Вторник, 22.08.2017, 02:54
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

«ДУША ВОСТОКА» И СПАСЕНИЕ «УМИРАЮЩЕГО ЗАПАДА»

К.А.Салихова

«ДУША ВОСТОКА» И СПАСЕНИЕ «УМИРАЮЩЕГО ЗАПАДА»

Исследуется проблема взаимодействия Востока и Запада в контексте глобализации, происходящих сегодня межконфессиональных и международных конфликтов. Затрагивается вопрос катастрофического упадка культурного мира Запада и возможности этот упадок остановить с помощью взаимодействия с Востоком. Выдвигается гипотеза, что культура Запада движется к своему закату. Предлагается рассматривать изучение на Западе культурфилософского наследия Востока как способ остановить деградацию Запада и установить мирное сосуществование культурных миров Востока и Запада. Делается вывод о том, что остановить разрушение западной культуры возможно, но в реальности западная правящая элита не осознает катастрофической ситуации в своей цивилизации и еще не готова принять восточные модели в качестве средства для спасения своей угасающей культуры.

Ключевые слова: угасание, кризис, зарождение, расцвет, Восток, Запад, взаимодействие, цивилизация, культура, зоны, архетипы.

 
Итак, нам бы хотелось начать издалека. По нашему мнению, требуется, прежде всего, упомянуть проблемы сегодняшнего мира: нестабильная политическая ситуация, угроза новой мировой войны, нависающая над нашей планетой экологическая катастрофа, мутирующие вирусы, от которых пока не найдено лекарств - вот далеко не полный перечень. Как мы полагаем, как экологические, так и социополитические дилеммы, стоящие перед современным обществом напрямую связаны с процессами в нашем культурном мире.

Чувствуется наступление «массовой культуры», надеемся, значение этого термина на сегодняшний день никому не потребуется разъяснять - некоторые тенденции разрастаются до почти глобальных размеров. О массовости в человеческом сознании и культуре еще в 20-30-е гг. XX в. говорил Х. Ортега-и-Гассет [3. С. 390]. Современное искусство превратилось во что-то бессмысленное и несуразное: чем страннее - тем лучше. Наша жизнь уже настолько зависима от материальных вещей, что жизнь без пресловутого компьютера или автомобиля уже кажется лишенной чего-то важного. Тенденции в технике, моде, искусстве, в чем угодно - меняются каждый сезон. Расцвет недолговечности и «временности» всего - подтверждение нашей точки зрения в трудах современного западного мыслителя Э. Тоффлера [4. С. 301-308].

Разум современного человека стремится к удовлетворению примитивных нужд - не будем указывать, каких: достаточно включить телевизор, в любой развлекательной программе, сериале, кино проскользнет недвусмысленный намек. Осознаем мы это или нет, наша культура и цивилизация деградирует, причем с очень большой скоростью, в этом мы согласны с примечательнейшими мыслителями-культурологами нашего времени П. А. Сорокиным, А. Швейцером, Х. Яннарасом и др. [4. С. 134154; 272-280; 321-340].

Теперь заметим, что упомянутые нами выше мыслители - представители Запада, именно западной мысли. То, что осознают культурологи, возможно, покажется невероятным рядовому обывателю как и на Западе (США, странах Европы), так и в России (оставим здесь рассуждения о культурной принадлежности России - то, что мы сейчас видим, говорит о несомненной близости российской культуры к западному «эталону»)1. Здесь нам уместно задать вопрос: действительно ли кажущаяся на первый взгляд такой современной и «передовой» цивилизация Запада движется к концу? Если да, то в чем причины упадка западной культуры?

Ответ на этот вопрос мы находим уже в трудах не только упомянутых выше авторов XX - начала XXI в., но и у отечественных и зарубежных культурологов с конца XVIII в. Интересно отметить, что идею о гибели «фаустовской» культуры высказал один из первых русских культурологов А. С. Хомяков [5]. Мир, по его мнению, и в частности Запад, утратил веру, а славянский Восток несет спасение гибнущей Европе и всему человечеству в целом. Сходные, но более углубленные идеи высказывал и Н. Я. Данилевский, последователь Хомякова, раскрывая в своих трудах тему рождения и жизни культур [2]. Все сущее, по Данилевскому, развивается по единому закону - зарождение, расцвет, увядание. В свою очередь, европейский культурно-исторический тип уже вступает в фазу упадка. Эту идею также будет развивать почти через сто лет немецкий культуролог и философ Освальд Шпенглер [10]. Но об этом позже.

К. Н. Леонтьев [7], еще один примечательнейший русский культуролог XIX в., продолжил идею Данилевского о культурно-исторических типах и затем развил свою типологию, которая приобрела у культуролога эсхатологический мотив [4; 5]. Как писал Леонтьев в своем труде «Византизм и славянство» [7], Запад идет по пути увядания, так как каждой культуре отпущен определенный срок - около 1000 лет (культуры Востока - Египетская и Китайская - исключения, так как их долгожительство и вообще долгожительство любой культуры связано с их изоляцией), по прошествии которого культура сходит на нет. Сближение России с Востоком и отдаление от «загнивающего» Запада - это и есть путь спасения для России, по мнению культуролога.

Почти через сто лет после русских культурологов заговорил о жизненном цикле культур Освальд Шпенглер. В частности, в своей книге «Закат Европы» [10] он развивал данную тему, полагая, что культуры живут в среднем 1000 лет, а затем перерождаются, угасая, в цивилизации. Аналогично античной культуре, погибнет и западная, так как ее жизненный цикл уже подошел к концу - говорил Шпенглер [10].

Далее, Вальтер Шубарт, еще один немецкий философ, в своей книге «Европа и душа Востока» [11], жестко раскритикованной как западными, так и отечественными культурологами, тем не менее, высказывал довольно интересные мысли, в чем-то перекликающиеся, на наш взгляд, с идеями Шпенглера: например, в труде философа присутствует гипотеза о том, что развитие культур циклично и обусловлено сменой эонических архетипов. Когда появляется новый, культуру охватывает «кипучее ощущение молодости» [11. С. 9-10], затем культура стареет и постепенно уступает место новому возникшему архетипу. Таким образом, Запад движется к своему концу, и будущее за восточными культурами [11].

Поэтому Запад, угасающий, утративший духовность, по В. Шубарту, найдет спасение в России, которую культуролог приравнивает к Востоку. России, как и всему Востоку, присущи религиозность и вера, а беда Запада в том, что он эту веру утратил, и если осталась еще религия на Западе, то она выступает в качестве инструмента порядка. Западу с его вечными бегом и спешкой следовало бы поучиться у Востока его невозмутимости и смирению с естественным течением времени.

Интересна и мысль Шубарта об отождествлении Запада с мужским началом, так как ему присущи воля к власти, доминирование; Запад для философа в целом представляет собой принцип смерти. Восток же - противоположное ему женское начало, символизирует принцип жизни. Потому восточные культуры долговечны, а западной культуре с ее мужскими чертами уготована быстрая смерть от саморазрушения [11]. Запад как самая «безлюбовная», по выражению Шубарта, культура [11. С. 180], должен повернуть свой лик на Восток, так как последний обращен к вечности. Выход для Запада по Шубарту - прекратить насаждать свои идеи Востоку, отречься от идеи преобразования всего сущего, исходя из вещественного мира. Шубарт искренне верил, что на Западе готовится всеобщая душевная перемена, которая сблизит Запад и Восток [11. С. 213]. Похожие мысли высказывал и один из интереснейших французских философов XX в. Рене Генон, о котором речь пойдет далее.

Как уже упоминалось выше, Р. Генон [1], как и Шубарт, полагал, что одним из роковых недостатков западной культуры является ее зацикленность на материализме. Генон утверждал, что Запад разрушает сам себя, так как придерживается мнения «прогресс может и должен длиться до бесконечности». В числе опасных недостатков Запада Генон еще называет «иллюзорную идею цивилизации»: Запад стремится «цивилизовать» все и вся, но не благие намерения держит он в уме - Запад жаждет получить от этого «цивилизования» выгоды материального плана [1. С. 43-44].

Самое страшное здесь то, по словам философа, что Запад допускает серьезную ошибку, воспринимая лишь собственную «цивилизацию» как единственно должным образом развитую и правильную, отрицая право других цивилизаций, то есть Востока, на независимое и полноценное существование. Запад с ненавистью относится к традиционному духу Востока, так как, пишет Генон, «на Западе тем больше его опасаются, чем меньше его понимают, будучи сами его лишены» [1. С. 45]. Для Генона Запад - исторически своего рода «ребенок», который должен учиться у «старого и мудрого Востока». Мы полагаем, что, несомненно, процессы глобализации и вестернизации затрагивают и восточный культурный мир, но все же согласны с мнениями вышеупомянутых культурологов - Восток еще хранит свои традиционные спасительные для всего мира ценности.

Так, по нашей гипотезе, «умирающему» Западу для сохранения остатков свой культуры необходимо будет осмыслить культурфило- софский опыт Востока. Мы исследовали мнения вышеупомянутых культурологов и полагаем, что оптимальным выходом из катастрофического положения, нависшего над Западом, будет решение (пусть и трудноосуществимое), предложенное авторитетнейшим философом XX в. Р. Геноном: Западу потребуется разрушение предубеждений, препятствующих постижению спасительной души Востока, затем восстановление истинной интеллектуальности, которой и по сей день обладает Восток, и именно изучение восточного мышления поможет обрести эту отсутствующую интеллектуальность [1]. Для того чтобы спасти Запад, по мнению Генона, нужна полная реформа западного духа, и, конечно, она может быть осуществлена лишь в авторитетных кругах западной элиты. Это, как выражается Генон, единственный выход для восстановления интеллекта на Западе, а если реформы не произойдет, по гипотезе философа, Запад могут ассимилировать другие цивилизации. Но с помощью постижения восточного интеллекта Запад восстановит свою цивилизацию на нормальных основаниях [1. С. 51].

Запад должен будет научиться жить в гармонии с противоположной ему по духу восточной цивилизацией, и пусть у них будут различия, но любая «нормальная цивилизация» для Генона та, которая не представляет опасность для других, она должна ощущать себя частью ансамбля всех земных цивилизаций без всякого притязания на «гегемонию» [1]. Таким образом, понимание души Востока, самой ее сути, по Генону, поможет Западу вернуться на традиционный путь, это само по себе будет способствовать сближению этих двух полюсов культуры, и это просто необходимо, если Запад хочет избежать катастрофы, его поджидающей в недалеком будущем [1].

Исходя из вышесказанного, мы полагаем, что довольно глубоко прочувствованный как отечественными, так и западными философами и культурологами неминуемый кризис западной цивилизации - это отнюдь не пустые предположения или гипотезы, это уже принимающее реальную форму событие нашей сегодняшней жизни, которое, на наш взгляд, проявляет себя в многочисленных военных и политических кампаниях, общественных проблемах Запада.

Мы считаем, что спасти «умирающий» Запад возможно с помощью постижения им «спасительной» души Востока, хотя это и трудноосуществимо. И шансы на мирное и гармоничное сосуществование у Востока и Запада есть при избавлении Запада от его ложных теорий и заблуждений. Но мы пока лишь приходим к выводу о том, что по-прежнему Запад не поступает так, как того желали Генон и другие философы-культурологи: верховная элита там и по сей день не чувствует или не верит в роковой конец своей цивилизации, настаивая на своем, и все-таки не желает ни учиться, ни вообще воспринимать и понимать «душу Востока» как средство для спасения Запада.

Примечание

1 Здесь мы упоминаем не прекращающиеся еще со времен славянофилов и западников споры о том, к какой же культуре следует относить Россию - к Западу или Востоку, по какому пути развития ей идти. Мы поддерживаем точку зрения, что наша страна - имеет свой особый путь развития, тем не менее, не отрицаем тот факт, что с позиции массовой культуры очень многое заимствуется именно с Запада.

Список литературы

1. Генон, Р. Восток и Запад: Беловодье / Р. Генон. - М.: 2005. - 240 с.
2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политич. отношения Славянского мира к Германо-Романскому / Н. Я. Данилевский. - М.: Книга, 1991.
3. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий / С. Н. Иконникова. - СПб.: Питер, 2005. - 474 с.
4. Океанская, Ж. Л. Пособие по культурологии для студентов-негуманитариев / Ж. Л. Океанская. - Шуя: Центр кризисологич. исслед. ШГПУ, 2012. - 392 с.
5. Океанский, В. П. Наука о культуре: теория и история (метафизика и персонология) / В. П. Океанский, Ж. Л. Океанская. - Иваново; Шуя: Центр кризисологич. исслед. ШГПУ, 2011. - 152 с.
6. Леонтьев, К. Н. Византизм и славянство / К. Н. Леонтьев // Леонтьев, К. Н. Записки отшельника. - М., 1992.
7. Леонтьев, К. Н. Восток, Россия и Славянство / К. Н. Леонтьев. - М.: Эксмо, 2007.
8. Хомяков, А. С. Избранное / А. С. Хомяков. - Тула: Приокское книжное издательство, 2004.
9. Хомяков, А. С. Соч. : в 2 т. / А. С. Хомяков. - М.: Медиум, 1994.
10. Шпенглер, О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. - М.: Мысль, 1993. - Т. 1; М.: Мысль, 1998. - Т. 2.
11. Шубарт, В. Европа и Душа Востока / В. Шубарт. - М.: Русская идея, 2000. - 448 с.

Вестник Челябинского государственного университета
Философия Социология Культурология Выпуск 37. № 19 (374) 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (28.07.2017)
Просмотров: 15 | Теги: Запад, Восток | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь