Четверг, 27.06.2019, 01:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

ЧТЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Т.Я.Кузнецова, кандидат педагогических наук, доцент

ЧТЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ЦИФРОВУЮ ЭПОХУ

Анализируется механизм влияния чтения на процесс социализации личности через повышение её культурной компетентности - базового индикатора Национальной программы поддержки и развития чтения. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты массовой дигитализации и её влияние на процессы чтения в цифровую эпоху. Характеризуется роль культурной компетентности личности в умении воспринимать и оценивать получаемую текстовую информацию. Обосновывается положение о неоднородности процесса чтения текста и определяются его основные этапы: от информационно-ознакомительного до когнитивно- синтетического. Рассматриваются разновидности чтения: инструментальное, образовательное, развивающее, рекреационное, и их влияние на процесс социализации личности. Делается вывод, что работа по продвижению чтения и формированию читательской культуры - важный фактор социализации личности и необходимое условие формирования гармоничного человека, способного к продуктивной и творческой деятельности в информационном обществе и обществе знаний.

Ключевые слова: информационное общество, социализация личности, культурная компетентность, поддержка и развитие чтения, инструментальное чтение, образовательное чтение, развивающее чтение.
 

 
Вот уже более 10 лет библиотечное сообщество России совместно с книгоиздательской и книготорговой сферами и учреждениями образования реализует Национальную программу поддержки и развития чтения [4].

Базовым социальным индикатором Национальной программы выступает понятие «культурная компетентность», и вся деятельность по продвижению чтения предусматривает её формирование и развитие. Уровень культурной компетентности личности во многом определяет степень её социализации.

Проблеме социализации посвящено значительное количество исследований в области педагогики, общей и возрастной психологии, социологии, социальной философии (Т. Парсонс, А. Лоренцер, Дж. Мид, Л. С. Выгодский, А. Н. Леонтьев и другие). В самом общем плане социализация понимается как «... процесс становления личности, усвоение социального опыта, в ходе которого формируются наиболее общие, устойчивые черты личности» (Е. П. Поликанова).

Опираясь на труды исследователей феноменологии социализации как многоэпап- ного и многофакторного процесса развития и адаптации личности к окружающему миру [5], можно заключить, что данный процесс предусматривает, прежде всего, усвоение индивидом мировоззренческих и культурных ценностей и традиций окружающего социума, знание законов и норм социального поведения и следование им.

Процесс вхождения индивида в социальную среду, приспособление к ней, освоение определённых ролей и функций происходит на различных уровнях: физиологическом, психологическом, когнитивном, профессиональном, социально-коммуникативном. При этом адаптационный механизм социализации работает на протяжении всей жизни человека, позволяя ему приспосабливаться к изменениям окружающей социальной среды. Особенности этой среды, действующие в ней законы, нормы и правила межличностного общения, традиции и новые тренды социального развития оказывают определяющее влияние на векторы процесса социализации индивида. Не меньшее значение имеет и система социальных коммуникаций, межкультурных и межнациональных отношений в социуме, окружающем личность.

Следует отметить, что при изучении влияния различных факторов на социализацию личности [5], роль чтения как особой системы межличностных отношений между читателем и автором читаемого текста в этом процессе исследована не достаточно глубоко. Между тем происходящие в цифровую эпоху трансформации носителей текстов, меняющие не только восприятие текста, но и традиционные взаимосвязи между автором и читателем, делают задачу изучения влияния чтения на процесс социализации ещё более актуальной.

Современный социум и его коммуникативная среда характеризуются рядом принципиально новых социальных практик и технологий социального взаимодействия, определяемых теоретиками как информационное общество. Под влиянием глобальной цифровизации создаётся мир новых форм, стилей и смыслов социального бытия, с новыми ценностными приоритетами, новой архитектурой межличностных и общественных отношений. Формируется новый стиль общественного поведения, который можно определить как «информационно-коммуникативный», а также появляются новые формы социальных связей - сетевые сообщества. Благодаря этому у человека появилась возможность тесных контактов и самореализации не только в окружающем социуме, но и в мировом масштабе. Социальное бытие наполняется новым дискурсом и мотивациями. При этом знание и информация для многих членов современного социума становятся наивысшей ценностью, а степень владения ими - определяющим фактором социальной дифференциации [8].

Однако сетевое пространство, по мнению ряда социальных философов (Г. Мартин, З. Сардар, Х. Шуман, У. Эко, В. Иноземцев, Н. Н. Моисеев и другие), таит в себе определённые опасности. Многие учёные, в том числе антропологи, нейрофизиологи, психологи, серьёзно озабочены происходящими изменениями в умственной и социальной деятельности человека в современном виртуальном мире. Доказано, что, ускоряя процессы производства и передачи информации, электронные технологии «вымывают» из когнитивного пространства человека медленное, вдумчивое размышление и выработку личностного знания. Тем самым снижается способность к аналико-логическому мышлению и рефлексии, формируется так называемое мерцающее сознание.

Кроме того, в условиях повсеместной дигитализации человек, попадая в мир, наполненный разнообразной информацией, и не имея навыков её переработки и усвоения, отдаёт предпочтение коротким текстам с несложным содержанием, снабженным изображениями, помогающими понять его смысл.

Существенно и то, что феномен «реальной виртуальности» зачастую меняет объективное отражение и видение мира [1]. В связи с этим хочется напомнить знаменитое изречение английского философа XVII века Джорджа Беркли: «Быть - значит быть воспринимаемым». Оно понималось как метафизическое умозаключение, но сегодня стало фактически реальной практикой ки- берсреды: то есть если вас в ней нет, то вы не существуете. При этом возможность модификации воспринимаемого мира по своему усмотрению, предлагаемая электронной средой, размывает границы между реальным бытием и виртуальной моделью. Технологии позволяют легко дополнять реальность, ретушировать её, выбрасывать из неё фрагменты, которые кому-либо не нравятся, добавлять новые, более желаемые. И невольно возникают вопросы: во-первых, какими должны быть этические нормы и ориентиры в обществе, которое наблюдает мир через виртуальное окно, где присутствует отретушированная, неадекватная реальному миру картина; и во-вторых, сможет ли человек противостоять манипулированию его сознанием в условиях медиасреды?

Снизить негативное влияние вышеуказанных факторов на процесс социализации личности в современном цифровом мире можно, используя различные инструменты, каналы и способы развития критического мышления, познавательно-когнитивных и социально-коммуникативных способностей человека.

Культурная компетентность как базовое условие социализации личности и одновременно её результат выступает именно таким инструментом.

Составляющими культурной компетентности личности являются следующие её характеристики:

• знание мировоззренческих и культурных оснований, ценностей и традиций соответствующего социума в их историческом развитии;

• знание законов, норм, правил, обычаев, символов, принятых в данном обществе;

• владение определённым объёмом обыденных и специальных (профессиональных) знаний, умений и навыков, способность их использовать и вариативно интерпретировать;

• владение вербальными и невербальными каналами социальных коммуникаций [7].

В цифровом обществе важной составляющей культурной компетентности личности является также её владение современными сетевыми технологиями, включая медиасреду, и умение их эффективно использовать в обыденной жизни и профессиональной деятельности [2].

Уровень культурной компетентности индивида оказывает определяющее влияние на его способность оценивать получаемую информацию и в случае необходимости противостоять манипулирующему воздействию на его сознание и поведение негативных факторов массмедиа, которые зачастую используют недопустимые приёмы дезинформации и фальсификации в освещении отдельных событий и фактов. Только человек, обладающий достаточно высоким уровнем культурной компетентности, способен отличить подлинное знание от «контрзнания», то есть ложного, недостоверного знания и фейковых сообщений, и не стать объектом социально манипулирования.

Вышеназванные составляющие культурной компетентности у каждого индивида имеют свои особенности и формируются под влиянием ряда факторов. Можно выделить их следующие уровни: макрофакторы - политическая, социально-экономическая и культурная жизнь страны, нравственные ценности и идеалы общества в целом; ме- зафакторы - место проживания, его региональные особенности, правила и традиции окружающего социума, этническая и конфессиональная принадлежность; микрофакторы - воспитание в семье, обучение в школе и вузе, характер и условия трудовой деятельности, субкультурная среда.

На каждом из уровней эффективным инструментом развития культурной компетентности личности является чтение, поскольку базовые цивилизационные ценности и их смысловые модели кодифицируются и транслируются в обществе в значительной степени с помощью таких феноменов, как текст и книга.

Мы определяем чтение как форму коммуникативной, познавательной, когнитивной и эмоционально развивающей деятельности личности, а текст - как пространство общения автора и читателя. При этом не существенно, какой материальный носитель текста - печатный, рукописный, электронный или сетевой.

На отношение к текстовой информации в процессе чтения влияют мировоззренческие, социальные, когнитивные, психологические, физиологические факторы [3; 6]. Очевиден и личностный, глубинный, творческий характер процесса чтения, который имеет свою логику и особенности.

Неоднороден и процесс чтения в аспекте логики восприятия и понимания текста. На наш взгляд, в нём можно выделить следующие этапы: начальный этап - преимущественно ознакомительно-информационный, рекреационный и эстетический (художественный текст), затем - познавательно- аналитический и, наконец, когнитивно-синтетический.

В целом процесс чтения - мощный стимулятор и катализатор активной, рефлексирующей деятельности человека. Это специфическая познавательно-коммуникативная составляющая умственного труда. При этом чтение является не только важным средством и условием творческого мышления и познания в целом, но и способом постижения и освоения законов жизни.

Этими качествами обладают все виды чтения. Как правило, выделяются следующие его разновидности: инструментальное - получение информации и нового знания для решения научных, управленческих, творческих, производственных, бытовых и других задач; образовательное - получение информации и нового знания в целях общего и профессионального образования, повышения квалификации; развивающее - расширение культурного и научного кругозора, самообразование; рекреационное (до- суговое) - чтение для развлечения, досуга, эмоционального переживания [3].

Все обозначенные разновидности чтения имеют различную степень значимости и функциональной нагрузки в процессах формирования составляющих культурной компетентности. Но каждая из них необходима, и только в совокупности они создают надёжную информационно-знаниевую платформу для социализации и профессионализации индивида. В частности, предпочтительные формы социального поведения осваиваются человеком уже на ранних этапах его развития через чтение сказок, детской художественной и познавательной литературы, учебников по истории, обществоведению и другим гуманитарным дисциплинам. Компетентность относительно институциональных норм социальной организации обеспечивается во многом через чтение экономической, политологической, правовой, исторической и другой социально значимой литературы; относительно конвенциональных норм социальной и культурной регуляции - посредством чтения научной и популярной литературы по философии, социологии, этнологии, искусствознанию, этике, эстетике и другим наукам.

Формирование культурной компетентности во многом зависит от степени понимания читаемого текста в лингвистическом, предметном и профессиональном аспектах. Важным условием понимания текста служит умение дифференцировать содержание и смысл [6]. Чтение - это процесс декодирования смысла: умение находить в тексте скрытую или противоречивую информацию, связывать отдельные части текста, уметь за деталями видеть целое, воспринимать тонкости языка и смыслов, домысливать неявное, соотносить прочитанное с собственным опытом. В связи с этим методологический инструментарий герменевтики - науки о понимании смыслов текстов, исходя из их объективных и субъективных оснований, должен стать одним из базовых в формировании культуры чтения и её развития.

Следует учитывать и влияние различных видов чтения на формирование личности. Если технический, естественнонаучный или социально-гуманитарный текст «работает» на развитие интеллектуальной сферы человека личности, то художественная литература оказывает большее влияние на её нравственное и эстетическое развитие. Она является неисчерпаемым источником новых переживаний и чувств, в ней наиболее ярко отражаются нравственные установки автора, его личный опыт и взгляд на мир.

В связи с этим характерное для современного общества широкое обращение к «лёгкому чтению», фактически к суррогатной литературе, далеко не безвредно, как порой кажется. Она тоже оказывает влияние на социализацию личности, но ущербное, дефектное, которое рано или поздно негативно скажется на восприятии человеком окружающего мира, отношении к людям и на многом другом, что может оказать влияние на его жизнь и судьбу и опосредованно - на морально-нравственную атмосферу социума, в котором он живёт.

Таким образом, чтение - это фактор, формирующий человека и пробуждающий его личностный потенциал. Более того, процесс социализации, происходящий вне рамок процесса чтения, даже если в нём задействованы другие институции и каналы социальных коммуникаций, будет неполноценным и не позволит человеку адекватно воспринимать и реагировать на окружающий мир.

Исходя из этого, деятельность по продвижению чтения и в его поддержу - буквально парадигмальная установка на формирование гармоничного человека цифровой эпохи в единстве его когнитивных, коммуникативных и эмоционально-психологических способностей к продуктивной и творческой деятельности в информационном обществе и обществе знаний.

Это - сверхзадача всех социальных институтов, которые целенаправленно занимаются продвижением чтения и формированием читательской культуры как субъекты реализации Национальной программы поддержки и развития чтения: библиотек, книгоиздательских и книготорговых организаций, музеев, школ, вузов, СМИ. При этом освоение различных коммуникативных стратегий и практик продвижения чтения на основе сотрудничества и социального партнёрства - залог достижения социальной результативности продвижения книги и чтения в стране.

 
Примечания

1. Лисенкова А. А. Социальные медиа: аттрактор новостей и пространство манипуляций // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2017. № 3 (26). С. 21-27.
2. Кузнецова Т. Я. Роль библиотек в формировании социокультурной компетентности личности // Национальная программа поддержки и развития чтения: год седьмой : материалы VII Научно-практической конференции «Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы» и III Всероссийской научно-практической конференции «Библиотеки, издательства, книжная торговля и СМИ: влияние на круг чтения» (Москва, 19-20 ноября 2013 года) / [сост.: Е. И. Кузьмин, Д. Д. Игнатова ; ред. А. В. Паршакова]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2014. С. 68 -74.
3. Мелентьева Ю. П. Чтение: модели и модификации // Чтение. XXI век : коллективная монография / [Ананьева М. Н. и др. ; науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. С. 55-73.
4. Национальная программа поддержки и развития чтения [Электронный ресурс] / Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российский Книжный Союз // Library.ru : [вебсайт]. Электрон. дан. URL: http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_doc=1122&o_s
5. Поликанова Е. П. Социализация личности // Философия и общество. 2003. № 2 (31). С. 84-106.
6. Тузовский И. Д. Антиномии чтения, грамотности и образования в информационном обществе // Чтение. XXI век : коллективная монография / [Ананьева М. Н. и др. ; науч. ред.-сост.
B. Я. Аскарова]. Москва : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. C. 95-121.
7. Флиер А. Я. Культурная компетентность личности [Электронный ресурс]. URL: http://pdf. knigi-x.ru/21kulturologiya/5911-1-kultura-flier-kulturnaya-kompetentnost-lichnosti-mezhdu- problemami-obrazovaniya-nacio.php
8. Формирование информационного общества в ХХ! веке / Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» ; Российская национальная библиотека ; сост. Е. И. Кузьмин, В. Р. Фирсов. Санкт-Петербург, 2006. 640 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 6 (86)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (03.05.2019)
Просмотров: 51 | Теги: чтение, Информационное общество, социализация | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь