Вторник, 20.08.2019, 04:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ДЕЙСТВУЮЩИЙ КЛУБ КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ

Н. В. Шарковская, доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры

ДЕЙСТВУЮЩИЙ КЛУБ КАК КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ И ОБЩЕСТВЕННАЯ САМООРГАНИЗАЦИЯ

В статье рассматриваются содержательные основы действующего клуба как культурно-просветительного учреждения и результативной общественной самоорганизации. Автор даёт развернутую характеристику данному типу современного клуба, конкретизирует методологические и педагогические принципы, выражающие закономерные связи между функциональными компонентами клубного процесса. Особое внимание уделено анализу текущей клубной практики, направленной на создание самодеятельных творческих коллективов, любительских объединений, а также проведение разных видов досуговых мероприятий. Подчёркивается общекультурная значимость партнёрства как формы взаимодействия клуба с другими социальными учреждениями. Показано, что синергизм социокультурного партнёрства выражается в таких ведущих направлениях клубной деятельности, как подготовка и реализация коллективных вариативных проектов, программ; перспективное и оперативное реагирование на запросы социальных учреждений по организации корпоративных мероприятий, культурных событий с использованием различных средств социально-культурной деятельности; научно-методическое обеспечение технологий активного досуга в учреждениях дополнительного образования; предоставление многовариантных форм культурных, в том числе информационных услуг.

Ключевые слова: клуб, социально-культурная деятельность, активный досуг, клубная аудитория, социокультурное партнёрство, клубные технологии.

 

В условиях транзитивности современного общества целевые установки действующего клуба сориентированы на создание локального культурного пространства, значимого для межличностного взаимодействия в аспекте достижения социальной общности клубной аудитории, а также усвоения каждым ее субъектом ценностей творческого самовыражения. Координируя многообразные функции,гарантиру- ющие реализацию ведущих средств социально-культурной деятельности, клуб выступает одновременно и как культурно-просветительное учреждение, имеющее среди основных задач формирование ценностно-смыслового аспекта самоактуализации личности, и как общественная самоорганизация, объединяющая посетителей на основе добровольности, расширения пространства свободного выбора форм и методов позитивного проведения досуга.

По степени самодостаточности ресурсного обеспечения современный клуб рассматривается в виде: а) многопрофильного учреждения, нацеленного на формирование основ базовой культуры посетителей в различных сферах общественной практики: досуговой, самообразовательной, художественной, межкультурной, коммуникативной и т.д.; б) монопрофильного учреждения, в котором превалирует то или иное направление социально-культурной деятельности: физкультурно-оздоровительное, экологическое, фольклорное, волонтерское, туристическое и т.д. Среди консолидирующих особенностей данных типов клуба, наряду с устойчивой трансформацией клубной структуры, обусловленной временными факторами, динамичностью новой социальной ситуации в обществе, выделяется также учет авторского опыта проектирования специалистами клубных технологий, в том числе мультимедийных, здо- ровьесберегающих, волновых технологий обучения и воспитания.

В указанных типах клубных учреждений, наряду с базовыми принципами самоорганизации (гомеостатичности, нелинейности, открытости, вариативности), действуют педагогические принципы, соотносящиеся с теми или иными структурными компонентами клубного процесса:

• с целями (принцип гуманистической направленности воспитательного процесса в клубе);

• с содержательными основами активного досуга (принцип формирования интегрированных компетенций, принцип личностной саморегуляции и досугового поведения);

• с организацией педагогического процесса (принцип социального воспитания в самодеятельном коллективе, принцип соответствия возрастным характеристикам посетителей, принцип комплексной эстетизации клубной среды и художественно-эстетического просвещения).

Имея конкретную методологическую основу, эти принципы отображают суть социальных, психолого-педагогических и методических требований к созданию разных моделей инициативного досуга, а в целом позволяют придать ему преимущественно ценностные ориентации: духовно-нравственные, эстетические и другие основания оценок субъектами уровня организации клубной жизнедеятельности, ориентированности в ней. Являясь исходными положениями теории и практики социально-культурной деятельности, они указывают на закономерные связи между функциональными компонентами клубного процесса. Среди них выделяются: обусловленность содержательного подбора клубных технологий индивидуальными и возрастными особенностями посетителей, возможностями реального участия в развивающей досуговой среде; определение выбора культуротворче- ских форм и современных методов воспитательного процесса в клубе общекультурной направленностью программ, мероприятий, в том числе рекреационной, спортивной, анимационной; соотношение результатов проведения свободного времени с особенностями взаимоотношения посетителей с окружающей микросферой конкретного клуба. Будучи предопределёнными внешними факторами, а также субъективным фактором — организационно-педагогическими действиями специалистов социокультурной сферы, обусловливающими успешность достижения значимых целей, эти закономерности реализуются в зависимости от той или иной системы экстернальных по отношению к посетителям условий, способствующих регуляции их поведения при формировании собственной картины проведения активного досуга.

Специфика действующего клуба, состоящая в создании открытого клубного сообщества, в котором внимание уделяется развитию культурной мобильности и социальной желательности к самоорганизации, позволяет всем членам этого сообщества демонстрировать ту или иную степень выраженности своих способностей (сценических, музыкальных, поэтических, технических и т.д.), а в целом реализовать персональные социокультурные траектории — своего рода «указатели», позволяющие выстраивать свой досуг в соответствии с конкретными жизненными факторами [3].

Исследования показывают, что наиболее востребованными клубной аудиторией культуротворческими формами организации досуга являются: тематические выставки работ самодеятельного изобразительного и декоративно-прикладного творчества, благотворительные акции, реконструкции фрагментов историко-культурных событий, интеллектуальные, в том числе этнокультурные, игры и спортивные состязания, интернет-соревнования, открытые фестивали искусств, театрализованные праздники, выставки инновационных электронных досуговых развлечений, открытые конкурсы клубных идей и т.д. [1; 4, с. 27-41]. Аксиологическая направленность этих форм определяет «внешнюю» сторону процесса организации досуга, детерминированную созданием публичной коммуникации, способствующей установлению и поддержанию разных видов личных контактов специалиста с посетителями, а также позволяет усваивать ценности творческого самовыражения, тем самым выполняя комплексную функцию.

В настоящее время текущая клубная практика развивается в русле ориентированности на продуктивную реализацию модели действующего клуба, объединяющей функции учреждения культуры с функциями общественной самоорганизации, которые, в свою очередь, отражают возможности и перспективы организации в них социально-культурной деятельности: любительской и профессиональной. В связи с этим действующий клуб выступает как центр культурного развития и в то же время как центр формирования общественного сознания и информационно ориентированного просветительства. Именно этот социокультурный институт является самым доступным для массового посещения населения, ибо сохраняет специфику социально-досуго- вой практики — создание самодеятельных художественных коллективов, любительских объединений, студий, мультимедийных лабораторий, проведение разных видов общекультурных мероприятий, в том числе краеведческой, экскурсионной тематики, имеющих целью удовлетворение духовных потребностей, разнообразных любительских интересов посетителей, реализацию социальных норм и культурных традиций клубного пространства.

Характерная особенность клубных учреждений Москвы — осуществление профессиональной социально-культурной деятельности не только на собственной базе, но и по месту жительства через структуру созданных отделений-филиалов. Реально это стало возможным после формирования такой специализированной структуры, как территориальная клубная система — объединение так называемых малых клубов по месту жительства [2, с. 25-26]. Востребованность настоящей структуры в том, что она предоставляет достаточно широкие возможности для распространения системы общих культурных ценностей как связующего звена между духовной культурой социума и духовно-нравственным миром личности посетителя, а также соединения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов.

Образцами конструктивной организации работы такого комплекса являются Центральный, Западный административные округа Москвы, в которых клубные учреждения объединены в несколько клубных систем по ведущему показателю - территориальности. Образование подобных социокультурных формирований сориентировано на систематизацию клубных технологий организации активного досуга (коллективного, группового, межгруппового, индивидуального), проведение общекультурных акций (граждан- ско-патриотических, добровольческих, экологических и т.д.), а также массовых зрелищных мероприятий.

В настоящее время в Москве действует свыше 95 государственных учреждений клубного типа, из них городского уровня - 3 и районного уровня - 92 учреждения. Наряду с государственными учреждениями клубного типа, в московском мегаполисе осуществляют деятельность 130 клубов, общественных и некоммерческих организаций, 7 профсоюзных Домов и Дворцов культуры, в которых функционирует более 7,5 тысяч любительских объединений - вокальных, театральных, хореографических коллективов, фольклорных ансамблей; оркестров духовых и народных инструментов; студий изобразительного декоративно-прикладного искусства и т.д. Профессиональная социально-культурная деятельность направлена на досуговое объединение посетителей со значимыми для каждого из них общими познавательными интересами, предоставление возможностей для содержательного проведения свободного времени, обеспечение личностного роста в пространстве свободного выбора, создание ситуаций творческого успеха.

Так, в государственном бюджетном учреждении культуры «Территориальная клубная система "Ново-Переделкино"», которая объединяет два Дома культуры и девять клубов-филиалов, расположенных в районе Ново-Переделкино Москвы, реализуются социокультурные проекты «Встреча с представителями интернет-сообщества "Солдаты Победы"», «Открытый фестиваль авторской песни "Переделкинские строфы - 2018"», Фестиваль «Славянские истоки». Их целевые установки: активное вовлечение посетителей в клубные практики для развития социальных и эмоциональных навыков, воспитания художественного вкуса, повышения уровня культурного саморазвития. Государственное бюджетное учреждение культуры Москвы «Клуб "Лицей"» - досуговое учреждение для всех возрастных категорий граждан. Реализуя социокультурный проект мэра Москвы «Московское долголетие», названный клуб в виде результативной общественной самоорганизации помогает посетителям старшего поколения улучшить качество жизни, в том числе повысить общую культуру этически ориентированного до- сугового поведения. Одна из главных ценностей проекта - расширение круга общения москвичей старшего возраста как значимой формы их культурной жизнедеятельности через участие в занятиях по хоровому пению, компьютерной грамотности, в спортивных секциях, творческих мастерских.

Структурные преобразования в клубной отрасли, новые правовые и экономические основы функционирования клубных учреждений в полной мере содействуют прогнозированию и территориальному планированию развития клубной системы. Создание и апробирование тематических проектов, способных с успехом развиваться в будущем, их применение в общественной практике населения происходят в клубах на основе социокультурного партнёрства - формы взаимодействия клубов с другими учреждениями культуры, дополнительного и профессионального образования, социальными организациями. Результатами коллективных и личностных моделирующих действий является разработка многочисленных программ, мероприятий общественной и культурной тематики для различных социально-демографических групп в соответствии с социальным заказом на развитие культуры; решение текущих и стратегических задач (управленческих, производственных, коммуникативных) на основе межкультурного диалога; достижение нового качества межличностных отношений социальных субъектов в условиях их профессионального окружения.

Синергизм социокультурного партнёрства выражается в таких наиболее распространённых направлениях клубной деятельности, как подготовка и реализация коллективных культурно-досуго- вых программ, проектов; перспективное и оперативное реагирование на запросы других социальных учреждений по организации корпоративных мероприятий, культурных событий с использованием различных средств и методов, в том числе тематических консультаций, тренингов, деловых игр, наставничества и пр.; научно-методическое обеспечение организации культурной деятельности в учреждениях дополнительного образования; оказание многовариантных форм предоставления информационных культурных услуг, в том числе переводов первоисточников социальной информации, дистанционный доступ к удалённым базам данных, ознакомление с информационными технологиями и т.д.

Среди проблемного состава вопросов, требующих неотложного решения в связи с предоставлением действующим клубом на технологической основе доступа посетителям к разным культурным благам необходимо выделить следующие:

• неполная обеспеченность современным оборудованием, в том числе световым и звуковым, системами управления, значимыми для регулирования выбора форм и методов социально-досуговой деятельности, а также средствами обеспечения безбарьерного доступа маломобильных групп населения к конкретным клубным учреждениям;

• ненадлежащий уровень соразмерности распространённых видов клубных культурных услуг досуговым предпочтениям посетителей разных возрастных, социальных групп;

• недостаточно высокий уровень векторной направленности социокультурного партнёрства современного клуба с негосударственными структурами, функционирующими в культурной сфере, в том числе с благотворительными организациями, общественными объединениями, частными лицами в целях формирования новых культурных ценностей, изменения функций социальных структур;

• неконструктивное использование околоклубного пространства, в частности, уличных площадок при действующих клубах и т.д.

Невзирая на многосложность нынешней социально-экономической обстановки, сложившейся в обществе, действующий клуб как культурно-просветительное учреждение и общественная самоорганизация доказали свою жизнеспособность к дальнейшему развитию, ибо они целенаправленно приобщают посетителей к самодеятельному художественному творчеству, осуществляют поиск талантливых личностей — участников социокультурных проектов и программ, формируют разные виды их социально-культурной активности, обеспечивают реализацию смысловых установок на познание мира культуры досуга в специально моделируемых условиях, используя для этого не только классические, но и инновационные клубные технологии.
 

Примечания

1. Васильковская М. И. Развитие социально-культурного творчества молодежи в клубном объединении // Первые Туевские научные чтения. Научное наследие профессора В. В. Туева и современные тенденции развития социально-культурной деятельности : сборник научных статей / ред. кол. : А. И. Юдина (гл. ред.), М. И. Васильковская, Л. И. Лазарева, С. А. Мухамедиева ; Кемеровский государственный институт культуры. Кемерово : КемГИК, 2017. С. 190—196.
2. Донской В. Г., Ковалев Е. М. Клуб — центр культурных инноваций / Институт социально-политических исследований Российской академии наук, Единый научно-методический центр Комитета по культуре Москвы. Москва : ИСПИ, 2003. 92 с.
3. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия : Последовательность человеческого развития. Москва : Новое издательство, 2011. 464 с.
4. Шарковская Н. В. Социально-культурные институты: типология, содержание, деятельность : монография. Москва : МГИК, 2017.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 3 (83)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (29.07.2019)
Просмотров: 21 | Теги: клуб, активный досуг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь