Суббота, 04.07.2020, 12:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ РЕАКЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ У КУРСАНТОВ В ПРЕДСТАРТОВОМ СОСТОЯНИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

БИЧАН Н.В.
ФАРАФОНОВ А.Ю.

ДИАГНОСТИКА СТЕПЕНИ РЕАКЦИЙ, ВОЗНИКАЮЩИХ У КУРСАНТОВ В ПРЕДСТАРТОВОМ СОСТОЯНИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ

В статье приводятся экспериментальные данные о применении методики Ромберга в оценке степени реакций на стрессовые факторы в предстартовом состоянии, возникающих у курсантов на занятиях по физической подготовке. Делается вывод о том, что степень таких реакций в значительной степени зависит от типа функциональности центральной нервной системы, которую можно с большой степенью достоверности определять с помощью методики Ромберга. Проведенное авторами исследование подтвердило важность формирования у курсантов на занятиях по физической подготовки высокого уровня стрессоустойчивости.

Ключевые слова: диагностика, реакции, курсанты, обучающиеся, учебные занятия, физическая подготовка, стрессовые факторы, предстартовое состояние, центральная нервная система, проба Ромберга.

 

Стрессоустойчивость - это комплекс различных свойств личности, который характеризуется взаимодействием различных компонентов психической деятельности - мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых, - которые в сложной эмоциональной обстановке помогают человеку обеспечивать способность руководить своими эмоциями, сохранять высокую профессиональную работоспособность, адекватное функционирование и определенную направленность своих действий. Методика диагностики стрессоустойчи- вости личности основана на предположении о том, что стрессоустойчивость является многокомпонентным явлением и что по изменениям различных показателей ее компонентов можно судить об изменении самой стрессо- устойчивости. Специфика современного спорта высших достижений заключается в том, что спортсмены в большинстве своем имеют почти равный уровень физической, технической и тактической подготовки, при этом в рамках соревнований различного уровня возрастает значимость психологической устойчивости их участников.

Следует отметить, что проблемы психологической устойчивости были и остаются актуальными в научно- исследовательской и научно-практической работе со спортсменами. В частности, подчеркивается, что применение на этапе спортивного совершенствования ряда традиционных средств и методов оказывается недостаточно эффективным. Это объясняется тем, что на различных этапах спортивной подготовки в разных видах спорта происходит недифференцированное использование средств и методов без учета возрастных особенностей организма спортсменов, отмечается повышенная потребность спортсменов в развитии своих навыков регуляции психической устойчивости. Психическая устойчивость подразумевает под собой сознательно управляемый процесс, который нацелен на установление лучшего предстартового состояния спортсмена, благоприятствующий высокой реализации его потенциальных возможностей. Регуляция предстартового состояния включает в себя умение контролировать проявления и причины возникшего психического состояния, создавать образы-представления соревновательных ситуаций, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных психогенных факторов и раздражителей, использовать словесные формулы и специальные приемы для мобилизации или расслабления [8].

Как справедливо отмечается специалистами в области физической культуры и спорта, высокий уровень физической готовности является результатом кропотливой и системной учебно-тренировочной работы предшествующего периода обучения, он во многом связан с наличием высокого уровня мотивации обучающегося и его психологической устойчивости к предстоящим физическим нагрузкам. Также представляется несомненным, что выполнение контрольного упражнения гарантированно будет оценено положительно только в том случае, если все три эти составляющие будут проявлены на высоком уровне и окажутся взаимодополняющими друг друга [2, с. 15].

Результаты исследований, проводимых тренерами при подготовке сборных команд по олимпийским видам спорта, свидетельствуют о том, что для спортсмена при прочих равных условиях превалирующее значение имеет уровень психологической устойчивости. Необходимость в выработке достаточно высокого уровня такой устойчивости связанна с большим риском получения нервного перенапряжения в предстартовом состоянии, возникающие в этот период стрессовые реакции способствуют переходу организма в состояние стартовой лихорадки, длительное нахождение в котором негативно сказывается на результатах всей работы спортсмена [4, с. 18].

Рисунок 1. Поза участника эксперимента, проводимого по методике Ромберга.

В свою очередь, профессиональная деятельность сотрудников полиции имеет особую специфику, что касается среди прочего и спектра решаемых задач, и характера их содержания, и способов и методов достижения требуемых результатов. Комплекс таких факторов, как частые контакты с асоциальными гражданами, работа с большим количеством сведений, высокая ответственность за выполнение служебных обязанностей, опасность, недостаток времени, напряженное психологическое давление, разнообразные угрозы для жизни и здоровья, непрерывно оказывает воздействие на сотрудников органов внутренних дел в процессе их ежедневной служебной деятельности. Эти обстоятельства предъявляют жесткие требования к психологической устойчивости личности, включая наличие высокого уровня стрессоустойчивости [5, с. 21]. Формирование стрессоустойчивости для сотрудников органов внутренних дел - жизненно важно. Их служебная деятельность предполагает возможность возникновения экстремальных условий, в результате чего происходит нарушение привычного режима труда и отдыха, психологические перегрузки достигают пределов, а за ними следуют переутомление и нервное перенапряжение. Залогом эффективности выполнения служебных задач, психического здоровья и профессионального долголетия является умение противостоять вышеназванным нагрузкам, а также своевременно адаптироваться к резко меняющейся обстановке [6, с. 167]. Из этого следует, что высокий уровень стрессоустойчивости является одним из важных психологических показателей характеристики личности сотрудника органов внутренних дел, позволяющих судить о его психической устойчивости и прогнозировать результат действий в критических условиях.

Требования, предъявляемые к индивидуально-психологическим качествам сотрудника органов внутренних дел, таковы: он должен иметь профессиональное мышление, высокую организованность, уметь работать в коллективе; иметь бдительность, решительность, психологическую устойчивость; устойчивость к стрессам; способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и быть готовым нести за них ответственность [7]. Некоторые из этих качеств приобретаются на учебных занятиях по физической подготовке, при выполнении различных упражнений, ориентированных на формирование психологической готовности к решению профессионально-служебных задач.

Темой настоящего исследования является перенос представленных данных на учебную среду, конкретно - на проведение учебных занятий по дисциплине «Физическая подготовка», в рамках которой выполнение контрольных упражнений для большинства курсантов воспринимается как чрезмерная стрессовая ситуация. После изучения различных методик диагностики психического состояния личности и характеристик входящих в них показателей нами для продолжения научной работы была выбрана экспресс-методика Ромберга. Была поставлена задача экспериментальной проверки предположения о возможности осуществления диагностики степени реакций, возникающих у обучающихся в предстартовом состоянии на занятиях по физической подготовке, с помощью данной экспресс-методики (предложена профессором Берлинского университета Морицем Генрихом Ромбергом, одним из основателей неврологии). Результаты такой проверки основываются на исследовании функции равновесия (координационной функциональности нервной системы).

Избранная нами методика применяется в медицинской практике - в области неврологии, а также в профессиональном спорте - в рамках выявления координационных способностей (удержание статического положения) и т.д. С помощью так называемой пробы Ромберга оцениваются психомоторные функции систем организма, отвечающих за поддержание равновесия: вестибулярного аппарата (мозжечка и внутреннего уха), системы про- приорецепции (глубокой чувствительности), - а также высшие мозговые функции коры головного мозга. Отмечается, что проба Ромберга позволяет выявлять на ранней стадии не только нарушения функционирования вестибулярного аппарата, но и иные патологии (например поражение спинного мозга, по- линейропатии, психиатрические нарушения и т.д.) [1, с. 146].

Таблица 1.
Результаты эксперимента, проведенного по методике Ромберга

В настоящее время применяются различные варианты пробы Ромберга для оценки влияния зрения на способность поддерживать вертикальное положение, отличающиеся как видом принимаемой позы, так и использованием измерительных приборов для количественной оценки результата. Например, при выполнении теста на стабилометрической платформе нередко используется простая вертикальная поза с опущенными вдоль туловища руками и различными вариантами расположения стоп, а для определения результатов исследуются стабилометрические показатели. Более простой инструментальный контроль предполагает использование секундомера для оценки времени твердого удерживания позы [3, с. 47].

Авторами настоящей статьи был проведен эксперимент на базе Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. К участию в нем привлекалось 80 курсантов, обучающихся на первом и третьем курсах (по 40 человек с каждого). В соответствии с методикой проведения теста на ровной площадке спортивного городка испытуемые по команде руководителя принимали исходное положение с закрытыми глазами и в стойке на одной ноге (пятка другой ноги при этом касается коленной чашечки опорной ноги), руки вытянуты вперед, пальцы немного разведены (рисунок 1). Перед испытуемыми была поставлена задача сохранять данное положение в течение 15 секунд. Определялось время и степень устойчивости в принятой позе (исследуемый стоит неподвижно или покачивается), вместе с тем в соответствии с методикой оценки внимание обращалось также на дрожание - тремор век и пальцев рук. При интерпретации результатов считалось, что неустойчивость и покачивание испытуемых из стороны в сторону, а также незначительное присутствие тремора конечностей является проявлением стрессового состояния, при котором процессы возбуждения и торможения находятся в дисбалансе. Для выявления достоверности результатов исследования проба Ромберга проводилась перед началом основной части шести учебных занятий, в рамках трех из них предусматривалось выполнение контрольных нормативов.

Результирующим итогом проведения эксперимента стало незначительное различие в данных, которые были получены:

1) в условиях отсутствия у обучаемых необходимости выполнять контрольные нормативы;

2) в условиях необходимости выполнения контрольных нормативов.

Результаты эксперимента представлены в таблице 1 и в виде гистограммы (рисунок 2). Полученные результаты свидетельствуют о том, что у половины испытуемых на занятиях по физической подготовке превалируют процессы торможения (как правило, у курсантов 1 курса). При этом у курсантов, обучающихся на 3 курсе, наблюдалось уменьшение количества случаев проявления низкой функциональности центральной нервной системы (далее - ЦНС) и увеличение случаев проявления высокой функциональности ЦНС. Как видно из таблицы 1, при равном количестве участников эксперимента наблюдается динамика в сторону увеличения числа курсантов в первом и втором показателях устойчивости ЦНС. При сравнении графиков двух тестов, проведенных в условиях наличия стресс-фактора, вызванного необходимостью выполнения контрольных упражнений, и без такового, выяснилось, что курсанты в том и другом случае ведут себя по- разному. На основании результатов тестов в нормальных условиях и в условиях, связанных с необходимостью выполнения контрольных упражнений, можно с уверенностью говорить о том, что степень возникающих в предстартовом состоянии психологических напряжений в значительной степени зависит от типа функциональности ЦНС, которую можно с большой степенью достоверности определять с помощью методики Ромберга.

Таким образом, наше исследование подтвердило важность формирования высокого уровня стрессоустойчивости у курсантов на занятиях по физической подготовки. Вместе с тем в ходе проверки рабочей гипотезы исследования отмечено, что возникающие в отдельных случаях перед выполнением контрольных упражнений негативные признаки нахождения обучающегося в состоянии стартовой лихорадки, такие как чрезмерное возбуждение, излишняя суетливость, проявление тормозных процессов, в большей степени связаны с изменением интенсивности дыхания. Выявление закономерностей данного феномена станет темой дальнейших исследований.

Библиографический список:

1. Апальков А.В., Горбатенко А.В., Войнов П.Н., Золотенко В.А. Формирование физической и психологической готовности у курсантов образовательных организаций МВД России на занятиях по физической подготовке // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2018. № 3 (79). С. 144-148.
2. Ахатов А.М., Работин И.В. Психологическая подготовка спортсменов: Учебно- методическое пособие. Наб. челны: КамГАФКСиТ, 2008. 56 с.
3. Ветренко А. А., Шабанов А.В. Моделирование соревновательной деятельности в тренировке легкоатлетов-многоборцев в рамках этапа специальной подготовки // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2014. № 10. С. 45-49.
4. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие. М.: Академия, 2000.
5. Дорошенко А.С. Повышение работоспособности и эффективности деятельности спортсменов комплексными методиками личностной психофизиологической регуляции: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2001. 23 с.
6. Профессиональная подготовка полицейских: Учебник / В 3 ч.; под общ. ред. В.Л. Кубышко. Ч. 3: Огневая подготовка и физическая подготовка. М.: ДГСК МВД России, 2018. 248 с.
7. Фарафонов А.Ю. Педагогические условия формирования стрессоустойчивости военнослужащих средствами физической подготовки: Дисс. ... канд. пед. наук. Калининград, 2017.
8. Гричанов А.С. Методика совершенствования предстартового состояния у квалифицированных легкоатлетов-спринтеров: Дисс. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2007.

Источник: Научно-теоретический журнал “Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России”. № 1 (59) 2020


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.06.2020)
Просмотров: 13 | Теги: проба Ромберга | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь