Среда, 07.12.2016, 15:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в процессе занятий борьбой «хапсагай»

В.Алексеев

Духовно-нравственное воспитание личности младшего школьника в процессе занятий борьбой «хапсагай»

Актуальность проблемы заключается в том, что в настоящее время расшатываются нравственные устои общества, интеллектуальные, трудовые, художественные традиции и ценности. Восстановление утраченного потребует огромного труда и усилий. Вопросы нравственного воспитания молодежи должны находятся в центре внимания всей общественности, общества, государства.

Одним из средств нравственного воспитания является физическая культура и спорт.

Систематическое занятие физической культурой, спортом и в частности вольной борьбой укрепляет здоровье, повышает работоспособность, успеваемость в учебе, воспитывает такие ценные качества, как сила воли, смелость,    самообладание,    решительность,    настойчивость,
дисциплинированность, коллективизм, патриотизм.

Однако не всегда физическая культура и спорт могут сказать положительное влияние на нравственное, духовное воспитание молодежи без должного контроля со стороны преподавательско - тренерского состава.

С каждым годом требования к духовно-нравственному воспитанию молодежи неуклонно будут повышаться, а при работе со спортсменами они будут дополняться изучением спортивной этики и морали.

Объектом исследования является процесс формирования духовно- нравственных качеств школьников на занятиях борьбой «хапсагай».
Предметом исследования является содержание, формы и принципы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе занятий борьбой «хапсагай».

Цель исследования состоит в создании оптимальных условий для развития духовно-нравственных качеств младших школьников средствами занятий борьбой «хапсагай».

В соответствии с поставленной целью была сформулирована следующая гипотеза исследования, в которой эффективность формулирования духовно- нравственных качеств школьников на занятиях хапсагай возможно только при условии, если:
1. Наличия интересов и положительных мотивов у школьников к данным занятиям единоборства;
2. Проведения учебно-воспитательной работы с учетом индивидуальных особенностей занимающихся;
3. Длительность,    непрерывность и систематичность педагогических воздействий на учащихся во время занятий;

Для подтверждения выдвинутой гипотезы потребовалось решение следующих задач:
1. Обосновать педагогические условия для формирования духовно- нравственных качеств на занятиях по вольной борьбе.
2. Определить педагогические условия эффективности форм и методов нравственного воспитания младших школьников.

Проведенное экспериментальное исследование подтвердило, что физическая культура, в частности хапсагай, является одним из средств воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Оценки эффективности воспитательной работы и психолого - педагогических воздействий в учебно-тренировочном процессе осуществлялись путем педагогических наблюдений, изменений, анализа различных материалов, характеризующих личность юного спортсмена. Полученные данные показали, что совместные тренировки являются универсальным средством для воспитания духовно-нравственных качеств личности младшего школьника.

Анализ проведенного исследования позволяет выработать следующие научно практические рекомендации по духовно-нравственному воспитанию учащихся, суть которого заключается в следующем:
- приобщить их к общечеловеческим ценностям, в связи с чем, целесообразно включать в содержание учебных предметов материалы, содержащие духовную культуру, народные традиции, фольклор в контексте диалога культур;
- привлекать своих обучаемых к сбору такого материала и рассматривать их как субъектов деятельности на основе личностно - деятельностного подхода к обучению;
- проводить исследовательскую работу по отбору и типологизации материалов национальных видов спорта, наиболее интересного для детей младшего школьного возраста. Особенно это касается якутского детского хапсагая, по которым еще не проведена научно- исследовательская работа, нет монографий по этой теме;
- строить работу национальным видам спорта с учетом возможности их использования как средства межкультурного общения, обучения и воспитания, важного для будущего сотрудничества и взаимопонимания с представителями школьников других улусов;
- обеспечение всех школ Республики Саха педагогическими и управленческими кадрами с высшим профессиональным образованием. Повышение потребности в качественном образовании усиливает требования и к качеству работы педагога, развитию творческих способностей каждого работника образования, росту эффективности его труда;
- формирование культурного отношения к здоровью должно стать приоритетом образовательного воспитательного процесса, а также составной частью внутришкольной работы. Это потребует создания и реализации комплексных программ здоровья в каждой школе, создания системы мониторинга здоровья подрастающего поколения.

Методологической основой исследования являются:
- Педагогика воспитания (А.С. Макаренко, Л.Н. Толстого, В.A. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Ю.К. Бабанского);
- Психолого-философские основы воспитания (Ш.А. Амонашвили, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, В.А. Петровского, А.А. Радугина);
- Вопросы нравственного воспитания крупнейших философов (И. Канта, Л.А. Сенека);
- Идеи народных традиций физической культуры (В.П. Кочнева, B.C. Цукермана, В.В. Ягодина, А.С. Федорова, Н.К. Шамаева, И.С. Портнягина, И.И. Портнягина, Б.Н. Попова, П.К. Васильева).

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников от 27 февраля 2015 г. - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС». - 141 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (11.04.2016)
Просмотров: 115 | Теги: Борьба, хапсагай | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016