Воскресенье, 04.12.2016, 00:47
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Предыдущая страница    Читать дальше

Раздел 4. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРОВ В КОММЕРЧЕСКОМ ПРАВЕ

ДОГОВОР ПОСТАВКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ТОРГОВЫЕ СЕТИ

Л.В. АНДРЕЕВА

Андреева Л.В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры предпринимательского (хозяйственного) права МГЮА.

Динамичность торгового оборота обусловливает необходимость применения как новых, так и модифицированных договорных форм. Гражданский кодекс РФ, целью которого является обеспечение стабильности имущественного оборота, не призван, да и не может предусмотреть все договорные модели, отражающие специфику торговых отношений. Потребности же коммерческой практики требуют применения новых моделей договоров, не предусмотренных в ГК РФ. Таким образом, предприниматели вынуждены обращаться к зарубежному и международному опыту договорного регулирования коммерческих отношений, использовать и адаптировать к российским условиям товарного рынка договорные модели, предусмотренные в торговом законодательстве развитых зарубежных стран, применять образцы договоров, разрабатываемые международными общественными организациями, документы lex mercatoria. Развитие же российского законодательства о торговых договорах происходит вне рамок ГК РФ. Данный вывод полностью относится и к договору поставки продовольственных товаров в торговые сети, правила о котором установлены Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).

В ГК РФ содержатся общие правила о договоре поставки, специально не рассчитанные на применение в торговле. Как отмечает Б.И. Пугинский, "модель договора поставки в ее нынешнем виде стала малопродуктивной, она не имеет четкого функционального предназначения" <1>.

--------------------------------

<1> Пугинский Б.И. Коммерческое право. М., 2009. С. 183.


Закон о торговле в изъятие из диспозитивных правил о договоре поставки, предусмотренных ГК РФ, установил ряд специальных правил о договоре поставки продовольственных товаров в торговые сети. Специальные правила установлены по преддоговорным контактам, структуре договорных связей, содержанию и исполнению договорных обязательств. К не урегулированным Законом о торговле отношениям по поставке должны применяться соответствующие правила ГК РФ.

Так, поставщик и хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность путем создания торговой сети, обязаны обеспечить доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки и о существенных условиях такого договора путем размещения информации в сети Интернет или безвозмездного предоставления такой информации по запросу заинтересованных лиц (ч. 1 ст. 9 Закона). Данная мера должна обеспечить гласность и прозрачность информации об условиях заключения договора поставки.

Торговцам-сетевикам запрещено при заключении договора поставки понуждать поставщиков к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров на рынке, а также включать в договор поставки условия о совершении определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров (ч. 12 ст. 9). Законодатель установил, таким образом, запрет на заключение смешанного договора, предусмотренного п. 3 ст. 421 ГК РФ, содержащего элементы договора поставки и договора по оказанию услуг или иного договора. Ограничение принципа действия свободы договора в данном случае не следует считать чрезмерным, поскольку в соответствии с ч. 11 ст. 9 Закона соответствующие услуги могут оказываться на основании договоров возмездного оказания услуг.

В ч. 1 ст. 13 Закона установлено правило, запрещающее осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии. Дело в том, что распространенный на практике так называемый договор на реализацию товаров, заключаемый с поставщиками, в большинстве случаев является договором комиссии, в котором предусматривается возврат не реализованного в течение определенного срока товара, поскольку право собственности на товары, переданные на реализацию комиссионеру, к нему не переходит. Таким образом, заключение вместо договора поставки договора комиссии может существенно нарушить права поставщиков. С введением запрета на заключение договора комиссии права поставщиков будут соблюдаться.

Договор поставки продовольственных товаров характеризуется специальным субъектным составом. Поставщиками продовольственных товаров согласно ч. 2 ст. 1 Закона о торговле являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, в качестве которых выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи. В качестве поставщиков данный договор могут заключать товаропроизводители, переработчики сельхозпродукции, а также посредники и оптовые торговцы. Второй стороной договора выступают юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие торговую деятельность посредством организации торговой сети, понятие которой впервые определено в Законе о торговле.

На практике хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность путем организации торговой сети, как правило, именуются ритейлерами (от англ. retailer - розничный торговец).

Торговая сеть определяется Законом о торговле как совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (ч. 8 ст. 2). Торговые сети организуются в сфере розничной торговли.

Понятие торговой сети основывается на определении торгового объекта, который рассматривается в Законе в качестве здания или части здания, строения или части строения, сооружения или части сооружения, специально оснащенных оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (ст. 2). Объекты, используемые для торговли, могут быть как стационарными, т.е. прочно связанными фундаментом с землей, так и нестационарными, представляющими собой временное сооружение или временную конструкцию.

Исходя из законодательного определения торговых объектов можно сделать вывод, что торговый объект, как стационарный, так и нестационарный, является имущественным комплексом, специально предназначенным и оборудованным для проведения торговых операций, осуществления торговли, т.е. в соответствии со ст. 132 ГК РФ - предприятием.

Признанию торгового объекта в качестве функционирующего предприятия соответствует и содержащееся в ч. 7 ст. 2 Закона о торговле понятие "площадь торгового объекта", которое определяется как помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Данный вывод подтверждается и тем, что в качестве средства индивидуализации торгового объекта в Законе о торговле указано коммерческое обозначение, используемое согласно ст. 1538 ГК РФ для индивидуализации принадлежащих предпринимателям предприятий.

Вместе с тем общему понятию предприятия, предусмотренному ст. 132 ГК РФ, которое в целом признается недвижимостью, не соответствует понятие торгового предприятия, действующего в качестве нестационарного торгового объекта, в связи с чем особенности торговых предприятий необходимо отразить в ст. 132 ГК РФ.

Как следует из Закона, возможны несколько вариантов создания торговой сети: путем общего управления двумя и более торговыми объектами; путем индивидуализации двух и более торговых объектов с помощью единого коммерческого обозначения или иного средства индивидуализации (ст. 2).

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 1539 ГК РФ хозяйствующий субъект вправе заключить договор аренды предприятия (ст. 656 ГК РФ) либо договор коммерческой концессии (ст. 1027 ГК РФ), в соответствии с которыми он может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения. Следовательно, при таком варианте организации торговой сети в ее создании принимают участие несколько субъектов. Реализация этого варианта построения торговой сети без внесения изменений в ст. 132 ГК РФ невозможна, поскольку договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации (ст. 658 ГК РФ). По существу, единственной договорной формой, специально предназначенной для организации торговой сети, является договор коммерческой концессии. Именно данный договор позволяет использовать пользователя в качестве одного из звеньев правообладателя и обеспечить единые условия продажи товаров для покупателей.

Признание наличия у хозяйствующего субъекта торговой сети влечет определенные правовые последствия.

Если доля такого субъекта превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, то он не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговли по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Такие сделки признаются ничтожными (ст. 14). Данное правило направлено на обеспечение добросовестной конкуренции, формирование развитой инфраструктуры розничной торговли, включая структуры различных форматов, в том числе небольшие магазины "шаговой доступности". Не случайно в Законе о торговле установлено, что схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться не менее чем 60% торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства. Тем самым будет достигнута одна из главных целей Закона о торговле - обеспечение физической доступности товаров для населения.

Следует отметить, что Закон не устанавливает, что такие субъекты признаются занимающими доминирующее положение на рынке, следовательно, признание их положения доминирующим должно осуществляться антимонопольным органом в соответствии с правилами Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при наличии в совокупности указанных в ч. 6.1 ст. 5 данного Закона соответствующих условий: возможность хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены товара и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на рынке; ограничение доступа на рынок новых конкурентов; отсутствие возможности замены реализуемого таким хозяйствующим субъектом товара другим товаром при потреблении, если изменение цены товара не обусловливает соответствующее такому изменению снижение спроса на товар.

Объектами рассматриваемого договора являются только продовольственные товары. К ним Закон о торговле относит продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания, бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки (ч. 9 ст. 2)).

Понятие продовольственных товаров очень близко по содержанию к понятию пищевых продуктов, содержащемуся в Федеральном законе от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <1>. Различие заключается в том, что понятие продовольственных товаров определено для целей торгового оборота пищевых продуктов, поэтому из перечня продовольственных товаров исключено продовольственное сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150.


С целью исключения сложившейся недобросовестной практики взимания с поставщиков различных выплат Законом о торговле установлен запрет на включение в цену договора поставки продовольственных товаров различных видов вознаграждения за исполнение ритейлером условий договора и (или) его изменение, кроме как за определенное количество поставляемого товара (ч. 6 ст. 9). Причем размер указанного вознаграждения Законом ограничен и не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров. До принятия Закона размеры различных выплат достигали 15 - 20% и тяжким бременем ложились на поставщиков <1>. При этом не допускается выплата указанного вознаграждения за поставки отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, внесенных в перечень, установленный Правительством РФ.

--------------------------------

<1> Тараканова Т. Не доросли // Экономика. Приложение к "Российской газете". 2010. 26 мая. N 112 (5191).


В отличие от правил ГК РФ Законом о торговле установлены правила о сроках оплаты поставленных товаров в императивном порядке. До принятия Закона наблюдались многочисленные случаи задержки оплаты поставленных товаров, в связи с чем поставщики испытывали значительные трудности, связанные с нехваткой оборотных средств. В соответствии с ч. 7 ст. 9 Закона, если в договоре поставки предусмотрено условие оплаты товаров через определенное время после их передачи в торговую сеть, срок оплаты таких товаров определяется не сторонами, а Законом и зависит от установленного срока годности на соответствующие товары. Так, по скоропортящимся продовольственным товарам, срок годности на которые установлен менее чем 10 дней, срок оплаты установлен не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки товаров.

Продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня их приемки, а продовольственные товары со сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция отечественного производства - в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров.

Указанные сроки оплаты применяются при условии передачи поставщиком всех необходимых документов на поставленные товары. При нарушении поставщиком сроков передачи таких документов сроки оплаты товаров увеличиваются на период предоставления документов поставщиком (ч. 9 ст. 9 Закона о торговле).

В целях защиты прав поставщиков Закон установил запрет на навязывание контрагенту условий, нарушающих антимонопольные правила, в том числе на возврат поставщику продовольственных товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством о возмещении затрат, не связанных с исполнением договора и последующей продажей конкретной партии товаров, о возмещении поставщиком убытков в связи с утратой или повреждением товаров после перехода права собственности на товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине поставщика, о внесении поставщиком платы за право поставок торговцу-сетевику в функционирующие или открываемые торговые объекты и др. (ст. 13 Закона о торговле).

Рассмотренные правила о договоре поставки, характеризующиеся специальными субъектами и объектом, условиями, порядком заключения и исполнения, позволяют сделать вывод о том, что Законом о торговле предусмотрена новая разновидность договора поставки - договор поставки продовольственных товаров в торговые сети.

 

Предыдущая страница    Читать дальше

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (01.03.2016)
Просмотров: 214 | Теги: ДОГОВОР ПОСТАВКИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016