Пятница, 02.12.2016, 22:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДИАГНОСТИКА ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СПОРТСМЕНА В ПРЕДТРЕНИРОВОЧНЫЙ И ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ

Ж.В.Фомина, М.Н.Буталова

ДИАГНОСТИКА ОПЕРАТИВНОЙ ОЦЕНКИ САМОЧУВСТВИЯ, АКТИВНОСТИ И НАСТРОЕНИЯ СПОРТСМЕНА В ПРЕДТРЕНИРОВОЧНЫЙ И ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ

В статье рассматривается влияния стресса на эмоциональные изменения спортсмена в различные периоды его деятельности - предтренировочный и интенсивно тренировочный. Рассматривается методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения. Представлен первичный анализ результатов проведенного исследования.

Ключевые слова: эмоциональное состояние, оценка самочувствия, активности и настроения спортсмена, спортивная деятельность, тренировочный период, предтренировочный период.


Психологические исследования в области спортивной психологии многообразны и затрагивают многие теоретические и практические аспекты. По данным Американской психологической ассоциации, спортивная психология охватывает широкий круг вопросов, включая «мотивацию успеха и устойчивости (другими словами, выносливости), психологические аспекты спортивных травм и реабилитации, психологическое консультирование спортсменов, оценивание их таланта, развитие и соблюдение режима, самовосприятие, связанное с достижениями в спорте, усиление результативности и методы саморегулирования». Многие ошибочно полагают, что спортивная психология связана только с профессиональным спортом. Это направление включает в себя широкий спектр научных, клинических и прикладных вопросов, связанных с различными видами физической деятельности. Существует две основные области, представляющие интерес в спортивной психологии: 1) как психология может применяться для повышения мотивации и результативности в спорте; 2) как физкультура и спорт могут улучшить психическое здоровье и общее самочувствие человека.

Проблема формирования эмоционального компонента психической готовности спортсмена к соревнованиям, а также достижения максимальной надежности осуществления его деятельности является одной из наиболее актуальных задач спортивной психологии на данный момент. Основная проблема, препятствующая протеканию эффективной спортивной деятельности, - эмоциональная нестабильность соревнующихся.

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что спортивная деятельность отличается сложными психологическими условиями и тренировочный период является одним из самых трудных этапов. Его прохождение протекает на предельном уровне возможностей спортсмена. Помимо этого нельзя оставлять без внимания интенсивность и длительность физических и психических напряжений в соревновательное время. Все эти особенности связаны со спецификой предмета спорта, его состязательной направленностью, необходимостью постоянного совершенствования достижений.

Цель данной работы: сопоставительная характеристика типов нервных систем спортсменов и изменений их состояний в период интенсивной тренировочной деятельности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы влияния эмоционального стресса на состояния спортсменов в предтренировочных и тренировочных ситуациях на основе анализа отечественной и зарубежной литературы, создать необходимое теоретическое обоснование для предпринятого исследования.
2. Подобрать и апробировать методики диагностики эмоционального состояния и особенностей нервной системы спортсмена.
3. Провести экспериментальное исследование и проанализировать его результаты.
4. Выявить динамику и качественную специфику эмоционального стресса спортсменов в ситуациях предтренировочной и интенсивной тренировочной деятельности в зависимости от особенностей нервной системы.

Основу гипотезы нашего исследования составляет тезис о том, что влияние эмоционального стресса на состояние спортсменов, имеющих идентичную спортивную квалификацию, зависит от типов их нервной системы.

Многие тренеры, занимаясь подготовкой спортсменов, прежде всего, акцентируют свое внимание на развитии функциональных и технических навыков (физический компонент психической готовности), а также на осмысливании тактики и реализации программы деятельности (рефлексивный компонент психической готовности), а об эмоциях, которые могут дезорганизовать деятельность спортсмена на ответственном соревновании, они забывают или вовсе не знают. Эмоциональный компонент психической готовности также нуждается в тренировке. Правильно найденный уровень эмоционального возбуждения является, по мнению многих психологов, стержнем, определяющим очень многое в соревновательном состоянии спортсмена [5; 6].

В нашей работе мы использовали различные методики выявления особенностей тренировочной деятельности спортсменов (как подготовительного этапа) не только в физическом, но и в эмоциональном плане («Определение силы нервной системы с помощью теппинг-теста» по Е.П. Ильину [2; 6] и др.). Одной из них стала методика диагностики оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (САН), разработанная В.А. Доскиным, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошниковым. Авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Типовая карта методики представлена ниже. Она позволила нам оценить некоторые параметры психического состояния в количественных показателях. С помощью этой же методики определяется и способность спортсмена к самооценке и саморегуляции эмоционального состояния под влиянием различных стрессорных воздействий на предсоревновательном этапе [6].

Тестирование было организовано следующим образом: испытуемым предлагалось описать состояние, которое они испытывали в настоящий момент, с помощью таблицы (рис. 1), состоящей из 30 полярных признаков.

Они должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики. После дальнейшего соотнесения признаков по каждому критерию можно выявить самочувствие спортсмена в предтренировочный и тренировочный период.

Для полного представления об эмоциональном состоянии спортсмена мы также определяли силу его нервной системы. В дальнейшем данные, полученные по обеим методикам, мы сопоставляли для более полного понимания психологической карты спортсмена. Нами была выбрана методика «Определение силы нервной системы с помощью теппинг-теста» (Е.П. Ильин) [2].
Для проведения данного исследования лист бумаги делится на 6 расположенных в 2 ряда квадратов. Испытуемый должен поставить в каждом квадрате как можно больше точек карандашом или шариковой ручкой за отведенное время (5 с). Переход из одного квадрата в другой (по часовой стрелке) производится по команде экспериментатора, следящего за секундомером, через каждые 5 с, при этом работа не прерывается. Все время спортсмен работает в максимальном для себя темпе. Для каждой руки проводится отдельное измерение, позже результаты сводятся в единую таблицу и анализируются. При обработке результатов подсчитывается количество точек в каждом квадрате и строится график работоспособности спортсмена.

Рис. 1. Типовая карта методики САН

В нашем исследовании участвовали спортсмены в возрасте от 12 до 15 лет. Спортивная квалификация всех спортсменов: кандидат в мастера спорта. Различия по тендерному признаку нами не учитывались. Вид спорта: спортивная акробатика и художественная гимнастика.

Количество респондентов: 8 спортсменов, занимающихся спортивной акробатикой; 8 спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой.

Время проведения: предтренировочный период (16 часов) и учебно- тренировочная деятельность (18-20 часов).
 

Рис. 2. Типы нервной системы представителей спортивной акробатики и художественной гимнастики

Для интерпретации своих результатов мы отобразили полученные данные на графиках и в диаграммах. Как видно из рисунка 2, слабый тип нервной системы соответствует 50% респондентов, 31,25% - средний тип нервной системы и только у 18,75% спортсменов наблюдается сильный тип НС.

При сравнении показателей методики «Самочувствие, активность, настроение» предтренировочной и интенсивно тренировочной деятельности спортсменов можно отметить, что как у акробатов, так и у гимнастов показатели имеют прогрессивную динамику изменений только у спортсменов с сильным типом нервной системы (рис. 3). У слабого типа нервной системы показатели тренировочной деятельности ухудшаются, однако подобное возможно исправить, если скорректировать совместную работу тренера и психолога.

На основании выведенной нами гипотезы можно сделать вывод, что проведенное исследование подтвердило сделанное нами предположение, что данные по методикам «Самочувствие, активность и настроение» и «Определение силы нервной системы с помощью теппинг-теста» дали общее представление о тренировочном процессе, в который включены спортсмены. Более стрессоустойчивыми и восприимчивыми к новым видам деятельности стали спортсмены, обладающие средним и сильным типами нервной системы. Они менее утомляемы, их активность зависит от настроения, но при всем этом их самочувствие не ниже нормы, а некоторые показывают и более высокие результаты.
 

Рис. 3. Сравнение показателей предтренировочной и интенсивно тренировочной деятельности у спортсменов с различными типами нервной системы

Особенно положительную окраску носит мотивационная направленность. В данной группе испытуемых подавляющее большинство, несмотря на спортивную квалификацию, имеют точную постановку целей и задач, тренируются с отдачей и желанием.

Рассмотрев ситуацию данной группы испытуемых, можно дать некоторые рекомендации тренеру и спортивному психологу. Во избежание возникновения у спортсмена стрессового состояния следует:
1. Развивать волевые качества у спортсменов (уверенность, решительность, самообладание).
2. Повышать у спортсменов устойчивость к стрессу с помощью психологических методик.
3. Сбалансировать притязание спортсмена с его возможностями.
4. Исключать чрезмерное внешнее стимулирование спортсменов перед соревнованиями.
5. Исключать чрезвычайные внешние раздражители, внешние грубые воздействия, высокие физические и психические нагрузки перед стартом.

Литература

1. Аболин Л.М. Методики изучения эмоций в спорте: метод. пособие. - Казань, 1985. - 101 с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта: - СПб.: Питер, 2008. - 351 с.
3. Мильман В.Э. Структура и методика составления модельных психологических характеристик, относящихся к психической надёжности спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - 178 с.
4. Психология состояний: хрестоматия / под. ред. А.О. Прохорова. - СПб.: Речь, 2004. - С. 60-64.
5. Психология человека от рождения до смерти / под общ. ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 620 с.
6. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика: учебное пособие. - Самара: Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (16) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (25.08.2016)
Просмотров: 50 | Теги: ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПЕРИОД | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016