Вторник, 22.10.2019, 20:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАЛАХ С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ

Федякин А.А., Кортава Ж.Г., Михайлова С.Л.

ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ЗАЛАХ С МАЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ

В работе рассматриваются средства и организационные приемы, позволяющие увеличить двигательную активность школьников в процессе занятий физической культурой в спортивных залах с малой площадью. Выявлены особенности воздействия степ-нагрузки на организм школьников по реакции сердечно-сосудистой системы (динамике ЧСС). Отмечено, что школьники с различным уровнем физической подготовленности выполняют степ-нагрузку, не учитывая свой уровень подготовленности. Использование показателей оперативного контроля позволяет оптимизировать индивидуальную величину тренировочной нагрузки школьников в зависимости от уровня физической подготовленности и увеличивает двигательную активность в процессе практических занятий по физической культуре, проводимых в спортивных залах с малой площадью.

Ключевые слова: физическое воспитание школьников, частота сердечных сокращений, степ-нагрузка, объем нагрузки.


Введение. Многими исследователями отмечается снижение уровня физической подготовленности школьников и выпускников школ [1; 2; 3; 7 и др.]. В качестве одной из основных причин этого явления авторы выделяют значительное уменьшение объема двигательной активности школьников в повседневной жизни. Объем двигательной активности человека, как правило, измеряется в часах, которые затрачиваются на выполнение двигательных действий [5] или количестве шагов, пройденных в сутки [7]. В практической работе учителя физической культуры достаточно сложно контролировать объем двигательной активности школьников вне уроков физической культуры. Увеличение объема двигательной активности школьников возможно за счет внедрения инновационных методик, рационального построения занятий, использования эффективных и популярных средств физической культуры в рамках регламентированных уроков по физической культуре и дополнительных занятий. Следует отметить, что учитель физической культуры может управлять двигательной активностью школьников, повышая моторную плотность урока или используя научно обоснованные современные методики, что будет способствовать улучшению физической подготовленности. В школах, где площадь спортивного зала невелика, возникают дополнительные трудности с выбором средств физической культуры и методикой проведения урока. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Предполагалось, что применение степ-нагрузки в подготовительной части и оздоровительной системы «изотон» в основной части урока по физической культуре позволит повысить эффективность занятий, увеличит объем двигательной активности школьников.

Методы и организация исследования. Были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и наблюдение, педагогический эксперимент. В исследовании приняли участие школьники десятых классов НОУ гимназии «Школа бизнеса» г. Сочи (n=32). Класс «А» рассматривался как контрольный, а класс «Б» - как экспериментальный. В начале и в конце исследования школьники выполняли упрощённый вариант пробы Летунова со стандартной нагрузкой (20 приседаний за 30 с). Оценивалось учащение пульса в ответ на выполнение стандартной нагрузки и снижение пульса за первую минуту восстановления [4]. Частота сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения двигательных заданий регистрировалась с помощью спорт-тестеров PolarRS 400. Определялось функциональное состояние «мышечного корсета» по результатам выполнения четырех вариантов упоров лежа:

а) упор лежа на правом предплечье (ведущей руки);

б) упор лежа на левом предплечье;

в) упор на предплечьях лежа сзади;

г) упор лежа на предплечьях.

Рассчитывались четыре индекса, характеризующие функциональное состояние мышц, формирующих «мышечный корсет»: справа (Ипр.), слева (Илев.), сзади (Испин.) и спереди (Иживот.). Индексы рассчитывались на основе результатов контроля средней частоты сердечных сокращений за время удержания каждого упора и времени удержания упора [8]. Школьники экспериментального класса «Б» в подготовительной части урока выполняли степ-нагрузку в течение 6 минут в соответствии с индивидуальным уровнем физической подготовленности, которая регулировалась частотой движений [5]. Школьники контрольного класса выполняли степ-нагрузку в течение 6 минут с интенсивностью, выбранной каждым учеником индивидуально на основе собственных ощущений. В основной части занятия выполнялись общеразвивающие упражнения на пенополиуретановых ковриках с весом собственного тела по методу круговой тренировки, что обусловлено условиями проведения уроков (малая площадь зала). Основное отличие состояло в том, что школьники экспериментального класса «Б» выполняли двигательные задания в изотоническом режиме [6], а школьники контрольного класса выполняли двигательные задания в динамическом режиме.

Результаты и обсуждение. Анализ динамики частоты сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении степ-нагрузки у школьников контрольного класса свидетельствует о том, что тренировочное воздействие на организм занимающихся имеет значительные индивидуальные отличия. Это проявляется в максимальных значениях показателей ЧСС, которые варьируют от 129 уд/мин до 187 уд/мин в процессе выполнения двигательного задания. Школьники неадекватно оценивают свой уровень физической подготовленности и, как правило, выполняют степ-нагрузку с интенсивностью выше их функциональных возможностей, что указывает на необходимость внесения коррективов. Поэтому школьники контрольного класса были разделены на три подгруппы по результатам выполнения пробы Летунова. Ученики каждой подгруппы выполняли двигательное задание на отдельной гимнастической скамейке, и для каждой подгруппы была подобрана своя частота восхождений, при которой ЧСС находилась в диапазоне 130-160 уд/мин [10]. Частота восхождений задавалась механическим метрономом.

На рисунке 1 представлена динамика частоты сердечных сокращений во время оценки функционального состояния «мышечного корсета» у одного из участников эксперимента.

Следует отметить, что за время восстановления (одна минута) частота сердечных сокращений после каждого вида упора восстанавливается практически до исходного уровня (80 - 82 уд/мин), что свидетельствует об адекватности дозированной нагрузки уровню физической и функциональной подготовленности школьника. Индексы, оценивающие «мышечный корсет» справа (Ипр.=1,82) и слева (Илев.= 1,80), сзади (Исз.=1,73) и спереди (Исп.= 1,90), характеризуют уровень подготовленности мышц. У испытуемого наиболее подготовлены мышцы спины и менее подготовлены мышцы живота, развитию которых следует уделить особое внимание.

Рис.1. Динамика ЧСС во время во время оценки функционального состояния «мышечного корсета» у одного из участников эксперимента (а - упор лежа на правом предплечье; б - упор лежа на левом предплечье; в - упор на предплечьях лежа сзади; г- упор лежа на предплечьях)

Динамика изучаемых показателей за время эксперимента в контрольном и экспериментальном классах, представленная в таблице 1, свидетельствует о влиянии предлагаемой программы занятий на уровень физической подготовленности школьников.

Школьники экспериментального класса статистически достоверно улучшили все результаты, характеризующие уровень физической и функциональной подготовленности. У школьников контрольного класса учащение пульса в ответ на выполнение стандартной нагрузки и снижение пульса за первую минуту восстановления имеют положительную тенденцию, однако эти изменения статистически недостоверны. Выполнение степ-нагрузки с выбранной самим школьником на основе собственных ощущений интенсивностью менее эффективно, чем в экспериментальном классе, где интенсивность задавалась метрономом и соответствовала уровню физической подготовленности.

Изотонический режим выполнения силовых упражнений с весом собственного тела оказывает более выраженное тренировочное воздействие, что проявляется в значительно лучших показателях индексов, характеризующих состояние «мышечного корсета» школьников экспериментальных классов.

Таблица 1
Динамика изучаемых показателей за время эксперимента в контрольном и экспериментальном классах

* - отмечены статистически достоверные изменения (р=0,05)

Заключение. Таким образом, выполняя степ-нагрузку в подготовительной части урока необходимо постепенно увеличивать ее продолжительность до 6 минут. Интенсивность нагрузки должна быть индивидуально-оптимальной, чтобы соответствовать уровню физической подготовленности. Для этого необходимо использовать показатели оперативного контроля - подсчет частоты сердечных сокращений. Общеразвивающие упражнения и упражнения для развития гибкости необходимо выполнять в движении, что позволит увеличить двигательную активность на уроке, так как помимо выполнения общеразвивающих упражнений, увеличивается количество пройдённых шагов. Это, с одной стороны, повышает эффективность и увеличивает двигательную активность в процессе урока по физической культуре, а с другой, оптимизирует тренировочное воздействие от выполнения двигательных заданий.

Литература

1. Блинков С.Н., Левушкин С.П. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьников 7-17 лет Ульяновской области // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 38-43.
2. Гаркуша Н.С. Физическая активность Шведских школьников: тенденции, опыт организации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 53-56.
3. Гилев Г.А., Клусов Е.А., Плешаков А.А. О физическом воспитании молодежи и возможностях его улучшения // Физической воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 1(23). - С. 11-15.
4. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 206 с.
5. Кортава Ж.Г., Федякин А.А., Васильковская Ю.А., Заплатина Н.Ю.Повышение двигательной активности студентов в процессе прохождения элективных дисциплин по физической культуре и спорту //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - №1(155). - С. 126-129.
6. Мякинченко Е.Б., Селуянов В.Н. Оздоровительная тренировка по системе Изотон. - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 68 с.
7. Седых Н.В., Виноградская О.В., Пимонова Т.Н.Возможности повышения двигательной активности школьников 10-12 лет //Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2018. - № 1(23) - С. 51-56.
8. Федякин А.А., Кортава Ж.Г. Методика определения функционального состояния «мышечного корсета» у занимающихся оздоровительной физической культурой // Известия Сочинского государственного университета. - 2014. - №3(31). - С. 267-269.
9. Федякин А.А., Кортава Ж.Г. К вопросу выбора средств физической культуры для оздоровительно-рекреативных занятий //Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 133-136.
10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений физической культуры. - 2-е изд. - Москва: Академия, 2002. - 479 с

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3 (25) - 2018


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (25.09.2019)
Просмотров: 21 | Теги: физическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь