Понедельник, 27.05.2019, 05:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОР

С. Р. Ли, канд. техн. наук, доцент

ДОСТУПНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ И СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ)

В статье рассматриваются проблемы формирования нового содержания инклюзивного образования при разработке и внедрении новых педагогических технологий, создании новых видов учебных заведений для обеспечения непрерывности профессионального образования на основе преемственных основных профессиональных образовательных программ.

Ключевые слова: доступность, непрерывность профессионального образования, инклюзивное образование, образовательные ресурсы.

 

В российских образовательных системах инновационные процессы реализуются в следующих направлениях: формирование нового содержания образования, разработка и внедрение новых педагогических технологий, создание новых видов учебных заведений. По области распространения инновации могут быть разделены на инновации: в обучении, в воспитании, в управлении и переподготовке кадров.

Так, например, под инновациями в профессиональном инклюзивном обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий [1], новшества в организации содержания образования (интеграционные программы), методы оценивания образовательного результата с учетом создания равных условий и возможностей участия в жизни общества для в сех студентов с ограниченными возможностями здоровья и здоровых студентов, так как государственные образовательные стандарты обязательны для тех и других.

Отрабатываются механизмы обеспечения непрерывности профессионального образования на основе преемственных образовательных программ профессионального образования.

Особенностями для обеспечения непрерывности профессионального инклюзивного образования являются:

- разработка технологий обучения для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ;

- использование технических средств в соответствии со спецификой заболевания и получаемой квалификацией;

- создание системы психолого-педагогического сопровождения студентов- инвалидов и лиц с ОВЗ;

- создание системы информационного обеспечения комплексной профессиональной, социокультурной и психологической адаптации студентов- инвалидов и лиц с ОВЗ;

- подготовка педагогических кадров для работы с лицами с ОВЗ.

Студентам-инвалидам оказывается содействие тьюторами и предоставляется возможность и время для работы в глобальной сети Internet, осуществляется помощь в подготовке рефератов, контрольных, курсовых, дипломных работ и др. Тьюторы проводят повседневную организационно-педагогическую работу по адаптации студентов-инвалидов к вузовским условиям учебы, самоуправлению, общественной жизни. К такой работе привлекаются преподаватели, сотрудники деканата факультета, добровольцы из студентов-волонтеров, а также преподаватели-кураторы от факультетов, где обучаются студенты-инвалиды.

При создании индивидуально ориентированных условий доступности образовательного ресурса для конкретного студента-инвалида вся общая специфика образовательных условий должна быть модифицирована, индивидуализирована в соответствии с возможностями и особенностями данного студента-инвалида.

В учебном пособии «Методические рекомендации по обучению студентов- инвалидов и студентов с ОВЗ» под редакцией О.А. Козыревой описано «обеспечение доступности прилегающей к вузу территории, входных путей, путей перемещения внутри здания. Территория вуза должна соответствовать условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, обеспечения доступа к зданиям и сооружениям, расположенным в нем. Требуется обеспечить доступность путей движения, наличие средств информационно-навигационной поддержки, дублирование лестниц пандусами или подъемными устройствами, оборудование лестниц и пандусов поручнями, контрастная окраска дверей и лестниц, выделение мест для парковки автотранспортных средств инвалидов. В зданиях, предназначенных для реализации программ подготовки инвалидов, требуется обеспечить как минимум один вход, доступный для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. Помещения, где могут находиться люди на креслах-колясках, следует размещать на уровне доступного входа. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для людей с ограниченными возможностями здоровья или лифты. Комплексная информационная система для ориентации и навигации инвалидов в архитектурном пространстве вуза должна включать визуальную, звуковую и тактильную информацию. Учебные материалы должны представляться в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально (например, с использованием программ - синтезаторов речи)» [2. С. 45-46].

Конкретный пример формирования инновационной образовательной сферы доступа к образовательным ресурсам представлю на основе нашего института. Непрерывное инклюзивное образование - это обучение в одном вузе по нескольким уровням:

1- й уровень. Довузовская подготовка (курсы подготовки к поступлению в
вуз)

2- й уровень. СПО на базе основного общего образования (9 классов)
1) «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». Срок обучения: 2 года 10 месяцев;
2) «Право и организация социального обеспечения». Срок обучения: 2 года 10 месяцев

3- й уровень. ВО
- Бакалавриат. Направления подготовки: Экономика (профили «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Мировая экономика», «Финансы и кредит», «Экономика предприятий и организаций»), Прикладная информатика, Бизнес-информатика, Менеджмент, Управление персоналом, Торговое дело, Юриспруденция. Срок обучения: 4 года;
- Специалитет. Экономическая безопасность. Срок обучения: 5 лет

4- й уровень. ВО
Магистратура. Срок обучения: 2 года - очная, 2 года 5 месяцев - заочная. Профили: Экономика, Прикладная информатика, менеджмент, Юриспруденция

5- уровень. ВО
Аспирантура. Срок обучения: 3 года - очная, 4 года - заочная.

С полнотекстовыми учебно-методическими изданиями института по дисциплинам в плане специальностей и направлений подготовки можно ознакомиться в «Виртуальном читальном зале» посредством авторизации.

С электронными версиями учебников, с электронными учебниками, справочниками, научными журналами, монографиями, диссертациями и научными статьями в различных областях знаний можно ознакомиться с помощью Электронных образовательных и информационных ресурсов («ZNANIUM.COM»), базы данных «REA_LIBRA» [3].

С изданиями в печатном виде можно поработать в библиотеке института. Фонд библиотеки составляет более 225 213 учетных единиц и включает различные виды изданий учебной и научной литературы, аудивизуальные и электронные документы. Фонд на 78,9 % укомплектован основной учебной литературой (в том числе учебно-методическими изданиями вуза), изданной за последние 5-10 лет.

Используются возможности информационных технологий и ресурсов [4]: Доступ к системе «Антиплагиат.ВУЗ», эл. почта, четыре телефонные линии приемной комиссии, система тестирования (Профориентатор, Консультант Плюс ТТС - Тренинго-тестирующая система, Портал http://i-exam.ru, Interro-SL (I) обратная связь по дисциплине, SunRav WEB Class. Complete, «Тест 2011» Модуль KRT Test client), программы анкетирования «Тест 2011» Модуль «Анкета», Скайп для связи с абитуриентами, виртуальная панорама [5. С. 4-5].

Институт имеет высокий уровень компьютеризации учебного процесса. В настоящее время создана производственная среда, инфраструктуру которой составляют учебные аудитории и компьютерные классы. Каждый год происходит обновление компьютерного парка. Компьютерные классы, расположенные в пяти корпусах института, объединены в лабораторию информационных технологий в образовании. Это позволяет обеспечить поддержку всех необходимых для учебного процесса видов деятельности, как студентов, так и преподавателей.

В учебном процессе используется 15 компьютерных классов. Все компьютеры входят в учебную корпоративную сеть с возможностью выхода в Интернет. Работоспособность учебной сети обеспечивают 4 сервера.

Концепция инновационной модернизации российской системы образования предусматривает как структурную, так и институциональную перестройку профессиональной подготовки кадров и производства инновационной продукции. В ходе реализации данной концепции следует определить пути интеграции начального, среднего и высшего образования, развитие многоуровневого образования, что наиболее эффективно реализуется в региональных университетских комплексах.

Инновации в профессиональном инклюзивном образовании - это всегда новые образовательные программы и курсы, где будущее каждого студента- инвалида и студента с ОВЗ является его информационно-технологической культурой. Быстро развиваются формы информационных и коммуникационных технологий, которые входят в систему образования на основе широкого использования информационных технологий, набирают быстрые обороты в процессе всего обучения. Это повышает способности выпускника и степень его адаптации в рыночных условиях жизни.

Список литературы

1. Инклюзия в системе непрерывного образования. Гайнуллина Л. Ф., Яковлева Е. Л. // Известия Уральского федерального университета. Сер. 3, Общественные науки. 2014. № 4 (134). С. 164-169.
2. Учебное пособие «Методические рекомендации по обучению студентов- инвалидов и студентов с ОВЗ» / под ред. Козыревой О.А.: учеб. пособие для преподавателей КГПУ им. В.П. Астафьева, работающих со студентами- инвалидами и студентами с ОВЗ. КГПУ, 2015. С. 93.
3. Ли С.Р. Проблемы информационных образовательных технологий // Вестник Кузбасского государственного технического университета. Кемерово: Изд-во Кузбасского гос. технич. ун-та, 2014. № 5.
4. Ли С.Р., Назимов А.С. Информационные технологии в образовании и проблемы его методического обеспечения // Социогуманитарный вестник. 2013. №3(12). С. 3-5.
5. Ли С.Р., Назимов А.С., Киренберг А.Г. О формировании на разных уровнях профессионального образования инновационной образовательной сферы доступа к образовательным ресурсам // Социогуманитарный вестник. Кемерово: Кемеровский ин-т (филиал) РЭУ, 2015. №2(15). С. 3-5.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(17). 2017.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.05.2019)
Просмотров: 17 | Теги: Инклюзивное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь