Понедельник, 27.02.2017, 23:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности

Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности

А.М.Багмет

Интенсивное развитие в современном мире таких отраслей права, как валютное, банковское, страховое, инвестиционное, налоговое право, влечет за собой создание качественно новых операционно-расчетных технологий, связанных с развитием финансовых и хозяйственных взаимоотношений, банковских коммуникаций, клиринговых расчетов, электронной торговли, электронного инвестирования, офшорных финансовых операций, что, в свою очередь, порождает разработку и реализацию новых преступных схем в сфере финансовых рынков.

Мошенничество в сфере кредитования посредством обманного получения различных выплат, махинации при совершении валютных операций по переводу денежных средств, контрабанда наличных денежных средств, различные формы уклонения от уплаты налогов как с физических, так и с юридических лиц обусловили в первую очередь изменения в уголовном законодательстве, привели к появлению в Уголовном кодексе новых статей, внесению изменений в действующие нормы, предусматривающие ответственность за совершение преступлений в указанных сферах.

Ужесточение уголовной политики в сфере борьбы с финансовыми преступлениями изменило и приоритетные направления работы следственных подразделений СК России. Расследование преступлений против государственных финансов, незаконного расходования бюджетных средств Председатель СК России А.И. Бастрыкин называет в числе главных задач следствия, результаты работы которого служат подтверждением сказанному.

Так, в 2013 г. в следственные органы СК России поступило 80129 сообщений о преступлениях экономической направленности (в 2012 г. - 78705). Из них 8729, или 10,9%, - о налоговых преступлениях (в 2012 г. - 10232, или 13%), в т.ч. 8274 - из Федеральной налоговой службы, или 94,8%; 534 сообщения, или 0,7%, - о рейдерстве (в 2012 г. - 546, или 0,7%).

Возбуждено 1655 уголовных дел о налоговых преступлениях. О рейдерстве возбуждено 143 уголовных дела. В ходе предварительного следствия по направленным прокурору с обвинительным заключением и прекращенным по нереабилитирующим основаниям уголовным делам об экономических преступлениях, а также материалам проверок с постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела установлен ущерб в размере 76 млрд. 801 млн. 435 тыс. руб., в т.ч. о налоговых преступлениях - 33 млрд. 338 млн. 348 тыс. руб. Возмещено 24 млрд. 15 млн. 539 тыс. руб., что составляет 31,3% от суммы причиненного ущерба, по налоговым преступлениям - 14 млрд. 920 млн. 967 тыс. руб., или 44,8%.

По уголовным делам о рейдерстве, направленным прокурору с обвинительным заключением, установлен ущерб в размере 2 млрд. 522 млн. 62 тыс. руб., возмещено 2 млрд. 515 млн. 275 тыс. руб., или 99,7% <1>.

--------------------------------

<1> Материалы к расширенному заседанию Коллегии Следственного комитета Российской Федерации "Об итогах работы органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 год и задачах на 2014 год". М., 2014.

 

Представленные данные официальной статистики свидетельствуют о росте преступлений в сфере экономической деятельности, а учитывая дальнейшее расширение подследственности следователей Следственного комитета Российской Федерации, удельный вес преступлений данной категории будет еще большим.

На расширенной коллегии СК России, посвященной итогам работы в 2013 г. и задачам на 2014 г., было указано на необходимость дальнейшей активной работы по разработке мер государственной политики в сфере противодействия преступности, в т.ч. в сфере экономики.

В рамках деятельности по противодействию коррупции разработан проект закона, направленного на обеспечение законности при приватизации государственного имущества.

Как известно, в России предстоит осуществление очередного этапа крупной приватизации, и чтобы исключить прошлые ошибки, когда госсобственность фактически была разграблена, а население страны в массовом порядке обнищало, в законопроекте предусматривается обязанность претендента на государственный актив раскрывать информацию о своих выгодоприобретателях, возможность проводить проверку претендентов и представляемых ими документов средствами оперативно-розыскной деятельности, введение уголовной ответственности за различные формы злоупотребления при приватизации, уголовная ответственность оценщиков за фальсификацию отчета об оценке.

Кроме того, подготовлен и ряд других предложений, направленных на предупреждение, пресечение и повышение эффективности расследования преступлений в сфере финансовой деятельности:

1) законопроект, расширяющий основания для конфискации имущества за счет возможности изъятия предметов и имущества, переданных осужденным другим лицам безвозмездно;

2) проект закона, предусматривающего уголовную ответственность за незаконное установление иностранным инвестором контроля деятельности хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;

3) предложены системные меры по противодействию преступлениям в сфере налогообложения и взимания страховых взносов;

4) подготовлен проект федерального закона, устанавливающего уголовную ответственность за создание и руководство деятельностью финансовой пирамиды.

Следует отметить, что перечисленные выше предложения СК России, как и ряд других, последовательно реализуются, что в достаточной степени подтверждается принятием Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям".

В федеральные законы внесены изменения, направленные на создание условий для предотвращения, выявления и пресечения финансовых операций, в т.ч. с использованием фирм-однодневок, и противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма, уклонению от уплаты налогов и таможенных платежей, а также получению коррупционных доходов.

В числе основных изменений, направленных на повышение качества раскрытия и расследования экономических преступлений, следует признать введение дополнительных мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и, в частности, распространение данного положения на такие преступления экономического характера, как невозвращение из-за границы иностранной валюты в крупном размере (ст. 193 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), налоговые преступления (ст. 198 - 199.2 УК РФ).

Нельзя не отметить дополнительные уголовно-правовые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, среди них расширение перечня преступлений, совершение которых может повлечь конфискацию имущества (ст. 104.1 УК РФ).

В соответствии с Законом N 134-ФЗ такая мера может применяться к ст. 174 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем"), ст. 174.1 ("Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления") и ст. 200.1 ("Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов") УК РФ.

Требует внимания и новая редакция Закона об ОРД (ч. 3 ст. 11), согласно которой результаты оперативно-розыскной деятельности могут направляться в налоговые органы для использования:

- при реализации полномочий по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства;

- по обеспечению представления интересов государства в делах о банкротстве;

- при реализации полномочий в сфере государственной регистрации юридических лиц.

А налоговые органы, соответственно, добавлены в список органов, имеющих право на получение результатов оперативно-розыскной деятельности (ч. 4 ст. 11 Закона об ОРД).

В то же время следует заметить, что каким бы совершенным ни было законодательство, эффективность противодействия незаконным финансовым операциям будет оставаться крайне низкой без создания действенного механизма правоприменения.

Под введением такого механизма следует понимать и установление института уголовной ответственности юридических лиц, что позволит существенно укрепить законность в сфере экономической деятельности, привести российское законодательство в соответствие с международными стандартами.

Также вполне эффективным средством противодействия совершения преступлений в финансовой сфере будет являться создание финансовой полиции, наделенной новыми полномочиями противодействия преступлениям, посягающим на финансовую систему государства методами и средствами оперативно-розыскной деятельности. Это позволит эффективно и оперативно проверять и реализовывать информацию о подозрительных финансовых сделках и операциях методами и средствами оперативно-розыскной деятельности и при наличии признаков преступления незамедлительно принимать решение о возбуждении уголовного дела. Подобные структуры, как известно, существуют во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Повышению эффективности выявления и раскрытия преступлений в финансовой сфере, несомненно, будет способствовать взаимодействие между СК России, Генеральной прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ, МВД России, Федеральной налоговой службой, Росфинмониторингом, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

В рамках взаимодействия возможны: применение единых стандартов надлежащей проверки клиентов, включая их идентификацию и установление реальных бенефициаров по проводимым ими операциям с последующей передачей информации в случае выявления признаков преступления; фиксация идентификационных данных и иных сведений об операциях клиентов и их хранение для возможного использования компетентными органами, в т.ч. следственными органами СК России при расследовании конкретных преступлений; своевременное выявление сложных, необычно крупных сделок, необычных схем совершения операций, не имеющих явной экономической или видимой законной цели.

На основе этого необходимо разработать и сформулировать общую модель криминалистической методики расследования преступлений в финансовой сфере, создать частные методики, включающие криминалистические аспекты доказывания. Также следует определить типовой комплекс доказательств, необходимых к установлению в процессе расследования, и типовой комплекс мероприятий по обнаружению доказательств и источников информации.

Вышеуказанные обстоятельства определяют основные пути разрешения проблем по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в финансовой сфере.

Несомненно, что все это потребует качественно нового уровня подготовки наших следователей, мы бы сказали, профессиональных следователей, хорошо разбирающихся в различных финансово-экономических сферах, знающих отраслевое законодательство и нормативно-правовую регламентацию, владеющих указанными методиками раскрытия и расследования преступлений экономической направленности.

С полным основанием можно утверждать, что решению поставленных задач в полной мере способствует образовательная и научная деятельность Академии Следственного комитета Российской Федерации.

Сотрудничество с другими образовательными учреждениями, такими как Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Высшая школа государственного аудита Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, имеющими опыт подготовки специалистов в области противодействия финансово-экономическим преступлениям, уверены, будет способствовать становлению и развитию Академии и в целом совершенствованию деятельности следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

Багмет А.М. Деятельность следственных органов СК России по раскрытию и расследованию преступлений экономической направленности [Текст] / А.М. Багмет // Российский следователь. -2014. - № 13. - С. 8 - 10.

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (23.01.2015)
Просмотров: 1250 | Теги: преступления | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017