Среда, 07.12.2016, 11:35
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников средствами физической культуры

М.С.Спиридонов, Т.М.Борисова

Духовно-нравственное воспитание старшеклассников средствами физической культуры

Актуальность исследования. Для духовно-нравственного возрождения российского общества необходимо образованное, физически развитое, духовно богатое поколение подрастающей молодежи.

В связи с происходящими в обшестве социально-экономическими изменениями к современной школе предъявляются совершенно новые требования. Последние десятилетия в теории и практике обучения и воспитания недостаточно внимания уделялось гуманитарному развитию личности, воспитанию ее духовных ценностей. В то же время духовно- нравственное воспитание - одна из вечных проблем человечества, а ее воспитание на основе физической культуры является одним из главных задач современной педагогики. Социальная значимость воспитания духовно- нравственных ценностей учащихся обусловлена велением времени, поскольку от духовности зависит его будущее. Практическая педагогика еще не владеет необходимым опытом для решения данной задачи. В связи с этим возникает острая потребность в разработке эффективных путей и способов духовно-нравственного воспитания школьников.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников в школе.

Предмет исследования - организация и проведение мероприятий по физической культуре, влияющих на духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Цель исследования - выявление и анализ педагогических условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию старшеклассников средствами физической культуры.

В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами физической культуры будет существенно улучшен:
- в активном использовании разнообразных форм и методов в направлении духовно-нравственного воспитания старшеклассников;
- в применении идей общенаучной и междисциплинарной интеграции при формировании содержания педагогической модели воспитательного процесса;
- в актуализации готовности старшеклассников к самопознанию и самосовершенствованию.

В ходе исследования данной темы поставлены следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Разработать педагогическую модель духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами физической культуры.
3. Выявить и экспериментально обосновать систему педагогических условий, способствующих духовно-нравственному воспитанию старшеклассников средствами физической культуры.

Методы исследования: теоретический анализ педагогической литературы, изучение и обобщение передового педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа, наблюдения, беседы, анкетирование, метод самооценки.

Опытно-экспериментальная база исследования: старшие классы Мындабинской средней общеобразовательной школы Усть-Алданского района Республики Саха (Якутия). В опытной работе участвовали 10 детей 9 класса, 15- 10 класса и 10 учащихся 11 класса. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе проводилось накопление эмпирического материала. Уточнялась тема исследования, актуальность, теоретическая и практическая значимость дипломной работы.

На втором этапе изучалась педагогическая и учебно-методическая литература, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт работы. На данном этапе выдвинута и разработана гипотеза исследования.

На третьем этапе с целью проверки выдвинутой гипотезы была разработана и уточнена методика исследования. Организована опытно- экспериментальная работа, на основе которой проводилось уточнение рабочей гипотезы.

Проведена обработка результатов исследования, оформлена дипломная работа.

Теоретической основой исследования являются положения: о духовном начале современной педагогики (В.И. Андреев, Б.С. Гершунский, В.С. Кукушкин, Б.Т. Лихачев и др.); о духовно-нравственном воспитании и совместной деятельности в образовательном процессе школы (И.С Портнягин, Т.К. Селевко, М.И. Старов и др.); о влиянии физической культуры на духовный, нравственный уровень личности (И.И. Портнягин, С.Д. Шамрай и др.).

Новизна исследования состоит в том, что определена структура и содержание, уточнена сущность духовного воспитания старшеклассников средствами физической культуры; разработана педагогическая модель духовного воспитания старшеклассников средствами физической культуры.

Практическая значимость заключается в том, что разработанные в исследовании практические положения и выводы могут способствовать повышению уровня духовного воспитания в процессе обучения старшеклассников в школе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Опытно- экспериментальной базой является Мындабинская средняя школа. Экспериментальная часть исследования осуществлялась по единому замыслу и методике. Были использованы следующие средства физической культуры:
• обеспечение учебно-тренировочным процессом в школе;
• привлечение старшеклассников, а также населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, осуществление мероприятий по организации их активного отдыха;
• организация работы по проведению массовых спортивных и зрелищных мероприятий;
• агитационно -пропагандисткая работа по физической культуре и спорту.

Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, применением комплекса теоретических методов и применением в процессе обработки ее результатов методами математической статистики.

Литература

1. Столяров В.И., Баринов С.Ю. Понятие и формы спортивной культуры личности// Вестник спортивной науки. - М., 2009. № 6.
2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Р-на-Дону, «Феникс», 2006.
3. Шамаев Н.К. Нравственное развитие школьников в процессе традиционного физического воспитания. - М., 2000.
4. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций. - Якутск,2009.
5. Иванов В.Г. Этика. С-Петербург, «Питер», 2006.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 71 | Теги: Духовно-нравственное | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016