Понедельник, 27.05.2019, 04:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ

Р. Ш. Ахмадиева, доктор педагогических наук, профессор
Б. Р. Хусаинов

ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ГРАНИЦ

В данной статье рассматривается роль дистанционных технологий в формировании открытых социокультурных границ. Проанализированы особенности применения дистанционных технологий и их роль в формировании личности и становлении современного общества. Выявлены основные направления развития социокультурного пространства, происходящего под влиянием дистанционных и информационных технологий.

Ключевые слова: социокультурное пространство, информационные технологии, дистанционные технологии, социокультурные границы, медиасредства, открытые образовательные ресурсы.

 

В XXI веке сложно представить жизнь человека без компьютера, гаджетов и Интернета. Под влиянием высоких технологий меняются профессиональные, философские, социальные, культурно-досуговые аспекты современного общества.

Изменения в социокультурном пространстве, происходящие под влиянием дистанционных и информационных технологий, имеют долгую перспективу и оказывают большое влияние на дальнейшее развитие личности и общества в области культуры, досуга и образования.

Классические центры развития и формирования личности, такие как клубы, библиотеки, литературные и литературно- музыкальные вечера, театрально-художественные кружки, постепенно теряют свою значимость. Эти институты не успевают за динамично развивающимся миром, и их место занимают различные веб-сервисы - социальные сети, видеохостинги, электронно- библиотечные системы и образовательные порталы и т.д.

В рамках данной статьи хотелось бы более подробно рассмотреть все стороны применения информационных и дистанционных технологий, проанализировать эти инструменты и их влияние на формирование открытых социокультурных границ.

Открытые социокультурные границы - понятие новое, которое олицетворяет среду, где любому человеку доступны коммуникационные, культурные и образовательные ресурсы человечества. Доступ к этим достижениям осуществляется во многом с помощью дистанционных технологий.

Социокультурная среда - конкретное, непосредственно данное каждому человеку социальное пространство, посредством которого он активно включается в культурные связи общества. Это - совокупность различных (макро и микро) условий его жизнедеятельности и социального (ролевого) поведения, это - его случайные контакты и глубинные взаимодействия с другими людьми, это - конкретное природное, вещное и предметное окружение, представленное как открытая к взаимодействию часть социума [7].

Личность является отражением той среды, в которой она вынуждена находиться. Поведение, манеры, взгляды личности будут в большинстве своём идентичны запросам и культуре того общества, в котором находится данная личность, личность как бы идентифицирует себя с тем обществом, в котором она находится. И если субкультура среды с учётом её своеобразия: демократические взгляды, высокая духовность, почитание и сохранение народных и культурных традиций, удовлетворяет потребности личности, то такая средовая субкультура способна выводить личность на процесс формирования творческой направленности [1, с. 64].

Дистанционные технологии кардинально меняют восприятие окружающего мира и открывают широкий горизонт для самореализации и саморазвития личности. Дети, подростки, молодёжь, люди среднего возраста, пожилые люди и люди с ОВЗ - все активно пользуются социальными сетями, видеохостингами, электронно- библиотечными системами и дистанционными образовательными порталами. Каждая группа, применяя эти инструменты, открывает для себя широкий спектр возможностей для реализации своих социокультурных потребностей.

Социальные сети - это открытые площадки для общения, расположенные в сети Интернет. В социальных сетях пользователи находят новых друзей, входят в тематические группы, создают свои сообщества, занимаются маркетинговыми исследованиями, социальными опросами, интернет-маркетингом, интернет-рекламой и интернет-торговлей. Каждая из этих функций в социальных сетях реализована простым и удобным интерфейсом и доступна каждому. Каждый пользователь заполняет свой профиль и тем самым открывается для окружающих, показывает свою готовность для установления новых контактов.

Видеохостинги - это хранилища видеоконтента в сети Интернет. Сегодня видеохостинги занимают лидирующие позиции по предоставлению пользователям информации в формате видео. Видео становится всё более востребованным. Пользователи предпочитают в свободное время смотреть познавательные ролики, мастер-классы. Также видеохостинги позволяют пользователям открывать свои авторские каналы и размещать там свои видеоролики, проводить онлайн-трансляции и обсуждать их с широкой аудиторией. Самые популярные каналы посвящены кулинарии, школе ремонта, авторемонту, обзору видеоигр. Для многих хобби становится хорошим источником дохода.

Электронно-библиотечные системы (ЭБС) - это коллекции электронных книг, доступ осуществляется свободно или по подписке. Данные библиотечные системы позволяют получить доступ к литературе «в один клик», для этого пользователю достаточно только авторизоваться. Массовое распространение цифровых устройств сформировало социальный запрос на создание приложений для чтения электронных книг, подключённых к ЭБС. Данные библиотечные системы хранят в себе научную, художественную, техническую и документальную литературу и открывают свои двери всем заинтересованным пользователям. Тем самым ЭБС формируют особую социокультурную среду для всестороннего развития личности.

Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии с применением телекоммуникационных сетей для взаимодействия обучающихся и педагогических работников на расстоянии [9].

Характерные черты применения дистанционных образовательных технологий - гибкость графика обучения (доступ к материалу всегда и везде), модульность (каждый курс самодостаточен и создаёт целостное представление о предметной области). В процессе применения дистанционных образовательных технологий преподаватель выступает в качестве тьютора. Тьюторы помогают обучающимся строить индивидуальную образовательную траекторию и решать образовательные и личностные проблемы.

Дистанционные образовательные технологии позволяют людям, не отрываясь от основной деятельности, получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации, тем самым увеличивают их ценность на рынке труда.

От правильной интеграции дистанционных, информационных и интернет-технологий сегодня зависит успех в процессе обучения и воспитания. Внедрение дистанционных технологий позволяет использовать различные источники информации, различные взгляды на одну и ту же проблему, побуждают человека к самостоятельному анализу фактов и поиску собственной аргументированной позиции. Роль дистанционных технологий в жизни человека возросла благодаря увеличению программных продуктов и внедрению интернет-технологий.

Доступность и открытость дистанционных и коммуникационных технологий позволили за короткий срок создать огромное количество образовательного и развлекательного контента. Дистанционные технологии, интернет- и инфокоммуникацион- ные технологии изменили методы создания и редактирования графической, текстовой, аудиовизуальной информации. Обладая базовыми навыками работы на компьютере, пользователи преобразуют имеющиеся материалы и параллельно разрабатывают новые течения и направления представления медиафайлов. Нововведения, размещённые в медиапространстве, становятся доступны широкой аудитории и моментально распространяются по сети Интернет, то есть формируют открытые социокультурные границы.

Внедрение и развитие высоких технологий несут в социокультурную среду положительные изменения, но надо этот процесс очень тонко и аккуратно контролировать. Необходимо взвешенно подходить к изучению протекающих социокультурных процессов и анализировать возможные последствия для личности и общества. Глобализация информационного пространства, дистанционное общение и разнообразие культурных ценностей могут привести к следующим негативным результатам.

1. Глобализация информационного пространства. Личность формируется под влиянием глобальных социокультурных ценностей, но в то же время теряется значение ценностей национальных, региональных и языковых групп.

2. Проблемы с дистанционным общением. Сегодня общение происходит с использованием гаджетов и веб-сервисов, поэтому многие люди перестали общаться вживую, лицом к лицу, вследствие чего люди не могут социализироваться в школе и на работе, что приводит к проблемам социокультурной интеграции.

3. Проблемы со здоровьем. Преимущественно сидячий образ жизни неблагоприятно сказывается на здоровье интернет-пользователей. Самые частые проблемы связаны с позвоночником, лишним весом и зрением.

4. Проблема анонимности. Дистанционные технологии позволяют общаться в Интернет анонимно, и это подталкивает многих пользователей пренебрегать основами культуры общения, сквернословить, оскорблять собеседников и распространять заведомо ложные сведения. К сожалению, огромный поток информации практически не подлежит цензуре, фильтрации и моде- рации. Для формирования всесторонне развитой личности необходимо создание соответствующей социокультурной среды. Эта среда должна удовлетворять все потребности личности и побуждать работать над собственным совершенствованием и творчески подходить к решению всех задач. Если человек развивается только в рамках образовательных учреждений, творческих коллективов или культурных центров, то ему будет трудно в полной мере реализовать свой творческий потенциал. Для полноценного творческого развития у него должно быть достаточное количество свободного времени, в рамках которого он будет удовлетворять свои творческие потребности.

В процессе самореализации личности большое значение имеет формирование открытых социокультурных границ. Дистанционные практики и веб-сервисы формируют открытые социокультурные границы и предоставляют невероятные возможности для всестороннего развития личности. Создание открытых социокультурных границ должно быть приоритетной задачей человеческой цивилизации.

 

Примечания

1. Ахметова Д. З. Дистанционное обучение как педагогическая система: организация, принципы, технологии // Качество дистанционного образования: концепции, проблемы, решения : материалы XII Международной научно-практической конференции, 2 декабря 2010 г., Москва / [ред. совет: В. Е. Бочков и др.]. Москва : Изд-во МГИУ, 2010. С. 25-34.
2. Вишневский Ю. Р., Шанко В. Т. Молодёжь и общество / под ред. И. М. Ильинского. Москва : Голос, 2012.
3. Калимуллина О. А. Развитие творческого потенциала подростков через новые педагогические технологии в условиях системы дополнительного образования // Психология и педагогика: методика проблемы практического применения : материалы Международной научно- практической конференции. Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2010. С. 37-40.
4. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учебник. Москва : МГУКИ, 2004. 539 с.
5. Паранина Н. А. Развитие медиакультуры студентов средствами дистанционных образовательных технологий : дис. на соискание учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Паранина Наталья Алексеевна. Казань, 2016. 220 с.
6. Усов Ю. Н. Основы экранной культуры. Москва : Новая школа, 1993. 267 с.
7. Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках. Новосибирск, 2001. 132 с.

Для цитирования: Ахмадиева Р. Ш., Хусаинов Б. Р. Дистанционные технологии как фактор формирования открытых социокультурных границ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 146-150.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (02.05.2019)
Просмотров: 20 | Теги: информационные технологии, социокультурное пространство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь