Вторник, 23.10.2018, 06:25
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Чурапчинский региональный научно-образовательный и спортивно-оздоровительный кластер

И.И.Готовцев, У.А.Винокурова

Чурапчинский региональный научно-образовательный и спортивно-оздоровительный кластер

Аннотация. В статье авторами представлены основные положения создания Чурапчинского научно-образовательного и спортивно-оздоровительного кластера. Сочетание пяти основных принципов - территориальной близости, социального партнерства, открытости деятельности, единого сетевого информационного пространства и этнокультурного подхода - создает возможности для объединения потенциала и концентрации ресурсов для подготовки кадров, реализуя новые идеи для воспитания успешных личностей, укоренённых в своих культурах, нацелённых на служение обществу и открытых миру.

Ключевые слова: кластерный подход, научно-образовательный, спортивно-оздоровительный, интеграция, инновация.

 

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определена роль физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России, Государственная политика Правительства Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта нацеливает на создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в которой предусматривается дифференцированный подход к размещению объектов спорта с учетом плотности населения, транспортной доступности и развиваемых в субъекте Российской Федерации видов спорта и созданы условия для обеспечения преемственности программ физического воспитания в образовательных учреждениях, для пропаганды нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма, разработки системы мер по популяризации здорового образа жизни, физической культуры и спорта в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения. Достижение поставленных целей и задач требует разработки мер по обеспечению инновационного характера создания и развития инфраструктуры сферы физической культуры и спорта.

Создание новой системы физкультурно-спортивного воспитания населения осуществляется на основе модернизации системы образования в области физической культуры, спорта и здоровья, учитывающей дифференцированный подход к территориально-пространственному размещению учреждений профессионального образования в сфере физической культуры и спорта.

Геообразовательное пространство Республики Саха (Якутия) отличается низкой плотностью населения, рассосредоточенного на 3 млн кв.км. В сельской местности Республики Саха (Якутия) проживает 328 тыс. человек, или 34,0% от общей численности населения. Насчитывается 467 сел и 90 мелких поселений перспективного проживания. Необходимость повышения качества жизни на селе требует создания инфраструктурных центров развития человеческого потенциала в виде профессионального образования.

3 февраля 1999 года издан Указ Президента РС (Я) М. Е. Николаева об открытии Чурапчинского института физической культуры и спорта на базе Чурапчинской республиканской спортивной средней школы — интерната имени Д. П. Коркина. 25 июня 1999 года вышла Постановление правительства РС (Я) об открытии с 1 июля 1999 года Чурапчинского института физической культуры и спорта. Так появился первый и пока единственный сельский спортивный вуз в России. Особенность данного учреждения в том, что оно явилось первым высшим учебным заведением на селе, расположенным в 200 километрах от столицы Якутии, в 8500 километрах от столицы России, с разницей во времени в 6 часов. Институт был создан для образования нового поколения сельской интеллигенции со спортивным характером. Самоотверженная работа первого коллектива института дала плоды — сейчас Чурапчин- ский институт физической культуры и спорта является федеральным вузом, одним из 14 вузов Министерства спорта Российской Федерации.

Министр спорта В. Мутко оценил пятнадцатилетнюю работу данного вуза следующим образом: «Это уникальная модель подготовки спортивного резерва и специалистов. Я раньше не мог поверить, что на селе можно создать высшее учебное спортивное заведение. Тут детей с детского сада готовят по пяти-шести видам спорта. Затем наиболее способные из них поступают в спортивную школу. И высшая ступень — институт, где на сегодняшний день обучаются более 500 студентов по 12 видам спорта со всего Дальнего Востока. Этот институт имеет огромные перспективы для развития спорта не только Дальнего Востока, но и всей страны» [1].

За последние годы возрос интерес к социальным аспектам здоровья и здоровому образу жизни, которые напрямую связаны с развитием физической культуры. Большинство исследователей сходятся на том, что повышение уровня здоровья молодых людей зависит от многих факторов, однако решающим среди них является позиция самого человека, его отношения к собственному здоровью. Здоровый образ жизни в широком понимании — народная философия выживания, которую выстрадали народы в их многовековой жизни в экстремальных условиях, и она, в конечном итоге, напрямую связана с проблемой национальной безопасности.

Народы Севера создали уникальную циркумполярную цивилизацию и представляют собой устойчивые очаги созидательной жизни в труднейших и непредсказуемых условиях. Проявление ценности жизни у людей, воспитанных в экстремальных условиях Севера, отмечается уже в дошкольном возрасте. Так, психолог Е. Неустроева экспериментально доказала, что дошкольники Якутска никогда не будут лепить голодную кошку дохлой, истощенной, просящей милостыню, какой создают ее образ московские дети. У якутских детей голодная кошка активная, пружинистая задрав хвост, идет на охоту, чтоб добыть себе еду [2]. Рассмотрение человека как части природы, испытывающего на себе любые природные вызовы, биоритмы, изменения в социокультурной жизни и экологии требуют определенного эко-духовного подхода. В Чурапчинском институте открыта научная школа «Экодуховное воспитание молодежи в системе непрерывного профессионального образования», направленная на интеграцию междисциплинарных научных знаний в сферах экологического, духовно-нравственного, физического воспитания личности на разных уровнях образования и формирование соответствующих компетенций у студентов ЧГИФКиС как будущих педагогов, тренеров, социально активных лидеров, приверженцев здорового образа жизни и патриотов своей родины.

Современный комплексный подход к подготовке спортсменов, а также специалистов в области спорта и физкультуры предполагает интеграции в единую систему всех образовательных уровней территории, где расположен Чурапчинский государственной институт физической культуры и спорта: социум — детский сад — школа — училище олимпийского резерва — вуз.

В детском саду воспитанники приобретают интерес к спорту и первые спортивные навыки, проявляет предрасположенность к тем или иным видам спорта. Дошкольник получает и представление о дисциплине, о самоорганизации, о правилах взаимоотношения с окружающим миром. А это — типично спортивные черты.

В спортивную школу олимпийского резерва имени Д. П. Коркина поступает уже мотивированный ребенок. У него есть установочный базис. Школьник оказывается в социальной среде, где спорт — это не просто турник или беговая дорожка, а часть большого мира. И он начинает чувствовать свою причастность к этому миру. По окончании школы мы выпускается почти готовый спортсмен.

В училище олимпийского резерва при институте студента будут приводить в соответствие с мировым спортивным уровнем. Во время обучения в институте он получит теоретическую основу для дальнейшего роста — от бакалавра до магистра физической культуры. Интеллектуальному и духовному развитию мы уделяем не меньшее внимание, чем их спортивным достижениям.

Таким образом, мы преследуем две цели. Во-первых, формируем страту образованных людей, во-вторых, даём метапредметные компетенции, позволяющие спортсмену найти достойное место в жизни, когда он покинет большой спорт. Формирование метапредметных компетенций требует развития инновационного менеджмента образования в виде создания непрерывной системы профессионального образования и научного обоснования развития физической культуры и спорта в сельских условиях Севера.

Нами поставлена задача построения интегрированной национальной модели физкультурно-спортивного воспитания и оздоровления населения в соответствии с целью и задачами Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [3]. Концепцией долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусмотрено создание сети территориальных кластеров как важнейшее направление формирования общенациональной системы поддержки инноваций и развития России.

Следовательно, одним из главных подходов модернизации образования становится кластерный. Интеграция в кластере определяется как объединение различных структур (образование — наука — производство) и как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью производства инновационного продукта [4]. Таким образом, формируется новое политико-правовое поле, объединяющее образовательные и воспитательные запросы, потребности, интеллектуальный, духовный потенциал и ресурсы региональных, этнокультурных сообществ, работодателей, бизнеса, науки и государства.

10 декабря 2015 года состоялось учредительное собрание представителей муниципалитета, учреждений спорта, культуры, здравоохранения, общественных организаций и коллектива ЧГИФКиС по созданию Чурапчинского научно-образовательного, спортивно- оздоровительного кластера. 17 декабря 2015 года идея создания Чурапчинского научно-образовательного, спортивно-оздоровительного кластера получила поддержку на Спортивном форуме «Физическая культура и спорт — фактор устойчивого развития республики».

Основными задачами кластера являются решение следующих актуальных задач:
1. Эко-духовное и физическое оздоровление населения;
2. Организация системы непрерывной физической культуры с дошкольного возраста до школы олимпийского резерва;
3. Разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение качества образования и расширение духовно-профессиональных возможностей выпускника как спортсмена и будущего лидера общественной деятельности;
4. Совершенствование форм и методов обучения кадров в соответствии с потребностями работодателей в сфере физической культуры, спорта и оздоровления;
5. Создание конкурентной среды для образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов в сфере спорта, физической культуры и оздоровления;
6. Обеспечение доступности получения профессионального образования для всех категорий молодежи, в том числе содействие трудоустройству выпускников образовательных учреждений кластера и их интеграция в социум;
7. Создание благоприятных условий взаимодействия между учреждениями, входящими в состав научно-образовательного кластера с целью рационального использования имущества, закрепленного за ними.

Теоретические проблемы создания регионального спортивно-образовательного кластера разрабатываются с различных методологических и практических подходов [5] .

Создаются научно-образовательные кластеры в спортивной сфере, региональные кластеры олимпийского резерва, семейные спортивно-образовательные кластеры, многофункциональные спортивно-образовательные кластеры, используя ресурсы частно-государственного партнерства, принцип ideadevelopment для частных инициатив в создании инфраструктуры целых поселений. «Олимпийская деревня Новогорск» — это первый в России семейный спортивно-образовательный кластер. Автором проекта является Ирина Александровна Винер-Усманова, заслуженный тренер России, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики, доктор педагогических наук. В основе концепции кластера лежит простая, но очень своевременная идея: объединить под одной крышей главные ценности гармоничного воспитания — образование, спорт, культуру — и частную, семейную жизнь. Тем самым проект способствует созданию надежного социального фундамента для всестороннего развития личности и укрепления семейных ценностей.

Одной из ключевых задач модернизации системы профессионального образования в Республике Саха является концентрация ресурсов для подготовки кадров. К числу таких моделей деятельности региональных сетей профессионального образования относится формирование территориальных отраслевых кластеров в форме сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и бизнеса. По замыслу Министерства профессионального образования РС (Я) кластерный подход позволит объединить информационные, научные и управленческие ресурсы, повышения уровня научно-исследовательской деятельности, разработать крупные программы и проекты, имеющие региональный и межрегиональный масштаб, а также расширения перечня магистерских программ. Кластерная модель будет способствовать созданию системы компетенций и квалификаций и как следствие — повышению показателя трудоустройства выпускников системы профессионального образования [6] .

Образовательный кластер выполняет интеграционную функцию, объединяющую возможности, потенциал и ресурсы объединенных организаций; а также инновационную функцию, реализуя новые идеи для воспитания успешных личностей, укоренённых в своих культурах, нацелённых на служение обществу и открытых миру. Смысл создания кластера состоит в преодолении ведомственных границ, объединении вокруг единой цели организации, их ресурсы, что позволяет компенсировать недостатки одной ресурсами других, распространить достижения и компетенции отдельного участника на весь кластер. В результате кооперации возникает новое качество отношений и эффективности деятельности.

Образовательный кластер, формирующий в качестве конечного продукта образовательную услугу, рассматривается в науке как устойчивое объединение региональных разноуровневых учебных заведений вокруг общего интеллектуального центра — вуза. Кроме интегрирующей функции, вуз реализует также инновационную составляющую. Организации, входящие в кластер, взаимодополняют друг друга и усиливают конкурентные преимущества — как свои, так и кластера в целом. Для успешного развития кластера необходимо определение устойчивой стратегии развития, создание программы, реализация которой позволит консолидировать интересы работодателей, учредителей, бизнеса, органов власти, консалтинга, всех входящих в кластер элементов — финансовых организаций, образовательных и социальных учреждений, учреждений спорта, культуры, здравоохранения и др.

Превращение вуза в региональный образовательный кластер, предполагающий углубление и упрочение его связей с образовательными, социальными учреждениями, учреждениями культуры, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышения их качества, расширения профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности [7] .

Первым принципом образовательного кластера является территориальная близость, то есть все участники образовательного кластера должны находиться в пространственной близости, чтобы обеспечить доступность своих ресурсов для совместного использования имеющейся базы и возможностей.

Второй принцип — принцип социального партнерства, выражающийся в общности ценностей, направленных на достижение образовательных и воспитательных целей. Для этого необходимо, чтобы все участники кластера находились в преемственной взаимосвязи на основе образовательных и воспитательных программ, разрабатываемых на научной основе и учитывающих вклад каждого участника. В программах предусматриваются планируемые результаты, критерии и показатели эффективности деятельности каждого участника кластера и общей инновационной деятельности.

Третий принцип — открытость деятельности. Залогом успешности развития кластера является открытость происходящих внутри кластера процессов, прозрачность результатов для всех его участников. Особые требования предъявляются к трудовому коллективу и администрации учреждения, желающего войти в кластер. Среди них наиболее важными являются способность слаженно достигать намеченного результата, общность целей, видение перспективы, стремление к совершенствованию, способность координировать свои действия, коллективно принимать решения и реализовывать их совместными усилиями [7]. Открытость деятельности предполагает детальное документирование для информирования, чтобы опыт кластера мог быть успешно использован другими последователями.

Четвёртый принцип — создание единого сетевого информационного пространства общения, распространения знаний, новых технологий, инновационной продукции, результатов своей деятельности, обеспечивающее сетевое кластерное взаимодействие.

Пятый принцип — региональный, этнокультурный подход. В «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.» (2012) среди основных задач указана защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Реализация данного принципа осуществляется посредством внедрения в содержание деятельности кластера этнокультурной составляющей как стержневой её характеристики.

Необходимыми условиями для создания регионального спортивного кластера являются:
• наличие в кластере организации-лидера, определяющей стратегию деятельности и отвечающей за спортивно-образовательную деятельность;
• территориальная общность и добровольность участников кластера;
• устойчивость долговременных деловых связей между участниками кластера;
• наличие корпоративной системы управления субъектами кластера;
• введение новых специальных дисциплин в рамках дополнительного образования и разработка требований к знаниям, умениям и профессиональным качествам выпускников в различных областях деятельности на основе требований работодателей;
• разработка и внедрение на республиканском уровне системы стимулов и преференций для муниципальных органов управления с целью стимулирования их участия в спортивно-образовательном кластере. На первом этапе создания кластера участниками его стали ФГБОУ ВПО «Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта», ГБОУ РС (Я) Чурапчинская республиканская спортивная средняя школа-интернат олимпийского резерва им. Д. П. Коркина, МБДОУ ЦРР-д/с «Чуораанчык» с. Чурапча, ГБУ РС (Я) «Региональный центр спортивной подготовки», Управление образованием, Управление культуры, Управления физической культуры и спорта, Отдел по делам семьи и по молодежной политике МО «Чурапчинский улус», Федерации по видам спорта, молодежная общественная организация «Маарыкчаан», общественная организация «Клуб Уллэр», Многофункциональный спортивный комплекс им. А. Н. Федотова, Культурно-спортивный комплекс им. А. К. Софронова, Автономное учреждение «Центр культуры «Айылгы» муниципального образования «Чурапчинский улус (район)» Республики Саха (Якутия) .

Таким образом, мы имеем цель, к которой стремимся, и создаем возможности для ее осуществления. Надеемся, что созданный нами кластер станет механизмом чурапчинской системы подготовки личности в российском спортивном мире.

Литература:

1. Виталий Мутко: Чурапчинский институт физической культуры и спорта станет международным спортивным комплексом // ТАСС. Информационное агентство России, 23 октября 2013. — [Электронный ресурс] .— режим доступа: http://tass.ru/sport/694637 (дата обращения: 08.06.2016) .
2. Неустроева Е. А. Особенности развития творческих способностей в условиях освоения детьми символических средств выразительной пластики (дошкольный и младший школьный возраст): автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е. А. Неустроева.— Москва, 2014.
3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101 -р [Электронный ресурс] .— режим доступа: http://fizvosp.ru/assets/media/d1/ ee/1370.pdf. (дата обращения: 08.06.2016) .
4. Асадуллин P. M. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. 2009. № 32. С. 16-18.
5. Вакалова, Л. Г. Образовательный кластер как основа региональной экономики в спорте / Л. Г. Вакалова, Е. П. Гетман // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «На пути к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм» (29-30 октября 2008 г., г. Краснодар) .— КГУФКСТ. — Краснодар, 2008.— С.44-46.
6. Павлов А. Б. Кластерная модель системы профессионального образования Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс] .— режим доступа: http://src- sakha.ru/wp-content/uploads/2013/12/Profobrazovanie. pdf. (дата обращения: 08.06.2016) .
7. Осечкина Л. И. Кластерный подход как условие повышения эффективности вуза. /Высшее образование в России. № 8-9. Сентябрь, 2012.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (27.02.2018)
Просмотров: 152 | Теги: кластер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь