Суббота, 21.04.2018, 20:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Черлидинг как эффективное средство формирования социально- личностных компетенций студенток

Т.С.Новаш, И.А.Ножка, О.В.Шало 

Черлидинг как эффективное средство формирования социально- личностных компетенций студенток

Аннотация. Формирование социально-личностных компетенций у выпускников учреждений высшего образования является ключевой задачей учебной дисциплины «Физическая культура». Данная задача может быть решена через использование в образовательном процессе со студентками такой инновационной формы физического воспитания как черлидинг. Целенаправленные и систематические занятия черлидингом положительно влияют на студенток, совершенствуя женскую составляющую личности и формируя социально-личностные компетенции, предусмотренные образовательными стандартами Республики Беларусь.

Ключевые слова: компетентность, социальные компетенции, социально- личностные компетенции, студентки, физическое воспитание, черлидинг.

 

Введение. В условиях экономического кризиса и высокой конкуренции на рынке труда важным условием подготовки компетентных специалистов является формирование социально активной личности, обладающей достаточным уровнем физической подготовленности, физического развития, функциональных возможностей и здоровья.

Болонский процесс в системе высшего образования предполагает переход от формально-знаниевой к компетентностной парадигме. Действующие в Республике Беларусь образовательные стандарты третьего поколения направлены на формирование социально-личностных компетенций в результате освоения дополнительной дисциплины «Физическая культура». В белорусском обществе именно физическая культура призвана выполнить функции агента формирования личности, позволяя индивиду в процессе физкультурно- спортивной деятельности отработать социальные роли и обрести необходимый ему социальный статус. Проблема заключается в том, что у девушек, поступивших в учреждения высшего образовании (УВО), уже сформировано негативное мотивационно-ценностное отношение к физической культуре.

Поиск эффективных средств физической культуры, формирующих у студенток УВО социально-личностные компетенции актуален в контексте таких постулатов, как качество жизни, семья, социальный статус, здоровье (репродуктивное), активизация человеческих ресурсов в социокультурном развитии, устойчивого социального благополучия, цивилизованного социального порядка в рамках мировой ценностной интеграции.

Цель работы научно обосновать черлидинг как средство, формирования социально-личностных компетенций студенток УВО.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, социологический опрос.

Основная часть. На развитие здорового общества решающее воздействие оказывает рост вовлеченности молодежи в физическую культуру. Однако не все молодые люди имеют представления о тесной взаимосвязи общей и физической культуры в своем личностном развитии. Об этом свидетельствуют ответы респондентов — студентов 1 курса Барановичского государственного университета. На вопрос «Можно ли считать культурным человека, не заботящегося о своем физическом состоянии?» 21,4% студентов считают это возможным, 51% отрицают такую взаимосвязь, 27,6% затрудняются в определении своей позиции.

Многочисленные исследования показали, что социально-личностные компетенции можно сформировать путем направленного подбора средств физической культуры и методик их применения.

Компетентностный подход интенсивно рассматривается специалистами в России (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Н.А. Сеелезнева, Ю.Г. Татур, П.И. Третьяков), в Беларуси (А.В. Макарова, O.Л. Жук, А.Д. Лашук, Э.М. Калицкий).

Применительно к обучающимся в системе высшего образования социально- личностная компетентность — это интегральная характеристика личности студента. В соответствии с действующими в настоящее время в Беларуси образовательными стандартами выпускник УВО должен приобрети следующие социально-личностные компетенции: знание идеологических нравственных ценностей; навыки социального взаимодействия; умение работать в команде; навыки ведения здорового образа жизни (ЗОЖ); способность к межличностной коммуникации; самосовершенствования.

Коллективом авторов предложена модель ключевых социальных компетенций для разных уровней образовательной системы [2], которая включает следующие компоненты: компетентность здоровьесбережения; компетентность в общении; компетентность гражданственности; компетентность социального взаимодействия; компетентность информационно-технологическая.

Рассмотрев данную модель можно сделать вывод, о том, что черлидинг как раз таки и направлен на формирование социальных компетенций, которые определяются как готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии и достигать согласия с другими [1, с. 12].

На наш взгляд, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогическими коллективами кафедр физической культуры и спорта, является поиск эффективных средств физического воспитания, формирующих социально- личностные компетенции девушек. И одной из таких форм может стать черлидинг — популярное среди молодежи средство физического воспитания.

Черлидин является одной из инновационных форм физического воспитания молодежи и представляет собой динамично развивающийся сегмент спортивной и развлекательной индустрии. Белорусская ассоциация черлидинга и команд поддержки создана в 2007 году, а с 2016 года создана студенческая лига, соревнования которой проводятся в столице Беларуси ежегодно. Группа поддержки создана и в нашем университете. Она включает в своем составе 15 девушек 1—2 курсов педагогических специальностей, которые прошли спортивный отбор в форме кастинга. Девушки обладают высоким уровнем физической подготовленности, навыками ведения здорового образа жизни, лидерскими качествами стрессоустойчивостью, дисциплинированностью, умением работать в команде. Они представляют собой элитный отряд — авангард студенток Барановичского государственного университета. Занятия черлидингом позволяют решить комплекс задач физического воспитания.

Развивающие задачи: развивать воображение, зрительную память, глазомер, произвольное внимание; развивать музыкальный слух, умение согласовывать движения с музыкой чувство ритма, формы, восприятия пространства, линий и т. д.;

Воспитательные задачи: повысить мотивацию студенток к занятиям физической культурой; формировать лидерские качества, креативность; развивать творческие способности, умение выражать эмоции и мысли через движение; воспитывать устойчивые психологические качества: смелость, самостоятельность; прививать навыки личной и общественной гигиены, опрятности в костюме и внешнем виде.

Образовательные задачи: повысить уровень общей физической подготовленности (силовых и координационных способностей, гибкости, выносливости); совершенствовать двигательные умения и навыки посредством сложнокоординационных упражнений, акробатических и прыжковых элементов; содействовать формированию навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества движений.

Выводы. В результате проведенного исследования можно заключить, что целенаправленные и систематические занятия черлидингом положительно влияют на студенток, совершенствуя женскую составляющую личности и формируя социально-личностные компетенции, предусмотренные образовательными стандартами Республики Беларусь. Таким образом, черлидинг может стать перспективным направлением физического воспитания не только студенток, но школьниц.

Литература:

1. Дроздова Н.В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н.В. Дроздова, А.П. Лобанов. — Минск: РИВШ, 2007. — 100 с.
2. Становление ключевых социальных компетенций на разных уровнях образовательной системы: дескрипторная характеристика как база оценивания // Квалиметрия образования: методология, методика, практика: материалы XI симпозиума / под науч. ред. Н.А. Селезневой, А.П. Субетто. — М., 2007.

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (13.12.2017)
Просмотров: 121 | Теги: черлидинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь