Вторник, 24.10.2017, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Н.Г.Соловьёва, Ю.Г.Наапетян, Т.Л.Смородская

УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Анализируется уровень физической подготовленности учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Отмечаются особенности развития двигательных качеств и координационных способностей у детей с преобладанием гиперактивности, которые проявляются в более низком уровне развития, меньшей целевой сформированности двигательных действий и недостаточности управления пространственными движениями. Даются рекомендации по организации физического воспитания учащихся с СДВГ.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), двигательные качества, координационные способности, физическая подготовленность.

 
Одной из ключевых педагогических проблем является проблема «трудных» детей и подростков. С клинической точки зрения, к такой группе относят детей с нервно-психическими нарушениями, в основе которых лежат минимальные дисфункции ЦНС, описываемые как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). СДВГ — самая распространённая форма нарушений поведения у детей и подростков и одна из причин трудностей в их обучении. СДВГ встречается у 4-18 % детей в возрасте 6-11 лет, при этом соотношение мальчиков доминирует над девочками [1; 2]. Современные специалисты отмечают рост детей с СДВГ, которые характеризуются трудной управляемостью и слабой концентрацией внимания, импульсивностью, высокой отвлекаемостью и быстрой сменой деятельности без доведения начатого до конца, слабо контролируемой, избыточной и непродуктивной двигательной активностью, а также несформи- рованностью мелкой моторики и праксиса [1-3]. Клинические проявления СДВГ весьма гетерогенны и разнообразны в степени своей выраженности и ситуационном размахе.

При сохранении интеллектуального развития на уровне, соответствующем возрастной норме, у лиц с СДВГ отмечается более повышенная утомляемость, более короткий временной диапазон психофизической работоспособности и более частые восстановительные периоды для продолжения следующего рабочего цикла, повышенный эмоциональный фон с заниженной самооценкой, низким самоконтролем и произвольной регуляцией, повышенным уровнем тревожности, что выступает одной из ведущих причин их социальной и когнитивной дезадаптации во взрослой жизни [4].

Отклонения отмечаются у детей с СДВГ и в области развития двигательной сферы в виде слабо реагирующих вестибулярных раздражений, двигательной расторможенности, недостаточности в пространственной координации и синхронности движений, дифференцировке мышечных усилий и их неполноценности, нарушений в автоматичности защитно-компенсаторных движений, проявлений дизритмий, синкинезий и др. [5].

У таких детей чаще выявляются недостаточная точность и нестабильность двигательных действий, более лёгкая их «сбиваемость» под влиянием различных воздействий [3].

Кроме того, отмечается недостаточная функциональная адаптация на уровне ведущих систем организма: более низкий уровень функционирования кардиореспираторной системы и кровоснабжения, быстрая активация углеводного и белкового обмена на фоне низкого максимального потребления кислорода и высокого уровня анаэробности, что повышает смещение кислотно-щелочного баланса в сторону ацидоза, нарушает равновесие анаболических и катаболических процессов в сторону преобладания последних и приводит к быстрому истощению энергетических и ключевых метаболических субстратов [2; 6].

Известно, что в процессе онтогенеза двигательные и нейропсихические функции развиваются не только параллельно, но и в тесном взаимовлиянии. При недостаточности подкоркового уровня организации движений наблюдаются нарушения тонуса, ритмичности, выработки первичных автоматизмов и выразительных движений; при недостаточности кортикального уровня страдают сила, точность движений, формирование предметных действий [1; 3].

С другой стороны, целенаправленное воздействие на психофизическую сферу позволяет скорректировать и усовершенствовать как двигательные качества, так и общий уровень здоровья организма [5].

Следовательно, анализ таких двигательных качеств, как сила, выносливость, быстрота и ловкость, позволяют оценить степень развития двигательного анализатора у детей с СДВГ и определить пути направленности коррекционно-педагогических программ. Вместе с тем в современной практике коррекции СДВГ первостепенное внимание исследователей направлено на коррекцию поведения и внимания и в меньшей степени затрагивается вопрос разработки и организации коррекции двигательных качеств в процессе физического воспитания и усовершенствования физической подготовленности таких лиц.

Вышесказанное и определило цель и задачи исследования — определение общего уровня физической подготовленности и сформированности двигательных качеств учащихся с СДВГ с целью последующей разработки методических рекомендаций по усовершенствованию физического воспитания и психофизической коррекции детей с СДВГ.

Материалы и методы исследования. Для определения уровня физической подготовленности и качества двигательных функций были сформированы две группы: экспериментальная — учащиеся четвёртых классов образовательных учреждений г. Минска (Республика Беларусь) с СДВГ с преобладанием гиперактивности в возрасте 9-10 лет (n = 26; диагноз установлен невропатологом и психологом) и контрольная — учащиеся аналогичного возраста без психофизических отклонений (n = 30). Возраст учащихся 9-10 лет был определён с учётом функциональных возрастных особенностей, так как в данном периоде дети в основном уже овладевают базовыми двигательными действиями в беге, прыжках, метании, лазании, а также имеют наименьшие половые различия в двигательной активности (не более 10 %). Кроме того, в данном возрасте ещё отмечается наиболее тесная корреляция между уровнем физического развития и степенью развития координационных возможностей [7].

Среди исследуемых лиц с синдромом гиперактивности 69,2 % (n = 18) составляли мальчики и 30,7 % (n = 8) девочки. В силу этого в составе контрольной группы также было выдержано указанное соотношение: 70 % (n = 21) мальчиков и 30 % (n = 9) девочек. По состоянию здоровья исследуемые учащиеся по ежегодным показателям медицинского осмотра относились: к I группе здоровья — 7,1 % (n = 4), ко II группе — 84 % (n = 47), III группе — 8,9 % (n = 5).

При оценке уровня физической подготовленности анализировались показатели тестовых упражнений согласно учебным программам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения I-IV классов и инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь об организации в учебном году учебного процесса [8; 9].

На основании полученных результатов определялся средний балл и соответствующая ему 10-балльная оценка уровня физической подготовленности учащихся (таблица) [8; 9].

Для более углублённой оценки координационных способностей в качестве тестовых упражнений были выбраны: проба Ромберга (стойка на одной ноге) — для оценки статической координации; бег зигзагом, ведение мяча в беге с изменением направления, прыжки через скакалку, метание теннисного мяча на попадание в цель, стоя лицом и спиной к мишени, — для координационного дифференцирования.

С целью оценки степени гиперактивности определялся уровень суточной двигательной активности детей по сумме локомоций методом шагометрии (Step Counter Omron) и сравнивался с возрастными нормами.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с использованием стандартного пакета статистических программ Statistica 6.0. Для оценки статистической значимости различий между средними величинами при нормальном распределении использовался t-критерий Стьюдента. Различия считали статистически значимыми при p < 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ результатов исследования показал, что дети с СДВГ имеют более низкие показатели общей физической подготовленности по сравнению с учащимися контрольной группы: средний балл уровня физической подготовленности составил 5,6 балла по сравнению с 7 баллами у учащихся без психофизических отклонений, хотя при этом в целом физическое развитие учащихся обеих исследуемых групп согласно оценочной шкале (см. таблицу) соответствовало среднему уровню физической подготовленности. Статистически достоверные половые различия в уровне физической подготовленностей в пределах каждой из групп отсутствовали. Результаты отражены на рис. 1 и 2.

Наибольшее отставание было отмечено в развитии скоростно-силовых качеств (в среднем на 24 %, р < 0,05), выносливости (в среднем на 44 %, р < 0,05) и координационных способностей (в среднем на 48 % по сравнению с аналогичными у детей контрольной группы, р < 0,05). Результаты отражены на рис. 3.

Оценка уровня физической подготовленности учащихся

Следует также отметить, что в группе учащихся с синдромом гиперактивности наблюдалось большее соотношение лиц, имеющих низкий и ниже среднего уровень физической подготовленности (см. рис. 3). В частности, в контрольной группе учащиеся со средним уровнем физического развития составили в целом 64 %, с высоким уровнем — 26 % и лишь 10 % лиц имели низкий уровень, тогда как низкий уровень развития был отмечен у 25 % детей с СДВГ (р < 0,05), высокий уровень среди данных лиц имели лишь 18 % и средний уровень — 57 % учащихся.

Средний балл уровня физической подготовленности учащихся контрольной группы - 7 баллов


Рис. 1. Общий уровень физической подготовленности учащихся контрольной группы (балльная оценка)

Средний балл уровня физической подготовленности учащихся с СДВГ - 5.6 балла

Рис. 2. Общий уровень физической подготовленности учащихся с СДВГ (балльная оценка)

 
 
Рис. 3. Показатели общей физической подготовленности учащихся контрольной группы (А)
и учащихся с СДВГ (Б):

1 — уровень развития быстроты, 2 — уровень развития скоростно-силовых качеств, 3 — уровень развития силовых качеств, 4 — уровень развития гибкости, 5 — уровень развития выносливости, 6 — уровень развития координационных способностей.

По оси абсцисс — процентное соотношение учащихся, имеющих определённый уровень физического развития (согласно таблице); по оси ординат — группы оцениваемых физических качеств.

При характеристике координационных качеств у детей с СДВГ наблюдались также менее сформированные двигательные действия, что проявлялось в меньшей целевой точности метания мяча (на 19 %, р < 0,05), недостаточном управлении пространственными параметрами движений в беге зигзагом, при ведении мяча и прыжках через скакалку (на 29, 31 и 23 % соответственно, р < 0,05). Показатели статической координации составили у детей с преобладанием гиперактивности в среднем 9,10,8 с по сравнению с контрольной группой 13,10,7 с (р < 0,05).

Уровень суточной двигательной активности у учащихся с СДВГ превышал возрастные показатели на 20,3 % (р < 0,05) и составил в среднем 20,11,8 тыс. шагов, тогда как в контрольной группе с учётом сезонных особенностей в осенне-зимний период двигательная активность была, напротив, несколько снижена (на 18 %; в среднем 13,73,0 тыс. шагов). Повышенная двигательная активность влечёт за собой перенапряжение сердечно-сосудистой и нервной систем [2; 3; 6].

В частности, у детей с синдромом гиперактивности отмечаются более высокие показатели ЧСС, АД и вегетативного индекса на фоне более низких значений ударного объёма крови и минутного объёма кровообращения [7]. Выраженная симпатикотония у данных лиц характеризуется удлинением периода напряжения желудочков и сокращением диастолической паузы, что в дальнейшем может инициировать стойкое снижение функциональных возможностей и физической работоспособности [2; 7].

В заключение следует отметить, что при организации физического воспитания учащихся с СДВГ с проявлением синдрома гиперактивности следует ориентироваться на более широкое использование физических упражнений преимущественно аэробного характера, в виде равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности, а также активнее применять спортивные подвижные игры с элементами ритмических и кинезиологических упражнений, что позволит улучшить координационные качества и сформировать умение произвольного мышечного управления и расслабления.

Список литературы

1. Панков, М. Н. Клинико-физиологические проявления дефицита внимания с гиперактивностью у детей (обзор литературы) / М. Н. Панков [и др.] // Вестн. новых мед. технологий. — 2013. — Т. 20, № 3. — С. 91-97.
2. Касатикова, Е. В. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей: распространённость, факторы риска, особенности катехоламинового обмена : дис. ... канд. мед. наук / Е. В. Касатикова. — М., 2000. — 165 с.
3. Могилевская, Т. Е. Коррекция двигательной сферы дошкольников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. Е. Могилевская. — Екатеринбург : Изд-во ГОУ УГПУ, 2009. — 23 с.
4. Депутат, И. С. Интеллект детей с СДВГ: психофизиологический анализ (краткий обзор) / И. С. Депутат [и др.] // Журн. мед.-биол. исслед. — 2013. — № 2. — С. 20-29.
5. Хитрюк, В. В. Основы обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития: вопросы и ответы / В. В. Хитрюк. — Барановичи : РИО БарГУ, 2011. — 198 с.
6. Первова, Ю. В. Возможности неинвазивного мониторинга динамики состояния детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания / Ю. В. Первова // Здоровье и образование в XXI веке. — 2006. — № 12. — С. 591.
7. Гребнева, Н. Н. Морфофункциональные показатели детей младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / Н. Н. Гребнева, Р. И. Канбекова, М. В. Смирнова // Вестн. ЧГПУ Серия: Биол. науки. — 2015. — № 5. — С. 149-154.
8. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. I- IV классы / Нац. ин-т образования Мин-ва образования Респ. Беларусь. — Минск : НИО, 2012. — 240 с.
9. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «О некоторых вопросах организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году» [Электронный ресурс] / Сайт Мин-ва образования Респ. Беларусь. — URL: http://edu.gov.by/doc-4015923

Для цитирования: Соловьёва, Н. Г. Уровень физической подготовленности учащихся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / Н. Г. Соловьёва, Ю. Г. Наапетян, Т. Л. Смородская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 2. — С. 95-101.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (18.09.2017)
Просмотров: 27 | Теги: гиперактивность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь