Вторник, 23.10.2018, 06:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А.Н.Никитенко, Ю.Н.Шувалов

ДИНАМИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Мастерство педагога во многом определяется имеющимися у него качествами, которые придают своеобразие профессиональной деятельности, определяют быстроту и степень овладения им различными умениями.

Среди профессионально важных качеств педагога по физической культуре можно выделить моральные и волевые качества. Как известно, главной целью высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка педагогов по физической культуре, является не только обучение, но и воспитание будущих специалистов.

Формирование морально-волевой сферы студентов физкультурных вузов становится в настоящее время одним из приоритетных направлений профессиональном образовании. Мораль - это форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека. Большое значение для успешной деятельности педагога по физическому воспитанию и спорту имеют волевые качества. Невыдержанный педагог не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в глазах ребенка он не обладает авторитетом. Педагог без самообладания теряется в неожиданных и конфликтных ситуациях, принимает необоснованные и не адекватные обстановке решения. Проявления силы воли в значительной степени обусловлены нравственными мотивами педагога. Неслучайно Л.И. Божович связывает наличие у человека прочных убеждений и стойких моральных принципов с волевой организацией личности.

Следовательно, одним из путей формирования волевой сферы личности человека считается его нравственное воспитание. Чувство долга, сознание необходимости совершить нравственный поступок во имя другого человека - все это характеризует сформированную в нравственном отношении личность, наличие у нее морального компонента воли. Психологи и педагоги считают, что именно в формировании нравственного компонента воли заложена главная задача в развитии волевой сферы человека. Е.П. Ильин считает, что во многом это положение справедливо, если рассматривать воспитание «силы воли» не как самоцель, а как один из путей формирования личности.

Воспитательная работа в вузе является необходимым условием развития волевой сферы студентов. Дескрипторное описание профессиональных базовых компетенций педагога по физической культуре позволяет понять, как много зависит от личностных особенностей студентов, посвятивших себя педагогическому поприщу. Морально-волевые качества личности формируются в процессе профессиональной подготовки. Основные механизмы здесь - обучение и воспитание. Становление конкретного качества личности - это длительный путь, который начинается с формирования определенного психического состояния, дальнейшего его перевода в доминирующее и закрепление как черты характера.

Цель нашего исследования - определить динамику показателей морально волевых качеств у студентов, выбравших специальность педагога по физической культуре. Для решения конкретных задач выбраны следующие методики психодиагностики: «Определение уровня терпеливости» (Е.П.Ильин, Е.К. Фещенко); «Оценка уровня упорства» (Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко); «Оценка выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» (Г.С. Никифоров, В.К. Васильев, С.В. Фирсова); «Методика изучения совестливости» (Е.П. Ильин); «Уровень вспыльчивости» (Е.П. Ильин, П.А.Ковалев); «Агрессивное поведение» (Е.П.Ильин, П.А.Ковалев); «Опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков и В.С. Чермянин); «Фактор «G» опросника Р.Б.Кеттелла». В качестве респондентов выступали студенты факультета физической культуры ТГПУ им. Л.Н.Толстого (n = 156). Для определения динамики показателей морально-волевой сферы использовались данные студентов первого и третьего курсов. Для определения степени достоверности использовался t-критерий Стьюдента.

Изучение динамики показателей морально-волевой сферы студентов (табл.1) факультета физической культуры показало, что в течение двух лет показатели ее не претерпели существенных сдвигов. Поэтому можно считать их достаточно консервативными образованиями.

Таблица 1
Особенности морально-волевой сферы студентов факультета  физической культуры младших и старших курсов

Вместе с тем, на достоверно значимом уровне изменился показатель совестливости у мужчин (t = 3,24; р < 0,01) в противовес девушкам, у которых он остался на прежнем уровне. Из диапазона средней степени выраженности этот показатель у студентов 1 курса перешел в диапазон низкой степени выраженности у студентов 3 курса. Таким образом, происходит снижение нравственного самосознания личности.

Еще К.К. Платонов по поводу совести писал, что это понятие: «...морального сознания, убежденность в том, что есть добро и зло, сознание и чувство ответственности человека за свое поведение». У студентов старших курсов ответственное отношение к своему поведению, к порученному и выполненному заданию находятся на низком уровне. Можно сказать, что у старшекурсников, ослабевает моральный контроль, нравственное качество, которое является основой для возникновения эмоциональных переживаний вины или гордости за свое поведение. Косвенное подтверждение данному факту дает снижение показателей самоконтроля в эмоциональной сфере и самоконтроля за деятельностью, возрастают прямая вербальная агрессия и вспыльчивость.

У девушек (табл.2) наблюдается некоторое улучшение показателей самоконтроля за эмоциями, деятельностью и поведением.

Таблица 2
Особенности морально-волевой сферы студенток факультета  физической культуры младших и старших курсов

Несколько снижается показатель вспыльчивости, косвенной вербальной и косвенной физической агрессии, однако нарастают показатели прямой вербальной и физической агрессии. К четвертому курсу у девушек имеется тенденция к ухудшению показателя по нервно- психической устойчивости, который, по всей видимости, и оказывает влияние на увеличение прямой вербальной и физической агрессии. Правда, все эти изменения находятся на недостоверно значимом уровне.

Руководству факультета, преподавателям, на наш взгляд, следует обратить внимание на тенденцию негативной динамики некоторых показателей морально-волевой сферы мужского и женского контингента с целью их оптимизации.

Список литературы

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. /Л.И.Божович. - СПб., Питер, 2008. 398с.
2. Ильин Е.П. Психология воли. /Е.П.Ильин. - СПб., Питер, 2009 - 368с.
3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник. М., Высшая школа,1973 - 256с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 140 | Теги: морально-волевой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь