Воскресенье, 19.01.2020, 13:56
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

«ЦЫГАНСКАЯ СЕРЕНАДА» Ш. КАЛДАЯКОВА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

А. К. Али, Г. Т. Альпеисова

«ЦЫГАНСКАЯ СЕРЕНАДА» Ш. КАЛДАЯКОВА: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В культуре разных стран и эпох цыганская музыка привлекала внимание композиторов, которые пытались постичь её таинственность, яркость и самобытность. Интерес к «цыганской» теме связан с возникновением интереса к самому народу и первоначально возник в литературе. Начиная с XIX века, эта тема оформилась в разных видах искусства и литературы как романтическая мечта о свободе. На тему цыган в музыкальном искусстве созданы мировые шедевры, такие как опера Ж. Бизе «Кармен», «Цыганские напевы» П. Сарасате, Рапсодию для скрипки с оркестром «Цыганка» М. Равеля, скрипичные фантазии П. Сарасате и Ф. Ваксмана на темы из оперы Ж. Бизе «Кармен». Казахская музыкальная культура не осталась в стороне от воплощения цыганской темы: ярким примером служат песня «Цыганская серенада» Ш. Калдаякова и музыка к одноименному спектаклю Актоты Раимкуловой.

В Казахстане ХХ века многовекторная песенная культура получила развитие в творчестве композиторов и академического, и традиционного, и эстрадного направлений. Ввиду демократичности и доступности для большей части населения, наиболее распространённым оказалось «массовое искусство», охватившее самые широкие слои общества.

Начиная со второй половины ХХ столетия, массовая песня получила наивысший свой расцвет. В эти годы появилась целая плеяда композиторов-песенников, как среди профессиональных композиторов (С. Мухамеджанов, М. Мангитаев, Е. Рахмадиев, С. Байтереков, Т. Мухамеджанов, и мн. др.), так и любителей (Ш. Калдаяков, А. Бейсеуов, А. Есбаев, О. Байдильдаев, Е. Хасангалиев, Н. Тлендиев, А. Коразбаев, и мн. др.). Абдрахман Г. Б. в своём исследовании отмечает: «.такие музыканты, как А. Еспаев, Ш. Калдаяков, А. Бейсеуов, Е. Хасангалиев занимают промежуточное место между профессиональными авторами и любителями. Песнетворчество последних представляет собой настолько значительное явление в развитии казахского советского песенного искусства, а их песни и имена настолько популярны, любимы национальной аудиторией, что мы сохраняем. обозначение их социального статуса как "композиторов-мелодистов"» [1, с. 16].

Самые полюбившиеся в народе песни - лирически проникновенные, гражданственно-патриотические, философские, заставляющие задумываться о сущности бытия - можно было услышать везде: не только на концертных площадках, но и в домашнем кругу, на различных мероприятиях, застольях, их распевали на улицах, и даже при укачивании младенцев... Автором самых популярных песен, начиная с середины 1950-х годов, стал Шамши Калдаяков.

Творчество поистине «народного» композитора, «короля казахского вальса» насчитывает свыше 300 песен, правда, не все они были изданы и исполнены при жизни. В своём диссертационном исследовании М. Ш. Мылтыкбаева отмечает: «Большинство песен-вальсов Ш. Калдая- кова принадлежит к ветви бытовых лирических песен с присущими им чертами - неторопливостью высказывания, повествовательностью тона, небольшим диапазоном мелодии, несложным инструментальным сопровождением, традиционными песенными структурами и простотой формы. Черты вальса в основном ограничиваются включением типичной формулы сопровождения, вальсовой гармонической поддержки. В них часто встречаются «популярные отрезки мелодии» (Б. Асафьев), благодаря чему они легко воспринимаются и запоминаются. Характерным качеством песенного стиля Ш. Калдаякова является проникновенность его звукообразов и интонаций, благодаря которым композитор занял одно из самых видных мест среди казахских современных композиторов-песенников» [2, с. 19].

Для Ш. Калдаякова главными были любовь и известность среди простого народа, нежели признание официальных кругов. И они его откровенно недолюбливали за непреклонность. Тем не менее, в 1965 году Ш. Калдаякову было присвоено звание Лауреата премии Ленинского комсомола Казахстана. В 1980 году - он стал заслуженным работником культуры Казахской ССР. Звание Народного артиста он получил лишь за пару месяцев до смерти, всех остальных наград был удостоен посмертно.

Автор государственного гимна независимого Казахстана, Ш. Калда- яков родился в Южно-Казахстанской области 15 августа 1930 года, недалеко от Туркестана, где прежде располагался старинный город Отрар. Порой он любил подшучивать: «В великом Отраре родились и жили Арыстанбаб, Абу-Насыр Аль-Фараби и Шамши Калдаяков.». Вырос будущий композитор в музыкальной среде: отец, работая кузнецом, в часы досуга играл на домбре, кобызе, слыл акыном, мать была хорошей певицей. С детства Шамши проявлял свои музыкальные способности, играя на домбре и мандолине. Однако отец настоял, чтобы сын получил специальность ветеринара, затем служба в армии на Сахалине. Вернувшись, поступает в Ташкентское музыкальное училище, но после двух лет обучения едет в столицу Алма-Ату и поступает в консерваторию, в класс композиции В. В. Великанова. В 1956 году началось осуществление программы по освоению целинных земель Казахстана. В верховном руководстве Советского Союза решался вопрос о передаче северных районов республики в состав РСФСР. 26-летний Ш. Калдаяков не смог оставаться равнодушным. Проявив высокую гражданскую позицию, он написал патриотическую песню «Менщ Кдзакстаным» («Мой Казахстан») на слова 21-летнего поэта Жумекена Нажимеденова (1935-1983). Впервые она была исполнена Жамал Омаровой. Прозвучав по всем каналам радио, песня в кратчайшие сроки стала мегапопулярной. Этой песней автором удалось пробудить в казахской молодёжи дух патриотизма, стремление отстаивать свои законные права, придать сил для борьбы за справедливость. Казахи Монголии и Китая после гимна страны проживания, пели «Менщ Каза^станым». Представители власти, идеологи коммунистической партии усмотрели в этой песне протест против советской государственной политики, в результате все песни Ш. Калдаякова оказались под запретом: изымались ноты, прекратился прокат на радио, был отчислен из консерватории и т. д. И только в 2006 году она впервые прозвучала в качестве государственного гимна независимой Республики Казахстан.

В творчестве Ш. Калдаякова, что ни песня - то шедевр. С каждой из них у композитора связаны определённые события и впечатления. Особое место в творчестве композитора занимает его песня «Цыганская серенада» на стихи К. Мырзалиева.

Существует несколько версий истории создания произведения. Одна из них гласит о том, что через местность, где находился Ш. Калдаяков, проезжал кочующий табор цыган. Их пение под гитару, зажигательные пляски, ночные костры, в целом их культура - показались композитору настолько яркими, интересными, необычными, что он вдохновился на создание нового сочинения.

По другой версии - молодая красивая цыганка заворожила композитора, и он влюбился. Якобы под впечатлением от головокружительного, стремительного романа появилась песня. Вторая версия показалась наиболее привлекательной для драматурга Исраила Сапарбаева: по мотивам песни Калдаякова «Цыганская серенада» (Сыган серенадасы) он написал одноименную пьесу, а режиссёр Есмухан Обаев поставил на сцене Театра имени М. Ауэзова спектакль по этому произведению (500 аншлаговых представлений за 10 лет). «Вокруг этого спектакля тоже было очень много споров. Члены семьи покойного композитора утверждают, что Шамши никогда не жил среди цыган.

Шамши, если верить воспоминаниям его современников, действительно жил какое-то время среди цыган: как и всякий творческий человек, он хотел узнать, как можно больше о жизни этого удивительно музыкального народа. Кстати говоря, Калдаяков не первый и не последний, кто делал это. Всем известна поэма Пушкина «Цыганы», на основе которой Сергей Рахманинов написал одноименную оперу. Посвящённая цыганке Кармен, сначала новелла, а потом опера тоже наверняка появилась не на пустом месте. А Шамши, как утверждают современники, был из тех людей, кто все свои песни писал сердцем. Посвящая их кому-то, он дарил им частичку своей души» [3].

Об истории появления «Цыганской серенады» рассказывает драматург Исраил Сапарбай: «В 80-х годах я работал в Чимкенте корреспондентом областной газеты «Онтуспк Казакстан». Однажды до меня дошёл слух, что Шамши Калдаяков лежит в одной из городских больниц. А я давно был одержим мыслью - услышать от него самого, как появилась песня «Цыганская серенада». Попав к нему в палату, почти с ходу спросил: была ли в его жизни любовь к цыганке? Он пытался уклониться: «Спроси у Кадыра Мырзалиева, он же писал текст песни». Я уговорил- таки композитора рассказать об одном из самых сокровенных эпизодов в его жизни. .Шамши в тот день исключили из консерватории. Спускаясь в мрачном настроении по Коммунистическому проспекту, он внезапно оказался в кругу цыганок. «Давай, красавчик, погадаем», - пристала к нему самая молодая из них. «О, вы человек творческий. Вас ждёт большое будущее», - с нотками уважения произнесла девушка. - «Да какое там! Сегодня меня выгнали из консерватории». - «Будьте нашим гостем. Вечером разведём костры, послушаете наши песни». В общем, заманила она его в табор. Шамши думал побыть там денёк-другой, а остался на два месяца - пока табор не тронулся в тёплые края. Держали его здесь песни и пляски вольного народа, а ещё любовь к Изольде, дочери цыганского барона. Появилась песня стихийно: сразу после прощания ранним ноябрьским утром с Изольдой. Услышав из уст композитора эту историю, я собирался вначале написать эссе, но потом подумал: «Зачем оно, коль в руках у меня такой сюжет!» ... Когда Театр имени М. Ауэзова объявил закрытый конкурс среди драматургов, я принял в нем участие. Из всех поступивших только 30 пьес выбрали для постановки. Среди них и «Цыганскую серенаду» [3].

В мировой художественной литературе, музыке, живописи сложился стереотип восприятия цыган, как вольнолюбивых людей, стремящихся к самовыражению и свободе на всех уровнях - в образе жизни, образе мышления, в поведении, в любви, в моральных устоях и т. д. Жизнь цыган всегда преподносилась в несколько романтизированном ключе: их единение с природой, постоянные перекочёвки сопоставлялись со странствующими, в попытках найти своё счастье героями, жаждущими исполнения далёкой мечты. Отсюда - непостоянство, нежелание (и неумение) соблюдать «рамки», стихийность в проявлении чувств, эмоций и т. д.

В романсе «Цыганская серенада» средствами музыкальной выразительности Ш. Калдаякову удалось удивительным образом передать именно характер «цыганской души». Внешне серенада имеет куплетно- припевную форму [4, с. 160-164].

Начинается произведение с 8-тактового вступления. Его фактура имитирует переборы струн гитарного сопровождения (пример 1):

Пример 1

Куплет имеет повторное строение, состоящий из двух предложений неквадратной структуры. В фортепианном сопровождении арпеджиро- ванные аккорды как бы сочетаются с характерным бряцанием на «гитаре», подчеркивающие трехдольность жанра вальса.

Думается, композитор намеренно отказывается от квадратности, как от схемы - «рамки». Каждое предложение состоит из пяти мотивов, каждый по 3 такта (пример 2).

Пример 2

Структура припева совершенно уникальна: состоит из 2 предложений - 5 фраз абсолютно разновеликие по размерам. Причём 3-ю фразу первого предложения (4 такта) и 2-ю фразу второго (3 такта) по объёму можно приравнять к мотиву, но по значению они выходят за рамки мотива, выполняя функции фразы (пример 3).

Пример 3

Припев (Кайырмасы) имеет свободную, «фантазийную» структуру, как бы символизируя широту и размах цыганской души. В припеве все разделы поступательно следуют один за другим. Именно здесь расположена кульминация всего произведения. Отдельные мотивы имеют интонационное сходство между собой. Мотив а абсолютно точно воспроизводится при втором проведении. Мотив е в припеве без каких-либо изменений повторяет мотив с из куплета.

В сочетании с повторностью ритмоформулы  (как в куплете, так и в припеве), отчётливо проявляются признаки вальсовости. В названии произведения композитор даёт обозначение жанра - «серенада», что ещё более воссоздаёт атмосферу ожидания возлюбленной и любовного волнения (пример 4).

Пример 4

В отношении лада композитор применяет не только гармонический минор. В моменты наибольшего всплеска эмоций в душе влюблённого юноши автор употребляет мелодический минор.

Таким образом, Ш. Калдаяков затронул «цыганскую тему» не только благодаря сложившимся в жизни композитора обстоятельствам. Как тонко и глубоко чувствующий художник, ему удалось передать эмоциональный тон любовного свидания, характер свободной цыганской души, не признающей никаких ограничений. Возможно, жизнь свободолюбивых цыган привлекала его и схожестью с вольностью предков, проживавших на широких степных просторах, также любивших природу, движение (перекочёвки), животных (особенно лошадей), и, конечно же, музыку, песни.

Список литературы

1. Абдрахман Г. Б. Современное самодеятельное песнетворчество в казахской музыкальной культуре. Алматы, 2002. 176 с.
2. Мылтыкбаева М. Ш. Казахский вальс: генезис и жанровые разновидности : автореф. дис. ... канд. искусствоведения. Алматы, 2009. 27 с.
3. Шамши Калдаяков. URL: http://wap.history1997.forum24.ru/?1-11- 0-00000142-000-0-0 (02.01.19).
4.  Алматы: BTS paper. 2010. 186 с.
5. Видеозапись защиты диссертации на соискание учёной степени доктора PhD Калдаяковой Айсулу Абылкасымовны «Песенное творчество Шамши Калдаякова в контексте современной музыкальной культуры». URL: https://www.youtube.com/watch?v=N0gKy4oXnNU&feature= youtu.be (02.01.19).

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (04.12.2019)
Просмотров: 21 | Теги: Серенада, Цыганская | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь