Воскресенье, 24.09.2017, 20:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ в ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Л.Н.Мамаева, В.А.Белякова

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ в ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

В статье приводится сравнительный анализ государственных инвестиций в человеческий капитал в России и за рубежом.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы.

Ключевые слова: инновации, человеческий капитал, глобализация, инвестиции, уровень жизни, качество жизни.

 

Рассматривая российскую экономику, следует отметить, что она настоятельно требует качественного изменения человеческого капитала. Безусловно, государство должно способствовать выполнению этой задачи. Функции государства в данной сфере можно свести к следующему:

1. Проведение разработки целостной, системной социальной политики в области развития и воспроизводства человеческого капитала на всех уровнях. Так, на микроуровне сюда следует отнести повышение квалификации работников, медицинское обследование, затраты по охране труда, оплата социальных услуг за работника предприятия и так далее. В данном случае получаемый доход будет выше, чем потраченные затраты.
На макроуровне выступают образование, инновационная и креативная деятельность, здравоохранение. Каждый из этих видов инвестиций является уникальным по природе воздействия на качество жизни населения. Только комплексное и системное осуществление этих видов инвестирования способно обеспечить гармоничное развитие личности, а также повысить уровень использования интеллектуального потенциала.

2. Привлечение частных инвестиций в сферу воспроизводства человеческого капитала. Человеческий капитал со временем подвержен износу (например, здоровье слабеет, устаревают знания). Поэтому необходимо не только формирование, но и воспроизводство человеческого капитала. Для этого необходимо привлечение не только государственных, но и частных инвестиций. Например, переквалификация при изменении техники и содержания труда, расходы на мобильность при структурных изменениях занятости.

3. Использование институтов социального партнерства. Структурный дисбаланс рынка труда и связанные с ним потери неизбежны в любой экономике. Однако масштабы потерь напрямую зависят от наличия институтов, обеспечивающих своевременную и адекватную реакцию экономики и общества на изменения профессиональной структуры спроса на рабочую силу. Россия нуждается в жизнеспособных институтах социального партнерства в сфере занятости. В развитых рыночных экономиках именно такие институты обеспечивают устойчивые, эффективные связи между работодателями, образовательными учреждениями и населением, быструю адаптацию трудовой сферы к изменениям в экономике.

4. Создание действующих механизмов финансирования развития и воспроизводства человеческого капитала. Воспроизводство человеческого капитала формируется и развивается под воздействием экономических, демографических, экологических, научно-технических и природно-климатических факторов. На него оказывают воздействие, с одной стороны, государство, реализующее свою экономическую политику через механизмы финансирования и государственного регулирования, с другой стороны - органы регионального управления, осуществляющие поставленные перед ними цели.

Следует выделить государственные программы по инвестициям в человеческий капитал в России.
Одним из основных законодательных актов, определяющих источники инвестирования государством в образование, является Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 10 января 2003 г. № 11-ФЗ), согласно которому финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду и категории учебного заведения.

Инвестиции в образование обладают рядом особенностей:
- в реальной практике инвестиционный и потребительский аспекты образования тесно взаимосвязаны;
- существует временной интервал между моментом совершения инвестиций и получением от них социально-экономической отдачи.

Для эффективного государственного инвестирования в образование необходима информация о том, какие виды образования и какие специалисты дадут наибольшую отдачу [4].

Если рассматривать опыт зарубежных стран, то наиболее четко связь профессионального обучения прослеживается в экономике Японии. Здесь существует четкое деление на временных и постоянных работников, которые принимаются на работу или сразу после окончания профессионального училища («синие воротнички»), или из университета («белые воротнички»). Для постоянных работников прием на работу реально начинается намного раньше официального заключения контракта. деятельность студентов последнего курса университета, желающих поступить в фирму, включает следующие пункты:
1) сбор данных о различных фирмах, имеющихся в университетском бюро профориентации во время первого семестра последнего года обучения;
2) посещение известных фирм и получения полной информации о них в течение одного месяца;
3) сдача экзаменов (устных и письменных), организуемых фирмой;
4) получение официального назначения (после проведения экзаменов);
5) проведение официальных церемоний для принятых на работу (после получения диплома).

Исследования показали, что самые крупные фирмы пополняют свои трудовые ресурсы за счет самых престижных учебных заведений, а менее крупные контактируют с университетами второго, третьего, четвертого уровня.

По прогнозам специалистов, в США 4 % рабочей силы будет ежегодно переобучаться, а инвестиции в образование и переподготовку кадров будут возрастать. Роль государства в образовательном процессе в современных условиях существенно повышается. На уровне индивидуального субъекта деятельности государство способствует развитию прогрессивных форм собственности, прежде всего интеллектуальной, так как она стимулирует творческую активность людей по любому направлению деятельности, а также гарантирует доступность интеллектуального продукта как товара, институционализирует его как ведущую форму общественного накопления [3].

Прямые ежегодные затраты частного бизнеса в США в человеческий капитал возросли до 30 млрд долл., а полные частные и государственные затраты достигли 100 млрд долл. 76 % американских корпораций с числом занятых 500 и более человек имеют программы в области подготовки и переподготовки кадров. В 1990-х гг. различными программами внутрифирменного обучения были охвачены 50 млн человек. Особенно активно учатся во внерабочее время специалисты с высшим образованием - 12,2 млн, или 73 % общего числа, были охвачены различными формами образования взрослых. В подобном обучении участвовало также 57 % административно-управленческого персонала, 69 % техников, от 26 до 43 % рабочих в зависимости от квалификационного уровня. В конце 1990-х гг. около 70 % американских компаний использовали формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний это составило 95 % [6].

В США не так давно вступил в силу закон об инвестициях в рабочую силу, который предусматривает обеспечение граждан необходимой информацией для лучшей профориентации на рынке труда, выбора соответствующего направления профессиональной подготовки. Принятый закон в полной мере направлен на улучшение качества человеческого капитала за счет государственных инвестиций [1].

Отметим, что в США работники больше инвестируют в человеческий капитал, а в большинстве стран Западной Европы - в специфический. Среди причин - низкий уровень пособий по безработице, низкий уровень защиты занятости и высокий уровень безработицы в США по сравнению с европейскими странами. Американские работодатели не заинтересованы в инвестициях в специальные умения и навыки в связи с большими рисками упущенных выгод вследствие увольнений.

В США переподготовка и переобучение работников с высоким уровнем общих знаний, умений и навыков связана с меньшими издержками, чем в европейских странах. Это позволяет работодателям быстрее и с меньшими затратами адаптироваться к изменяющимся технологическим условиям производства и, следовательно, рынка труда.

Производственный труд перестает быть рутинным и становится креативным в полной мере (табл. 1).
В Европе наличие барьеров для работодателей в отношении увольнения работников увеличивает стимулы к инвестированию в специфический человеческий капитал, влияет на мотивацию самих сотрудников к накоплению специальных умении и навыков, создавая предпосылки для развития системы обучения на рабочем месте.

Анализ международного опыта доказывает необходимость государственной поддержки внутрифирменной подготовки кадров. Инвестиции в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания организации.

Таблица 1
Развитие креативного труда в экономике Японии и США*


*Составлено на основе: Развитие человеческого капитала - новая социальная политика: сб. научных статей. М. : Издательский дом «Дело» : РАНХиГС, 2013.

Очень большой потенциал в области человеческого капитала есть у российских вузов. В их составе действует множество научных лабораторий, где занимаются талантливые студенты и преподаватели, рождаются новые перспективные идеи. Но им «не потянуть» большого количества инновационных разработок и выпуска новых продуктов. Для этих целей российским вузам необходима поддержка. Многие промышленные предприятия сотрудничают с высшими учебными заведениями и оказывают поддержку юным ин- новаторам. Студенты и молодые ученые получают возможность применить свои знания на практике [2].

Инновационные технологии многих российских компаний востребованы не только в России, но и за рубежом. Однако основная проблема в том, что российские инноваторы не всегда четко понимают, как им действовать, как строится работа по коммерциализации идей. Кроме того, очень высока цена выхода на мировой рынок, например, на получение сертификатов и лицензий [5].

Многие экономисты рассматривают здоровье как часть человеческого капитала, обращая внимание на то, что поддержание и укрепление здоровья требует определенных инвестиций, в том числе в раннем возрасте. Необходимость постоянного обучения и развития персонала обусловлена рядом причин. К числу таких причин относят развитие науки и техники, динамику внешней среды, новые предложения конкурентов. Постоянное производственное обучение требует определенных инвестиций в человеческий капитал.

Наряду с человеческим капиталом такой показатель, как здоровье, рассматривается в Стратегическом социально-экономическом развитии России до 2025 г. Важнейшая составляющая данной стратегии - сохранение здоровья нации и развитие здравоохранения. В последнее время бюджетные ассигнования на здравоохранение были увеличены на 39 829,4 млн руб. и составили 513 044,3 млн руб. (Федеральный закон от 13 декабря 2014 г. № 257-ФЗ). В табл. 2. показан удельный вес расходов на образование и здравоохранение в ВВП в процентном отношении в различных странах.

Из табл. 2 видно, что страны придают большое значение инвестициям в человеческий капитал.

Следует отметить, что достаточно успешно в 2015 г. была реализована государственная политика в сфере здравоохранения. Как свидетельствует статистика, количество медицинских учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в рамках государственного задания, на протяжении последних пяти лет постоянно увеличивается.

Здравоохранение тесно связано с уровнем экономического развития, но имеет комплексный характер. Важность решения многих проблем как в образовании, так и в здравоохранении состоит в том, что необходимо не только сохранить, но и увеличить человеческий потенциал Российской Федерации.

Таким образом, инвестиции в человеческий капитал будут иметь для российской экономики существенное значение, так как являются главной детерминантой экономического роста, уровня и качества жизни людей.
Последние годы в здравоохранении России отмечаются значительные сдвиги в лучшую сторону, в частности, государство стало больше инвестировать в эту отрасль. Стали появляться новые лекарства, современное медицинское оборудование и изделия медицинского назначения, происходит строительство новых современных лечебно-диагностических центров. По нашему мнению, расходы государства на медицину должны составлять не менее 5 % внутреннего валового продукта.

Таблица2
Удельный вес расходов на образование и здравоохранение, %*


* Статистический сборник. Россия и страны мира. М., 2015.

Капитал здоровья является неотъемлемой частью человеческого капитала, инвестиции в который выражаются в сохранении работоспособности за счет уменьшения заболеваемости и увеличения продолжительности жизни населения. Уровень здоровья во многом зависит от качества услуг здравоохранения. Инвестиции в здоровье обеспечивают нормальный оборот рабочей силы в производстве.

Таким образом, для сохранения нынешнего человеческого капитала и приумножения его в будущем нужна серьезная финансовая поддержка, прежде всего, со стороны государства. Немаловажным является и повышение уровня и качества жизни населения страны, размеры душевых доходов различных слоев населения.
Инвестиции в человеческий капитал - это не только затраты, наращивающие человеческий капитал, но и расходы, связанные с миграцией и поиском работы, которые способствуют реализации человеческого капитала на рынке труда, повышая доходы работника.

Увеличение государственных инвестиций в человеческий капитал и поддержание их на высоком уровне в долях от валового внутреннего продукта является стратегически необходимым условием вхождения России в число передовых стран мира.

В настоящее время в России уже разработаны федеральные целевые программы, согласно которым проекты в области науки за 2013-2020 гг., которые должны будут обеспечить увеличение доли высокотехнологичных наукоемких отраслей в ВВП, оцениваются в 789 млрд рубл.; проекты в области образования - 282 млрд руб.; проекты в области здравоохранения - 857 млрд руб.; жилищные программы - 468 млрд руб.; региональные проекты - 877 млрд руб.

Спрос на высококвалифицированные кадры в обязательном порядке приведёт к модернизации системы образования. Повышение качества человеческого капитала предусматривает развитие системы непрерывного профессионального образования, повышение доступности и качества образования, подготовку кадров способных быстро реагировать на запросы рынка.

 
Библиографический список (References)

1. Лебедева Л.Ф. Политика трудоустройства социально уязвимых групп населения в США // США- Канада: экономика, политика, культура. 2011. № 9.
Lebedeva L.F. (2011) Politika trudoustroystva sotsial'no uyazvimykh grupp naseleniya v SSHA [Employment Policy for Vulnerable Groups of Population in the United States] // SSHA-Kanada: ekonomika, politika, kul'tura. № 9.
2. Мамаева Л.Н. Образовательный дизайн на предприятиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. № 2 (51).
Mamayeva L.N. (2014) Obrazovatel'nyy dizayn na predpriyatiyakh [Educational Design at Enterprises] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 2 (51).
3. Мамаева Л.Н. Новые горизонты образования и бизнеса // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55).
Mamayeva L.N. (2015) Novyye gorizonty obrazovaniya i biznesa [New Horizons for Education and Business] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 1 (55).
4. Мамаева Л.Н. Информационный аспект экономической безопасности // Информационная безопасность регионов. 2013. № 2 (13).
Mamayeva L.N. (2013) Informatsionnyy aspekt ekonomicheskoy bezopasnosti [Information Aspect of Economic Security] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 2 (13).
5. Манахова И.В. Информационное государство благосостояния: инновации для человека и общества // Информационная безопасность регионов. 2014. № 1 (14).
Manakhova I.V. (2014) Informatsionnoye gosudarstvo blagosostoyaniya: innovatsii dlya cheloveka i obshchestva [Information Welfare State: Innovations for People and Society] // Informatsionnaya bezopasnost' regionov. № 1 (14).
6. Смирнов В.Т. Рынок человеческого капитала. М., 2013.
Smirnov V.T. (2013) Rynok chelovecheskogo kapitala [Market of Human Capital]. Moscow.

"Информационная безопасность регионов" № 4(25) 2016

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (05.06.2017)
Просмотров: 320 | Теги: Человеческий капитал, инновации | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь