Вторник, 20.08.2019, 04:44
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ДИНАМИКА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

И.О.Семенова, кандидат педагогических наук, начальник отдела учебно- методической работы Западного филиала РАНХиГС
Е.В.Балясникова, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента Западного филиала РАНХиГС
Д.Б.Дрыженко, кандидат юридических наук, доцент, директор Центра развития научно-образовательного процесса, лицензирования и аккредитации Западного филиала РАНХиГС

ДИНАМИКА ЭКСПОРТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Экспорт образования, приоритетный проект, развитие экспортного потенциала российской системы образования, конкурентоспособность российского образования, иностранные студенты, российские вузы, диплом российского вуза, обучение иностранных студентов, Калининградская область.

В статье рассмотрены проблемы, с которыми сталкиваются российские вузы при организации международной деятельности, набора и обучения иностранцев, а также описаны аспекты выбора иностранных вузов - партнеров. Статья подготовлена в рамках реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» на основе проведенного авторами маркетингового исследования динамики экспорта образования в Калининградской области. В основу статьи легли данные, полученные в результате анкетирования сотрудников международных служб шести высших учебных заведений региона.

 

Современная государственная политика направлена на расширение международного сотрудничества в сфере образования, повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг в целях увеличения доли несырьевого экспорта Российской Федерации. В рамках приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования» поставлена задача увеличить численность иностранных учащихся, обучающихся по очной форме в российских вузах и учреждениях среднего профессионального образования, с 220 тысяч человек в 2017 г. до 710 тысяч человек в 2025 г., численность иностранных слушателей онлайн-курсов российских образовательных организаций - с 1,1 млн человек до 3,5 млн человек, численность иностранных школьников, прошедших обучение рамках реализации программ дополнительного образования, - в два раза.

В ходе реализации данного проекта на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации созданы Центр компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций и его региональные представительства. На основе разработанных Центром анкет и инструкций сотрудниками Западного филиала РАНХиГС в 2018 г. был проведен мониторинг динамики экспорта образования в Калининградской области. В нем приняли участие Автономная некоммерческая образовательная организации высшего образования «Калининградский институт управления», федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калининградский государственный технический университет», Западный филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Калининградский институт экономики - филиал частного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики», Калининградский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». В вузах, принявших участие в исследовании, по состоянию на 1 декабря 2018 г. обучалось 1144 иностранных студента.

Необходимо отметить, что на основании информационно-аналитических материалов по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования за 2013-2017 гг.1, можно констатировать устойчивый рост удельного веса численности иностранных студентов из стран, не входящих в СНГ, (рисунок 1) и из стран СНГ (рисунок 2) в общей численности студентов указанных вузов. Доли стран, из которых приехали в Калининградскую область обучаться студенты, представлены на рисунке 3.

Как показывают результаты опроса, практически третью часть (29,8%) составляют студенты из Казахстана, 18,5% иностранных студентов представляют Узбекистан, 7,8% - Индию, 5,5% - Латвию, 4,6% - Литву, 4,1% - Беларусь. В сектор «Другие страны» включены страны, которые не относятся к числу африканских, а также входящих в состав Евросоюза. В сектор «Европейские страны» - страны Евросоюза за исключением Литвы и Латвии.

Анкетирование выявило, что 13,2% иностранных студентов учатся в рамках квоты, 38,6% - за счет бюджета Российской Федерации, 48,2% - за счет внебюджетных источников. В целом динамика распределения иностранных студентов шести охваченных опросом вузов в зависимости от источников финансирования их обучения в период с 2011 по 2018 г. представлена в таблице 1.

Доли иностранных студентов, обучавшихся в данных вузах в рамках квоты в 2018 г., представлены на рисунке 4. Как видим, наибольшее количество из них имеет гражданство Латвийской республики - 24,82%. Гражданство Литовской республики имеют 12,41%, Вьетнама - 6,57%, Киргизской Республики, Республики Казахстан, Республики Молдова - по 5,84%, Украины - 4,38%. Меньшее количество иностранцев приехали из Бразилии и Колумбии - по 3,65%, Марокко и Польши - по 2,92%, Азербайджанской Республики - 2,19%, Таджикистана, Туркменистана, Грузии, Монголии, Камеруна - по 1,46%. Страны, доли студентов из которых составляют менее 1%, (Афганистан, Болгария, Израиль, Ирак, Иран, Китай, Конго, Коста-Рика, Мали, Нидерланды, Перу, Республика Македония, Экваториальная Гвинея, Эстония) на рисунке сгруппированы в категорию «Другие страны».

Доли иностранных студентов, обучавшихся в 2018 г. в охваченных опросом вузах за счет бюджета Российской Федерации, представлены на рисунке 5. Как видно из диаграммы, наибольшее количество таких иностранцев приехали из Казахстана - 51,58%. Из Узбекистана - 25,34%, Украины - 4,98%, Латвии - 4,30%, Литвы - 3,62%.

Доли иностранных студентов, обучавшихся в 2018 г. в вузах, где проводился опрос, за счет внебюджетных средств, представлены на рисунке 6. Анкетирование показывает, что наибольшее количество таких студентов имеет гражданство Казахстана - 19,09%. Узбекистана - 17,27%, Индии - 14,73%, Таджикистана - 6,53%, Республики Беларусь - 5,44%, Бразилии - 4,73%, Украины - 4,54%, Литвы - 3,64%. Страны, доли студентов из которых составляют менее 0,2%, (Американское Самоа, Бахрейн, Гамбия, Гватемала, Конго, Маврикий, Мали, Польша, Турция, Южная Корея) на рисунке сгруппированы в категорию «Другие страны».
Как показал опрос, наиболее частыми причинами выбора стран, из которых калининградские вузы привлекают к себе студентов, являются наличие в вузе студентов из данных стран и возможность использовать их неформальные связи, а также распространенность в этих странах русского языка, знание русского языка студентами (в качестве главных причин их указали 66,7% вузов-респондентов), далее по популярности следуют традиция привлечения студентов из той или иной стран и географическая близость страны к региону расположения вуза (33,3%).

Таблица 1.
Сведения об иностранных студентах, обучающихся в вузах-респондентах, с распределением по источникам финансирования.

Рисунок 1. Удельный вес численности иностранных студентов (кроме стран СНГ), обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент).

Рисунок 2. Удельный вес численности иностранных студентов из стран СНГ, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, в общей численности студентов (приведенный контингент).

Выбор же вуза иностранными студентами, по мнению сотрудников международных служб 66,7% вузов, детерминирован традиционной известностью вуза в странах, где проживают иностранные студенты, родственными связями обучающихся, а также невысокой стоимостью обучения. В качестве менее популярных мотивов названы наличие общежития для иностранных студентов (50%); возможность ближе познакомиться с регионом и пожить в России, высокая эффективность действующих в стране рекрутинговых агентств, с которыми заключены договоры (33,3%). По мнению 16,6% вузов, участвовавших в опросе, значение для выбора имеют активная кампания по продвижению вуза в зарубежных странах, возможность трудоустроиться в России во время обучения, невысокая по сравнению со страной, откуда прибыл студент, стоимостью обучения.

Мнения опрошенных сотрудников вузов по вопросу влияния стоимости обучения и пребывания на процесс привлечения иностранных студентов разнятся. 50% респондентов считают стоимость обучения в вузах Калининградского региона привлекательной для иностранных студентов очной и заочной форм обучения и положительно влияющей на их количество. 33,3% опрошенных утверждают, что фактор стоимости обучения в регионе мало влияет на количество иностранцев. Стоимость же проживания в Калининградской области, как отмечают 33,3% опрошенных сотрудников, создает определенные трудности в рекрутинге иностранных студентов, 66,7% работников международных служб уверены, что данный фактор существенно не влияет на указанный процесс.

Рисунок 3. Распределение иностранных студентов, обучающихся в участвовавших в опросе вузах, по странам, из которых они приехали.

Рисунок 4. Доли (в процентах) иностранных студентов, обучавшихся в участвовавших в опросе вузах в рамках квоты в 2018 г.

В интересах развития экспорта российского образования вузы Калининградской области реализуют различные формы международного сотрудничества. 66,7% активно реализуют практику студенческих обменов, 83,3% занимаются организацией участия в международных конференциях, выставках, проводят международные встречи и семинары, 50% осуществляют совместные научные и издательские проекты, 16,7% - разработку и запуск совместных программ, 33,3% - формирование и проведение программ в сетевой форме.

Так, например, в программах академической мобильности студентов БФУ им. И. Канта участвует с 1962 г., КГТУ - с 2002 г., Калининградский институт экономики - с 2012 г., а Калининградский филиал ФГБОУ ВО СПбГАУ - с 2018 г. В период с 2014 по 2018 г. в вузах, принявших участие в опросе, 45 студентов из Бельгии, Венгрии, Германии, Латвии, Литвы, Норвегии, Польши, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, Эстонии обучались при поддержке Немецкой службы академических обменов (DAAD), Российско-финской программы студенческих обменов (FIRST), Программы академической мобильности «Эразмус», Европейской географической ассоциации.

В ходе анкетирования установлено, что два из шести участвовавших в исследовании вузов (33,3%) реализуют совместные образовательные программы (программы двух и более дипломов) с тайваньским, польским, немецким и двумя французскими вузами-партнерами. Три из четырех данных программ имеют экономико-управленческий профиль, одна - юридический. Выбор вузов- партнеров респондентами обусловлен традиционно сложившимися связями; заинтересованностью в продвижении в страны вузов-партнеров собственных образовательных продуктов; личными связями с влиятельными лицами в указанных странах и взаимной заинтересованностью в подготовке кадров для международных организаций и проектов.

Выявлено, что основной проблемой, с которой наиболее часто сталкиваются вузы в процессе привлечения иностранных студентов, для 50% опрошенных является визовый режим, миграционное законодательство и сложность с обеспечением местами проживания вне общежитий создают преграды для 33,3% респондентов, нострификация документов об образовании - для 16,7%.

В качестве основных проблем, с которыми вузы Калининградской области сталкиваются при разработке и реализации совместных образовательных программ, участвовавшие в опросе указали несогласованность законодательства в сфере высшего образования, излишнюю бюрократию с российской стороны, отсутствие поддержки со стороны руководящих структур. Для филиалов существенным препятствием в разработке и реализации совместных образовательных программ оказываются финансовые проблемы и ограничение самостоятельности со стороны головного вуза.

Рисунок 5. Доли (в процентах) иностранных студентов, обучавшихся в участвовавших в опросе вузах за счет бюджета Российской Федерации в 2018 г.

Рисунок 6. Доли (в процентах) иностранных студентов, обучавшихся в участвовавших в опросе вузах за счет внебюджетных средств в 2018 г.

В ходе исследования установлено, что при проведении рекрутинговой кампании за рубежом вузы также сталкиваются с такими проблемами, как сложность с поиском площадки для проведения профориентационной работы, отсутствие фактической возможности презентовать себя в учебных заведениях среднего образования, отсутствие средств на эту работу (на выезд за рубеж, рекламную продукцию, организацию встреч, выставок), недостаток информации о вузе или ее искажение.

Кроме того, перед вузами Калининградской области в настоящее время стоят задачи по решению проблем, связанных с организацией
образовательного процесса для иностранцев. В качестве основной проблемы, затрудняющей обучение иностранных студентов, 50% респондентов назвали плохое владение иностранцами русским языком, 33,3% - невозможность организовать практику для иностранных студентов на российских предприятиях.

Необходимо заметить, что 83,3% опрошенных вузов планируют и в дальнейшем увеличивать численность иностранных студентов, работать над расширением географии привлечения обучающихся за счет интеграции в процесс экспорта образования студентов из Аргентины, Болгарии, Венесуэлы, Германии, Зимбабве, Китая, Латвии, Литвы, Мозамбика, Молдавии, Монголии, Мьянмы, Польши, стран СНГ и Эстонии.

Как видим, вузы Калининградской области имеют достаточный большой опыт в организации международной работы и обширные международные связи, которые они развивают в течение последних десятилетий. Это обусловлено прежде всего анклавным положением региона и географической близостью к Литве, Польше, Латвии, Эстонии, Германии, Беларуси. Однако, несмотря на это, область в настоящее время не в полной мере реализует свой потенциал в развитии экспорта образования, так как региональная специфика определяет в качестве предпочтительного выбора для экспорта образования страны Евросоюза. Поэтому в рамках реализации приоритетного проекта предстоит большая работа, связанная с повышением конкурентоспособности и качества образования, разработкой и запуском востребованных на международном рынке англоязычных образовательных программ, оптимизацией визового, миграционного и трудового законодательства.

 
Библиографический список:

1. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.05.2017 г. № 6) // URL: http://government.ru/projects/selection/653/28013/ (дата обращения - 01.12.2018).
2. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях (одобрена Президентом Российской Федерации 18.10.2002) // URL: http:// www.russia.edu.ru/information/legal/law/inter/conception/ (дата обращения - 15.11.2018).
3. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества (утверждена Министром иностранных дел России 27.03.2014) (официально опубликована не была) // ИПП «Гарант.ру».

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (56) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (01.08.2019)
Просмотров: 20 | Теги: Экспорт образования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь