Вторник, 22.08.2017, 02:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

И.И.Полеткина, кандидат биологических наук, доцент В.А.Балуева, кандидат биологических наук, доцент
Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ФГБОУ ВО «ВГАФК»

В настоящее время внедрение в практику образовательного процесса высшей школы новых форм и методов обучения возможно лишь при широком использовании технических средств обучения. Общеизвестно, что наиболее эффективными средствами, способствующими повышению заинтересованности в учебном процессе, для современной молодежи являются компьютерные технологии, способствующие выработке умения поисковой деятельности и повышению интеллектуальных возможностей студентов. Сегодня все большие обороты набирает дистанционная система обучения, причём, в разных областях, включая и высшее образование [1]. Сейчас уже не представляет трудностей дистанционное обучение любой дисциплине.

Ключевые слова: дистанционное обучение; система дистанционного обучения; система Moodle; физическая культура.

 

Дистанционное обучение (ДО) - это синтетическая, интегральная, гуманистическая форма обучения, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных и новых информационных технологий и их технических средств, которые используются для доставки учебного материала, его самостоятельного изучения, организации диалогового обмена между преподавателем и обучающимися, когда процесс обучения некритичен к их расположению в пространстве и во времени, а также к конкретному образовательному учреждению.

Слово "дистанционное" подразумевает возможность обучаться удалённо, то есть не предполагается обязательное присутствие в определённом месте в специально отведённое для этого время. Реализовать такой вид обучения позволяют современные коммуникации в виде глобальной сети, аудио- и видеотехника, спутниковая связь.

Следует заметить, что подобные системы не ставят своей задачей вытеснение традиционных форм обучения в вузе, а лишь стремятся как можно эффективнее интегрироваться в них. Формирование такого вида смешанного обучения позволяет положительным образом влиять на качество образования.

В 1836 году был создан Лондонский университет, основной задачей которого являлась организация экзаменов, выдача ученых степеней, аттестатов студентам, не занимающимся в обычных учебных учреждениях.

Первая система дистанционного обучения появилась в 1960 году в Университете Иллинойса (США). Изначально система дистанционного обучения (СДО) использовалась только внутри организации и устанавливалась на сервер; сейчас типичная система - это веб-сервис, который помогает учиться и обучать 24 часа в сутки.

По данным Батаева А.В. (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2016) лидером в дистанционном образовании в настоящее время являются США, занимающие вместе с Канадой более 50% всего рынка электронного образования [2].

В перспективе ожидается снижение доли США и Европы на рынке онлайн- образования, что обусловлено высокими темпами роста дистанционного образования в странах Азии, при этом первое место в мире по показателям прироста электронных образовательных услуг занимает Китай с годовым темпом роста онлайн-образования в 52%.

Такая динамика обусловлена тем, что рынки дистанционного образования в Северной Америке и Западной Европе уже сложились и прошли этап лавинообразного роста, в то время как рынки в других странах только начинают внедрение дистанционного образования, что и проводит к таким результатам.

В Российской Федерации официально вышел Приказ Минобразования России от 18 декабря 2002 г. № 4452 "Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации".

06 мая 2005 года вышел Приказ № 137 Министерства образования и науки Российской Федерации "Об использовании дистанционных образовательных технологий", который вступил в силу с 27 августа 2005 г.

В России внедрение систем управления обучением с использованием интернет- технологий произошло сравнительно недавно. В 2002 году насчитывалось порядка 200 тыс. студентов, обучающихся с использованием электронных дистанционных технологий в двадцати российских вузах. К 2014 году количество студентов, обучающихся с использованием дистанционных технологий, достигло порядка двух миллионов человек.

Наиболее распространены три основных вида технологий дистанционного обучения.

1. Бумажные и электронные носители. Это видео- и аудиокассеты, книжные учебники, различные пособия. При такой форме, преподаватель получает через почту и проверяет работу студента, дает необходимые телефонные консультации.

2. С помощью телевизора и спутниковой антенны. Это очень дорогой и труднореализуемый вид, поэтому используется крайне редко.

3. Интернет-технологии. В современных условиях это самая удобная форма дистанционного образования. Осуществляется через интернет с использованием специальных компьютерных систем.

Плюсы и минусы дистанционного образования

Плюсы и минусы дистанционного образования - это спорный вопрос. Он требует досконального изучения всех нюансов.

Преимущество дистанционного образования перед другими формами получения знаний:

1. Возможность обучения со своим собственным графиком, в своем режиме и темпе, отсутствие необходимости просиживать по несколько часов на парах, с утра идти в учебное заведение, подстраиваться под жёсткий распорядок дня и так далее.

2. Можно не ограничивать себя в выборе учебного заведения - вполне реально учиться даже в центральном престижном вузе, живя у себя дома где-нибудь в глубинке. Использование в учёбе современных технологий позволяет получить нужные в жизни знания и навыки.

3. Самостоятельное составление учебного плана, графика, расписания изучаемых предметов.

4. Привычная домашняя обстановка, полный комфорт.

Недостатки дистанционного обучения:

1. Отсутствие общения лицом к лицу с преподавателями и с остальными студентами. Но эту проблему можно решить общением через интернет.

2. Обязательное наличие у студента желания и твёрдого намерения учиться. Без достаточной мотивации человек не сможет освоить учебные материалы самостоятельно. Однако дистанционное обучение обычно выбирают осознанно, без принуждения и давления со стороны. Это личный выбор самого человека.

3. Определяющим фактором является наличие компьютера и интернета.

Одним из вариантов использования интернет-технологий в обучении является СДО (система дистанционного обучения) Moodle [3].

СДО (система дистанционного обучения) Moodle - модулярная объектно- ориентированная динамическая обучающая среда. Moodle представляет собой систему управления содержимым сайта, специально разработанную для создания качественных онлайн-курсов преподавателями. Система Moodle бесплатна.

Автором первой версии Moodle является австралийский преподаватель Мартин Доужиамас, который представил её вниманию публики в 2002 году. Предназначалась она для университетского образования, однако позднее стала успешно использоваться для организации образовательного процесса в школах и корпорациях.

Система дистанционного обучения Moodle предполагает формирование объектно-ориентированной динамической учебной среды. Это означает, что её применение не ограничивается какой-то одной программой, а формирует особую образовательную сферу, подходящую не только для взаимодействия преподавателя и слушателей, но и для поддержки очных форм обучения. Также она может использоваться для организации и проведения обычных дистанционных курсов.

От традиционных же форм обучения дистанционное обучение Moodle отличают следующие характерные черты:

- гибкость — возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе. Предоставляется нерегламентированный отрезок времени для освоения дисциплины;

- модульность — возможность из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям;

- параллельность — параллельное с профессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства;

- асинхронность — подразумевается, что в процессе обучения преподаватель и студент могут реализовывать технологию преподавания и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе;

- охват — одновременное обращение ко многим источникам учебной информации (электронным библиотекам, банкам данных, базам знаний и т.д.) большого количества обучающихся, общение студентов через сети связи друг с другом и с преподавателями;

- экономичность — эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств. Концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней снижает затраты на подготовку специалистов;

- технологичность — использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, способствующих продвижению человека в мировое постиндустриальное информационное пространство;

- новая роль преподавателя — дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.

Достоинств у СДО Moodle множество. Среди них следующие:

1. Возможность свободного использования, которая не предусматривает наличие лицензий, обеспечивает бесплатное обновление и получение программ.

2. Программный код является открытым, что позволяет вносить свои коррективы с учётом особенностей национального образования или иных потребностей.

3. Постоянное развитие и совершенствование программного обеспечения.

4. Простота инсталляции, обновления и функционирования. Легко устанавливается на обычном компьютере, может работать во всех операционных системах.

Функциональность - позволяет осуществлять управление всем образовательным процессом.

Рис. 1. Степени доступа участников СДО Moodle

В системе Moodle принимает участие значительное число преподавателей и студентов.

Участники образовательного процесса:
1. Слушатели дистанционных курсов.
2. Преподаватели-тьюторы или сетевые преподаватели.
3. Авторы дистанционных курсов или преподаватели-эксперты.
4. Разработчики учебных курсов.
5. Администратор(ы).

Тьюториалы - это очные встречи тьютора и группы студентов.

Для каждой роли предусмотрен свой порог доступности. Как можно видеть из рис. 1, в системе Moodle самые широкие права принадлежат администраторам, наименьшие - слушателям.

С целью выявления интереса студентов нашей академии к возможности введения в учебный процесс СДО было проведено анкетирование студентов 1-3 курсов очной формы обучения. Ниже представлена анкета, которая использовалась для проведения опроса обучающихся.

АНКЕТА
по системе дистанционного обучения (СДО) в ФГБОУ ВО «ВГАФК»

1. Есть ли у Вас персональный компьютер и подключен ли он к Интернету?
Да, подключен Да, не подключен Нет

2. Как Вы владеете компьютером?
Хорошо
Удовлетворительно Плохо

3. Как Вы относитесь к дистанционному обучению?
Положительно Отрицательно

4. Что Вы предпочитаете?
Непосредственное общение с преподавателем
Общение с преподавателем в системе дистанционного обучения

5. Нужно ли вводить в нашей академии дистанционное обучение студентов?
Да, как можно быстрее Да, постепенно Нет, не надо

В опросе приняли участие 175 студентов: 1 курс - 63 чел.; 2 курс - 78 чел.; 3 курс - 34 чел.

Анализ результатов анкетирования (таблица 1) показал следующее:

1. Почти третья часть студентов (26,3%) не имеют персональных компьютеров и 5,1% имеют компьютеры, не подключенные к Интернету.

2. Владеют компьютером «удовлетворительно» 49,1% респондентов, «плохо» - 11,5%.

3. Положительно относятся к дистанционному обучению 45,7% студентов, отрицательно - 54,3%.

4. Непосредственное общение с преподавателем предпочитает большинство студентов (76,6%).

5. За быстрое введение дистанционного обучения - 14,3 % студентов, за постепенное - 42,9%, отрицательно относятся к этому вопросу - 42,9%.

Таблица 1
Результаты анкетирования студентов 1-3 курсов очной формы обучения

В России система Moodle в высших учебных заведениях используется уже более 20 лет. К сожалению, в нашей академии элементы дистанционного обучения введены официально со второго полугодия 2016-2017 учебного года. На данный момент в эксперименте по применению элементов системы дистанционного обучения Moodle участвуют 2 группы студентов второго курса (205 и 212 группы) факультета физической культуры и спорта. Эти группы выбраны, потому что в них большинство студентов обучаются по индивидуальным графикам, не имеют возможности регулярно посещать учебные занятия и взаимодействовать с преподавателем непосредственно, ввиду регулярных спортивных тренировок и участия в соревнованиях различного уровня.

Учитывая тот факт, что обучение в магистратуре предполагает достаточно большой объем самостоятельной подготовки студента и включает в себя теоретические дисциплины, весьма перспективным и целесообразным может стать введение в учебный процесс элементов системы Moodle именно для студентов-магистрантов.

Не менее перспективным и целесообразным может стать также постепенное введение элементов системы Moodle в учебный процесс для всех студентов заочной формы обучения.

Очень актуальным и востребованным является введение этой системы для слушателей факультета дополнительного образования, осваивающих программы повышения квалификации или программы переподготовки.

Что касается использования элементов системы Moodle в учебном процессе для студентов очной формы обучения по направлению подготовки «Физическая культура», то при использовании дистанционных форм обучения по этому направлению подготовки следует понимать, что освоение практических профильных дисциплин, таких как: теория и методика избранного вида спорта, теория и методика обучения базовым видам спорта (легкая атлетика, баскетбол, волейбол, гимнастика, плавание, футбол) и др. может применяться лишь при изучении теоретических разделов.

Кроме того, актуальной остается проблема идентификации студента при выполнении тех или иных заданий в системе Moodle и объективность оценки именно его знаний. Поэтому элементы дистанционного обучения могут использоваться в учебном процессе при освоении учебных дисциплин, но обязательным условием должно оставаться наличие очной сессии, в ходе которой студент сдает экзамены не виртуально, а реальному преподавателю.

Литература

1. Андреев А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. - С. 106-111.
2. Батаев А.В. / Использование дистанционных образовательных технологий в России // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 9-1. - С. 132-135.
3. Насс О.В. Содержание компьютерных средств обучения (на примере дистанционной формы организации образовательного процесса) // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 11. - С. 87-89.
4. Широбакина Е.А., Хованская Т.В., Стеценко Н.В. К вопросу о необходимости введения дисциплины «Основы профессиональной работы в MS Office» в учебный процесс бакалавров по направлению физической культуры // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2016. - № 1 (15). - С. 111-115.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (06.08.2017)
Просмотров: 21 | Теги: дистанционное обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь