Четверг, 09.07.2020, 11:26
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту




Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

ДЕЛОВАЯ ИГРА В СТРУКТУРЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

ЗИННУРОВ Ф.К., доктор педагогических наук, Заслуженный сотрудник органов внутренних дел Российской Федерации
МАРДАНОВ Д.Р.

ДЕЛОВАЯ ИГРА В СТРУКТУРЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

В статье представлен краткий анализ проектирования и использования деловых игр как средства реализации контекстного обучения. Обосновывается система взаимосвязанных принципов деловых игр, раскрывается содержание принципов построения деловых игр, создающих необходимость участия практических работников правоохранительных органов в планировании, подготовке, проведении деловых игр в образовательных организациях МВД России. Система и содержание описанных в статье принципов деловой игры как одной из форм контекстного подхода к профессиональной подготовке курсантов и слушателей определяют требования, предъявляемые к разработчикам деловых игр, преподавателям и практическим работникам, которые используют деловые игры для подготовки компетентного полицейского.

Ключевые слова: деловая игра, образовательные технологии, проектирование деловой игры, система принципов, контекстный смысл деловой игры, оценки результатов проведения деловых игр, профессиональное обучение полицейского.

 

В середине ХХ века в педагогической науке закрепился термин «педагогические технологии». Однако до сих пор существуют разногласия, касающиеся интерпретации данного термина. Педагогическая технология рассматривается: 1) как наука о наиболее рациональных путях обучения; 2) как система принципов обучения; 3) как техника реализации самого процесса обучения. Иногда термин «педагогическая технология» используется как синоним термина «педагогическая система», а в некоторых случаях его приравнивают к методикам. В связи с этим необходимо проанализировать существующие трактовки термина «педагогические технологии», для того чтобы сформулировать более четкое определение этого понятия [1].

Педагогическую технологию можно рассматривать в трех аспектах:

1) в научном - как часть педагогической науки, которая изучает и разрабатывает цели и содержание, методы обучения и проектирует педагогические процессы;

2) в процессуальном - как описание (алгоритм) процесса обучения, как совокупность целей и содержания, а также методов и средств достижения планируемых результатов обучения;

3) в деятельностом - как осуществление педагогического процесса, функционирование совокупности лич- ностых, инструментальных и методологических педагогических средств [2].

Во второй половине XX века в педагогике возникла идея о том, что учебный процесс полностью управляем. Впоследствии в педагогической практике сформировалась следующая установка: решать дидактические проблемы можно через управление учебным процессом с точно построенными целями, достижение которых должно иметь четкое описание и определение. В международных изданиях появилась новая интерпретация содержания педагогической технологии: это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения»; ее цель - «выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса посредством анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов» [2].

Технология образования - это совокупность технологий обучения по разным учебным дисциплинам, специально отобранным и признанным обществом в качестве необходимых для формирования системы профессиональных качеств, знаний, умений и навыков. Она обеспечивает как мировоззрение индивидуума, так и его активную деятельность в профессиональной области. Под образовательными технологиями понимается система деятельности педагога и обучаемых в образовательном процессе, основанная на конкретной идее в соответствии с четко определенными принципами организации учебного процесса и взаимосвязи целей, содержания, методов и принципов обучения [3].

Характеристики современной образовательной технологии:

- технология разрабатывается в соответствии с конкретным педагогическим замыслом;

- технологическая цепочка: действия - операции - коммуникации выстраиваются в строгом соответствии с целевыми установками;

- функционирование технологии - это взаимосвязанная деятельность преподавателя и студентов, осуществляемая с учетом принципов индивидуализации и дифференциации;

- поэтапное планирование и последовательная реализация элементов образовательной технологии;

- технологии предполагают использование диагностических процедур, включающих критерии и показатели измерения результатов педагогической деятельности.

Особое место в образовательной деятельности в последние годы занимает поиск способов ее модернизации, в том числе и в части технологий. Инновационная образовательная технология представляет собой комплекс трех взаимосвязанных составляющих, к числу которых относятся:

1) современное содержание, предполагающее развитие у обучающихся компетенций, адекватных современной практике;

2) современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, базирующиеся на взаимодействии обучающихся и предполагающие их вовлечение в учебный процесс;

3) современная инфраструктура обучения, включающая информационную, технологическую, организационную, коммуникационную составляющие.

В современном образовательном процессе используются различные педагогические инновации. Их выбор зависит прежде всего от традиций и особенностей образовательной организации. Сформированы следующие классификации инновационных технологий:

- по решаемым педагогическим задачам;

- по функциям в организации образовательного процесса;

- по типу информации [4].

Дидактические технологии способствуют реализации как уже известных и зарекомендовавших себя приемов, так и новых. К их числу относятся: самостоятельная работа; оформление, защита проектов; обучение с помощью аудиовизуальных технических средств; система «консультант»; групповые дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Особое место занимает технология игрового обучения. Под игровым обучением понимается форма учебного процесса в условных ситуациях, которая направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его аспектах: речь идет о знаниях, навыках и умениях, об эмоционально-оценочной деятельности. В качестве активных (игровых) форм учебной деятельности получили распространение: дидактическая игра, дидактическая задача, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, деловая игра [5].

Деловую игру как форму учебной деятельности используют с целью решения комплекса задач по усвоению обучающимися нового материала, его закреплению, развитию у обучающихся творческих способностей и формированию общеучебных умений, что позволяет усваивать и понимать учебный материал с различных позиций. Проектирование и реализация деловой игры основывается на комплексе взаимосвязанных и взаимообусловленных психолого-педагогических принципов:

- принцип имитационного моделирования во времени и в пространстве (нормы, основные условия служебной деятельности, институты уголовного, уголовно-процессуального права и других наук юридического профиля);

- принцип игрового моделирования содержания форм профессиональной деятельности сотрудников полиции при осуществлении ими служебной деятельности;

- принцип системности содержания деловой игры [6];

- принцип диалогического обсуждения практической ситуации и взаимодействия участников уголовно-процессуальной и служебной деятельности;

- принцип совместной деятельности курсантов (слушателей), который раскрывает социальную сущность служебной деятельности;

- принцип проблемности деловой игры [6];

- принцип двуплановости, предусматривающий единство условного (игрового) и реального планов деловой игры [6];

- принцип участия практических работников правоохранительных органов в подготовке имитационной игровой модели профессиональной деятельности и в оценке результатов деловой игры;

- принцип имитационного и игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности на основе прогнозирования и планирования практической деятельности с учетом различных изменений в экономике и праве.

Раскрывая содержание первого и второго принципов, которые тесно связаны между собой, следует обратить внимание на то, что преподаватель, который разрабатывает деловую игру, должен создать не имитационную модель процессуальной, служебной деятельности, ее этапа или целостного фрагмента, игровую модель профессионально-служебной деятельности участников, занятых в этой деловой игре. Методическая разработка имитационной модели предполагает знание законодательства, служебной, процессуальной деятельности сотрудников полиции; разработка игровой модели базируется на знаниях психолого-педагогических закономерностей и механизмов организации совместной деятельности. В этом состоит основная трудность, ибо без соответствующих знаний деловая игра может не реализоваться или превратится в некий тренажер.

Основой имитационной модели является профессиональная служебная деятельность, состоящая из определенных функций, последовательности действий и принятия решений, технологий служебной профессиональной деятельности в совокупности с условиями реализации профессиональных функций специалиста.

Началу реализации деловой игры предшествует ознакомление с педагогическими технологиями, определенными знаниями, умениями, навыками, компетенциями. В процессе деловой игры эти компоненты интегрируются в систему более сложных предметных, мета- предметных и надпредметных компетенций в соответствии с задачами и целями деловой игры, которые составляют основу профессионального будущего полицейского [7, с. 200].

Профессиональные компетенции формируются и осуществляются посредством синхронизации личного потенциала всех участников деловой игры с объективно заданными связями и отношениями. Это обусловливает необходимость разработки игровой модели как проекта совместной деятельности полицейских, основанного на имитационной модели их совместной служебной деятельности [8, с. 200].

Соединяя игровую модель с имитационной, важно не только воссоздавать служебную деятельность сотрудников полиции, но и обеспечивать личное участие курсантов (слушателей) в процессе обучения и овладения профессией.

Принцип системного содержания деловой игры, моделирующей реальную служебную деятельность полицейского, заключается в том, что ориентировочной основой выполнения квазипрофессиональной деятельности ее участников служат знания, полученные в результате изучения дисциплин в их системной совокупности [7, с. 200].

Принцип проблемности содержания деловой игры означает, что при разработке игры следует определить задачи, действия сотрудников по решению ситуации проблемного типа, содержащие, например, данные, которые требуют осуществлять поиск недостающей информации, необычные способы решения задачи. Это выступает объективной предпосылкой развития способности каждого участника к совместной деятельности и диалогового общения всех участников деловой игры.

Принцип диалогического общения и взаимодействия создает возможность принятия согласованных решений, что, в свою очередь, реализуется в результате создания возможности высказывать свою точку зрения, свои взгляды и позицию, корректировать их с учетом мнения других участников игры. Это создает условия для развития теоретического и практического мышления, которые реализуются в условиях диалога.

Необходимость решения задач двоякого характера, отражающих предметный и игровой контексты учебной деятельности, игровые и педагогические цели лежат в основе принципа двуплановости игры. Принцип участия практических работников правоохранительных органов в подготовке имитационной, игровой модели профессиональной деятельности, а также оценке результатов деловой игры реализуется в результате непосредственного участия работников правоохранительных органов как на этапе подготовки сценария, так и на этапе проведения игры и оценки деятельности всех участников деловой игры. Причем необходимо участие сотрудников различных правоохранительных органов, чтобы максимально охватить круг вопросов, с которыми в реальной жизни сталкиваются участники правоотношений во время осуществления служебной деятельности в полиции. Это предполагает обязательное участие работников прокуратуры и суда, что позволит отработать процедуры получения согласия прокурора на проведении процессуальных действий и его участия в них, разрешения суда на избрание мер пресечения, производства следственных действий, обжалования решений должностных лиц и многие другие вопросы, связанные с процессуальной, служебной деятельностью. При этом непосредственное участие практических работников как в подготовке и проведении деловой игры, так и в оценке ее результатов усиливает контекстный смысл профессиональной подготовки.

Принцип имитационного и игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности на основе прогнозирования и планирования правоохранительной деятельности означают, что деловую игру необходимо разрабатывать с учетом изменений, происходящих прежде всего в правовых нормах, социальной, экономической, политической сферах, способных повлиять на качественные и количественные показатели преступности.

Исходя из содержания принципов деловых игр, рекомендуется введение этой формы контекстного подхода к профессиональной подготовке полицейских в образовательный процесс, что создает необходимость системного пересмотра форм, методов, содержания, средств деятельности как профессорско-преподавательского состава, так и курсантов и слушателей. Деловая игра должна базироваться на системе знаний, умений и навыков, приобретенных при применении других образовательных технологий, в том числе контекстного образования (это лекции с участием практических работников, с запланированными ошибками, интерактивные семинарские, практические занятия). Деловая игра интегрирует данные технологии в более сложные, межпредметные и надпредметные компетенции. При проведении деловой игры преподаватель может быть в ее центре, замыкая все на себя: быть одним из игроков, наблюдателем, не теряя управления и руководство игровым процессом, предоставлять возможность обучаемым самим осуществлять игровой процесс. Практические работники, принимающие участие в деловой игре, могут выполнять функции одного или нескольких игроков, осуществлять управление проведением занятия и оценку ее результатов. Деловая игра может проводиться с заранее запланированными ошибками, что создает возможность для активного участия всей группы в процессе проведения занятия, для поиска и обсуждения ошибок.

Проведению деловой игры предшествует процесс самостоятельной подготовки ее участников, создающий возможность участия в ней как профессорско-преподавательского состава, так и практических работников. При этом необходимо учитывать, что для формирования навыков саморегулирования деятельности обучающихся следует стремиться к ограничению вмешательства преподавателя в процесс деловой игры. Преподаватели должны действовать в основном в начале игры (инструктаж, вводные положения) и в ходе разбора и оценки результатов игры.

Деловую игру не следует превращать в некий тренажер. При ее проведении должен быть реализован принцип двуплановости, поскольку в ином случае интерес обучающихся угасает, а цели и задачи дидактики не реализуются [7, с. 212]. При подготовке и проведении деловой игры курсанты и слушатели могут пользоваться нормативными источниками, научно-практической и методической литературой и иными ресурсами, перемещаться в случае необходимости без ущерба для процесса обучения. Деловая игра должна проводиться в учебное время и укладываться в расписание занятий. При проведении межкафедральных деловых игр целесообразно выделять отдельный учебный день или другое необходимое время. Подготовку к игре необходимо проводить заранее, в часы самостоятельной подготовки, при этом целесообразно привлекать для этого практических работников, что позволит формировать (с учетом реальных практических ситуаций) культуру дискуссии, логику доказывания и опровержения, умения отстаивать свою точку зрения и понимать точку зрения другого [7, с. 213].

Система и содержание описанных выше принципов деловой игры как одной из форм контекстного подхода к профессиональной подготовке курсантов и слушателей определяют требования, предъявляемые к разработчикам деловых игр, преподавателям и практическим работникам, которые используют деловые игры для подготовки компетентного полицейского.

Библиографический список:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2000. 304 с.
2. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М.: Академия, 2009.
3. Даутова О.Б., Крылова О. Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпициной. СПб: КАРО, 2006.
4. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании: Школа будущего // Директор школы. 2010. № 1. С. 55-58.
5. Новиков А.М. Методология игровой деятельности // Школьные технологии. 2009. № 6. С. 77-89.
6. Вербицкий А.А. Деловая игра в компетентностном формате // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. Т. 9. № 3-2. С. 140-144.
7. Вербицкий А.А. Теория и технологии контекстного образования: Учебное пособие. М.: МПГУ, 2017. 268 с.
8. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. 207 с.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (04.02.2020)
Просмотров: 76 | Теги: деловая игра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...
Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь