Суббота, 03.12.2016, 03:20
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ БУДУЩИХ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Т.Г.Медведева, И.А.Ушакова

ДИАГНОСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ, ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ БУДУЩИХ КЛИНИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

Успешная профессиональная деятельность специалиста клинической психологии предъявляет высокие требования к памяти, вниманию, мышлению, коммуникативным качествам. В работе приводятся данные диагностики состояния здоровья, исследования познавательных процессов и личностных качеств студентов специальности «Клиническая психология» Волгоградского государственного медицинского университета. В настоящее время необходима разработка программы профессионально- прикладной направленности для данного контингента.

Ключевые слова: студент, клинический психолог, состояние здоровья, личностные качества, познавательные процессы.


Введение. «Клиническая психология» это психологическая специальность широкого профиля, имеющая межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения, народного образования и социальной помощи населению.

За последние годы профессия клинического психолога получила значительное развитие как самостоятельная немедицинская специальность в системе здравоохранения. Основными сферами деятельности специалиста «Клинической психологии» являются проведение развернутой и углубленной психологической диагностики, психологического консультирования, психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психологической реабилитации, а также проведение судебно-психологической военной и трудовой экспертизы [1].

В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога. В настоящее время профессиограмма специалиста «Клинической психологии» включает в себя требования к состоянию его здоровья, познавательным процессам и личностным качествам [5; 6].
Известно, что для успешного обучения и дальнейшего совершенствования мастерства в профессии необходимы соответствующие способности, практические навыки, на основе которых будут формироваться знания и опыт, а также наличие внутренней профессиональной мотивации. Обучение данной специальности предъявляет определенные требования к моторике, мышлению, памяти, вниманию, другим психическим функциям и личностным качествам специалиста, а также к уровню здоровья. Одними из важных показателей здоровья является физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы его роста и развития, а также наличие или отсутствие хронических заболеваний [2; 3].

Важным качеством в профессиональной деятельности клинического психолога является внимание, которое должно характеризоваться высоким уровнем, объемом, скоростью переключения, длительностью и устойчивостью. Также в непосредственной работе специалиста-психолога важны процессы памяти. Среди них - запоминание, которое определяет полноту и точность воспроизведения клинического материала, прочность и длительность его сохранения.

Мышление в работе клинического психолога находит целенаправленное использование в развитии и приращении знаний, поскольку мышление играет важнейшую роль в понимание людьми друг друга, средств и предметов их совместной деятельности.

Большое значение для специалиста данной области имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и воздействовать на них. К числу необходимых личностных свойств специалиста «Клинической психологии» относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента, а также устойчивость к стрессу. Стрессоустойчивость является одним из показателей, характеризующих процесс приспособления специалиста к выполнению будущей профессиональной деятельности и выполнению обязанностей. Одним из факторов проявления подверженности психологическому стрессу является тревожность, агрессивность, фру- стрированность (состояние переживания человеком объективно существующей или воображаемой неудачи), а также ригидность (относительная неспособность к переосмыслению поведения и его перестройке, затрудненность выхода из состояний зависимости и приобретенной беспомощности).

Целью исследования явилось изучение у студентов Волгоградского государственного медицинского университета состояния здоровья, личностных качеств и познавательных процессов, необходимых будущему клиническому психологу.

Методика исследования. В исследованиях, проводимых на кафедре физической культуры и здоровья в 2013-2016 г.г., приняли участие 253 студента (59 юношей и 194 девушки) 1-5 курсов специальности «Клиническая психология». Для характеристики состояния здоровья проводился анализ медицинских карт студентов. Физическое развитие оценивалось по весо-ростовому индексу Кетле, показателю Эрисмана, силовому индексу (кистевая и становая динамометрия). В научной работе использовались методики для выявления: концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера), памяти (методика «Память на числа»), мышления (методика «Логичность умозаключений»), уровня общительности (тест В.Ф Ряховского), самооценки эмпатических способностей, а также проводилась самооценка тревожности, агрессивности, фрустрированности и ригидности студентов [4]. Было проведено анкетирование для выявления уровня общительности и проявления тревожности студентов (методики Т.А. Немчинова и В.Г. Норакидзе).

Результаты и обсуждение. Нами выявлено, что из общего числа обследованных студентов к основной медицинской группе были отнесены 8,1% студентов, к подготовительной - 14,6%, к специальной - 31,2%.

Временно освобождены от обязательных занятий по физической культуре (имеют значительные отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера, но без выраженного нарушения самочувствия, со сниженными функциональными возможностями) 16,1% учащихся.

Анализ нозологической структуры заболеваемости студентов специальной медицинской группы показал, что в рейтинге 1 -ое место занимают заболевания сердечнососудистой системы (41,4%), на 2-ом - опорно-двигательного аппарата (20,7%), на 3- ем - заболевания органов зрения (15,5%), на 4-ом, 5-ом и 6-ом - заболевания мочевы- делительной (8,6%), пищеварительной (6,1%) и дыхательной (5,2%) систем соответственно.

Оценка весо-ростового индекса Кетле показала, что имеют дефицит массы тела (К < 18,5) 33,8% девушек, нормальную массу (К =18,5-24,9) - 54,%, избыточную массу (к =25,0-29,9) - 2,6%, ожирение (К > 30,0) - 9,1%.

Дефицит массы тела у юношей выявлен в 27,3% случаев, нормальная масса - в 36,3%, избыточная масса - в 13,6%, ожирение - в 22,8%.

По результатам исследования индекса Эрисмана слабо развитую грудную клетку имеют 85,2% девушек и 86,4% юношей, хорошо развитую - 14,8%, и 13,6% соответственно.

В результате изучения показателей силового индекса правой кисти у девушек выявлено, что уровень ниже нормы имеют 75,9% исследуемых, норму - 20%, выше нормы - 4,1%. У юношей - 81,8% , 9,1%, 9,1% соответственно.

При изучении показателей становой силы мы определили, что уровень ниже нормы имеют 95,7% девушек, норму - 4,3%. У юношей - 81,8% и 18,2% соответственно. Показатель выше нормы не имел ни один участник исследований.

При оценке уровня концентрации внимания, было выявлено, что 37,0% студентов имеют очень низкий ранг (менее 64 обработанных геометрических фигур из возможных 100, допускалось более 4 ошибок); 51,8% - средне-низкий (65-80 обработанных геометрических фигур, допускалось более 1-2 ошибки) и только 11,2% показали высокий уровень концентрации внимания (90-100 обработанных геометрических фигур, ошибок не допускалось).

По итогам выполненных заданий было установлено, что средние значения показателя памяти попадают в границы нормы лишь у 18,2% студентов, ниже нормы - у 81,8%. Результаты анализа логичности мышления показали, что лишь 2,6% респондентов не допустили ошибок в предлагаемом задании и имеют высокий уровень логичности, быстро улавливают ошибки в чужих рассуждениях; 15,4% - имеют хороший уровень логичности; 23,2% - могут допускать нелогичность в собственных рассуждениях, не улавливают ошибки в чужих рассуждениях и 58,8% исследуемых допускают логические ошибки и имеют низкий уровень логичности.

При оценке уровня общительности, было выявлено, что 18,8% студентов имеют очень высокий уровень (менее 8 баллов), 50,5% - высокий (от 9 до 18 баллов), 24,4% - средний (19-25 баллов) и только 6,3% респондентов - низкий (более 25 баллов), т.е. характеризовались как недостаточно общительные.

В результате проведенного анкетирования было определено, что чрезмерно высокий показатель уровня тревоги (40-50 баллов) имеют 49,1% студентов, высокий (2539 баллов) - 32,1%, средний (15-24 балла) - 17,0% и набрали менее 10 баллов, что свидетельствует о низком уровне тревоги, - 1,8%.

Анализ результатов эмпатических способностей выявил у 78% высокий уровень (46 баллов и выше) эмпатии, у 11,7% - средний (31-45 баллов) и у 10,3% студентов - низкий уровень (20-30 баллов) сопереживания.

Проведенные исследования показали, что высокую степень тревожности имеют 41,6% обследуемых, среднюю - 56% и только 2,4% попали в нижнюю границу данного показателя. По итогам предложенных тестовых заданий низкий показатель фрустриро- ванности был выявлен у 12% респондентов, средний - у 56%, высокий- у 32%.

При оценке агрессивности средний уровень (от 31 до 45 баллов) выявлен у 27% респондентов, высокий (более 46 баллов) - у 73%.

В результате проведенного исследования было выявлено, что 72% студентов имели высокий показатель уровня ригидности (46 баллов и выше), 26,2% опрошенных - средний (31-45 баллов), и 1,8% набрали менее 30 баллов, что свидетельствует о низком уровне.

Выводы. Таким образом, было установлено, что 47,3% обследованных студентов специальности «Клиническая психология» имеют различные отклонения в состоянии здоровья. Дефицит массы тела имеют 33,8% девушек и 27,3% юношей, избыток массы тела и ожирение - 11,7% и 36,4% соответственно. У большинства студентов выявлен низкий уровень изучаемых показателей физического развития. Низкий уровень познавательных процессов по параметру «память» выявлен у 81,8% исследуемых, по параметру «внимание» - у 88,8%. Определено, что 58,8% будущих психологов допускают логические ошибки и имеют низкий уровень логичности. Высокие показатели уровня тревоги выявлены у 41,6% студентов, агрессивности - у 73%, фрустрированно- сти - у 72%. Вместе с тем, высокий уровень коммуникативных качеств и эмпатических способностей определен более чем у 65% девушек и юношей ВолгГМУ.

В результате проведенных исследований был определен уровень состояния здоровья, личностных качеств и познавательных процессов будущего клинического психолога. На основании полученных научных данных считаем, что необходимо разработать специализированную программу профессионально-прикладной направленности по предмету «Физическая культура» для студентов специальности «Клиническая психология» с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. - М., 2002. - 368 с.
2. Антропометрический контроль физического развития студентов: учебно- метод. пособие / Е.Д. Грязева [и др.]; под ред. М.В. Грязева. - Тула: ТулГУ, 2011.
3. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. Медицинская или клиническая психология: концептуальные проблемы профессии и подготовки кадров // Ярославский психологический вестник. - 2004. - № 11. - С. 18-22.
4. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - 2-е изд., испр. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. - 509 с.
5. Клиническая психология: учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2002. - 960 с.
6. Чермянин С.В., Корзунин В.А. Материалы международной научно- практической конференции «Клиническая психология: теория, практика и обучение». - СПб., 2010. - С. 33-36.

"Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 2 (16) - 2016

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.08.2016)
Просмотров: 47 | Теги: клинический психолог | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016