Среда, 22.01.2020, 11:45
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Деятельностные факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел

О.В.Пересадина

Деятельностные факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел

В данной статье автор анализирует деятельностные факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел. В качестве основных групп деятельностных факторов определяются организационно-управленческие, социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические и культурно-этические факторы. Кроме того, в статье рассматриваются факторы, влияющие на формирование таких структурных элементов профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел, как правовая психология и правовая идеология.

Ключевые слова: профессиональное правосознание; факторный подход; факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания; деятельностные факторы; организационно-управленческие факторы; социально-экономические факторы; социально-правовые факторы; социально-психологические факторы; культурно-этические факторы.


Социально-экономические, политические, правовые преобразования, произошедшие в последние годы в российском обществе, с одной стороны, породили возможности для роста духовного потенциала российских граждан, выраженного в осознании необходимости защиты своих прав и свобод, в формировании и развитии чувства личного достоинства, что, в свою очередь, усилило потребность в большей социальной и правовой защищенности. С другой стороны, издержками произошедших изменений стали падение авторитета закона, снижение престижа правоохранительных органов. В сложившихся условиях сильно возрос уровень общественных притязаний, направленных к людям, профессионально занимающимся юридической деятельностью, т. к. от них во многом зависит состояние законности и правопорядка и, в конечном счете, становление российского демократического, правового и социального государства.

В этой связи особую актуальность приобретает проблема комплексного исследования профессиональной деятельности юристов-профессионалов (юристов- практиков) и в первую очередь - анализа всей совокупности обстоятельств, влияющих на формирование их профессионального правосознания.

Как представляется, наиболее эффективным для такого анализа целесообразно признать факторный подход, поскольку именно он дает возможность учесть природу, интенсивность, направленность воздействия различных обстоятельств, влияющих на профессиональное правосознание в целом и на его отдельные структурные элементы, а также позволяет осуществить системный анализ причин и условий, порождающих деформацию профессионального правосознания. При этом понятие «фактор» не следует отождествлять ни с детерминантой, как это делает Р. А. Кузнецов , ни с причинами и истоками, как об этом пишет в своем диссертационном исследовании В. Р. Петров .

Таким образом, под факторами профессионального правосознания полагаем возможным понимать явления общественной жизни, оказывающие в той или иной форме воздействие на формирование и развитие профессионального правосознания, приводящие к их системному функционированию.

Следует отметить, что выделение наиболее распространенных, типичных обстоятельств, обуславливающих формирование профессионального правосознания, - довольно сложное занятие. Это связано с тем, что в разных своих сочетаниях и проявлениях данные обстоятельства могут по-разному влиять на профессиональное правосознание субъектов юридической деятельности. Отсюда можно утверждать, что не существует и не может существовать одного главного (основного) обстоятельства (фактора), которое бы четко объясняло происхождение и динамику профессионального правосознания. Не может быть и речи о возможности создания универсального перечня обстоятельств (факторов), порождающих профессиональное правосознание.

Поскольку процесс формирования профессионального правосознания - это сложное системное социально-правовое явление, испытывающее на себе воздействие множества факторов, выявление и анализ данных факторов предполагает: во-первых, анализ этапа развития, на котором находится общество, учитывая происходящие в нем социальные, экономические, политические и иные изменения, а также действующее законодательство; во-вторых, изучение социальной среды, в которой происходит становление, развитие и функционирование профессионального правосознания субъектов юридической деятельности.

Итак, факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания, по нашему мнению, условно можно разделить на две группы: общие и специфические.

В свою очередь, общие факторы целесообразно подразделять на внутренние (субъективные) и внешние (объективные). Внутренние (субъективные) факторы - индивидуальные особенности личности юриста-профессионала. Полагаем, что к ним относятся: во-первых, психофизиологические факторы, зависящие от особенностей человеческого организма (уровень развития умственных способностей, память, такие особенности характера личности, как внушаемость, сила воли, темперамент и др.); во-вторых, интеллектуальные факторы, зависящие от уровня интеллектуального развития личности юриста-профессионала (уровень профессионального образования (квалификации) субъекта юридической деятельности; уровень его профессиональных правовых знаний, правовой информированности в целом; уровень правового мышления, отсутствие штампов и стереотипов).

Систему же внешних (объективных) факторов, влияющих на правосознание в целом, профессиональное в частности, необходимо представлять в виде совокупности подсистем, в качестве которых выступают различные сферы жизни общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. При этом каждая из указанных подсистем, по нашему мнению, должна включать в себя пять следующих направлений: институциональное (система социальных институтов, социальных общностей, социальных групп, отдельных личностей, оказывающих социализирующее воздействие в правовой сфере), нормативное (нормативно- правовые акты, регламентирующие конкретную сферу жизнедеятельности, в том числе правовую), коммуникативное (совокупность средств и способов общения, получения и передачи правовой информации), функциональное (система взаимодействия между субъектами, их место и роль в конкретной области деятельности, в частности юридической) и культурно-идеологическое (совокупность норм и принципов, ценностных ориентаций, регулирующих конкретную сферу общественной жизни, в особенности правовую).

Говоря о профессиональном правосознании, отметим, что оно все же преимущественно формируется в процессе юридической деятельности его носителей. Следовательно, систему факторов, влияющих на формирование профессионального правосознания, как уже ранее отмечалось, целесообразно дополнять специфическими факторами, которые напрямую зависят от осуществления его носителями того или иного вида юридической деятельности, - деятельностными. Представляется, что особо значимая роль принадлежит следующим группам деятельностных факторов: а) организационно-управленческим, б) социально-экономическим, в) социально-правовым, г) социально- психологическим, д) культурно-этическим.

Полагаем, что именно организационно-управленческие факторы заслуживают особого внимания, т. к. их влияние на формирование профессионального правосознания может корректироваться посредством целенаправленного совершенствования системы управления в органах внутренних дел, например, изменяя нормативы юридической деятельности, отвечающие потребностям профессионального роста ее субъектов - сотрудников органов внутренних дел, а также совершенствуя формы, средства и методы ее организации.

Среди наиболее значимых организационно-управленческих факторов, влияющих на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел, по нашему мнению, можно назвать:

1) численность личного состава в организации, отделе, службе, подразделении и, как следствие, нагрузку на каждого сотрудника. Ни для кого не секрет, что перегрузки на службе, вызванные недостаточной численностью личного состава в подразделениях органов внутренних дел, могут привести сотрудников к нарушению не только служебной дисциплины, но и законности. К сожалению, сегодня вновь взят курс на еще большее сокращение штатов в системе МВД России;

2) специфику профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, где конкретный вид юридической деятельности предопределяет отличительные особенности профессионального правосознания субъекта. Напомним, что основной вид юридической деятельности сотрудников органов внутренних дел - это правоприменительная. Следовательно, именно она оказывает наибольшее влияние на формирование и развитие профессионального правосознания сотрудников.

В этой связи интересным представляется проанализировать влияние правоприменительной практики сотрудников органов внутренних дел на процесс формирования их профессионального правосознания. Так, по мнению А. В. Грошева, на первой стадии правоприменительного процесса, в ходе установления и оценки юридических фактов (фактических обстоятельств дела), у сотрудника на основе информационно-познавательных компонентов профессионального правосознания - усвоение правовой информации, происходит формирование поведенческо-регулятив- ных компонентов - навыков анализа правовых норм применительно к фактическим обстоятельствам дела и умений использовать правовую информацию при установлении юридической основы дела . Однако для квалифицированного разрешения конкретной правовой ситуации сотруднику недостаточно иметь лишь определенный объем правовых знаний и компетенций, поскольку действие данных компонентов профессионального правосознания напрямую зависит от сфор- мированности в нем эмоционально-психологических компонентов, например, ценностно-оценочного отношения сотрудника к праву и практике его применения.

Функционирование же отмеченных компонентов профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел происходит в рамках второй стадии правоприменительного процесса - установления юридической основы дела. Именно на этой стадии на основе ценностно-оценочного отношения к праву и практике его применения у сотрудника при разрешении конкретной правовой ситуации формируется ценностное (оценочное) правовое мышление, которое выступает в роли своеобразного координатора его действий.

В свою очередь, на третьей стадии правоприменительного процесса в ходе принятия решения по делу происходит формирование готовности сотрудника органов внутренних дел к самой правоприменительной практике, то есть у него формируются правовые установки и ценностные ориентации. Следовательно, наряду с информационно-познавательными и эмоционально-психологическими компонентами профессионального правосознания формируются мотивационно-волевые компоненты психики личности сотрудника (мотивы, цели, воля), направленные на решение профессиональных (служебных) задач.

Таким образом, можно утверждать, что поведен- ческо-регулятивные компоненты профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел в завершенном виде формируются в процессе их профессиональной юридической деятельности, точнее, правоприменительной практики;

3) стиль и методы управления, применяемые руководителями организаций, отделов, служб и подразделений органов внутренних дел, которые зачастую выступают в качестве условий, способствующих либо развитию и совершенствованию профессионального правосознания сотрудников, либо зарождению в нем деформационных проявлений. Здесь необходимо отметить, что позитивное воздействие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел могут оказывать только положительные личностные и профессиональные качества руководителя, а также используемые им методы руководства. В настоящее время руководители организаций, отделов, служб и подразделений органов внутренних дел все чаще берут на вооружение авторитарный стиль руководства и соответствующие ему методы воздействия на подчиненных. Полагаем, что это, вызывая возражение последних, приводит к возникновению конфликтных ситуаций, неблагоприятному морально-психологическому климату в служебном коллективе, деформационным проявлениям их профессионального правосознания и т. п.;

4) существующая система оценки деятельности сотрудников, служб, подразделений органов внутренних дел, в целом системы МВД России как со стороны самой системы, так и со стороны общества.

Согласно п. 5 ст. 9 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел проводит постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности полиции, а также мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества» . Как представляется, такой анализ создает возможность для своеобразного диалога между населением и системой МВД России, что, безусловно, позитивно влияет на дальнейшее совершенствование деятельности последней.

Согласно данным проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) исследования, приуроченного ко Дню сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, доверие и оценка работы полиции за 2017 г. существенно выросли, достигнув исторически рекордных показателей .

Так, доверие к сотрудникам полиции своего региона в 2017 г. выразили две трети опрошенных россиян (67 % - рекордно высокий показатель); в 20152016 гг. соответствующий показатель составлял 4647 %. Уровень недоверия соответственно снизился до 27 %. Наиболее высокие показатели доверия (среди представленных для оценки) у сотрудников дежурной части (71 %), участковых уполномоченных (70 %), инспекторов по делам несовершеннолетних (68 %), полиции на транспорте (67 %), сотрудников патрульно-постовой службы (65 %) .

Следует отметить, что по результатам исследования представление о работе органов внутренних дел у граждан во многом складывается на основе опыта общения с сотрудниками ГИБДД (за 2017 г. подобного рода опыт был у 33 % граждан - с 20 % в 2012 г.) и участковыми уполномоченными (22 % - с 15 %) .

В общественном сознании сложился более чем положительный образ полицейского: ему в первую очередь приписываются такие качества, как опрятность (77 %), вежливость (66 %), дружелюбие (66 %), порядочность (65 %), храбрость (65 %), компетентность (64 %), готовность оказать помощь (64 %). В сравнении с 2012 г. оценки серьезно улучшились .

Результаты исследования следующим образом прокомментировал генеральный директор Фонда ВЦИОМ Константин Абрамов: «Этот год стал знаковым в изменении общественного мнения по отношению к деятельности МВД. Резкий двадцатипроцентный рост доверия в 2017-м году на фоне постепенного улучшения имиджа в последние годы говорит о том, что произошли качественные изменения в деятельности полиции и граждане это заметили. Полиция стала ближе к народу - уровень знания и взаимодействия с участковыми инспекторами превысил данные позднего советского периода (данные исследования 1990 г.)» .

Следует сказать, что на территории Свердловской области в 2017 г. также был проведен опрос общественного мнения о деятельности полиции. Как пояснил глава пресс-службы регионального МВД Валерий Горелых, «в ГУ МВД России по Свердловской области подведены итоги опроса общественного мнения о деятельности гарнизона полиции. Он проводился во всех без исключения населенных пунктах силами личного состава ОВД и членов Общественных советов. Итог мониторинга показал, где на Среднем Урале население доверяет стражам порядка больше, а где меньше»6.

Участникам опроса было предложено ответить всего на три вопроса7.

Так, на вопрос «Вы чувствуете себя защищенным или не защищенным от преступников, от посягательств на Вашу жизнь, здоровье, имущество?» 5241 респондент ответил «защищенными себя чувствуют», 4503 - «скорее защищенными, чем незащищенными», 1367 респондентов выбрали вариант - «скорее незащищенным, чем защищенным» и «незащищенными себя чувствуют» 721 гражданин, принявший участие в опросе. Затруднились с ответом - 1058 человек. Таким образом, большинство граждан из числа опрошенных (75,57 %) чувствуют себя на территории Среднего Урала защищенными от преступников и от посягательств на жизнь, здоровье и имущество8.

На вопрос «Доверяете ли Вы полиции в обеспечении Вашей личной и имущественной безопасности?» 5352 респондента ответили, что «в целом доверяют». 4681 опрошенный признался, что «скорее доверяет, чем не доверяет». Вариант ответа «скорее не доверяю, чем доверяю» выбрали 1207 человек, категорично заявили, что в целом не доверяют 714 граждан. Затруднились с выбором варианта ответа 926 граждан. Следовательно, основная часть людей (77,9 %) доверяют полиции в обеспечении личной и имущественной без- опасности9.

Третий вопрос был посвящен выяснению оценки работы полиции в районе проживания респондента. Так, 5566 граждан признались, что «в целом положительно оценивают деятельность местных органов внутренних дел». 4475 опрошенных выбрали вариант - «скорее положительно, чем негативно». «Скорее негативно, чем положительно» оценил работу полиции в своем районе 931 респондент. Выставили негативную оценку работе органов внутренних дел 452 опрошенных гражданина. 1456 респондентов выбрали вариант - «затрудняюсь ответить». В итоге, 77,96 % принявших участие в мониторинге общественного мнения граждан положительно оценили работу органов внутренних дел .

Поскольку уровень профессионального правосознания в значительной степени обусловлен социально-экономическими факторами, то одним из принципиальных вопросов является качественное и эффективное применение государством мер социально-экономического характера, определяющих достойный образ жизни каждого сотрудника органов внутренних дел. В этой связи принципиальным направлением совершенствования профессионального правосознания является адекватное применение к сотрудникам (за качество выполнения ими профессиональной деятельности) материальных (достойное денежное довольствие, выплаты премий, награждение ценными подарками и др.) и моральных (объявление благодарностей и др.) форм поощрения.

Говоря о социально-правовых факторах, необходимо отметить, что именно они формируют отношение сотрудников органов внутренних дел к закону, правопорядку, праву в целом. Среди социально-правовых факторов, активно воздействующих на профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел, по нашему мнению, можно выделить: признание сотрудником высшей юридической силы закона; уважение прав и свобод человека и гражданина и понимание необходимости их гарантии, соблюдения и защиты; качество законодательства, регламентирующего профессиональную деятельность сотрудников, и с которым им приходится иметь дело в своей правоприменительной практике; наличие у сотрудников, членов их семей чувства защищенности от противоправных действий и др.

Отдельного внимания заслуживают социально-психологические факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел.Здесь следует подчеркнуть значимость в формировании профессионального правосознания факторов личностного свойства, включающих в себя определенные личностные особенности сотрудников. Это связано с тем, что юридическая деятельность имеет свои специфические особенности, что, в свою очередь, предъявляет высокие требования как к деловым, так и к личностным качествам субъектов, ее осуществляющих.

По нашему мнению, к необходимым сотруднику органов внутренних дел интеллектуальным качествам следует отнести развитое логическое мышление, хорошую память и т. д. К характерологическим - преданность делу, честь, долг, достоинство, совесть, ответственность, неподкупность, принципиальность, справедливость, инициативность, решительность, настойчивость, добросовестность и др. Среди коммуникативных качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел, можно назвать общительность, чуткость, уравновешенность, повышенный самоконтроль и т. д.

Также необходимо указать на особую важность в формировании профессионального правосознания социально-психологических особенностей сотрудников органов внутренних дел, накладываемых на них спецификой профессиональной деятельности. Здесь речь идет больше о властном характере, применяемом в основном в таком виде юридической деятельности, как правоприменительная. В качестве примеров можно привести: факторы корпоративности (ведомственности), определенные стереотипы тоталитарного (неправового) мышления и поведения сотрудников и др.

Требуют внимания в социально-психологическом плане и тесные профессиональные контакты сотрудников органов внутренних дел с асоциальной (криминальной) средой. Как представляется, такое взаимодействие может, с одной стороны, укрепить их профессионализм, с другой - способствовать возникновению и развитию профессиональной черствости, душевной глухоты, личной пристрастности, профессионального эгоизма, субъективизма, злоупотребления служебным положением и т. п. В этой связи очень многое зависит от способности личности сотрудника противостоять негативным влияниям указанных факторов, а это напрямую зависит от уровня сформированности их профессионального правосознания.

К рассматриваемой группе факторов, влияющих на формирование профессионального правосознания, можно также отнести: социально-психологический климат в служебных коллективах, стиль руководства в служебном коллективе, степень социально-психологической защищенности сотрудников, профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел.

Остановимся подробнее на наиболее значимом сегодня, по нашему мнению, факторе данной группы - социально-психологическом климате служебных коллективов органов внутренних дел.

Как известно, в большинстве случаев результаты юридической деятельности сотрудников органов внутренних дел являются не индивидуальными, а коллективными. Кроме того, от сплоченности служебного коллектива и от его социально-психологических характеристик, таких, например, как морально-психологический климат, зависят работоспособность и мотивация к профессиональной деятельности сотрудников и, как следствие, их профессиональное правосознание. Поэтому сегодня вопросы, связанные с формированием и стабильным развитием служебных коллективов в органах внутренних дел, являются чрезвычайно значимыми.

Все сказанное обуславливает необходимость проведения целенаправленной социально-психологической и воспитательной, в первую очередь правовоспитательной, работы руководителей в служебных коллективах органов внутренних дел по формированию здоровых нравственных отношений и благоприятного морально-психологического климата, а также высокого уровня правосознания каждого сотрудника.

По своему содержанию профессиональная юридическая деятельность сотрудников органов внутренних дел не только носит сугубо правовой характер, но и является глубоко нравственной. Все это находит отражение в профессионально-нравственном сознании сотрудников, которое, в свою очередь, активно воздействует на их профессиональное правосознание. По нашему мнению, на формирование профессионального правосознания сотрудников органов внутренних дел серьезное воздействие оказывают следующие культурно-этические факторы:

- уровень общей культуры сотрудников;

- уровень общей культуры непосредственных руководителей;

- уровень сформированности правового сознания граждан, с которыми сотрудникам приходится взаимодействовать, исполняя профессиональные (служебные) обязанности;

- уровень нравственных установок ближайшего социального окружения сотрудника (родственников, друзей, коллег, сослуживцев и т. д.);

- требования общего культурного развития, предъявляемые к личности сотрудника со стороны руководства: следование общеправовым принципам, в первую очередь уважению прав и свобод человека и гражданина; высокий уровень коммуникативной активности; эмоционально-психологическая устойчивость; адекватные статусно-ролевые установки и т. д.;

- эффективное применение моральных и материальных стимулов, мотивирующих сотрудника к качественному выполнению профессиональных обязанностей (достойная заработная плата, своевременность поощрений) и др.

Обобщая все вышеназванные культурно-этические факторы, можно сделать вывод, что главным здесь выступает профессионально-нравственное сознание сотрудников органов внутренних дел, активно воздействующее на их профессиональное правосознание. Это объясняется существованием всеобщих морально- этических норм и принципов, их проникновением во все сферы жизнедеятельности, в том числе правовую.

В заключение следует сказать, что профессиональное правосознание формируется под влиянием комплекса разнообразных факторов как общих (субъективных и объективных), так и специфических, зависящих от выполняемой субъектом юридической деятельности. Данные факторы необходимо исследовать, поскольку в современных условиях особое значение приобретает формирование высокого уровня профессионального правосознания юристов-профессионалов, то есть людей, в чьи профессиональные обязанности входит обеспечение всех провозглашенных принципов правового государства.

Библиографический список

1. Грошев А. В. Профессиональное правосознание сотрудников органов внутренних дел (понятие, функции, проблемы формирования): учеб. пособие / А. В. Грошев. - Екатеринбург, 1995. - 78 с.
2. Итоги опроса общественного мнения о деятельности Свердловской полиции в 2017 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www-new.midural.ru/ news/on_the_eve/document126570/ (дата обращения: 12 февраля 2018 г.).
3. Кузнецов Р. А. Деформация профессионального правосознания юристов: дис. ... канд. юрид. наук / Р. А. Кузнецов. - Екатеринбург, 2005. - 194 с.
4. Петров В. Р. Деформация правосознания граждан России. Проблемы теории и практики: дис. ... канд. юрид. наук / В. Р. Петров. - Н. Новгород, 2000. - 222 с.
5. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 3510 от 9 ноября 2017 г. «Работа полиции: доверие и оценки на максимуме!» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=8766 (дата обращения: 12 февраля 2018 г.).

Научно-практический журнал "Вестник Уральского юридического института МВД России" № 2, 2018


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (01.01.2020)
Просмотров: 20 | Теги: правосознание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь