов (расписание, соблюдение гигиенических требований, питание, рекреационные мероприятия); квалифицированное кадровое обеспечение (преподаватели, методисты-организаторы) и т.п.;

- объединение различных видов и форм оздоровления в единую устойчивую функциональную систему, обеспечивающую «массированное», «тотальное» и природосообразное воздействие на основные компоненты здоровья различных контингентов населения;

- формирование и реализацию личностных ценностных ориентаций, переход от регулируемой деятельности к саморегуляции активного здоровьеформирования. При этом данная система должна предусматривать реализацию высокого потенциала двигательной активности в расширении и увеличении резервов здоровья, физических возможностей организма человека;

- разработку и внедрение современных технологий мониторинга состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности населения;

- повышение качества общего физкультурного образования, направленного на формирование здоровьеобеспечивающей компетентности и предполагающего развитие интереса, формирование умений и навыков и связанных с ними специальных знаний, представляющих собой основу для персонализации активного здоровье- формирования.

Список литературы

1. Воробьёв, А. Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация / А. Н. Воробьёв.- М. : Физкультура и спорт, 1989.- 272 с.
2. Куликов, Л. М. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения : монография / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин.- Челябинск : УралГУФК, 2009.- 275 с.
3. Лубышева, Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры.- 2002.- № 3.- С. 11-14.
4. Лубышева, Л. И. Феномен спортивной культуры в аспекте методологического анализа / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2009.- № 3. - С. 10-13.
5. Лубышева, Л. И. Спортивная культура—новый образовательный ресурс / Л. И. Лубышева // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посв. 15-летию фак. физ. культуры и спорта : в 3 ч. / под науч. ред. Е. В. Быкова, В. Д. Иванова.- Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2011.- Ч. 3. - С. 63-65.
6. Рыбаков, В. В. К проблеме формирования национальной спортивной доктрины: аналитический обзор / В. В. Рыбаков, Л. М. Куликов // Теория и практика физ. культуры.- 2002.- № 3.- С. 5-10.
7. Шабанов, А. И. Проблема оптимизации двигательной активности / А. И. Шабанов // Современное состояние и актуальные проблемы физиологии спорта : межвуз. сб. науч. тр. - Л., 1989.- С. 112-115.
8. Щедрина, А. Г. Онтогенез и теория здоровья: методологические аспекты / А. Г. Щедрина.- Новосибирск : СО РАМН, 2003.- 164 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация.2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (08.06.2017)
Просмотров: 436 | Теги: двигательная активность, Здоровье | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь