Пятница, 09.12.2016, 12:39
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ ВТО?

ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРИНЦИПАХ И ПРАВИЛАХ ВТО?

По правилам ВТО, регулирующим только торгово-экономические вопросы, прописанным на 47 тыс. страницах различных документов, сотрудничают 159 стран мира (на 2 марта 2013 г.). Эта Всемирная торговая организация является одновременно и комплексом правовых документов, своего рода многосторонним торговым договором, определяющим права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами.

Как международная межправительственная организация она не имеет устава, роль которого играют Соглашение об учреждении ВТО и Договоренность о правилах и процедурах разрешения споров. Собственно говоря, только с этими двумя международными соглашениями и связано появление ВТО. Во всем остальном ВТО функционирует так же, как и ГАТТ - Генеральное соглашение по тарифам и торговле от 1947 г. Но именно эта правовая база послужила основой для осуществления сотрудничества государств, завершившегося в 1995 г. созданием ВТО.

Новым по сравнению с ГАТТ является то, что государство - член ВТО не может не участвовать в соглашениях, составляющих часть пакета документов, формирующих систему ВТО: обязательные для всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения.

Сегодня ВТО представляет собой не только систему взаимосвязанных и обязательных международных соглашений по вопросам международной торговли, но еще и институт, создающий общие институциональные рамки для осуществления торговых отношений между ее членами в вопросах, относящихся к соглашениям и к связанным с ними правовым документам.

ВТО реализует и управленческую функцию по организации переговоров между ее членами по вопросам многосторонних торговых отношений, что позволяет ей позиционировать себя как многостороннюю торговую систему, развивающуюся в направлении качества, стабильности, предсказуемости предпринимательства при развитии международной торговли в условиях справедливой конкуренции.

Эта международная торговая организация не сориентирована на создание наднациональных международных органов, но функционирует как постоянно действующая и обладает очень большими полномочиями, особенно в рамках процедур по разрешению споров. И хотя Секретариат ВТО, базирующийся в г. Женеве (Швейцария), при наличии 650 штатных сотрудников не принимает решений в отличие от подобных органов других международных организаций, поскольку эта функция возлагается на сами страны-участницы, он является эффективным модератором и аналитическим центром. Разъясняя правила ВТО, обеспечивая правовую помощь в процессе разрешения споров, консультируя правительства стран, Секретариат ВТО как бы воплощает в себе признаки наднационального координатора.

Задачей ВТО провозглашено не достижение каких-либо целей или результатов, а установление общих принципов международной торговли <1>. Они достаточно просты и понятны для восприятия.

--------------------------------

<1> Hoekman B. The WTO: Functions and Basic Principles // Hoekman B., Mattoo A. and English P. (eds.). Development, Trade and the WTO: A Handbook. Washington, D.C.: The World Bank, 2002. P. 42.

 

Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле.

Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение "проблемы безбилетника".

Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. В случае ухудшения условий торговли в какой-то стране в конкретном секторе ущемленная сторона может требовать компенсации в других секторах <1>.

--------------------------------

<1> Ibid. P. 43.

 

Защитные клапаны. В некоторых случаях правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения <1>.

--------------------------------

<1> Hoekman B. Op. cit. P. 44.

 

Анализируя эти принципы, можно обнаружить, что хотя ВТО формально и определяет условия равноправия в международной торговле, но не провозглашает равенство. Открытие границ более выгодно развитым странам, что для слабых экономик оборачивается высокой степенью зависимости от импорта и усилением внутренних социально-экономических противоречий. После вступления России в ВТО важно чисто политический интерес поменять на экономико-политический. Нахождение страны в новом для нее поле международной торговли заставляет пересмотреть стандарты использования национального богатства страны, превратить сырьевые возможности отечественной экономики в ее инновационный ресурс, оценить риски участия в этой международной организации, степень искусственности ее некоторых правил и псевдоэкономических регламентов. Для этого как минимум представители России должны присутствовать в Секретариате ВТО, а юристы и специалисты получить возможность участия в формулировании правил, регулирующих международную торговлю, инвестиции, защиту торговых интересов страны.

Следование принципу взаимности в долгосрочном плане позволяет России стабилизировать систему управления внешнеэкономическими связями, в том числе через долгосрочное установление таможенных пошлин. Но важно понимать и другое: предприятие не сможет быть конкурентоспособным, если не поставляет свои товары и услуги на экспорт. Пока же в стране является экспортером только одно предприятие из 250 зарегистрированных. Между тем крупные концерны уже поделили мировой рынок, и ВТО узаконивает поддержку транснациональных корпораций, поскольку в этой международной организации нет антимонопольного законодательства.

К примеру, 10 крупнейших агрохимических компаний контролируют 80% мирового рынка, оцениваемого в 32 млрд. долл. США, а 82% зерна, производимого в мире, распространяются только двумя фирмами: Cargill и Archer Midland. Примерно 75% торговли бананами контролируется всего пятью корпорациями; три контролируют 83% торговли какао, еще три - 85% торговли чаем <1>. Кроме того, при взаимности уступок нельзя вводить ограничения на участие иностранного капитала, к примеру, в собственности. Иностранные фирмы на российском рынке могут участвовать в тендерах на госзаказы и могут потребовать получать те же налоговые льготы и государственные субсидии, как и российские компании.

--------------------------------

<1> ВТО и мировая продовольственная система (профсоюзный взгляд) // http://iuf.ru/pic/ready_wto.pdf.

 

В соответствии с принципом прозрачности страны должны один раз в год информировать ВТО о принятии новых или об изменении старых законов. Если учесть, что право ВТО стоит над законодательством иностранных государств, а в подписанных с Россией соглашениях предусмотрен "тест на необходимость" для национальных законов", которые могут "ограничивать торговлю не более чем необходимо" <1>, то ВТО может пересматривать уже принятые законы, если комиссия ГАТС по урегулированию споров решит использовать право вето на тот или иной закон или правило, сочтя их более обременительными, чем необходимо.

--------------------------------

<1> WTO Secretariat (2003): "Necessity tests" in the WTO // http://ictsd.org/downloads/2008/04/nectest.pdf.

 

Этот принцип упрощает подачу жалобы на закон страны в суд ВТО. Получается, что прозрачны государства перед корпорациями, однако непрозрачны требования об открытии тех или иных секторов экономики, одностороння и проверка законов на необходимость, совсем непрозрачны судебные процессы в ВТО <1>.

--------------------------------

<1> The legal and lived realities of the WTO's GATS // http://www.gatswatch.org.

 

Принятие обязательств после вступления в ВТО не предполагает дороги назад. Их требуется неуклонно выполнять, чтобы исключить возможные санкции за их нарушение, одновременно предлагая создание новых механизмов регулирования. По мнению академика РАН С.Ю. Глазьева <1>, поддержка конкурентоспособности отечественной экономики перемещается вне пределов ВТО в те сферы, где правила этой международной организации не действуют: денежно-кредитная политика, политика рефинансирования и процентных ставок, обменный курс, финансирование НИОКР, техническое регулирование и т.д. Использование таких инструментов позволяет на порядок поднимать мощность институтов развития, увеличивать количество длинных кредитных ресурсов.

--------------------------------

<1> Россия в ВТО: стратегия успеха (заседание "Меркурий-клуба") // http://www.forum-ip.ru/it1.aspx?s=859&=41713.

 

В настоящее время в отношении продукции российского производства действуют 73 специальные защитные меры в разных странах мира. Эти данные представило Минэкономразвития России на заседании "Меркурий-клуба" в октябре 2012 г. под председательством академика РАН Е. Примакова. Дополнительно к ним относят еще 47 мер, которые действуют в отношении продукции, производимой на территории Беларуси и Казахстана. Чтобы урегулировать эти и другие споры, России необходимо вступать в коалиции, чтобы инструменты ВТО не были так сложны в реализации.

Введение торговых ограничений через технологии "защитного клапана" - это необходимость любого государства устанавливать тарифы или квоты для компенсации справедливой конкуренции с импортом, наносящим ущерб местной отрасли. Но защитная мера не должна существовать более четырех лет, хотя ее действие можно продлевать до восьми лет, при условии если компетентные национальные органы установят, что эта мера необходима и есть свидетельства того, что работа отрасли налаживается.

Безусловно, защитные меры важно применять недискриминационным образом, а применяющая их страна - участница ВТО должна платить компенсацию тем странам - членам ВТО, на чью торговлю эти меры повлияли <1>.

--------------------------------

<1> См.: Перо А.С. дель, Наваретти Д.Б. Субсидии, антидемпинговые и компенсационные пошлины: правила ВТО и экономический анализ // http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/WBI-Training/Ch25.pdf.

 

Таким образом, Россия, став участником ВТО, впервые соприкоснулась с конституцией мирового хозяйства. С одной стороны, нахождение в этой международной организации заставляет менять промышленную политику, уходя, по словам академика РАН Р.С. Гринберга, от примитивизации структуры экономики <1>.

--------------------------------

<1> Россия в ВТО: стратегия успеха (заседание "Меркурий-клуба").

 

С другой стороны, это обостряет конкуренцию, которая может в какой-то степени излечить болезнь российской экономики - ее тотальную монополизацию. Если эти изменения произойдут, мы постепенно перестанем менять нефть и газ на ширпотреб.

По сравнению с системой ГАТТ, охватывающей только торговлю промышленными товарами, система ВТО значительно расширила поле своего регулирования (объектную сферу). Под правила ВТО "подтянуты", в частности, торговля сельскохозяйственными товарами, одеждой, текстилем, некоторые области инвестиционных мер, прав на интеллектуальную собственность и др. Посредством права ВТО через систему принципов, правил, норм, более чем 50 соглашений, составляющих "пакет ВТО", часть внутригосударственной компетенции (в том, что касается, например, тарифных и нетарифных режимов импорта) ставится под международно-правовое регулирование в рамках международной торговой системы. В этом плане право ВТО свой основной эффект получает от снижения административных (экономических) границ на пути товаров и услуг, что объективно означает сужение сферы государственного суверенитета, делегирующей часть полномочий этой международной организации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Шумилов В.М. Система и право ВТО. М., 2004. С. 24.

 

Задавая нормативные рамки международной торговли, право ВТО консолидировало правила ВТО в пяти наиболее важных блоках: финансовая помощь и субсидии; стандарты и сертификация; государственный заказ; усиление антимонопольного регулирования; взаимосвязь между экологическим регулированием и торговой политикой. Их подробная характеристика представлена на официальном сайте ВТО. Вместе с тем эксперты этой международной организации постоянно отслеживают их выполнение, строя свои прогнозы относительно роста мировой торговли.

По свидетельству бывшего главы ВТО П. Лами, наибольшим препятствием для мировой торговли, которая в 2012 г. показала самый слабый рост за последние 30 лет (2% из-за вялой динамики экономик развитых стран и долгового кризиса в Европе), становится усиление протекционизма <1>. По его глубокому убеждению, перед Россией как участницей ВТО в действительности стоят три вопроса. Во-первых, где Россия может создать добавленную стоимость. Во-вторых, Российской Федерации нужно понять, как скомбинировать свои ведущие направления, чтобы стать конкурентоспособной. И наконец, в-третьих, России нужно решить демографическую проблему, потому что речь идет о человеческом капитале, без которого первые два пункта лишаются смысла <2>. Эти слова не лишены здравого смысла.

--------------------------------

<1> Рост мировой торговли замедлился до 30-летнего минимума // http://wto-inform.ru/news/the_growth_of_world_trade_slowed_down_to_30_year_low/.

<2> Герман Греф уличил двух министров Медведева в полном незнании правил ВТО // http://stop-vto.ru/2013/01/19/german-gref-ulichil-dvuh-ministrov-medvedeva-v-polnom-neznanii-pravil-vto/.

Митин А.Н.

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (06.04.2014)
Просмотров: 378 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016