Среда, 13.12.2017, 08:36
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ

В.И.Майоров, доктор юридических наук, профессор

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ

Освещаются вопросы информационной открытости в современном обществе. Анализируется, каким образом в современной монографической литературе, а также в нормативно-правовых актах освещены вопросы полномочий органов полиции и степени доступности правоприменителя для граждан.

Ключевые слова: пономочия органов полиции, политика информационной открытости, эффективность деятельности полиции.

 
Обеспечение порядка в обществе является важнейшей задачей любого государства, поскольку без правопорядка исчезает само государство как организация общества [6]. В последние годы данному вопросу уделяется большое внимание как со стороны исследователей и ученых, так и со стороны Президента РФ, Правительства РФ и руководителей федеральных органов государственной власти. После распада СССР эффективность деятельности российской милиции по защите прав граждан и обеспечению правопорядка значительно снизилась, возникла необходимость ее реформирования. В связи с этим в 2011 г. был принят новый закон о полиции1, одна из задач которого заключается в установлении «тесного взаимодействия полиции с формирующимися в стране институтами гражданского общества и гражданами с целью обеспечения правопорядка» [7].

В современной мировой практике существуют две модели реализации функций полиции. «Кризисная модель» деятельности реализуется с помощью репрессивных мер. Модель «социального партнерства» основывается на сотрудничестве и взаимопонимании. Создатели Закона «О полиции» планировали найти новый ресурс повышения эффективности работы полиции в социальном партнерстве полиции и общества.

Как показывает опыт развитых стран, подобная форма взаимодействия с населением значительно повышает возможности полиции по поддержанию правопорядка за счет включения в этот процесс общественных объединений и сознательных граждан. Высокий уровень доверия граждан к правоохранительным органам обеспечивает их лояльность, помощь в раскрытии преступлений. Кроме того, основная цель работы полиции должна заключаться в предупреждении преступлений, а не только в борьбе с их последствиями, что невозможно без тесного сотрудничества с населением.

В Законе «О полиции» закреплен принцип общественного доверия и поддержки граждан как одна из основ функционирования института полиции. В Федеральном законе от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»  в свою очередь определены формы проявления поддержки со стороны общества: поиск лиц, пропавших без вести; внештатное сотрудничество с полицией; участие в охране общественного порядка и т. д. Для оценки уровня удовлетворенности населения деятельностью полиции введены ежегодные мониторинги общественного мнения, осуществляемые независимыми социологическими центрами при поддержке федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно- исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Вышеизложенное наглядно свидетельствует о стремлении законодателя изменить ситуацию отчуждения и недоверия граждан к полиции, сложившуюся в постсоветской России. Для основной массы населения характерны «сомнения в компетентности сотрудников ОВД, ослабление уверенности в их способности эффективно исполнять свои полномочия с максимальной пользой для общества; преобладающее эмоциональное восприятие образа полицейского как "оборотня в погонах"» [9]. В таких условиях практически невозможно сформировать культуру доверия, даже несмотря на то что отношения социального партнерства являются взаимовыгодными как
для полиции, так и для законопослушной части населения.

C момента принятия Закона «О полиции» прошло уже пять лет, однако в отношении общества к правоохранительным органам по- прежнему преобладают негативные тенденции. Согласно проведенным в 2011—2015 гг. социологическим исследованиям, уровень доверия к полиции с 2011 г. практически не изменился и составляет 50 — 55 %. А такой важный показатель, как доля граждан, уверенных в своей защищенности от преступных посягательств, колеблется в пределах 31—39 % [3 — 5]. Разумеется, «переход от концепции команды и контроля к надзору за охраной порядка с ориентацией на общественность невозможно осуществить моментально» [6]. Однако подобные результаты социологических опросов, безусловно, нельзя считать удовлетворительным результатом работы правоохранительных органов и «полицейской» реформы в целом. Для преобразования полиции в эффективно действующий, социально ориентированный институт требуется усилить работу по выстраиванию доверительных отношений с населением, в том числе с применением новейших информационных технологий.

Большой потенциал в решении этой проблемы имеет использование сети Интернет. Для изменения уже сложившегося мнения необходимо прежде всего получение новой информации. В условиях широкой информатизации современного общества сеть Интернет является наиболее простым и доступным каналом распространения информации.

Органам внутренних дел необходимо наращивать свое присутствие «онлайн» с целью реализации концепции информационной открытости и доступности. Информационную открытость полиции можно определить как такую организацию ее деятельности, при которой гражданам обеспечивается возможность получения необходимой и достаточной информации (прежде всего данных в цифровой электронной форме) о результатах ее работы. Понимание механизма и сущности работы полиции значительно повышает возможности для формирования доверительных отношений с населением. Доступность информации открывает пространство для диалога, привлечения граждан к решению проблем обеспечения общественной безопасности.

За последние годы в данном направлении уже были предприняты некоторые шаги, с 2012 г. начал работу информационный портал «Открытая полиция» (www.openpolice.ru), нацеленный на решение следующих задач:
— формирование среды доверия между полицией и гражданами;
— обеспечение прозрачности деятельности полиции для общества;
— повышение подотчетности полиции гражданам.

Проекты такого характера, базирующиеся на открытых правоохранительных данных, есть во всех развитых странах.

В ходе работы ресурса была выявлена проблема недоступности для граждан наиболее значимой информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе данных, представленных с точностью до районов. Отдельные изменения в положительную сторону имеются, но в целом ситуация не соответствует уровню технических возможностей XXI в.

Рассмотрим основные информационные блоки, которые необходимо разместить в сети Интернет для реализации политики информационной открытости и доступности полиции.

1. Статистика о состоянии преступности, криминальная статистика, то есть количественная информация, появляющаяся в ходе учета преступлений, работы полиции, следствия и суда. Данные криминальной статистики важны по следующим причинам:
— их можно рассматривать как отражение действительного, существующего в реальности уровня преступности;
— криминальная статистика показывает полную картину работы правоохранительных органов, поэтому она может использоваться не только для изучения преступности, но и для исследования самой правоохранительной системы;
— криминальная статистика содержит информацию о жертвах и объектах преступлений, это позволяет оценить ущерб, который наносит обществу преступность. При ограниченных бюджетах правоохранительных органов разумно направлять ресурсы на борьбу с теми видами преступлений, которые причиняют наибольший общественный ущерб.

В России собирается огромное количество статистической информации о состоянии преступности и борьбе с ней, имеется детализированная статистика о преступлениях. Однако проблема состоит в том, что она недоступна для общества. Публикуемые данные являются разрозненными, к моменту публикации они оказываются несколько раз агрегированы, что делает их не пригодными для анализа.

В то время как современными тенденциями в мире становится публикация открытых данных, если и агрегированных, то максимум до муниципального (районного) уровня [1].

Таким образом, открытость данных криминальной статистики в России не соответствует уровню развитых стран. Причиной этого является ряд факторов, среди которых определяющую роль играют недостатки нормативного регулирования (ст. 9 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» , позволяющая относить детализированные данные о состоянии преступности к информации ограниченного доступа) и отсутствие системного движения МВД РФ в сторону раскрытия необходимых обществу данных.

При этом можно отметить стремление отдельных территориальных органов МВД и отделов полиции к предоставлению информации. Они размещают документы, содержащие детальную информацию о работе и состоянии преступности на уровне районов или административных участков. Но без комплексного подхода к публикации данных, без предоставления их по общим стандартам и в машиночитаемом виде они остаются бесполезными и не способствуют пониманию работы полиции и повышению доверия со стороны общества.

2. Данные опросов общественного мнения о деятельности полиции также являются важным аспектом знаний о преступности и степени доверия к работе МВД.

После проведения реформы полиции МВД России ежегодно осуществляет исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел РФ на основе использования вневедомственных источников социологической информации. По итогам такого исследования предусмотрено предоставление заказчику (МВД России) «электронной базы данных, содержащей массив анкет по всем субъектам Российской Федерации в формате экспорта данных пакетов обработки статистической информации (SPSS и EXCEL) на электронном носителе» [2]. При этом детальные результаты исследования не размещаются в широком доступе. Публикуются по большей части некие обобщенные данные, подробно освещаются лишь те вопросы, которые показывают положительную динамику для МВД [1].

Между тем результаты опросов общественного мнения и более сложных виктимизационных опросов во всем мире используются не только для оценки работы правоохранительных органов, но для оценки общей криминологической ситуации в стране.

3. Неотъемлемым элементом реализации политики доступности и открытости полиции является наличие информации о самом МВД, его территориальных органах, отделах полиции, их работе.

В 2014 г. был проведен мониторинг присутствия МВД России в сети Интернет [8]. В его ходе были получены данные о количестве размещенной на сайтах полиции новостной информации, соответствии контента требованиям нормативно-правовой базы, актуальности баз данных, контактов и иной информации об уровне информационной активности, включая присутствие в социальных сетях. Отдельно был оценен технический уровень администрирования и оформления сайтов, имеющих унифицированную структуру и единые технологические возможности для размещения контента.

В целом мониторинг сайтов территориальных органов МВД России показал повышение технического уровня работы с контентом, однако для многих сайтов были характерны такие недостатки, как наличие недействующих ссылок, некорректная настройка обязательных модулей (например модуля приема обращений), размещение на главной странице большого числа банеров и прочей графической информации, затрудняющих ориентацию на сайте.

В ходе дальнейших исследований были отмечены как положительные тенденции в представлении информации об МВД России, его структуре и территориальных органах, так и отрицательные: данные об участковых уполномоченных не всегда актуальны, на сайтах территориальных управлений зачастую не указаны имена руководителей отделов полиции, а порой отсутствуют даже адреса отделов. Положительно отмечаются сервисы поиска участковых, приложение по поиску отдела полиции и возможность получения государственных услуг [1].

Одним из немаловажных направлений развития взаимодействия с населением является создание сайтов полиции населенных пунктов. При наличии таких сайтов гражданам было бы намного проще узнавать о работе правоохранительных органов, оставлять заявления, предложения и свои комментарии о деятельности полиции.

Официально необходимость разработки локальных сайтов полиции не утверждена, однако некоторые органы и управления МВД по районам и городам создают такие сайты самостоятельно. В этом заметно стремление наиболее приближенных к населению подразделений полиции наладить контакт с гражданами, предоставить полезную и интересную для них информацию. Примерами могут быть сайты Сатки (http://ovd- satka.ru/), Трехгорного (http://ovd.trg.ru/), Набережных Челнов (http://uvd.nabchelny.ru/).

В заключение отметим, что представленность МВД и его территориальных органов в сети Интернет развивается по пути унификации сайтов, что, с одной стороны, упрощает получение информации о работе ведомства. Но с другой стороны, разделы сайтов часто остаются недозаполненными, в том числе отсутствует информация для граждан, наличие которой предусмотрено законом (контактные данные, номера телефонов доверия, сведения о работе с обращениями граждан, о противодействии коррупции, информация об общественных советах МВД). Одновременно нет тенденции к повышению понятности для граждан информации, особенно связанной с обжалованием деятельности работников полиции и детализацией структуры и компетенции различных подразделений МВД. Положительная тенденция отмечается в развитии сервисов для граждан, отнесенных к государственным услугам. Но при этом на сайтах правоохранительных органов отсутствуют какие-либо сервисы, относящиеся непосредственно к основной деятельности МВД России, то есть к профилактике и раскрытию преступлений. Стоит отметить, что в современной зарубежной практике регистрация заявлений о преступлениях является едва ли не самым приоритетным видом онлайн-сервисов, создаваемых подразделениями полиции.

В рамках проведенного исследования представляется необходимым предложить следующие рекомендации по повышению эффективности реализации политики информационной открытости и доступности полиции:

— следует сосредоточить усилия на публикации в формате открытых данных детальной криминальной статистики;

— предоставить свободный доступ к подробным результатам и массивам данных опросов общественного мнения о работе полиции;

— обеспечить соответствие содержания всех сайтов органов МВД требованиям действующего законодательства о доступе к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— содействовать созданию и развитию сайтов районного уровня;

— провести кампанию с целью разъяснения гражданам того, что только данные, представленные в определенных доменных группах (mvd.ru, gibdd.ru, petrovka38.ru), являются официальными;

— обеспечить информатизацию дежурных частей для работы с населением, включая:
• создание унифицированной страницы каждой дежурной части в РФ;
• публикацию контактов на странице каждой дежурной части;
• публикацию расписания работы каждой дежурной части;
• раскрытие на странице дежурной части статистики преступлений на подведомственной территории;

— создать сервисы онлайн-регистрации всех видов правонарушений и преступлений, онлайн-отслеживания статуса заявлений граждан.

 
Список литературы

1. Доклад об открытости информации о деятельности органов внутренних дел представлен на общественном совете МВД России [Электронный ресурс] // Открытая полиция : сайт. — URL: https:// openpolice.ru/pages/ponyatnaya-policiya/nashi-meropriyatiya-lekcii-i-diskussii/doklad-ob-otkrytosti- informacii-o-deyatelnosti-organov-vnutrenni/ (дата обращения: 22.06.2016).
2. Инструкция об организации работ по исследованию общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : прил. 1 к Приказу МВД России от 30.12.2007 № 1246 [Электронный ресурс]. — URL: http://bit.ly/2faanNK
3. Комплексный анализ результатов работ по изучению общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации 2012 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://vnii — mvd.ru/files/
4. Основные результаты исследования общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2013 году [Электронный ресурс]. — URL: http://vnii — mvd.ru/node/2444
5. Комплексный анализ результатов работ по изучению общественного мнения об уровне безопасности личности и деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в 2014 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://vnii — mvd.ru/node/2902
6. Майоров, В. И. Управление отделом полиции с ориентацией на общественность / В. И. Майоров // Полиц. право. — 2007. — № 1. — С. 209 — 211.
7. Майоров, В. И. Формирование партнерства в деятельности полиции / В. И. Майоров // Вестн. Урал. юрид. ин-та МВД России. — 2014. — № 4. — С. 26 — 29.
8. Практики общественного контроля за деятельностью полиции : метод. пособие / сост. Д. Мещеряков [Электронный ресурс]. — URL: http://mhg-police.org/sites/default/files/files/policiya- broshyura.pdf
9. Титаренко, А. П. Общественное доверие к полиции как фактор, способствующий индивидуальной профилактической работе с гражданами / А. П. Титаренко // Вестн. Томс. гос. ун-та. — 2015. — № 393. — С. 167—170.

Библиографическое описание: Майоров, В. И. Повышение эффективности деятельности полиции с помощью реализации политики информационной открытости / В. И. Майоров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2016. — Т. 1, вып. 3. — С. 46 — 51.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (04.07.2017)
Просмотров: 128 | Теги: информационная открытость | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь